Конспект урока "Уравнение. Решение уравнений вида х + а = б"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m-1_chast_3_urok_11.docx | 440.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 11 (ПСЗ)
Тема: «Уравнение. Решение уравнений вида х + а = б».
Основные цели
Метапредметные
Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.
Предметные
1) Сформировать представление о понятии «уравнение», «корень уравнения», умение решать уравнения указанного вида на основе правила нахождения части.
2) Тренировать умение решать примеры на нахождение неизвестного компонента способом подбора, актуализировать состав чисел 1-9, умение решать составные задачи на нахождение целого.
- Вариант проведения урока
- Оборудование
1) Эталоны с уроков курса «Мир деятельности»
2) Демонстрационные материалы
Д−11.1 Эталон «Отрезок и его части».
Д−11.2 Карточка с изображением отрезка для задания на этапе актуализации.
Д−11.3 Примеры с «окошками» для задания на этапе актуализации знаний.
Д−11.4 Образец выполнения задания в парах.
Д−11.5 Образец выполнения самостоятельной работы.
3) Раздаточные материалы:
Р−11.1 Карточка с заданием на пробное действие.
Р−11.2 Карточка для групповой работы.
4) Презентация к уроку 11: слайды 1−11.
5) Печатная и электронная форма учебника (1 класс, часть 3).
6) Рабочая тетрадь к учебнику (1 класс, часть 3).
- Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
- На доске (Слайд 2) вывешены картинки с изображением шагов учебной деятельности.
− Ребята, что вы видите на доске? (На доске расположены шаги первого этапа учебной деятельности.)
− Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Будем открывать что-то новое.)
− Какое главное умение вы развиваете на уроках математики? (Мы учимся считать и решать задачи.)
− Сегодня вы продолжите работать с числами. Как вы думаете, зачем на доске зафиксированы эти шаги? (Мы должны постараться сами открыть новое знание.)
− Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- На доске все эталоны, которые будут использоваться при выполнении заданий на актуализации знаний.
- На доске карточка с изображением отрезка (Д−11.2 или Слайд 3).
− Перед вами отрезок. Необходимо составить все возможные равенства.
- Учащиеся работают самостоятельно на планшетках.
− Покажите свои результаты.
- Учитель проверяет выполнения задания, если кто-то из учащихся допустил ошибки, то необходимо попросить этих учащихся объяснить, как они получили свой вариант и, каким эталоном пользовались при выполнении задания.
− Каким правилом вы пользовались? (Правилами нахождения «части и целого».)
− А сейчас, я вам предлагаю потренироваться в умение считать.
- Учитель открывает на доске задание (Д−11.5 или Слайд 4).
− Что особенного в записи этих примеров? (Один из компонентов не известен.)
− Как он обозначен? (На его месте нарисовано «окошко».)
− Вставьте числа в «окошки».
- Учащиеся работают самостоятельно. Проверка проводиться фронтально. Пример комментирования:
− Нужно подобрать такое число, которое в сумме с числом 5 дает 7. Это число 2.
- Аналогично проводиться проверка оставшихся примеров.
− Чем вы пользовались, когда подбирали число? (Составом чисел 1-9.)
- Учитель убирает с доски все решенные примеры, кроме первого.
− Ребята, как вы думаете, удобно ли всегда на месте отсутствующего компонента рисовать «окошко». (Нет.)
− В математике принято вместо «окошка» писать буквы латинского алфавита.
- Учитель стирает в примере «окошко», а на его месте записывает букву х.
− Это буква «икс». Произнесите все вместе хором.
− Какое равенство у вас получилось? Кто может прочитать?
- Несколько учащихся вслух читают получившееся равенство.
− Это равенство получило специальное название – «уравнение».
− Уточним, что же такое «уравнение». (Это равенство, в котором один компонент не известен, он обозначен буквой латинского алфавита.)
− Как вы думаете, что, значит, решить уравнение? (Найти неизвестный компонент.)
− Верно, это число еще называют «корень уравнения».
− Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Решению уравнений.)
- Учитель открывает тему урока.
- Можно дать прослушать аудио файл на стр. 48 ЭФУ.
− Давайте потренируемся решать уравнения, находить корень уравнения.
− Откройте учебники на стр. 22, найдите № 1.
- Задание решается фронтально у доски способом подбора.
− Что вы сейчас повторили и узнали? (Мы повторили правила нахождения «части и целого», состав чисел 1-9, узнали, что называют уравнением, потренировались решать уравнения.)
− Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.)
− Сейчас я вам предложу новое задание, как вы его называете? (Пробное задание.)
− Почему оно так называется?
Задание на пробное действие.
− Достаньте карточку для пробного действия.
- Учащиеся достают карточку с заданием для пробного действия (Р−11.1 или Слайд 5).
− Что необходимо выполнить? (Необходимо решить это уравнение.)
− Что нового в этом задании? (Пока не знаем, так как похожие мы решали.)
− Решите это уравнение за 10 секунд.
- Для выполнения этого задания учитель ограничивает время. Это делается для того, чтобы учащиеся не смогли правильно подобрать ответ.
− У кого нет ответа?
− О чём говорит ваш результат? (Мы не смогли решить уравнение.)
− Покажите ответы, у кого они есть. Каким эталоном вы пользовались при решении уравнений?
− В чем у вас затруднения? (Мы не можем назвать, каким эталоном пользовались, не можем обосновать свой результат.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Что надо сделать? (Остановиться и подумать.)
− А как вы будете это делать? (Мы разберёмся, почему возникло затруднение.)
− Какое задание вы выполняли? (Решали уравнение.)
− Каким способом вы пытались найти решение? (Способом подбора.)
− Чем же это уравнение отличается от предыдущих? (Неудобно подбирать неизвестный компонент.)
− Как вы думаете, часто ли возникают случаи, когда неудобен способ подбора? (Да.)
− Почему же будут возникать подобные затруднения? (Известный способ не подходит, а другого способа нет.)
4. Проблемное изложение нового знания.
− Сформулируйте цель вашей деятельности? (Открыть способ решения уравнений.)
− Какой компонент неизвестен в этом уравнении? (Неизвестно слагаемое, часть.)
− Вспомните, что вы повторяли в начале урока. (Правило нахождения «целого и части».)
− Как это правило вам может помочь? (Мы можем применить правило нахождения части.)
− Составим план наших действий. Какой будет первый шаг? (Определим компоненты действия, подберем правило.)
− Какой будет следующий шаг? (Решим уравнение.)
− Какой будет третий шаг? (Проанализируем наши действия, сформулируем способ.)
− Я предлагаю поработать вам в группах.
− Выполните в группах первый и второй пункты плана.
- Ответственные от каждой группы получают листы (Р−11.2), на которых будет выполняться указанные пункты плана.
- При применении правила, учащиеся могут воспользоваться волшебными нитями.
− Какие результаты у вас получились?
- На доске выставляются результаты работы групп.
− Каким правилом вы воспользовались? (Чтобы узнать часть, нужно из целого вычесть известную часть.)
− Чему равна неизвестная часть?
− В какой группе были допущены ошибки?
- Проводиться рефлексия результатов.
− Какой шаг осталось выполнить? (Проанализировать наши действия и сформулировать способ.)
− Какое уравнение вы решали? (Уравнение, в котором неизвестна часть.)
− Что необходимо выполнить сначала? (Определить, какой компонент неизвестен.)
− Чтобы было удобно, я предлагаю прямо в уравнении выделять «части» и «целое».
- Учитель на доске записывает уравнение в общем виде, выделяет на нем «части» и «целое».
− Что в данном виде уравнения неизвестно? (Неизвестна «часть».)
− Что необходимо сделать? (Применить правило нахождения части: чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть.)
- Учитель записывает это правило в общем виде. В итоге получается эталон (Слайд 6).
− Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (По эталонам, в учебнике посмотреть.)
- Учитель раздает учащимся эталоны к уроку 11.
- Проводиться сравнение эталона. Учитель обращает внимание детей на определение понятия «уравнение», на предлагаемый эталон решения уравнения вида х + а = б. Обращается внимание детей на наличие отрезка и записи правила в буквенном виде. Необходимо проговорить будет ли меняться правило решения уравнения, если не известна вторая часть (второе слагаемое). При этом на уроке может быть оставлен эталон, составленный совместно с учащимися. Важно обратить внимание на план комментирования решения уравнения.
- Учитель может подготовить эталон на доску.
− Что вам позволяет «открытый» способ? (Решать уравнения данного вида.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
− Что теперь нам надо сделать? (Научиться пользоваться новым знанием.)
− Откройте в учебнике № 3 (первые уравнения в первом и во втором столбце) на стр. 22|50 (У|ЭФУ) .
- Уравнения решаются на доске с комментированием, учащиеся работают в своих тетрадях.
- Результаты выполнения дополнительного задания учащиеся могут проверить по ЭФУ (вызов всплывающего окна с образцом выполнения задания).
− Далее я вам предлагаю остальные уравнения решить в парах.
- Результаты выполнения дополнительного задания учащиеся могут проверить по ЭФУ (вызов всплывающего окна с образцом выполнения задания) или по образцу (Д−11.4 или Слайды 8-9).
− Кто допустил ошибку? В чем она? (Неправильно применил правило, ошибся в вычислениях.)
− Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.
− Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы умеем решать уравнения.)
− Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.
− Откройте рабочие тетради на стр. 14, № 2 и решите предложенные уравнения.
- На выполнение задания отводится 5 минут.
− Проверьте.
- Учитель открывает на доске образец для самопроверки (Д−11.5 или Слайды 11-12).
- Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность своего хода решения и вычислений.
− У кого есть ошибки? В чем они? (...)
− Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в решении уравнений, в вычислениях.)
− У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем применять новый способ.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
− Какие умения необходимо развивать, чтобы правильно решать уравнения? (Необходимо уметь размышлять, правильно считать.)
− Верно, с этой целью я вам предлагаю выполнить № 3, стр. 14 (РТ).
- Задание выполняется у доски с комментарием.
− Откройте в рабочей тетради № 5, стр. 15 (РТ). Прочитайте задачу.
− Что вам может помочь решить задачу? (Эталон с прошлого урока.)
- Учащиеся открывают план комментирования задачи (из эталона к уроку 10). Учитель заранее переносит эту задачу на доску.
- Важно помнить, что необходимо стимулировать детей к самостоятельному анализу задачи.
− Проанализируйте задачу. (В задаче известен объем первого кувшина – 3 л, а объем второго кувшина на 1 л меньше. Необходимо узнать объем двух кувшинов. Чтобы узнать объем обоих кувшинов надо найти сумму объемы первого и второго кувшина. Сделать это не можем, так как не знаем объем второго кувшина.)
− Расскажите план решения задачи. (Первым действием мы узнаем объем второго кувшина, вторым действием ответим на вопрос задачи.)
- Один из учеников выходит к доске и записывает решение с наименованием и пояснением.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Что необходимо сделать в конце урока? (Подвести итог.)
− Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали, что такое уравнение, корень уравнения и узнали способ решения уравнения с неизвестным слагаемым.)
− Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать способ решения уравнений с неизвестным слагаемым («частью»).)
− Достигли ли цели? Докажите.
− Оцените свою деятельность на лестнице успеха.
- Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
− Посмотрите, сколько ребят поставили себя на среднюю ступень. О чем это говорит?
− Какие же трудности у вас еще встречаются?