Статья "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"
статья по математике

Спорыхина Лилия Александровна

Использование ИКТ на уроках в начальной школе + презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках в начальной школе

В связи с тем, что XXI век — это век высоких компьютерных технологий, учитель  должен стать координатором информационного потока, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Для этого учителю необходимо знать и владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями.

Одна из главных задач в работе учителя начальной школы - расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности обучающихся и развитие их устной и письменной речи.

          Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вносится новое звено – «компьютер», а в школе применяется термин «компьютерное обучение». Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко может быть реализована в трех вариантах:

  • как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
  • как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);
  • как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).

Для достижения основных образовательных целей учителю начального звена необходимо использовать в своей практике, в первую очередь, информационно-коммуникативные технологии, которые позволяют достаточно ярко, образно и наглядно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему. В этом поможет  разнообразная наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыка, анимация).

Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к такому  трудному  предмету,  как  математика, также помогают ИКТ.

Очевидно, что с применением ИКТ на уроках математики обучающиеся заинтересованы, приобщены к творческому поиску, активизирована мыслительная деятельность каждого, возрастает интерес к изучению предмета. У детей легче формируются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные УДД. Из скучного однообразного процесса урок превращается в творческий, а эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

К современным УМК прилагаются электронные приложения, но учитель может предложить и свои методические разработки. Использовать ИКТ, а конкретно мультимедийные презентации, на уроках математики можно при изучении различных тем и на любом этапе урока. В презентацию можно включать как теоретический материал (чертежи, схемы, таблицы, изображения), так и практический (подборка упражнений). Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству задач, выполнить схему, использовать таблицу и т.д. Задания могут быть направлены на индивидуальную, парную и групповую работу.

С помощью слайдов, созданных в программе Microsoft Office Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и многое другое.

Созданная в программе Microsoft Office Power Point мультимедийная презентация с гиперссылками позволяет группировать в себя материал по разным темам, по разным формам работы, по разным целям и т.д.

В пример мы можем привести мультимедийную презентацию, которая была сделана для урока математики в начальной школе, опираясь на разнообразные формы работы обучающихся (индивидуальная, парная и групповая). Она включает в себя текстовые задачи на движение. Такие задания способствуют наглядному восприятию материала, формированию образов и лучшему  запоминанию, а также формированию УУД.  

Мы предлагаем следующие задания для 4 класса для изучения темы «Решение текстовых задач на движение», которые содержит в себе мультимедийная презентация с гиперссылками, сформированная опираясь на следующие формы работы:

  1. Для индивидуальной работы «Составь условие по схеме»

Схема 1.

  1. Для работы в паре – задание «Верно или не верно»

1. Задача «Автомобиль проехал 150 км со скоростью 50 км/ч. Какое время он затратил на путь?» решается умножением.

2. «Из пункта А в пункт В выехали одновременно навстречу друг другу два автомобиля. Один двигался со скоростью 60 км/ч, другой – 80 км/ч. Затратив на путь одинаковое количество времени, они встретятся ровно посередине пути».

3. Зная расстояние между двумя населенными пунктами и временем, которое необходимо затратить на путь, можем узнать скорость движения с помощью арифметического действия «деление».

4. Обозначения  V, t, S используются при решении задач на движение в одном направлении.

5. Составьте по одному подобному высказыванию самостоятельно. Предложите свое задание соседу по парте.

  1. Для работы в группе – задачи с недостающими или искаженными данными.

1)        Легковой автомобиль движется со скоростью 60 километров в час (км/ч). Какое расстояние он проедет за 3 часа?

2)        Какое время затратит велосипедист, если он должен преодолеть 45 килограмм со скоростью 15 часов?

3)        Известно, что река очень длинная. Сколько времени потребуется туристу, если будет двигаться со скоростью 60 км /ч.

4)        Найди скорость улитки, которая проползла 35 м за 7 километров.

Таким образом, применяя ИКТ на уроках в начальной школе, дети приобщены к творческому поиску, увеличивается интерес к предмету, происходит развитие воображения, самостоятельности, а значит, повышается уровень их знаний и мотивация к процессу обучения.  

Литература:

  1. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.
  3. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.
  4. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. -  №7. – С. 30 – 32.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текстовые задачи на движение

Слайд 2

Содержание Один Пара Группа

Слайд 3

Работай один «Подумай и объясни» «Доделай задачу и реши ее» «Составь задачу по схеме» Назад

Слайд 4

«Подумай и объясни» Маша и Оля летом отдыхали в одном лагере и там очень подружились. Перед отъездом домой Оля пообещала Маше, что будет приезжать к ней в гости. Маша живет в городе Борисоглебск, а Оля – в городе Воронеж. Расстояние между городами примерно 240 км. Добраться из одного города в другой можно на автобусе и на поезде. Как вы думаете, каким видом транспорта Оля доберется быстрее? Почему? Назад

Слайд 5

«Доделай задачу и реши ее» Из одного пункта в одном направлении одновременно выехали два автомобиля. Скорость первого автомобиля 50 км/ч, а второго больше. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?» Назад

Слайд 6

«Составь задачу по схеме» Москва Воронеж 90 км/ч 540 км Назад

Слайд 7

Работай в паре «Верно / неверно» «Составь задачу по схеме» Назад

Слайд 8

«Верно / неверно» Задача «Автомобиль проехал 150 км со скоростью 50 км/ч. Какое время он затратил на путь?» решается умножением. Верно Неверно Далее

Слайд 9

«Верно / неверно» Иван сказал «Легковой автомобиль со скоростью 70 км/ч проехал 280 км, а грузовой автомобиль со скоростью 50 км/ч проехал 200 км. Грузовой автомобиль затратил на дорогу больше времени, чем легковой автомобиль » Верно Неверно Далее

Слайд 10

«Верно / неверно» «Из пункта А в пункт В выехали одновременно навстречу друг другу два автомобиля. Один двигался со скоростью 60 км/ч, другой – 80 км/ч. Затратив на путь одинаковое количество времени, они встретятся ровно посередине пути» Верно Неверно Далее

Слайд 11

«Верно / неверно» Условие задачи на движение можно представить в виде таблицы или схемы Верно Неверно Далее

Слайд 12

«Верно / неверно» Зная расстояние между двумя населенными пунктами и временем, которое необходимо затратить на путь, можем узнать скорость движения с помощью арифметического действия «деление». Верно Неверно Далее

Слайд 13

«Верно / неверно» «Человек прошел 3 км и 2 км пробежал. Какое время он затратил на путь?» это сообщение является задачей Верно Неверно Далее

Слайд 14

«Верно / неверно» «Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 300 км, выехали два автомобиля. Через 3 ч расстояние между автомобилями стало 120 км» эта задача на встречное движение Верно Неверно Далее

Слайд 15

«Верно / неверно» Обозначения V , t , S используются при решении задач на движение в одном направлении Верно Неверно Далее

Слайд 16

«Верно / неверно» Задача «За 3 часа катер прошел путь расстоянием в 210 км. Какое расстояние оно пройдет за 5 часов, если его скорость увеличится на 5 км/час?» решается в два действия Верно Неверно Далее

Слайд 17

«Верно / неверно» « Из одного пункта в одном направлении одновременно выехали два автомобиля. Скорость первого автомобиля 50 км/ч, а второго в 2 раза больше. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?» это сообщение нельзя назвать задачей. Верно Неверно Назад

Слайд 18

«Составь задачу по схеме в паре» ? км 50 км/ч 6 0 км/ч Назад

Слайд 19

Работай в группе «Найди ошибку, исправь и реши задачу» «Проследи по схеме» Назад

Слайд 20

Легковой автомобиль движется со скоростью 60 километров в час (км/ч). Какое расстояние он проедет за 3 часа? Далее

Слайд 21

Какое время затратит велосипедист, если он должен преодолеть со скоростью 15 км/ч? Далее 45 килограмм

Слайд 22

Известно, что Сколько времени потребуется туристу, если будет двигаться со скоростью 60 км /ч. Далее река очень длинная.

Слайд 23

Найди скорость улитки, которая проползла 35 м за 7 километров. Назад

Слайд 24

«Проследи по схеме» E P А В С Д 100 км 1 1 0 км 9 0 км 8 0 км 6 0 км 8 0 км Автомобиль ехал из пункта А до пункта Д со скоростью 60 км/ч. Из пункта Д он решил вернуться в пункт В , при этом скорость движения у него была 80 км/ч. Далее из пункта В до пункта Е автомобиль ехал со скоростью 70 км/ч. Какое время автомобиль затратил на путь? ». Назад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...