О подготовке обучающихся 4 класса к ВПР по математике
статья по математике (4 класс)

Чеботарева Елена Алексеевна

В статье рассматривается опыт подготовки обучающихся к решению задач повышенной сложности разными способами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vpr_matematika.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Типичные затруднения обучающихся и пути их преодоления

в процессе решения текстовых задач в три-четыре действия

при подготовке к ВПР по математике

ВПР это аналог годовых контрольных работ, но не итоговая аттестация. Итоги ВПР не влияют на годовые оценки, а показывают уровень подготовки обучающихся не только в разрезе ОУ, но и региона в целом. Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства за счет единых проверочных материалов и критериев оценивания учебных достижений.

С чего начать подготовку к ВПР? Прежде всего, с себя. Учителю необходимо изучить инструктивно-методические материалы, Приказ о проведении, Порядок проведения, Структуру работы, Демоверсии работ и др.  

В подготовке детей к ВПР,  выделяют три составляющие:

∙Психологическая готовность (эмоциональный «настрой»).

∙Информационная готовность (сроки, процедура проведения, структура заданий, система и критерии оценивания,  знание правил поведения и т.д.);

∙Предметная готовность (умение выполнять задания).

Рассмотрим предметную готовность на примере задания №12. Это задание повышенной сложности, дается оно с целью выявления детей с особыми математическими способностями для дальнейшего развития в этом направлении.

задание

Проверяемые требования (умения)

Блоки ПООП НОО
выпускник научится / получит
возможность научиться

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания обучающимся

(в минутах)

12

Овладение основами логического и алгоритмического мышления

Решать задачи в 3–4 действия

2

6

Раздел программы НОО по математике «Решение текстовых задач» представлен следующей классификацией задач:

  • с пропорциональными величинами (движение (скорость, время, расстояние); работа (производительность, время, объем работы); стоимость (цена, количество, стоимость); расход материала (расход на 1 предмет, количество предметов, общий расход); сбор урожая (урожайность, масса урожая, площадь участка) и т.п.);
  • задачи на нахождение четвертого пропорционального;
  • на пропорциональное деление;
  • на нахождение неизвестных по двум разностям;
  • задачи логического и комбинаторного характера;
  • на нахождение доли целого и целого по его доли.

Познакомимся с критериями оценивания такой задачи:

Приведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ

2

Приведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего получен неверный ответ

1

Не приведены необходимые преобразования и/или рассуждения. ИЛИ Приведены неверные рассуждения. ИЛИ В рассуждениях и преобразованиях допущено более одной арифметической ошибки

0

Для примера рассмотрим одну из таких задач.

У поля прямоугольной формы одна из сторон равна 30 м. Половина поля засеяна овсом, а другая половина — пшеницей и рожью. Пшеница занимает 600 кв. м, а рожь — одну шестую часть всего поля. Какой длины должен быть забор, огораживающий всё поле?

 

Каким способом выпускник 4 класса может решить задачу?

  1. Арифметический (по действиям)
  2. Алгебраический (уравнением)
  3. Табличный (составлением таблицы)
  4. Графический (с помощью отрезков)
  5. Моделирование (предметный рисунок)
  6. Графы (с помощью графов)
  7. Подбор (путем присчитывания разных вариантов)
  8. Логический (без вычислений, с помощью рассуждений)
  9. Комбинированный

В «Критериях оценивания» предложен алгебраический способ ее решения. При этом получается довольно сложное уравнение.

Ребенку проще будет понять, что требуется вычислить периметр, через графическое условие задачи, где можно увидеть прямоугольник и составляющие его части.

С помощью графического условия решаем задачу арифметическим способом – по действиям с пояснениями.

Рассмотрим задачу 12 из других вариантов и предположим способ решения.

  1. При записи номеров страниц в книге было использовано 177 цифр. Сколько страниц в книге? (Арифметический)
  2. Семь друзей пожали друг другу руки. Сколько всего было сделано рукопожатий? (Построение графа)
  3. Света и Маша хотят купить куклу. У Светы есть только несколько монет в 1 руб. Ей не хватает до покупки куклы 85 руб. Маше не хватает 2 руб. Если девочки сложат деньги вместе, им всё равно не хватит денег на куклу. Сколько стоит кукла?
  4. (Логическим рассуждением)
  5. Куртка на 700 руб. дешевле, чем пять шапок, но на 200 руб. дороже, чем две шапки. Сколько стоит шапка? (Графическим)

Вывод: задачи разнообразные, способы их решения разные, натаскать на какой-то определенный тип нельзя, надо учить использованию разных способов решения.

Из опыта работы:  Подготовку к ВПР начинаю с начала учебного года.

Использую тетради (Математика. ВПР, Типовые задания. 10 вар., И.В. Ященко). На обложке – эмблема Статград, задания попадаются такие же, как в настоящей ВПР.

Т.к регламент работы 45 мин, надо в течение трех уроков выделять 10 – 15 мин на самостоятельное решение одного варианта. На четвертом уроке проанализировать ошибки. Поэтому выбирайте по тематическому планированию неделю без контрольных работ.

За четверть решаем 2 – 3 варианта, 10 решенных вариантов вполне достаточно.

Основной упор на самостоятельность: от ознакомления до оценивания (самостоятельное ознакомление с заданиями, самостоятельная работа, самоконтроль, самопроверка, самооценка). Поэтому тетради на дом не раздаются.

В задания устного счета включаю задачи логического характера, геометрические и на смекалку. Жду самостоятельных решений, если решений нет, обещаю спросить на следующий день. Это стимулирует интерес к предмету, позволяет выявить одаренных, склонных к математике детей.

В классе есть слабые дети, которые находятся на индивидуальном контроле, пока не придет уверенность, что с заданиями базовой части они справятся.  

Работа по подготовке к ВПР ведётся постоянно, но я стараюсь не произносить эти буквы, чтобы дети не боялись, вели себя спокойно и верили в свои силы. Любому ребенку важно знать свои сильные стороны и чувствовать себя успешным. Поэтому часто хвалю своих учеников.

С родителями обсуждаю вопросы создания комфортной учебной среды дома, организации режима сна и питания ребенка. Родители могут научить ребёнка распределять время при выполнении домашней работы с использованием часов. Они могут научить ребёнка отложить трудное задание и вернуться к нему, а так же сформировать привычку проверять написанное.

Кроме того, дети решают демоверсии работ в интернете. Сайты:

∙  https://vpr.statgrad.org – Статград;

https://www.eduniko.ru – НИКО (Национальные исследования качества образования) размещен «Банк заданий» — образцы заданий по всем предметам.

http://testedu.ru  «Образовательные тесты». Здесь можно проверить знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее;

https://sdamgia.ru – сдам ГИА (ВПР тесты)

https://vprtest.ru – ВПР-ТЕСТ Образовательный портал для подготовки к ВПР

https://uchi.ru – Учи.ру  — российская онлайн-платформа, где на данный момент есть варианты ВПР по русскому языку, математике и английскому языку.

В заключение  хочу сказать — мы хотим, чтобы наши результаты были не хуже других, и если работа по подготовке к ВПР будет системной, то хороший результат будет обязательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класс

Требования к уровню подготовки обучающихся...

Сведения о качестве подготовки обучающихся 1-4 классов в разрезе общеобразовательных предметов

Сведения о качестве подготовки обучающихся 1-4 классов в разрезе общеобразовательных предметов...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся начальных классов к итоговой комплексной работе

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 4-х КЛАССОВК ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЕ...

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса

Математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир...

Мастер-класс «Подготовка обучающихся к решению логических задач (ВПР по математике, задания 9,10,11)»

Мастер-класс «Подготовка обучающихся к решению логических задач (ВПР по математике, задания 9,10,11)»...