Познавательно - исследовательский "Ребусы -зарядка для ума"
проект по математике (1 класс)

Голосова Ирина Александровна

Познавательно-исследовательский проект "Ребусы - зарядка для ума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebusy_pasport.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

  Паспорт проектной работы на примере работы

«Ребусы- зарядка для ума»

Название проекта

 «Ребусы- зарядка для ума»

Руководитель проекта  

 Голосова И. А.

Состав проектной группы

Обучающиеся 1-А класса

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

Математика

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

   Обучение грамоте.

  Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

6 - 7 лет

Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся

Познавательно - исследовательский

Мотивационный компонент

Работа с ребусами – интересная зарядка для ума.

Гипотеза

Подтвердить ,действительно ли, ребусы помогают развитию логического мышления(полезны для ума).

Тип проекта по  предметно-содержательной области

Выполняется на уроках и во внеурочное время

По продолжительности выполнения

Средней продолжительности (8 недель)

Цель проекта (для учеников):

Выяснить, что такое ребусы, научиться их решать и составлять.

Задачи проекта:

Собрать и изучить материал про ребусы.

Изучить материалы о том, как решаются ребусы.

Выявить, в ходе проекта, какой процент учащихся начальной школы  знает и может решать ребус.

Привлечь интерес учащихся к решению ребусов.

Объект исследования

Математические ребусы

Предмет исследования

Методы и способы составления и решения ребусов.

Результат работы

Математика всегда считается трудным к восприятию предметом.

Способности учащихся к запоминанию учебного материала очень разные.

Данная работа будет полезна и интересна тем, что составление и разгадывание ребусов при изучении математики позволяет учащимся развивать внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление, сделать процесс обучения более интересным.

Этапы работы над проектом

  1. Познакомиться с историей возникновения ребусов и их видами.
  2. Узнать основные правила составления и разгадывания ребусов.
  3. Научиться самим составлять ребусы.
  4. Провести анкетирование среди учеников начальной школы с целью выяснить, умеют ли, любят ли ребята разгадывать и составлять ребусы.

Аннотация

Данный проект является первой серьёзной самостоятельной работой

учащихся 1-А класса.

В процессе работы над проектом ребята должны были не только познакомиться с историей возникновения ребусов, но и научиться их разгадывать, составлять. Научиться работать с различными источниками информации, делать выводы, то есть использовать в своей работе знания о строении  типов речи – повествование и рассуждение.

В проекте были использованы элементы исследования видов ребусов ,правил их разгадывания. В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с текстовыми и электронными  источниками информации. В процессе поиска исторических фактов, их анализа, логическом выстраивании формировалось критическое мышление детей. Работа в группах, взаимодействие со взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию речевой и коммуникативной компетенциям.  Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки слайдовой презентации.

Приводится список используемой литературы

 Библиографический список.

   

Задачи проекта:

1. Выяснить, что такое ребусы.

2. Собрать и изучить материалы о том, как решаются ребусы.

3. Выявить, в ходе проекта, какой процент учащихся начальной школы  знает и может решать ребус.

4. Привлечь интерес учащихся к решению ребусов.

Гипотеза:

Подтвердить, действительно ли, ребусы помогают развитию логического мышления (полезны для ума).

Практическая ценность:

Эта работа будет полезна людям всех возрастов, так как разгадывать ребусы не только интересно, но и способствует развитию логического мышления.

Этапы работы:

1. Познакомиться с историей возникновения ребусов и их видами.

2. Узнать основные правила составления и разгадывания ребусов.

3.  Научиться самим составлять ребусы.

4. Провести анкетирование среди учеников начальной школы с целью выяснить, умеют ли, любят ли ребята разгадывать и составлять ребусы.

5. Сделать вывод на основе проделанной работы.

Из истории:

Слово "ребус" в переводе с латинского - "Не словами, а при помощи вещей"). Это загадка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками.

В России ребусы появились позднее - середине 19 века.

Правила составления и разгадывания ребусов:

Правило 1

        Название всех изображённых на рисунках предметов надо читать только в именительном падеже и единственном числе.

Правило 1

    Но, если на картинке изображена пара ног, глаз или несколько фруктов, автор ребуса наверняка хочет, чтобы вы прочитали слово во множественном числе.  

Правило 2

Часто предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий. Умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов.

Правило 3

Если слева или справа от нарисованного предмета одна или две запятых, это значит, что в начале или в конце слова надо отбросить одну или две буквы.

Правило 4

Если над рисунком стоят цифры, тогда и буквы из названия нарисованного предмета надо читать в порядке этих цифр.

Правило 5

Буквы в ребусах дополняют картинки и помогают создавать более сложные головоломки. Если одна или несколько букв стоят слева или справа от картинки, значит их нужно добавить к слову в начале или в конце.

Правило 6
Если нарисован предмет, а около него или над ним написана зачёркнутая буква, это значит, что эту букву надо исключить из названия нарисованного предмета.

                                                         

Правило 7

Если над перечеркнутой буквой или рядом с ней написана другая буква, то в названии предмета читается буква, стоящая над зачёркнутой или рядом с нею.

Правило 8

Знак «=» между двумя буквами означает, что букву из слова на картинке нужно заменить на ту, которая стоит после «=».
Правило 9

Если одна буква, слог или слово стоит над другим, читать их надо с предлогами «НАД» или «ПОД».

Правило 10

Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за» или «перед».

Правило 11

В одну букву может быть вписана другая или несколько. В этом случае используем предлог «В».

Правило 12

Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:

Результаты анкетирования

Умеете ли Вы разгадывать ребусы?

Да -43

Любите ли Вы разгадывать ребусы?

Да -38  Нет – 5

Умеете ли Вы составлять ребусы?

Да – 12 Нет- 33

Вывод:

Эта работа представила для нас большой интерес. В результате работы мы научились по правилам разгадывать и составлять ребусы. Составлять самим ребусы оказалось не менее интересно. Мы научились искать необходимые картинки в интернете, оформлять их на бумаге, а также представили ребусы в виде буклета.

Мы научились искать необходимые картинки в интернете, оформлять их на бумаге, а также представили ребусы в виде буклета.

Мы научились искать необходимые картинки в интернете, оформлять их на бумаге, а также представили ребусы в виде буклета.

Но самое главное, мы поняли, для того чтобы разгадывать и составлять ребусы, нужно быть внимательным, думать, а это и есть самая лучшая зарядка для ума.

Составление и разгадывание ребусов способствует развитию ума и делает учёбу увлекательной.

        Нам предстоит ещё научиться оформлять ребусы на компьютере


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Что такое снег? » познавательно – исследовательский 2-ая младшая группа.

Проект «Что такое снег? » познавательно – исследовательский 2-ая младшая группа....

Познавательно-исследовательский, творческий проект: «Ах, ты Зимушка - Зима».

В ходе реализации данного проекта участники имеют возможность получить и расширить индивидуальный опыт общения с природой и навыки взаимодействия в классе. В сфере...

Методическая разработка по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Данная работа направлена на развитие экспериментально – исследовательской деятельности детей 5-7 лет. Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразны...

Познавательно-исследовательское занятие "Свет, да будет свет!"

Познавательно-исследовательское занятие в рамках Международного года света и световых технологий в целях поддержки инициативы ЮНЕСКО, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций (...

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобла...