О подготовке обучающихся 4 класса к ВПР по математике
статья по математике (4 класс)
В статье рассматривается опыт подготовки обучающихся к решению задач повышенной сложности разными способами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Типичные затруднения обучающихся и пути их преодоления
в процессе решения текстовых задач в три-четыре действия
при подготовке к ВПР по математике
ВПР это аналог годовых контрольных работ, но не итоговая аттестация. Итоги ВПР не влияют на годовые оценки, а показывают уровень подготовки обучающихся не только в разрезе ОУ, но и региона в целом. Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства за счет единых проверочных материалов и критериев оценивания учебных достижений.
С чего начать подготовку к ВПР? Прежде всего, с себя. Учителю необходимо изучить инструктивно-методические материалы, Приказ о проведении, Порядок проведения, Структуру работы, Демоверсии работ и др.
В подготовке детей к ВПР, выделяют три составляющие:
∙Психологическая готовность (эмоциональный «настрой»).
∙Информационная готовность (сроки, процедура проведения, структура заданий, система и критерии оценивания, знание правил поведения и т.д.);
∙Предметная готовность (умение выполнять задания).
Рассмотрим предметную готовность на примере задания №12. Это задание повышенной сложности, дается оно с целью выявления детей с особыми математическими способностями для дальнейшего развития в этом направлении.
задание | Проверяемые требования (умения) | Блоки ПООП НОО | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах) |
12 | Овладение основами логического и алгоритмического мышления | Решать задачи в 3–4 действия | 2 | 6 |
Раздел программы НОО по математике «Решение текстовых задач» представлен следующей классификацией задач:
- с пропорциональными величинами (движение (скорость, время, расстояние); работа (производительность, время, объем работы); стоимость (цена, количество, стоимость); расход материала (расход на 1 предмет, количество предметов, общий расход); сбор урожая (урожайность, масса урожая, площадь участка) и т.п.);
- задачи на нахождение четвертого пропорционального;
- на пропорциональное деление;
- на нахождение неизвестных по двум разностям;
- задачи логического и комбинаторного характера;
- на нахождение доли целого и целого по его доли.
Познакомимся с критериями оценивания такой задачи:
Приведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ | 2 |
Приведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего получен неверный ответ | 1 |
Не приведены необходимые преобразования и/или рассуждения. ИЛИ Приведены неверные рассуждения. ИЛИ В рассуждениях и преобразованиях допущено более одной арифметической ошибки | 0 |
Для примера рассмотрим одну из таких задач.
У поля прямоугольной формы одна из сторон равна 30 м. Половина поля засеяна овсом, а другая половина — пшеницей и рожью. Пшеница занимает 600 кв. м, а рожь — одну шестую часть всего поля. Какой длины должен быть забор, огораживающий всё поле?
Каким способом выпускник 4 класса может решить задачу?
- Арифметический (по действиям)
- Алгебраический (уравнением)
- Табличный (составлением таблицы)
- Графический (с помощью отрезков)
- Моделирование (предметный рисунок)
- Графы (с помощью графов)
- Подбор (путем присчитывания разных вариантов)
- Логический (без вычислений, с помощью рассуждений)
- Комбинированный
В «Критериях оценивания» предложен алгебраический способ ее решения. При этом получается довольно сложное уравнение.
Ребенку проще будет понять, что требуется вычислить периметр, через графическое условие задачи, где можно увидеть прямоугольник и составляющие его части.
С помощью графического условия решаем задачу арифметическим способом – по действиям с пояснениями.
Рассмотрим задачу 12 из других вариантов и предположим способ решения.
- При записи номеров страниц в книге было использовано 177 цифр. Сколько страниц в книге? (Арифметический)
- Семь друзей пожали друг другу руки. Сколько всего было сделано рукопожатий? (Построение графа)
- Света и Маша хотят купить куклу. У Светы есть только несколько монет в 1 руб. Ей не хватает до покупки куклы 85 руб. Маше не хватает 2 руб. Если девочки сложат деньги вместе, им всё равно не хватит денег на куклу. Сколько стоит кукла?
- (Логическим рассуждением)
- Куртка на 700 руб. дешевле, чем пять шапок, но на 200 руб. дороже, чем две шапки. Сколько стоит шапка? (Графическим)
Вывод: задачи разнообразные, способы их решения разные, натаскать на какой-то определенный тип нельзя, надо учить использованию разных способов решения.
Из опыта работы: Подготовку к ВПР начинаю с начала учебного года.
Использую тетради (Математика. ВПР, Типовые задания. 10 вар., И.В. Ященко). На обложке – эмблема Статград, задания попадаются такие же, как в настоящей ВПР.
Т.к регламент работы 45 мин, надо в течение трех уроков выделять 10 – 15 мин на самостоятельное решение одного варианта. На четвертом уроке проанализировать ошибки. Поэтому выбирайте по тематическому планированию неделю без контрольных работ.
За четверть решаем 2 – 3 варианта, 10 решенных вариантов вполне достаточно.
Основной упор на самостоятельность: от ознакомления до оценивания (самостоятельное ознакомление с заданиями, самостоятельная работа, самоконтроль, самопроверка, самооценка). Поэтому тетради на дом не раздаются.
В задания устного счета включаю задачи логического характера, геометрические и на смекалку. Жду самостоятельных решений, если решений нет, обещаю спросить на следующий день. Это стимулирует интерес к предмету, позволяет выявить одаренных, склонных к математике детей.
В классе есть слабые дети, которые находятся на индивидуальном контроле, пока не придет уверенность, что с заданиями базовой части они справятся.
Работа по подготовке к ВПР ведётся постоянно, но я стараюсь не произносить эти буквы, чтобы дети не боялись, вели себя спокойно и верили в свои силы. Любому ребенку важно знать свои сильные стороны и чувствовать себя успешным. Поэтому часто хвалю своих учеников.
С родителями обсуждаю вопросы создания комфортной учебной среды дома, организации режима сна и питания ребенка. Родители могут научить ребёнка распределять время при выполнении домашней работы с использованием часов. Они могут научить ребёнка отложить трудное задание и вернуться к нему, а так же сформировать привычку проверять написанное.
Кроме того, дети решают демоверсии работ в интернете. Сайты:
∙ https://vpr.statgrad.org – Статград;
∙ https://www.eduniko.ru – НИКО (Национальные исследования качества образования) размещен «Банк заданий» — образцы заданий по всем предметам.
∙ http://testedu.ru «Образовательные тесты». Здесь можно проверить знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее;
∙https://sdamgia.ru – сдам ГИА (ВПР тесты)
∙ https://vprtest.ru – ВПР-ТЕСТ Образовательный портал для подготовки к ВПР
∙ https://uchi.ru – Учи.ру — российская онлайн-платформа, где на данный момент есть варианты ВПР по русскому языку, математике и английскому языку.
В заключение хочу сказать — мы хотим, чтобы наши результаты были не хуже других, и если работа по подготовке к ВПР будет системной, то хороший результат будет обязательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сведения о качестве подготовки обучающихся 1-4 классов в разрезе общеобразовательных предметов
Сведения о качестве подготовки обучающихся 1-4 классов в разрезе общеобразовательных предметов...
Сведения о качестве подготовки обучающихся 1-4 классов в разрезе общеобразовательных предметов
2011-2015 уч. год...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся начальных классов к итоговой комплексной работе
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 4-х КЛАССОВК ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЕ...
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса
Математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир...

Планируемые результаты изучения учебного предмета ФК в 1-4 классах. Требования к уровню подготовки обучающихся
разделы учебной программы...
Мастер-класс «Подготовка обучающихся к решению логических задач (ВПР по математике, задания 9,10,11)»
Мастер-класс «Подготовка обучающихся к решению логических задач (ВПР по математике, задания 9,10,11)»...