Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников
статья по математике (2 класс)
На сегодняшний день при организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах важно учитывать внутренний потенциал ребенка, развивать его индивидуальность и ориентацию на активное освоение учебного материала, изучению способов и методов применения их на практики. Таким образом, развитию познавательной деятельности способствует формирование условий для активизации познавательных интересов в учебно-воспитательном процессе, построение процесса обучения в соответствии с этапами познавательной деятельности, организация взаимосогласованной работы педагога, психолога, ребенка и родителей с целью развития познавательной стимуляции.
Г.И. Щукина утверждала: «Младший школьный возраст — это период впитывания и накопления знаний, период усвоения по преимуществу, подражательность многих действий и высказываний, повышенная впечатлительность, внушаемость, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять. Каждое из отмеченных свойств выступает у младших школьников своей положительной стороной. И в этом неповторимое своеобразие данного возраста».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников
На сегодняшний день при организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах важно учитывать внутренний потенциал ребенка, развивать его индивидуальность и ориентацию на активное освоение учебного материала, изучению способов и методов применения их на практики. Таким образом, развитию познавательной деятельности способствует формирование условий для активизации познавательных интересов в учебно-воспитательном процессе, построение процесса обучения в соответствии с этапами познавательной деятельности, организация взаимосогласованной работы педагога, психолога, ребенка и родителей с целью развития познавательной стимуляции.
Г.И. Щукина утверждала: «Младший школьный возраст — это период впитывания и накопления знаний, период усвоения по преимуществу, подражательность многих действий и высказываний, повышенная впечатлительность, внушаемость, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять. Каждое из отмеченных свойств выступает у младших школьников своей положительной стороной. И в этом неповторимое своеобразие данного возраста».
В.В. Давыдов утверждал: «Младший школьный возраст является важным для формирования основ познавательной деятельности: развитие произвольности, внутреннего плана действий, анализа и рефлексии. Познавательная деятельность в процессе обучения в начальной школе является ведущей. Ключевыми условиями, которые формируют активную познавательную позицию ребенка, являются гуманистическая, творческая, позитивная, эмоциональная и комфортная среда обучения».
Для развития познавательного интереса у учащихся начальных классов за всю историю его исследования разработано множество различных технологий, средств и методов. Ребенку в младшем школьном возрасте трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной работе, даже на интересной работе, которая требует активного умственного напряжения. В начальной школе важно помнить, что применение занимательных методик обучения на занятиях необходимо соблюдать меру, для избегания негативного результата. Необходимо правильное сочетание занимательного материала и незанимательного, что поможет не перегрузить ребенка новым материалом, т.е. утомив его. В качестве соблюдение данного равновесия хорошо подходят игры.
Посредством игровой деятельности мотивируется речевая деятельность, что обусловлено потребностью в вопросах, выяснение, опросе и доказательствах, так же активизирует стремлением ребенка к общению с одноклассниками и педагогом, формируя условия равенства и разрушая барьер между педагогом и обучающимся. Игра способствует преодолению барьера неуверенности, так как в игре каждый ребенок получает роль и должен активно ее отыграть.
Игра способствует развитию у детей таких умений и навыков, как умение начать беседу, поддержать и разорвать ее в нужный момент, соглашаться с мнением другого или правильно и четко его оспаривать, задавать уточняющие вопросы и целенаправленно слушать.
Игра оказывает положительное воздействие на формирование познавательного интереса у учащихся в начальной школе. Помогают развивать такие важные качества, как самостоятельность, инициативность, воспитание коллективизма. Дети участвуют в игре активно и увлечено работают, помогают и приходят к компромиссам. Педагог в свою очередь только управляет учебной деятельностью.
«Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - говорил известный советский педагог Л.Р. Вартанова .
В процессе игры усилия ребенка ограничены и регулируются с помощью усилий других членов игры. В процессе решения задачи-игры ребенку важно координировать собственное поведение с поведением команды, стать активнее остальных, правильно нападать и защищаться, помогать, а иногда и вредить, планировать и предугадывать свои действия и результаты. Таким образом, игровая деятельность является важным социальным и коллективным опытов в жизни ребенка, воспитывая социальные навыки и умения мыслить в трудных ситуациях. Посредствам правил в игре педагог организует социально жизненные ситуации, воспитывая ребенка их решать.
По мнению Л.С. Выготского, игра является целесообразной и разумной, планомерной, подчиненной правилам и социально-координированной системе поведения ребенка. По показателю затраты энергии она схожа с трудовой затратой взрослого человека. То есть, психологическая природа трудовой и игровой деятельности в целом схожа, хотя и объективно это разные понятия, что говорит о том, что для ребенка игровая деятельность играет аналогичное значение, как и труд для взрослых.
Рассмотрим наиболее эффективные дидактические игры для младших школьников с целью развития познавательного интереса:
1. Речевые разминки. Данный метод строится на проблемной ситуации. Ребенку необходимо найти решение поставленной задачи посредствам вопроса у одноклассника или педагога, диалога-драматизации стихотворений, диалоги реальных лиц, диалоги растений и животных, диалог оживленных предметов, сцены пантомимы.
2. Задачки на логику: отгадывание загадок, чтение рассказа-загадки с ответами на вопрос, решение проблемных вопросов посредствам логики, ребусы;
3. Творческие задачки: сюжетные и описательные рассказы на основе восприятия, обобщения знаний, сравнения явлений, рассказы-этюды, рассказы-сочинения, рассказы-диалоги (т.е. передача мнения ребенка, выход за рамки изученного, размышление); учебно-ролевые игры на основе создания воображаемой ситуации, игры-диалоги, переделка сказок.
В целях активации познавательной деятельности необходимо, чтобы игра заключалась в реализации следующих действий: поиск, размышление, планирование действий, сотрудничество, адаптация, выплеск собственных идей.
При применении дидактических игр в образовательной деятельности важно учитывать возрастные и умственные способности ребенка. Так применение трудных вопросов и заданий важно вводить постепенно, познакомить таким образом ребенка с азами. Педагог должен тщательно отбирать материал для игры и правильно их сопоставлять, так одни задачи будут направлены на развитие воображения и чувства, а другие на наблюдательность, сообразительность и умение привлекать изученный на уроках материал.
В процессе игры педагог должен контролировать процесс игры, наблюдая и внося замечания в лист, который будет озвучен детям после игры. Иногда педагог может участвовать в игре вместе с детьми, взяв на себя одну из не главных ролей, помогая детям наладить речевой контакт и обстановку в группе в целом. В последующем необходимость участия педагога в игре отпадает, но контроль и наблюдение за игрой остаются.
Чтобы игра была эффективной и сопутствовала появлению положительных эмоций важно педагогу наладить контакт с учащимися. Именно благоприятная обстановка в классе, доброжелательность участников помогут в проведении эффективной работы. Познавательная деятельность активизируется при взаимодействии познания, предметно-практической деятельности, игры и общения. Так ребенок имеет возможность и стремление стать субъектом работы. Важно, чтобы содержание и формы учебно-воспитательного процесса удовлетворяли те потребности, которые являются источником активности ребенка.
В начальной школе можно применять такие игровые методы:
игры-соревнования, игры-задачи, игры-предложения, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, игры-беседы, игры-поручения.
Активизации мыслительной деятельности у младшего школьника способствуют: приемы зрительной, слуховой и двигательной наглядности; занимательные вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочность, соревнования.
Основная ценность игры заключается в том, что в процессе её выполнения ребенок в большей мере учится самостоятельно, помогает другим и оценивает свою работу.
Ребенок в начальной школе еще испытывает некий психологический стресс из-за резкой смены деятельности. В дошкольном возрасте основной его деятельность – была игра. Переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Именно по этой причине важно внедрение игровой деятельности в учебный процесс, которая создаст оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника.
Игровая деятельность в начальной школе делится на две большие группы: ролевая и дидактическая.
В процессе ролевой игры дети получают определенные роли, знакомятся с сюжетом. Ролевые игры помогают развитию воображения, навыков общения, творческого мышления и уверенности в своих действиях.
Дидактические игры сопутствуются сводом правил и условий. Их делят на наглядные и словесные. Среди дидактических выделяются сюжетные игры, например «Магазин», «Почта», где в рамках заданного сюжета дети не только решают дидактическую задачу, но и выполняют ролевые действия.
Мишечкина Н. А. утверждала: «Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения».
Дидактические игры выступают в качестве средства, обеспечивающие занимательность обучения и положительный эмоциональный настрой. Применение их может происходить на разных этапах урока: этап обучения, этап закрепления знаний, этап проверки. Отличительной характеристикой дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая зачастую применяется в качестве основы метода. Работа ребенка в процессе дидактической игры формализована, то есть, сформированы четкие правила и требования, система оценивания и порядок действий.
Дидактическая игра содержит три компонента:
1. Дидактическая цель – это основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить.
2. Игровое правило - это условие игры, определяющее, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко.
3. Игровое действие представляет собой основную «канаву» игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать, передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п.
Таким образом, дидактическая игра:
- выполняет обучающую задачу, которая вводится как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей;
- предполагает использование учебного материала, который составляет содержание и на основе которого устанавливаются правила игры;
- игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде.
Дидактическая игра как метод учебно-воспитательной деятельности, подразумевает, что педагог объясняет правила игры на основе учебной задачи, а дети в процессе игры, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания. Так формируется познавательный интерес к предмету.
Игры могут быть основаны на сюжете, на диалоге, на применение предметов или настольно-печатные игры.
Основными функциями игр является:
- обучающая;
- воспитательная (развитие личности, его мышления и индивидуальности);
- ориентационная (ориентация в ситуациях, применение подходящих действий);
- мотивационно-побудительная (стимуляция познавательной деятельности).
Дидактические игры важно организовать на завершающем этапе изучения материала в качестве формы повторения материала. Причиной тому является тот факт, что ребенок не владеет всеми знаниями и умениями для их решения.
Уроки-игры характеризуются такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Автор разделяет их на учебно-ролевые и соревновательные. Для первых характерно максимальное включение воображения. Они разделяются на несколько видов:
1) с принятием учащимися определенных ролевых функций масок (по типу «Следствие ведут знатоки», «Круглый стол», «Суд» и т. п.);
2) с использованием сказочного сюжета
3) с фантазированием (например, на уроке-зачете по математике в игре «Мы - альпинисты» нужно взять «эту» высоту);
4) деловые игры - основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной деятельности, например, в начальных классах на уроке русского языка может быть проведена игра «Редакция».
Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесс а, включающая четыре этапа:
1. Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.
2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий» оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.
Итак, для педагога игровая деятельность является одним из эффективных методов активизации познавательной деятельности детей, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной работе, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»
Дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы
Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников
Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников
Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....
Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников
Рассмотрим наиболее эффективные дидактические игры для младших школьников с целью развития познавательного интереса:1. Речевые разминки. Данный метод строится на проблемной ситуации. Ребенку необходим...
Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников
На сегодняшний день при организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах важно учитывать внутренний потенциал ребенка, развивать его индивидуальность и ориентацию на активное освоение у...
Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников
На сегодняшний день при организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах важно учитывать внутренний потенциал ребенка, развивать его индивидуальность и ориентацию на активное освоение у...