Тема "Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2" (2 класс)
план-конспект урока по математике (2 класс)

Леоненкова Ангелина Максимовна

Конспект по математике. 2 класс. Тема "Табличное умножение и деление. ножение числа 2 и на 2"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 22.04.2021        

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1

Класс:

Учитель: Булохова Н.Н.

Студентка: Леоненкова А.М. 

Учебный предмет: Математика

Образовательная система: Школа России

Тема: Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2

Тип урока: открытие нового знания

Цели:

Содержательная:  создание условий для знакомства учащихся с с таблицей умножения и числом 2

                  Деятельностная: научить учащихся составлять таблицу умножения с числом 2 .  

Образовательные:

  1. Формировать умение называть компоненты умножения и деления;
  2. Закреплять умения заменять сложение одинаковых слагаемых умножением и наоборот;
  3. Создать условия для совершенствования умения решать текстовые задачи изученных видов с помощью компонентов умножения и деления;
  4. Создать условия для совершенствования вычислительных навыков.

Воспитательные:

  1. Формировать навык самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности;
  2. Создать условия для формирования интереса к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способам познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики.

Развивающие:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  3. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения..
  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  5. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  6. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Умение формировать умение называть компоненты умножения и деления;
  2. Умение закреплять умения заменять сложение одинаковых слагаемых умножением и наоборот;
  3. Умение создать условия для совершенствования умения решать текстовые задачи изученных видов с помощью компонентов умножения и деления;
  4. Умение создать условия для совершенствования вычислительных навыков.

Личностные:

  1. Умение формировать навык самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности;
  2. Умение создать условия для формирования интереса к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способам познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  2. Умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Регулятивные УУД:

  1. Умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения..
  2. Умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  2. Умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Оборудование:

План урока:

  1. Этап мотивации
  2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Математический диктант

2.2. Восстановление закономерности

2.3. Решение примеров

  1. Этап выявления места и причины затруднения

      Проведение игры-соревнования

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения
  2. Этап реализации построенного проекта

      5.1. Составление таблицы умножения

      5.2. Работа по учебнику (правило)

      5.3. Вычисление выражений

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

      Устное вычисление задачи

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

      Самостоятельное вычисление

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

      Работа на полях учебника

  1. Этап рефлексии учебной деятельности

      Домашнее задание

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Максимовна, сегодняшний урок математики проведу у вас я. Присаживайтесь.

1.2. Проверка готовности к уроку

-Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник, раздаточный материал.

1.3. Этический заряд

- В этот солнечный день я шла к вам на урок и наблюдала за красивым ясным небом, за тем, как плывут белые и пышные облака по нему, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок в классе станет теплее. И все с удовольствием будут работать на уроке. 

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Фронтальная

 

Л1;

Л2

2. Этап актуализации и фиксирование затруднений

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1 Математический диктант  

- Ребята,  наш урок, мне бы хотелось начать с математического диктанта.

- Обратите внимание слайд.

-Вам нужно ответить на вопросы, ответ записывайте в строчку.

1. Замените сумму 23 + 23 + 23 + 23 + 23 произведением. 

2. Замените произведение 42 • 2 суммой.

  1. Какое число повторяется слагаемым в произведении 56 • 33? 

  1. Сколько раз повторяется слагаемое в произведении 4 6?

  1. Замените произведение 11•3 суммой и найдите значение.

  1. Замените сумму 21+21+21+21   произведением.

  1. Что больше: 15+15+15 или 15•2?

  1. Запишите произведением  предложение: число 5 повторяется слагаемым а раз.

- А сейчас, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и  проверьте, всё ли выполнено верно.  

- Если  нет ошибок, поставьте рядом +. Если были ошибки, то поставьте -.

- Поднимите руку те, у кого всё правильно.

-  Молодцы.

- Остальным я желаю быть внимательнее.

2.2 Восстановление закономерности

- Найдите закономерность в каждой строке и продолжите ряд чисел:

6, 9, 12, 15, …

14, 21, 28, …        

9, …, 27, …, 45, …, 54, …, 72, …

2.3. Решение примеров

- Запишите выражения, замените умножением, если это возможно. Те выражения, которые нельзя заменить умножением - посчитайте

7+8+8+7=

17+13+4+4+4=

2+2+2+2+2=

9+6+6+6+6=

5+5=

1+2+3+4+4+1=

9+9+9+9+9+9+9+9+9+=

 

-Почему вы выражения из третьей, пятой и седьмой строчек объединили в одну группу?

23*5

-

42+42

56

6 раз

11+11+11=33

21*4

15*3

5*а

Взаимопроверка

(на слайде)

- В первой строке ответы таблицы умножения на 3.

- Во второй – таблица на 7.

- В третьей – таблица на 9.

- мы можем заменить их умножением

Фронтальная

Парная

Индивидуальная

Л1;

Л2;

П1;

П2;

К1;

К2

П2

Л2

К1

П2

Р2

К1

К2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Проведение игры-соревнования

 - Я сейчас буду читать вам задачки, а ваша задача поднять карточку с правильным ответом. Слушайте внимательно

-У кати в альбоме 2 страницы по 9 наклеек на каждой. Сколько наклеек у Кати?.

-1 наклейка стоит 2 р. Сколько нужно заплатить за 7 таких наклеек?

-В автобусе 6 пар пассажиров. сколько билетов нужно продать кондуктору?

-Учитель раздает карточки с заданиями. сколько карточек надо раздать, если всего 8 парт в кабинете, за каждой партой сидят по 2 ученика.

-Какой множитель повторялся во всех задачах?

- Как вы думаете, что можно сделать, чтобы быстро находить ответ в таких задачах? 

-18

-14

-12

-16

-2

Фронтальная, парная

Л1;

Л2;

П1;

К1;

К2;

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- С помощью чего мы смогли с вами решить все эти задачи?

- Попытайтесь сформулировать тему и цель урока. Как вы думаете, какова она будет, если мы с вами работали с таблицей умножения на уроке

- Какие задачи мы перед собой поставим? Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели

- С помощью т.у.

Формулируют тему, цель, задачи урока

- Мы будем решать примеры и задачи

Фронтальная

Р1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

 5.1. Составление таблицы умножения

(Каждый ученик получает разлинованый листок: 3 столбца, 10 строк)

- Нарисуйте в 1 столбике в 1 строке 2 круга.

- Сколько раз повторяется по 2 круга? (1)

- Какое выражение получится? (2*1)

- Запишите выражение во второй столбик

- В третий столбик запишите ответ (2)

- Теперь нарисуйте еще 2 круга в первом столбике во 2 строке.

Сколько всего кругов мы уже нарисовали?(2 раза по 2 круга)

- Какой выражение получится? (2*2)

- Запишите его во второй столбик

- Вычислите ответ, запишите в третий столбик (4)

(аналогично проделывается дальше)

 2*1

2

2*2

4

2*3

6

2*4

8

2*5

10

2*6

12

2*7

14

2*8

16

2*9

18

2*10

20

Физкультминутка

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,        

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

5.2. Работа по учебнику

- Давайте все вместе составим таблицу умножения, прочитайте второй столбик, который получился в ваших карточках.

- А теперь отройте свои учебники на странице 80-ой, рассмотрите рисунок, посмотрите на таблицу, которая находится в рамочке в учебнике.

- Что вы можете о ней сказать?

- Почему же тогда результат не изменился?

- Прочитайте информацию, которая написана под рисунком и таблицей в учебнике.

 5.3. Вычисление выражений

- Посмотрите на задание под №1. В данном задании нам нужно вычислить значение выражения.

- Какое первое действие мы будем выполнять?

- Какое второе?

- Кто желает проговорить первый пример? Второй?

- Хорошо, первый вариант от окна запишет второй столбик примеров и решит его самостоятельно в тетради, а второй вариант будет работать над 3 столбиком.

- Проверяем

- Ребята, поднимите руки те, кто доволен своей скоростью вычислений

- Ведь таблица умножения не всегда будет под рукой, скажите, что же нам нужно сделать в таком случае

(числа находятся на разных местах)

(от перестановки множителей, результат произведения не изменится)

(умножение)

(сложение/вычитание)

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Л1;

Л2;

П1

П2

Р2

П2

К2

Р1

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

Устное вычисление задачи

- Прочитайте задание под №2. Что мы узнаем, если 2 умножим на 3, на 5?

- Что мы узнаем, если разделим 10 на 2.

( сколько муки в 3 пакетах, в 5)

(пакетов понадобится)

 

Фронтальная

Л1;

Л2;

П2

К1

Пр1

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Самостоятельное вычисление

- Взгляните на упр. №4, как вы думаете, что предлагается нам сделать в этом задании?

- Чем мы будем пользоваться при  выполнении этого задания?

- Давайте попробуем решить первый пример.

- Кто может объяснить его?

- Кто может аналогично объяснить 2 пример?

- Какие действия мы сначала будем выполнять в примерах из 2-го столбика?

- Взгляните на 3 столбик, как мы будем выполнять вычисления там?

- Выполните, пожалуйста, вычисления по вариантам, 1-й запишет в тетради 1-ю строку 2 и 3 столбика, а 2-ой вариант 2-ую строку 2 и 3 столбика.

(вычислить значения выражений)

(таблицей умножения)

(60 – 6 десятков. 6:6 = 1, т.е. 10 дес.)

(в скобках)

(мы будем вычитать по очереди)

Индивидуальная

Фронтальная

К1;

К2;

П2;

Л2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Работа на полях учебника

- Взгляните на поля, что там изображено?

- Сейчас я вам предлагаю взглянуть в упр. №5 и выяснить, зачем же автор учебника поместил на поля ягоды вишни.

- Что же нам необходимо сделать?

- Но не просто высчитать, а как мы должны это сделать?

- Сколько ягод вишни на одной веточке?

- Давайте высчитаем.

- Сколько ягод вишни у нас получилось?

 

(вишня)

(высчитать сколько ягод изображено на рисунке)

(прибавляя по 2)

Фронтальная

К1;

Р2;

П2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Ребята, какую цель мы перед собой поставили в начале урока?

- Достигли мы с вами этой цели?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какое задание запомнилось вам больше всего?

- Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.  

Домашнее задание: выучить таблицу умножения на 2, № 3

Оценивают свою работу на уроке

Фронтальная.

Индивидуальная

Л1;

Л2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 2 класс Школа России по теме "Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2."

Конспект урока по математике по теме "Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2." + презентация...

Конспект урока по математике "Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2" (1) (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 2; знакомство учащихся с таблицей умножения числа 2 и составление табли...

Конспект урока по математике "Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2" (2) (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 2; знакомство учащихся с таблицей умножения числа 2 и составление табли...

Конспект урока по математике "Табличное умножение и деление. Умножение числа 3 и на 3" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 3; знакомство учащихся с таблицей умножения числа 3 и составление табли...

Конспект урока по математике "Табличное умножение и деление. Умножение числа 3 и на 3" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  закрепление умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 3; закреплять навыки решения задач на умножение и деление.Планируе...

Конспект урока математики «Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2.» (УМК "Школа России, 2 класс)

Тема: «Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2.»Цели деятельности учителя: формирование умений составлять таблицу умножения на 2; совершенствование навыка устного счета и у...