Устные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел
план-конспект урока по математике (3 класс)

Музжерина Екатерина Вадимовна

Разработал: Музжерина Е.В.

Тема урока: «Устные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел»

Оборудование: учебник «Математика» 3 класс, 2 часть – Г. В. Дорофеев, ТСО, презентация, видео-физминутка, простой карандаш, линейки, карточки с заданиями, тетрадь, ручка, ластик.

Цель и задачи (ожидаемые результаты):

Цель:

  • Познакомить с новым приёмом устных вычислений вида 430+80; закреплять умение решать задачи в два – три действия; совершенствовать вычислительные навыки.

Задачи:

Личностные:

  • Прививать интерес к изучению математики;
  • Воспитывать самостоятельность, чувство товарищества.

Метапредметные:

  1. Познавательные:
    1. Развивать математическое мышление, логику, смекалку;
    2. Учить использовать в своей работе учебник.
  2. Регулятивные:
    1. Учить определять цель деятельности под руководством учителя;
    2. Учить определять тему урока под руководством учителя.
  3. Коммуникативные:
    1. Формировать умение участвовать в учебном диалоге;
    2. Формировать умение отвечать на вопросы учителя.

Предметные:

  • Учить выполнять сложение трёхзначных чисел с использованием приёма округления;
  • Формировать умение решать текстовые задачи в несколько действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike.docx60.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

3  класс

Разработал: Музжерина Е.В.

Тема урока: «Устные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел»

Оборудование: учебник «Математика» 3 класс, 2 часть – Г. В. Дорофеев, ТСО, презентация, видео-физминутка, простой карандаш, линейки, карточки с заданиями, тетрадь, ручка, ластик.

Цель и задачи (ожидаемые результаты):

Цель:

  • Познакомить с новым приёмом устных вычислений вида 430+80; закреплять умение решать задачи в два – три действия; совершенствовать вычислительные навыки.

Задачи:

Личностные:

  • Прививать интерес к изучению математики;
  • Воспитывать самостоятельность, чувство товарищества.

Метапредметные:

  • Познавательные:
  1. Развивать математическое мышление, логику, смекалку;
  2. Учить использовать в своей работе учебник.
  • Регулятивные:
  1. Учить определять цель деятельности под руководством учителя;
  2. Учить определять тему урока под руководством учителя.
  • Коммуникативные:
  1. Формировать умение участвовать в учебном диалоге;
  2. Формировать умение отвечать на вопросы учителя.

Предметные:

  • Учить выполнять сложение трёхзначных чисел с использованием приёма округления;
  • Формировать умение решать текстовые задачи в несколько действий.

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

-Садитесь.

-Здравствуйте, ребята!

-Меня зовут Екатерина Вадимовна, и сегодня я проведу у вас урок математики.

-Итак, сели все ровненько, ножки под партой вместе, спинка прямая, ручки на партах.

Слушают

Садятся

Здороваются

Слушают

Проверяют свою готовность

Актуализация знаний

-Прежде, чем начать наш урок. Я предлагаю вам решить карточки, для того чтобы вы могли проснуться и включиться плавно в работу.

-Сейчас каждый получит карточки, на них вы увидите задания, которые нужно выполнить. На выполнение данной работы у вас будет 5 минут. По истечению времени вы сдаёте мне свои работы. Оценки за карточки я объявлю в конце урока.

-Приступаем к работе. Не забудьте подписать свои работы.

1 вариант:

  1. Запишите пропущенные числа:

196, 197,198,199, 200, 201, 202, 203.

903, 902, 901, 900, 899, 898.

  1. Запишите числа:

7 сот. – 700

4 сот. 2 дес. 3 ед. – 423

6 сот. 9 ед. – 609

  1. Представьте числа в виде разрядных слагаемых

160 = 100+60

207 = 200+7

345 = 300+40+5

490 = 400+90

2 вариант

  1. Запишите пропущенные числа:

196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203.

903, 902, 901, 900, 899, 898.

  1. Запишите числа:

6 сот. = 600

2 сот. 1 дес. 9 ед. = 219

5 сот. 7 ед. = 507

  1. Представьте числа в виде разрядных слагаемых:

520 = 500+20

108 = 100+8

678 = 600+70+8

150= 100+50

-Время вышло. Все сдаём свои работы.

Слушают

Выполняют

Сдают

Сообщение темы

-Чтобы нам с вами узнать, о чём мы будем разговаривать на нашем уроке, посмотрите на экран, на нём представлены числа.

30, 40, 20, 70, 50, 60, 90, 10, 80.

430, 120, 760, 350, 290, 740, 570.

-Дополните первый ряд чисел до 100.

-Начинаем по цепочке, по одному числу, с первого ряда.

-Дополните второй ряд чисел до круглых сотен.

-Продолжаем отвечать по цепочке.

-Объясните, как выполнено сложение.

360+80=360+40+40=440

   

  40          40

-Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок?

-Верно. Наша тема: «Устные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел»

Слушают

Выполняют

Объясняют

Мы будем округлять трехзначные числа до круглых сотен

Слушают

Постановка целей и задач

-Кто уже догадался, чему мы будем учиться на нашем уроке?

-Всё верно, я согласна с вами. На нашем уроке мы с вами будем учиться выполнять сложение трёхзначных чисел с использованием приёма округления.

Отвечают

Слушают

Планирование

-Итак, сегодня мы с вами порешаем примеры и задачи, чтобы научиться решать примеры на сложение трёхзначных чисел с использованием приёма округления.

Слушают

Практическая деятельность

№1

-Чтобы нам с вами закрепить знания

прошлого урока. Откроем тетради, запишем число, классная работа, №1.

-Я буду вам диктовать числа, ваша задача их верно записать.

-(Имя), пойдем к доске.

-Все остальные записывают в тетради, потом все вместе будем проверять.

Семьсот тридцать девять (739), семьсот девяносто три (793), семьсот тридцать (730), семьсот три (703), семьсот семьдесят (770), семьсот семь (707), девяносто три (93).

-Теперь, четвёртое и пятое числа записываем в виде суммы разрядных слагаемых.

703=700+3

770=700+70

-Итак, проверяем.

-Поднимите руку те, у кого получилось по-другому.

-Вот мы с вами и повторили, как можно раскладывать числа.

№3

-Чтобы нам с вами научиться решать примеры со сложением трёхзначных чисел и применять при этом приём округления до круглых сотен. Откроем учебник на страничке 67 и обратим внимание на номер 3.

-Нам представлен пример: 430+80=510

-Обратим внимание на первый способ. Мы можем с вами увидеть, что второе слагаемое раскладывается на числа 70 и 10. Это делается для того, чтобы при сложении с первым слагаемым мы получили круглую сотню, в нашем случае это число 500. Чтобы получить данное число к четырёмстам тридцати прибавили семьдесят и получили пятьсот. Затем к пятистам прибавили оставшиеся 10 единиц или по другому 1 десяток. И получили число 510.

-Обратим внимание на второй способ. В нём мы можем увидеть, что десятки складываются с десятками, затем получившийся результат переводят в единицы.

№4

-Чтобы нам с вами закрепить новый способ сложения трёхзначных чисел, решим номер 4. Посмотрите на образец.

720+80

-Скажите в этом примере нам нужно раскладывать второе слагаемое?

-А почему?

-Да, верно. Я согласна с вами. В данном примере второе слагаемое раскладывать не нужно, потому что мы и так получим в ответе круглую сотню.

-К семьсот двадцати прибавить восемьдесят получим восемьсот.

720+80=800

-(Имя), пойдём к доске. Решай следующий пример. При решении примера вы нам объясняете каждый ваш шаг. Не молчим.

430+70=500

540+60=600

970-230=740

970=900 и 70 (под стрелочками)

230=200 и 30 (под стрелочками)

900-200=500 (устно)

70-30=40 (устно)

700+40=740

320-60=320-20-40=260

100+720=720+100=720+80+20=820

200-30=170

50+170=170+50=170+30+20=220

60+90=90+60=90+10+50=150

-4 столбик вы решаете все самостоятельно в своих тетрадях.

-(Имя), пойдём к доске. Ты будешь решать на обратной стороне доски, затем мы с вами вместе проверим.

140-80=140-40-40=60

610-30=610-10-20=580

90+230=230+90=230+70+20=320

-На выполнение у вас есть 2 минуты.

-Заканчиваем. Приступаем к проверке.

-Поднимите руку те, у кого получилось также.

-Поднимите руку те, у кого получились другие ответы.

-Хорошо, вот мы с вами и закрепили наши знания по новому способу сложения трёхзначных чисел.

Слушают и записывают

Слушают

Выходит

Выполняют

Проверяют

Поднимают

Слушают

Слушают

Смотрят

Нет

Потому что мы и так получим круглую сотню.

Слушают

Выходит

Решают

Выходит

Проверяют

Поднимают

Поднимают

Физминутка

-Чтобы нам не устать в дальнейшей работе, вы с вами немного отдохнём. Для этого все встаём из-за парт и повторяем движения.

(Включаю видеофизминутку)

-Молодцы, присаживайтесь.

Слушают

Повторяют

Садятся

№5

-Приступаем к выполнению следующего задания. Обратите внимание на задачу под номером 5.

-Прочитайте про себя условие задачи.

-(Имя), прочитай нам условие задачи.

-О чём эта задача?

-Что делали с картофелем?

-Что показывает число 120?

-Что нам известно про другой участок?

-Что нам с вами нужно узнать?

-Составим краткую запись.

-Что мы отразим в краткой записи?

-Что мы запишем в первом участке?

-Что мы запишем во втором участке?

-Как мы это покажем?

-Что нам нужно узнать?

-Как мы это покажем?

1 участок – 120 кг

2 участок - ? на 40 кг м.                 ?

-Приступаем к решению.

-Можем ли мы сразу узнать, сколько килограмм картофеля собрали с двух участков?

-Почему?

-Что нам для этого нужно сделать?

-Каким действием будем решать?

-Молодец. Пойдём к доске.

1)120-40=80 (кг) собрали со второго участка

-Теперь мы можем узнать, сколько килограмм картофеля собрали с двух участков?

-Каким действием будем решать?

-Записывай

2) 120+80=200 (кг) собрали с двух участков.

-Записываем ответ. Продиктуй нам его.

Ответ: 200 килограммов картофеля собрали с двух участков.

-Хорошо. Вот мы с вами и решили нашу задачу.

№6

-Приступаем к выполнению следующего задания. Обратите внимание на номер 6.

-Прочитайте задачу про себя.

-(Имя), прочитай нам условие задачи.

-О чём эта задача?

-Что нам известно про машины и станки?

-Что нам нужно узнать?

-Как мы будем составлять краткую запись?

           ?                                                ?

                                       ?

-Приступим к решению.

-Можем ли мы узнать, сколько всего новых станков привезли на завод?

-Почему?

-Каким действием будем решать?

-Молодец пойдём к доске.

1) 12*3=36(ст.) привезли на 3 машинах

-А теперь мы можем узнать, сколько всего новых станков привезли на завод?

-Почему?

-Каким действием будем решать?

-Записывай

2) 9*5=45(ст.) привезли на 5 машинах

-Ну а теперь, мы можем узнать, сколько всего новых станков привезли на завод?

-Каким действием будем решать?

-Записывай

3) 36+45=81(ст.) привезли на завод

-Записываем ответ. Продиктуй нам ответ.

Ответ: 81 новый станок привезли на завод.

-Молодцы вот мы с вами и решили нашу задачу.

Смотрят

Читают

О картофеле

Собирали с участков

Сколько килограмм картофеля собрали с первого участка

Что с другого участка картофеля собрали на 40 кг меньше

Сколько килограммов картофеля собрали с двух участков

1 участок и 2 участок

120 кг

На 40 кг меньше, чем в первом участке

Стрелочкой

Сколько килограммов картофеля собрали с двух участков

Нарисуем фигурную скобку и поставим вопросительный знак

Нет

Мы не знаем сколько килограмм картофеля собрали со второго участка

Из ста двадцати вычесть сорок

Вычитанием

Решает

Да

Сложением

Записывают

Слушают

Читают

Читает

О машинах и станках

Что на 3 машинах привезли по 12 станков, а на 5 машинах по 9 станков

Сколько всего новых станков привезли на завод.

При помощи рисунка

Нет

Мы не знаем, сколько всего станков привезли на 3 машинах

Умножением

Нет

Потому что мы не знаем, сколько

всего станков привезли на 5 машинах

Умножением

Да

Сложением

Осуществление контроля

№2

-Чтобы закрепить наши знания по данной теме, решим номер 2.

-(Имя), прочитай нам задание.

-(Имя), пойдём к доске. Остальные решают в своих тетрадках.

-В первый столбик надо записать двузначные числа.

-Что такое двузначное число?

-Выполняем.

43

40

10

91

17

50

-Во второй столбик надо записать трёхзначные числа.

-Что такое трёхзначное число?

-Выполняем.

805

400

150

310

-В третьем столбике надо записать круглые числа.

-Обратите внимание, что числа могут повторяться.

-Выполняем.

400

40

10

150

310

50

-Подчеркните числа, которые записаны дважды.

-Меняемся с соседями тетрадями, берём карандаш и проверяем. Я проверяю у ученика, который решал у доски.

Слушают

Читает

Выходит

Число, состоящее из двух цифр

Выполняют

Число, состоящее из трёх цифр

Выполняют

Выполняют

Подчёркивают

Проверяют

Оценивание учащихся

(Озвучиваю оценки за карточки с заданиями)

-Оценку «5» получают те ученики, которые активно работали, выполняли всё верно и выходили к доске.

-Оценку «4» получают те ученики, которые старались активно работать.

Слушают

Подведение итогов

-Наш урок подходит концу.

-Скажите, что нового вы сегодня узнали?

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Что вам больше всего понравилось делать?

-Я очень рада, что вы так хорошо и активно работали на уроке, мне было приятно с вами работать.

Слушают

Отвечают

Слушают

Домашнее задание

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

-Дома вам надо сделать на странице 68.

Номер 7. В этом номере вам представлена задача, вы должны составить к ней краткую запись и решить её.

-Номер 8. В этом номере вам надо для каждой фигуры подобрать нужную мерку, мерки представлены под фигурами. Измерить площадь фигуры и ответить, сколько решений у вас получилось.

-Номер 9. В данном номере представлены примеры и вам нужно вычислить значение данных выражений.

-Номер 10. В данном номере вам надо прочитать задание, записать выражение.  И найти уменьшаемое, вычитаемое и разность

Открывают и записывают

Слушают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел

Верны ли утверждения?žЧисло 400 больше 40 на 360.žЕсли число 350 увеличить на 50, получится 300.žСумма чисел 170 и 30 равна двум сотням.žУменьшаемое – 580, вычитаемое – 20, разность – 600.žЕсли...

Конспект урока "Контрольная работа по теме: «Приёмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: повторение и закрепление пройденного материала.Планируемые результаты: Предметные:- знать приёмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел;- уметь применять приёмы ...

самостоятельная работа 4 класс УМК "Школа России" "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" и "Умножение трёхзначных чисел на однозначное"

Самостоятельная работа по математике 4 класс "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" и "Умножение трёхзначных чисел на однозначное"...

Закрепление приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел

На уроке ученики закрепляют  знания  по нумерации многозначных чисел; отрабатывают навыки сложения и вычитания трёхзначных чисел, упражняются в проверке действий сложения и вычитания; решают...

3 класс Контрольная работа по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел»

3 классКонтрольная работа по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел»...