Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач разных типов"
презентация к уроку по математике (4 класс)

Буравова Елена Юрьевна

- систематизация знаний о геометрических фигурах и величинах, совершенствовать умения находить площадь и периметр прямоугольника и квадрата; 

-развитие устных вычислительных навыков, умения решать задачи; 

- развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять существенные признаки и свойства, делать выводы; 

- воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_raznyh_tipov.doc68.5 КБ
Файл reshenie_zadach.pptx283.64 КБ

Предварительный просмотр:

Буравова Елена Юрьевна

учитель начальных классов

ГБОУ гимназия №1 г. Новокуйбышевск

Класс 4. Программа «Школа России»

Тема урока: «Решение задач»

Тип урока: закрепление знаний.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.

Оборудование для учителя:  компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, контрольно-оценочные карточки.

Цели урока:

- систематизация знаний о геометрических фигурах и величинах, совершенствовать умения находить площадь и периметр прямоугольника и квадрата;

-развитие устных вычислительных навыков, умения решать задачи;

- развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять существенные признаки и свойства, делать выводы;

- воспитание интереса к предмету, дисциплинированности. 

Планируемые результаты: 

Предметные результаты

Метапредметные результаты  и деятельность учащихся

 

Учащиеся научатся:

 - применять знание смысла понятия «периметр» в практической ситуации для ответа на вопрос задачи, понимать практическую ситуацию, описанную в задаче, моделировать ее, получать результат и объяснять его, понимать сюжетную ситуацию, описанную в задаче, планировать ход решения и решать текстовую задачу, опираясь на имеющиеся знания. 

Познавательные УУД:

  •  осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов, предлагаемых учителем, собственных наблюдений .
  • учить формировать умение на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные УУД:

  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения .
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах;
  •  уметь аргументировать своё мнение
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные УУД:

  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: - организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ.

- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке.

-умение контролировать свои действия и оценивать

                             

                                                       Ход урока:

Этапы урока.

                                        Содержание.

1. Орг. момент

-Математика-царица наук. Как всегда вам нужно быть внимательными, дружными, активными, чтобы выполнить все задания и узнать для себя новое. Повернемся друг к другу лицом, возьмемся за руки, улыбнемся, мысленно пожелаем удачи и успехов.

2.Повторение пройденного (контроль и оценка знаний)

-Для успешной работы на уроке мы вспомним определенные знания, и каждый из вас оценит свои знания. Работаем по контрольно- оценочным карточкам.

-Давайте проверим нашу работу (слайд №2)

Знания/умения

Задание

Результат  +/?

1.Знаю, что такое  прямоугольник.                        

Прямоугольник – это ……………….., у  которого все …………………………. .

2.Знаю, что такое квадрат

Квадрат – это …………………., у которого ………..….

3.Знаю, как найти площадь этих фигур

А + В; А * В; (А + В)*2 ; А* А ; А – В ;

4.Знаю, как найти периметр этих фигур

(А +В) * 2;   А * А ; 2*А + 2*В ; 4*А ; А+А+В;  

 - Те, у кого получилось выполнить все задания, погладьте себя по голове, мысленно скажите: «Я молодец!»

 - Те, кто правильно сделал 3 задания, пожмите себе руку.

 - Те, кто смог правильно выполнить половину заданий или выполнил с ошибками, похлопайте себя по плечу и скажите мысленно: «У меня все получится».

3. Этап целеполагания

-С учетом того, что мы с вами повторили, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какие проблемы решать?

-Вы все сказали правильно. Тема нашего урока звучит так: «Решение задач». Сегодня на уроке мы будем решать геометрические задачи и задачи других видов, посмотрим, как вы умеете пользоваться своими знаниями не только при решении знакомых задач, но и в новых ситуациях.

4. Математическая разминка (актуализация знаний)

-Сейчас мы проведем математическую разминку с использованием тех знаний, которые мы сейчас повторили, но вас будут подстерегать ловушки, не попадитесь в них. Надо выполнить задание – подставить букву и расшифровать слово.

К – вычисли площадь квадрата со стороной 20 см. (слайд №3)

О – вычисли периметр этого квадрата. (слайд №3)

А – площадь квадрата равна наименьшему трехзначному                        числу, чему равна сторона квадрата. (слайд №3)

И – длина прямоугольника 7см, ширина 7мм, вычисли                 площадь прямоугольника. (слайд №3)

Э – длина прямоугольника 80дм, ширина – 70дм, вычисли полупериметр прямоугольника. (слайд №3)

 Н – площадь прямоугольника 320 кв.см, длина-40см, вычисли ширину прямоугольника. (слайд №3)

М – вычисли периметр этого прямоугольника. (слайд №3)

- Какое слово получилось? Что обозначает слово экономика?

 - Слово «экономика» переводится с греческого языка так: «искусство ведения домашнего хозяйства».

 - А что значит домашнее хозяйство?

 - Домашним хозяйством занимаются взрослые. Они покупают продукты, одежду, планируют, на что потратить деньги и т. д.

Сейчас слово «экономика» означает хозяйство страны (слайд № 4). Конечно, хозяйство страны гораздо сложнее домашнего хозяйства. В хозяйстве страны нужно для всех людей приготовить еду, сшить одежду, сделать игрушки, машины, построить дома.

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с двумя словами:

      наемный работник

      хозяин

- Кто такой наемный работник?  (От слова нанимается)

- Учитель – это наемный работник?

- Кто мой хозяин?

-Чем наемный работник отличается от хозяина?

- Какие качества нужны хозяину, чтобы толково вести работу (Много качеств, а главное светлую, умную голову).

- Хотите на уроке побывать в роли хозяина? Я предлагаю поработать в группах. Вспомним правила работы в группах (слайд № 5).

   -Итак, вы хозяева, вы купили землю и решили на земле вести свое хозяйство, решили построить на своей земле теплицу. Для теплицы вы купили металлические крепления длиной 34 м (слайд № 6). 

 - Какую самую большую по площади теплицу прямоугольной формы (длина и ширина должны выражаться целыми числами) вы можете соорудить?   Сделайте расчеты и докажите правильность своего решения.

(Работа в группах и обсуждение полученных результатов).

   Обсуждение решения задачи. (слайд № 7).

Для решения данной задачи надо найти полупериметр:

 34 : 2 = 17(м)

Как можно получить число 17?   Т.е. какая длина сторон может быть у теплицы прямоугольной формы?

-Какой вывод можно сделать из данных таблицы? (Чем меньше разница между длиной и шириной прямоугольника, тем больше площадь).

- Кто правильно выполнил задание, ставим «+»; у кого не получилось, поставьте знак «?».

 - Что мы можем посадить в нашу теплицу?

- Давайте мы посадим огурцы, они плодоносны и растут быстро. И мы сможем быстрее покрыть наши денежные расходы за теплицу.

- До каких размеров мы будем выращивать плоды, они растут очень быстро? Покажите на пальчиках, не забывайте: чем больше размер огурца, тем он менее аппетитен.

-Мы дождались первого сбора из нашей теплицы, площадь которой мы вычислили. С каждых 3кв.м мы сняли по 16 кг огурцов (слайд №8 ). Сколько всего кг огурцов мы сняли? Сделайте расчеты.

(Ребята объясняют выбор действий, работа проверяется и оценивается). (слайд № 9).

-Группа, правильно выполнившая задание, ставит «+», у кого не получилось, поставьте знак «?».

-Огурцы мы собрали, что будем делать дальше?

-Да, мы их должны продать. По какой цене мы огурцы будем продавать? ( Сходить на рынок и узнать, по какой цене продают огурцы, насколько быстро их нам надо продать.)

-И так, мы сумели продать ¾ всей массы огурцов по 50рублей за килограмм. Сосчитайте, сколько рублей мы получили? (слайд № 10).

(Выслушиваем ответы ребят в группах, проверяем, оцениваем работу знаком «+» или знаком «?». Обратить внимание на то, что задача может решаться разными способами) (сайд № 11 ).

-Что мы будем делать с оставшимися огурцами? (обсуждаем).

-Мы их засолим.

-По какой цене мы их будем продавать, дороже или дешевле свежих огурцов? (ответы ребят)

-Постараемся продать дороже, т.к. мы дополнительно вложили свой труд, потратились на разные специи.

-Остальные огурцы мы продали по 55 рублей за килограмм. Сколько рублей мы получили за соленые огурцы? (слайд №12)

(Выслушиваем ответы ребят в группах, проверяем, оцениваем работу знаком «+» или знаком «?») (слайд №12).

-А сейчас посчитайте, сколько всего рублей мы заработали?

(Выслушиваем ответы ребят в группах, проверяем, оцениваем работу знаком «+» или знаком «?»). (слайд №13)

-Домашнее задание: подумайте, как лучше распорядиться заработанными деньгами, и придумайте задания для ребят, связанные с нашими полученными денежками.

5. Решение задач.

Итог урока

-Как мы определили тему нашего урока?

-Чему мы учились на уроке?

-Что нового ты узнал на уроке?

-Что у тебя стало получаться лучше после этого урока?

-Какое задание для тебя было самым трудным?

Рефлексия

-Перед вами пьедестал почета (слайд №14). На самую высшую ступеньку поднимаются те группы, кто выполнил все пять заданий верно. Встаньте, кто занял это место.  Второе место на нашем пьедестале занимают те группы, которые выполнили четыре задания, и на третьем месте будут те группы, кто выполнил верно три задания.

-Кто, по твоему мнению, в группе был самым старательным, активным и внимательным «хозяином»? Почему ты так думаешь?

-Большое спасибо за работу.

                   

Литература:

«Проектные задачи в начальной школе». А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егорина. М.,Просвещение, 2011,

«Стандарты второго поколения».

 

«Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода», Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г., М., 2006.

«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М., Просвещение, 2009.

УМК «Начальная школа 21 века».

 

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Решение задач» Учитель начальных классов ГБОУ Гимназия № 1 г. Новокуйбышевск Буравова Елена Юрьевна

Слайд 2

Проверяем 1. Прямоугольник – это четырёхугольник у которого все углы прямые . 2. Квадрат – это прямоугольник у которого все стороны равны. 3. А + В; А * В ; (А + В)*2 ; А * А ; А – В 4. (А +В) * 2 ; А * А ; 2*А + 2*В ; 4*А ; А+А+В

Слайд 3

Вычисли, подставь букву и расшифруй слово. Э 150 дм 400 кв. см 80 см 8 см 80 см 96 см 490 кв. мм 400 кв. см 10 см К О Н О М И К А

Слайд 4

Хозяйство страны

Слайд 5

Правила работы в группах Работаем тихо, чтобы не мешать работе другой группы. Выслушаем мнение каждого члена группы. Отвечает один член группы.

Слайд 6

Задача №1 Какую самую большую по площади теплицу прямоугольной формы вы можете соорудить из металлических креплений длиной 34 метра?

Слайд 7

Решение задачи №1 17 см= 1 2 3 4 5 6 7 8 16 15 14 13 12 11 10 9 16 30 42 52 60 66 70 72 S кв.см=

Слайд 8

Задача №2 S=3 кв. м по 16 кг огурцов

Слайд 9

Решение задачи №2 72:3=24(р.) по 3 кв. метра или по 16 кг огурцов. 2) 16*24=384(кг.) огурцов собрали с теплицы.

Слайд 10

Задача №3 Мы продали ¾ всей массы огурцов по 50рублей за килограмм. Сосчитайте, сколько рублей мы получили?

Слайд 11

Решение задачи №3 Первый способ 384:4*3=288(кг) огурцов продали. 288*50=14400(руб.) заработали. Второй способ 384:4=96(кг) огурцов не продали. 384-96=288(кг) огурцов продали 288*50=14400(руб.) заработали.

Слайд 12

Задача №4 Цена огурцов 55 рублей. Вопрос: сколько рублей выручили за солёные огурцы? Решение: 1) 96*55= 5 280 (руб.) выручили за солёные огурцы.

Слайд 13

Задача №5 Сосчитайте, сколько всего денег мы заработали? 1) 14 400 + 5 280=19 680(руб.)мы заработали

Слайд 14

Молодцы!

Слайд 15

Список использованных источников Стройка http://www.mv.org.ua/image/news_small/2014/05/18_015907_s1000k32-big.jpg Швея http://i.sakh.com/info/p/photos/93/93533/538f00d152c7d.jpg Еда http://provinciyka.rv.ua/uploads/posts/2009-06/thumbs/1244099171_khlybozavod.jpg Теплица http://omsktut.ru/upload/board/2012-02/133988e44a2367_big.jpg Огурцы http://multimedia.mehrnews.com/%DA%AF%D9%84%D8%AE%D8%A7%D9%86%D9%87%201.jpg Солёные огурцы http://www.znaikak.ru/design/pic/visred/%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0.jpg Деньги http://darya155.users.photofile.ru/photo/darya155/200672024/xlarge/212259082.jpg Активные ссылки на использованные изображения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 4 класс Тема:"Решение задач"

Решение задач. На уроке обощаю знания при решении задач на движение....

Математика. 1 класс. Тема "Решение задач разными способами", проведённого 12.12.2012г. Система учебников (УМК): Начальная школа XXI века

Цель урока: создать условия для обучения умениям решать задачи разными способами; совершенствовать умение составлять модель к задаче; способствовать формированию представления о структуре задачи, умен...

Урок математика 2 класс. Закрепление, решение задач.

Урок математики 2 класс, программа "Школа России"Тема урока: закрепление, решение задач.Цели урока: закрепление навыков устных и письменных вычислений в пределах 100;развитие умения решать задач...

Урок математики 4 класс тема: "Решение задач на движение"

Цель:Закрепить умение решать задачи на движениеЗадачи:Закреплять знание формул нахождения скорости, времени, расстояния, правил дорожного движенияРазвивать умения строить чертёж к задачам и по чертежу...

Урок математики 1 класс. Тема: Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку.

Тема: Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку....

урок математики 4 класс "Закрепление. Решение задач" презентация

урок математики 4класс "Закрепление. Решение задач" презентация...

Урок математики 3 класс. Тема: Решение задач.

Тема урока: Решение задач. Цели урока: 1. закрепить умения решать задачи на деление, 2. совершенствовать вычислительные навыки. Игра" Набери 25", математический диктант, задача- смекалка, задача - шут...