Решение нестандартных задач
материал по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание внутрипредметного модуля «Решение нестандартных задач» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Цели курса:
-формировать у обучающихся умения и навыки по решению нестандартных задач;
-изучение курса предполагает формирование у обучающихся интереса к предмету,
развитие их математических способностей;
- развивать исследовательскую и познавательную деятельность обучающихся;
-создание условий для самореализации обучающихся в процессе учебной деятельности.
Задачи курса:
-вооружить обучающихся системой знаний и умений по решению нестандартных задач;
-сформировать навыки применения данных знаний при решении разнообразных задач различной сложности;
-способствовать развитию у обучающихся поисковой активности, наблюдательности,
сообразительности, смекалки;
-способствовать формированию познавательного интереса к математике.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года.
В 4 классе всего 20 часов в год.
Планируемые результаты изучения курса
В результате освоения программы курса «Решение нестандартных задач» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
-Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
- Воспитание чувства справедливости, ответственности.
-Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
-Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
-Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
-Конструировать алгоритм решения задачи.
-Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
-Аргументировать свою позицию, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
-Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
-Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
-Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
-Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
-Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
-Объяснять и обосновывать выполняемые и выполненные действия.
-Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
-Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
-Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
-Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
-Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
-Конструировать несложные задачи.
-Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
-Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
-Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
-Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты:
-выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
-применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
-самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Тематическое планирование
4 класс
1. Решение задач на нахождение площади прямоугольника (1 ч)
2. Решение задач на движение (4 ч)
3. Решение задач на движение в противоположных направлениях (6 ч)
4. Задачи на движение в одном направлении (2 ч)
5. Решение задач с графиками, диаграммами (4 ч)
6. Решение логических задач (3 ч)
Литература
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви-
тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. —
2009. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд-
ности. — М., 2006.
4. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоло-
мок. — СПб. : Союз, 2001.
Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по математике "Решение нестандартных задач"
Кружок по математике "Решение нестандартных задач"...
Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников.
Развитие логического мышления - одна из важных задач обучения. Широкие возможности в этом отношении открывает решение школьниками нестандартных задач. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамкам...
Решение нестандартных задач для подготовки к олимпиаде по математике в начальной школе
Решение нестандартных задач на развитие логики и мышления помогут справиться младшим школьникам с олимпиадными заданиями....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ
Статья на тему: "Использование краеведческого материала при обучении младших школьников решению нестандартных задач". В настоящее время в обществе отмечается возрастающий интерес к изучению народных ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ
В настоящее время в обществе отмечается возрастающий интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего родного края. Данная потребность реализуется через национально-региональны...
Решение нестандартных задач как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов...
рабочая программа "Решение нестандартных задач" 4 класс
Рабочая программа включает пояснительную записку и планирование занятий факультатива. Олробирована в 2013 - 2014 учебном году. Хорошие результаты в олимпиадах и компьютерном тестировании....