НОУ "Математика в жизни кошек".
творческая работа учащихся по математике (4 класс)

Научное общество учащихся ученицы 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_zhizni_koshek.docx76.23 КБ

Предварительный просмотр:

Научное общество учащихся «Эврика»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №5»

Автозаводского района г. Н. Новгорода

Математика в жизни кошек

        Выполнила: Баранова Злата

Ученица 4 А класса

Научный руководитель: Маренкова Е.В.,

учитель начальных классов

Н.Новгород

2019

Содержание

Стр.

Введение                                                                                                           3

  1. Материалы и методики исследования                                                      4
  2. Математические факты из жизни кошек                                                  5

2.1 История кошек                                                                                           5

2.2 Кошачья анатомия                                                  5

2.3 Породы и окрасы кошек                                                    6

2.4 Кошка в доме                                                                                              7

  1. Результаты исследования и их обсуждение                                             8
  1. Определение параметров                                                                           8
  2. Определение среднесуточной потребности в корме                               9
  3. Результаты анкетирования одноклассников                                          10

Заключение                                                                                                      13

Список литературы и использованных источников                                    14

Введение

В современной жизни у многих из нас есть домашние питомцы. Одним из часто встречающихся животных в доме современного человека является кошка.  Каждый человек на протяжении всей своей жизни изучает математику. Математика в нашей жизни присутствует постоянно. А присутствует ли математика в жизни кошки? Казалось бы, как связаны кошки и математика? Вот именно это мы и попробуем узнать в данной работе.

Предположу, что математика присутствует в жизни кошек постоянно (гипотеза).

Цель работы: Рассказать интересные факты о жизни кошек с помощью математики и доказать, что математика ежедневно присутствует в их жизни.

Для успешного выполнения работы поставим ряд задач:

  • собрать информацию о кошках в рамках темы работы из различных источников;
  • рассказать об интересных фактах из жизни кошек;
  • провести наблюдения за жизнью кошек;
  • провести опросы (анкетирование) одноклассников по теме проекта;
  • провести необходимые измерения параметров кошек;
  • сопоставить полученные результаты и провести их сравнительный анализ;
  • сделать выводы на основе полученных результатов.

  1. Материалы и методики исследования

Для выполнения данной исследовательской работы были использованы следующие материалы и методики исследования:

  • изучение и анализ специальной литературы и Интернет-ресурсов по предмету исследования;
  • опрос одноклассников на заданную тему;
  • исследования характеристик и параметров объектов исследования с помощью практических опытов (взвешивание, измерение и др.);
  • обработка полученных экспериментальных результатов;
  • сравнение и сопоставление результатов эксперимента;

Объект исследования: кот Феликс, кошка Алиса, коты и кошки одноклассников.

        

  1. Математические факты из жизни кошек

О кошках можно рассказать много интересного. Но в данной работе нас интересуют те факты, которые можно описать или измерить с помощью математических величин. Начнем с истоков.

2.1 История кошек

Один из первых представителей рода кошачьих – смилодон – жил в Америке и охотился на мамонтов и бизонов. Его клыки достигали в длину 28 см. Последние смилодоны вымерли 10 000 лет назад [3]. В это же время, по мнению ученых, появилась лесная кошка – родоначальница домашних кошек.

 В России кошки получили широкое распространение 300-400 лет назад.  Их содержали только богатые люди.

Кошка даже побывала в космосе. Французы в 1963 г. отправили на орбиту кошку по имени Фелисетт, полет был успешным [2].

По некоторым данным [4] на Земле сейчас живет около 600 млн. домашних кошек.

2.2 Кошачья анатомия

В семействе кошачьих много разных видов кошек, которые отличаются друг от друга. Тигр весит 200-250 кг, лев – 150-250 кг, а средний вес домашней кошки 2,5-6,5 кг. Но касаемо домашних кошек это очень усредненный показатель, т.к. большое влияние на вес оказывает порода животного, пол, возраст. Самый тяжелый кот весил 21,3 кг по информации книги рекордов Гиннеса [5].

Средняя продолжительность жизни домашних кошек 15 лет (среднее значение величины). Но есть сведения в литературных источниках о том, что были коты-долгожители, которые достигали возраста 34, 36 и даже 38 лет.

Нормальная температура тела у кошки составляет 38,4-39 0С. Сердце у кошек, по сравнению с человеческим, бьется гораздо быстрее: от 120 до 220 раз в минуту.

Скелет кошки состоит из 240 костей, что тоже больше, чем у человека (208 костей). Такая разница вызвана наличием у кошки хвоста. А вот пальцев у кошки меньше, чем у человека – всего 18: по 5 на каждой передней лапе и по 4 на каждой задней.

Длина тела кошки примерно 60 см, а длина кошачьего хвоста около 30 см. Высота кошки в холке 25-30 см. При этом кошка может прыгнуть на высоту примерно 2 м. Таким образом, кошка в состоянии прыгнуть на высоту в 8 раз превышающую её рост. У человека так не получится.

У кошки всего 30 зубов: 14 нижних и 16 верхних.

На 1 см2 кожи кошки приходится больше 200 волосков шерсти.

Мозг кошки весит от 26 до 32 граммов. Это составляет 1% от веса её тела.

У кошки количество крови примерно равно 1/12 части массы тела [2].

Поле зрения кошек составляет 2000, по сравнению с человеческим полем зрения, которое составляет 1800. Кошки видят лучше людей в 6-7 раз, особенно в сумерках.

Угол поворота кошачьего уха составляет практически 1800.

Скорость бега домашней кошки в среднем составляет 25,5 км/ч. Самое быстрое наземное животное – гепард, который относится к семейству кошачьих, может развить скорость до 115 км/ч. Но с такой скоростью он может бежать не больше 20 с [3].

2.3 Породы и окрасы кошек

На сегодняшний день насчитывается около 200 пород домашних кошек. Для каждой породы существуют свои стандарты (цвет и форма глаз, размеры, цвет и длина шерсти) [3].

Для характеристики цвета шерсти кошки используется термин окрас. У фелинологов (специалисты по домашним кошкам) есть специальные термины для обозначения разных окрасов. Но и здесь не обошлось без математики. Так как окрасов великое множество, и чтобы их систематизировать была разработана единая классификация «кодов окрасов».

Например, 36а – дымчато-голубая британская короткошерстная кошка [1].

  1. Кошка в доме

Сон кошки занимает 13-16 часов в день. А сновидения занимают 20-25% от общего времени сна. Именно в этот период времени кошка может активно шевелить усами и лапами.

Кошка способна понимать и различать около 17 слов.

Кошка употребляет пищу маленькими порциями. Один прием пищи занимает не более 1-2 минут.  В среднем,  кошка подходит к миске с едой за день 10-16 раз. Миска с водой должна стоять не ближе, чем 20 см от миски с едой, так как корм, попадая в миску с водой, будет засорять её и кошка откажется пить.

Мыть кошек рекомендуется при температуре воды не выше 36-37 0C [1].

Таким образом, в этой главе были описаны факты из жизни кошек с использованием следующих математических терминов и знаков: цифры и числа различных разрядов, проценты, дроби, числовые интервалы, скорость движения, градусы, меры длины, площадь поверхности.

3 Результаты исследования и их обсуждения

В практической части работы мной было проведено несколько исследований.

3.1 Определение параметров

Первым этапом нашей работы было проведение замеров параметров моих домашних животных – кота Феликса и кошки Алисы. Результаты измерений представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты измерения домашних питомцев

Наименование измерения, единица измерения

Кот Феликс

Кошка Алиса

Длина туловища, см

60

48

Длина хвоста, см

28

25

Длина лапы от плеча, см

31

27

Длина лапы от пола до туловища, см

22

19

Высота в холке, см

32

25

Вес, г

9000

4500

Анализируя полученные результаты, видим, что кот гораздо крупнее кошки.

Если размеры достаточно просто измерить с помощью линейки, то вес кошки не так-то просто определить прямым измерением – кошка не стоит на весах. Для определения веса кошачьих особей не обошлось без решения математической задачи. Для определения веса кошки я сначала взвесилась на весах сама. Затем взвешивалась поочередно с каждой кошкой на руках. Вес кошки определяла так:

Вес кошки = мой вес с кошкой – мой вес без кошки.

Используя элементарные математические расчеты, мы можем определить, что Феликс в 2 раза тяжелее Алисы: 9000:4500= 2; или узнать, что длина хвоста Алисы на 3 см короче, чем у Феликса: 28-25 = 3 и многое другое.

3.2 Определение среднесуточной потребности в корме

Следующим этапом работы было определение среднего количества потребляемого сухого корма в день каждым из моих животных. Для этого мы каждому животному сначала приготовили по 10 порций корма весом 150 граммов каждая. Эксперимент длился 10 дней. В конце дня взвешивались остатки корма у Феликса и Алисы. Путем нахождения разности между положенным кормом (150 г) и оставшимся определялось количество съеденного в день, каждым животным. Результаты эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Количество потребляемого корма кошками

Животное/

порядковый номер дня

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Феликс, гр

120

100

110

105

110

100

110

115

110

120

Алиса, гр

45

40

35

50

35

45

40

35

45

50

Чтобы найти среднее количество корма, которое съедает каждое животное, нужно сложить все результаты и разделить на количество дней эксперимента.

(120+100+110+105+110+100+110+115+110+120):10=1100:10=110 г – среднее потребление сухого корма в день Феликсом.

(45+40+35+50+35+45+40+35+45+50):10=420:10=42 г – среднее потребление сухого корма в день Алисой.

Если мы знаем сколько кошки съедают в день, то мы всегда сможем рассчитать, какое количество корма потребуется животным на месяц и заранее купить его. Это может пригодиться, например, в случае, когда уезжаем в отпуск и животных оставляем под присмотр бабушки. В таком случае не произойдет ситуации, что корма не хватит.

3.3 Результаты анкетирования одноклассников

Завершающим этапом практической работы был опрос одноклассников по теме проекта и обработка его результатов. Итоги опроса приведены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты опроса учеников 4 А класса

Ученик

Пол животного

Порода

Кличка

Возраст

Вес, кг

1

Милана Б.

Кошка

Британская

Алиса

2 года

3

2

Злата Б.

Кот

Скоттиш-страйт

Феликс

8 лет

9

Кошка

Британская

Алиса

5 лет

4,5

3

Артемий Б.

Кот

Скоттиш-фолд

Морис

11 лет

8

4

Илья Б.

Кот

Скоттиш-страйт

Артём

2 года

5

5

Алина И.

Кошка

Британская

Алиса

2 года

3

6

Артём К.

Кот

Скоттиш-фолд

Марсель

6 месяцев

4

Кот

Скоттиш-фолд

Шерхан

4 года

10

7

Анна К.

Кошка

Беспородная

Муся

4 года

5

Кошка

Беспородная

Алиса

2 года

3,5

8

Елизавета О.

Кошка

Беспородная

Ася

2 года

4

9

Артём П.

Кошка

Беспородная

Марта

1 год

5

10

Даниил П.

Кошка

Беспородная

Ася

8 лет

5

11

Даниил Р.

Кот

Беспородный

Кузя

10 лет

6

12

Пётр С.

Кот

Беспородный

Моша

2 года

4

13

Валерия Т.

Кошка

Беспородная

Ася

4 года

4,5

14

Дарья Т.

Кошка

Русская голубая

Бакс

6 лет

6

15

Камиля Х.

Кошка

Британская

Алиса

6 месяцев

2

16

Виктория Ц.

Кот

Беспородный

Мурзик

3 года

4

Всего в нашем классе 29 учеников. По результатам опроса можно сделать вывод, что более чем у половины учеников в классе есть коты или кошки. На весь наш класс приходится 19 животных. Из них 11 кошек и 8 котов. Наиболее часто встречающаяся кличка у кошек – Алиса, она встречается 5 раз. Чуть менее популярна кличка Ася, которая встречается 3 раза.

Также результаты опроса мы можем представить в виде статистических диаграмм, которые часто используются в математике (рисунки 1-3).

Рисунок 1. Распределение пород кошек у учеников 4 А класса

Рисунок 2. Распределение животных у учеников 4 А класса по возрасту

Рисунок 3. Распределение животных у учеников 4 А класса по весу

Различные диаграммы позволяют наглядно представить результаты опроса и по ним удобно проводить сравнительный анализ.

Подводя итоги исследований, можно сделать вывод, что математика присутствует в жизни кошки. С её помощью возможно описать и сравнить различные процессы повседневной жизни домашнего животного и решить ряд важных задач для обеспечения комфортного существования питомца. Благодаря математике нам удалось узнать много интересных фактов из жизни кошек.

Заключение

В ходе работы была изучена специальная литература, с помощью которой описаны факты из жизни кошек с использованием языка математики; проведены различные исследования, измерения и опросы; обработаны результаты эксперимента и проведены необходимые расчеты и сравнительный анализ.

На основе полученных результатов можно с уверенностью сказать, что математика в жизни кошек присутствует и играет в их жизни важную роль. Так же она помогает нам обеспечить кошкам комфортную жизнь. Благодаря математике мы можем ежедневно решать важные задачи, которые встречаются в повседневной жизни наших питомцев.

Таким образом, предположение, которое было выдвинуто в самом начале работы, нашло свое подтверждение.

Поставленные в работе цели были успешно достигнуты.

Список литературы и использованных источников

  1. Непомнящий Н.Н. Кошки. Породы, стандарты. М.: Вече, 2005. 240 с.
  2. Сквирский В.Я. Кошки. СПб.: ЭТС Экслибрис, 1992. 240 с.
  3. Широнина Е.В. Кошки. М.: РОСМЭН, 2016. 96 с.
  4. Природа Мира // // Кошки. [Электронный ресурс]. - https://natworld.info/vopros-otvet/skolko-domashnih-koshek-na-zemle                                       (дата обращения 02.12.2019).
  5. Мурлыка // Всё о кошках. [Электронный ресурс].   - https://www.murcat.ru/poleznoznat/rekordi-ginnesa-koshki.php (дата обращения 04.12.2019).
  6. Математика для школьников // Как найти среднее арифметическое. [Электронный ресурс].   - http://www.for6cl.uznateshe.ru/kak-najti-srednee-arifmeticheskoe/ (дата обращения 06.12.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие на тему: "Из истории кошек"

Данное мероприятие для учащихся 3 класса...

Про кошек и собак

Презентация к уроку Окружающий мир-2 класс...

Презентация урока окружающего мира по теме: "За что мы любим кошек и собак?"

Окружающий урок.1 класс.Тема: "За что мы любим кошек и собак?"...

Презентация на тему "Жизнь диких кошек"

Тигр - одно из самых красивых и редких животных....

Значение кошек в жизни человека.

Введение.В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с исследованием кошек, а именно определения значимости кошек в жизни человека.  В работе представлен материал по истории происхождения,...

Значение кошек в жизни человека.

Выяснить роль и значимость кошек в жизни человека....

Презентация на тему: "Роль кошек в жизни человека", 3 класс

Презентация к исследовательской работе на тему: "Роль кошек в жизни человека"...