Урок "Сантиметр"
учебно-методический материал по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: "Сантиметр"
Цель:
- Познакомить с использованием сантиметра для измерения длины, упражнять в измерении и сравнении.
- Развивать математическую речь, внимательность, наблюдательность.
- Воспитывать интерес к предмету, к чтению, любовь к животным, аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: выставка книг, сказочные герои, геометрический материал, полоска в 1 см.
Ход урока
I. Организационный момент
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Нас торопит в класс,
Математика у нас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра.
II. Устный счет
Сегодня на уроке к нам пришли герои из произведения Григория Остера. “38 попугаев”.
(Портрет автора, выставка книг.)
Г. Остер
Вы знаете, что в этой замечательной книге мартышка проводит гимнастику для своих друзей, а сегодня она хочет провести гимнастику для нас. Гимнастику ума.
Слайд 1, 2, 3, 4 (см. Приложение)
1. Игра, “Какие карточки перевернуты?”.
8 |
| 6 | 5 |
|
| 2 |
– Какой карточки в этом ряду не хватает?
2. Игра “Пятый лишний”.
1 | 8 | 5 | А | 7 |
3. Игра “Найди нужную запись”.
(На доске иллюстрации 2 банана и 2 банана, 6 ананасов из них 3 съедены.)
5 – 3 | 1 + 4 | 2 + 2 | 4 – 2 | 2 + 3 | 6 – 3 |
Прочитайте по разному:
6 – 3 | 2 + 2 |
Молодцы! Справились с эти заданием.
III. Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравиться нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
IV. Изучение нового материала
1. Ребята, что-то наша мартышка притихла, к чему-то прислушивается. Послушайте, кто-то ползет.
Правильно ползет удав. (Иллюстрация удава).
– Какой комплимент ему сказала мартышка?
– Что хотел узнать удав?
– Кто из друзей ему помог? Как?
– Кем был измерен удав?
38 – попугаев, 5 – мартышек, 2 – слоненка.
– Почему удав получился разной длины?
Правильно, чем больше мерка, тем меньше число и на оборот.
– Чем мы можем измерить длину класса?
Так вот, ребята, чтобы не ошибаться, используют общие для всех стран единицы измерения. Одной из них является сантиметр (см ). (На доске появляется запись сантиметр см.)
Слайд 5
Сантиметр – это единица измерения.
Рассмотрите мерку в 1 см.
– Положите полоску на лист тетради.
– Сколько клеток она занимает?
(Показать на доске.)
Практическая работа.
- Что такое отрезок?
Задание приготовил попугай. (Иллюстрация попугая).
Измерьте красный отрезок, зеленый, черный. Сколько раз по 2 клеточки поместилось?
(На доске начерчены такие же отрезки, и учитель записывает длину каждого отрезка.)
Красный отрезок – по 2 3 раза. Значит 3 см.
(Запись на доске.)
Зелёный – по 2 4 раза.
Чёрный – по 2 5 раз.
слайд 6
Сравните красный и зелёный отрезки. | 3 см < 4 см |
Вывод: единицы длины можно сравнивать. А так же складывать и вычитать.
– Как измерить отрезок линейкой? Давайте вспомним, как попугай измерял удава?
(На доске показать детям, как правильно прикладывать линейку, чтобы измерить отрезок).
Слайд 7
– Какой отрезок больше? Меньше?
V. Закрепление
А теперь послушайте задание слонёнка. (Иллюстрация слонёнка).
Начертите отрезок 4 см. Ниже начертите отрезок на 1 см короче.
– Чему равен второй отрезок?
– На сколько клеточек он короче?
VI. Итог урока
– С какой единицей измерения познакомились?
– Сколько клеточек занимает 1см?
– Кто был у нас в гостях?
– Кто автор произведения “38 попугаев”?