Математический оркестр
план-конспект урока по математике (3 класс)

Кулева Екатерина Николаевна

Интегрированный урок математики и музыки позволяет интересно и гармонично соединить площадь с музыкальной сценой, задачу с инструментами, мелодию с цифрами.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_matematicheskiy_orkestr.docx101.77 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок математики и музыки

в 3 «Б» классе МБУ «Школа № 47» г.о. Тольятти

авторы учебников:

русский язык: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

музыка: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

Темы:

математика «Площадь. Единицы площади»

музыка «Мир Прокофьева»

Цель:

  1. закрепить знания о площади;
  2. познакомить с творчеством Прокофьева;
  3. развить творческое мышление, устойчивое внимание учащихся

Ход урока

  1. Оргмомент

Все зашли тихонько в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво

Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне.

У нас хорошее настроение

Тихо сели, спинки прямо

Мы легонечко вздохнем,

Урок математики начнем.

2. Повторение пройденного.

- Ребята, вспомним, с каким музыкальным направлением мы познакомились на прошлом уроке? (Джаз)

- Что это за направление и какие у него отличительные особенности? Пропоем домашнее задание.

- Сегодняшний урок нам откроют два ключа, как вы думаете, какие? (скрипичный и басовый

- Кто нарисует на доске скрипичный ключ, кто басовый?

- Сегодня мы попробуем организовать концерт. Для начала нам потребуется сцена. Если известно, что ширина – 32 м, глубина – 21 м, каковы будут периметр и площадь этой сцены?

- На нашем концерте будет выступать оркестр, вспомним, что такое? (Орке́стр — большой коллектив музыкантов-инструменталистов).

Устный счет. Давайте узнаем, сколько музыкантов будет в нашем оркестре (каждому ученику раздаются маленький листочек, на котором он запишет ответ).

- Каждый из вас складывает в уме числа, которые я называю: 12, 36, 21, 44, 15, 9, 13 = 150.

- На листочке напишите ответ и покажите его . Оставьте поднятыми только те, у кого получилось 150. Молодцы!

- Обычно в оркестре принимают участие около 100 музыкантов, в нашем будет больше обычного. А как вы думаете, сколько насчитывал самый большой оркестр в мире? (ответы детей)

- Давайте найдем правильный ответ. (К доске вызывается ученик, который зачитывает пример, остальные записывают его на листочек).  (3015 + 1023) *2

- Давайте проверим ваши ответы. (8076) (Слайд)  

- В декабре 2017 года в Южной Корее собралось 8076 музыкантов, которые сыграли одну из христианских  религиозных песен. Это достижение было зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса.

- Кто же будет играть главную партию в нашем оркестре? Прослушаем произведение, вспомним композитора и название, и кто исполняет ведущую партию. (Э. Григ «Пер Гюнт» (картина «Песня Сольвейг» - скрипки) Какие еще картины из этой сюиты мы изучали? (Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного короля, Утро)

- К каким инструментам относится скрипка? (струнным)

– Какие еще струнные инструменты вы знаете? (альт, виолончель, контрабас)

Работа в парах. Пред вам две задачи – она логическая, другая математическая, решите любую, чтобы узнать сколько струнных инструментов было в нашем оркестре.

Задача математическая 

На концерт привезли 5 скрипок, виолончелей в 3 раза больше, чем скрипок. Контрабасов  в два раза меньше, чем скрипок и виолончелей. Сколько всего струнных инструментов привезли на концерт? (Решение задачи на доске – индивидуальное задание, остальные решают логическую задачу).

1. 5*3 = 15 - виолончелей

2. 15+5=  20 – скрипок и виолончелей

3. 20:2= 10 – контрабасов

4. 15+20+10= 45 – всего инструментов

Задача логическая  -  C:\Users\adm\Desktop\математический оркестр\логическая задача - инструменты.jpg

5+5+5=15

5+20=25

20-8=12

5+10*4=45

- Что за произведение сейчас прозвучит? (Никколо Паганини «Каприз 24»)

- Какие еще инструменты играют в оркестре? (духовые, ударные, клавишные...)

3. Физминутка. Музыканты и математики должны быть внимательными и сосредоточенными, посмотрим, насколько внимательны вы. Повторяем движения! (физминутка)

4. Изучение нового материала.

- Перед вами шифр, чтобы его разгадать, нужно правильно решить примеры (работа в группах)

- Какую букву потерял гном, и какого композитора он загадал?  (ь и Прокофьев)

- Во втором классе мы уже знакомились с этим композитором, кто вспомнит, какую сказку мы слушали? («Петя и волк») Наш оркестр будет играть еще одну его композицию, но нам не хватает некоторых инструментов. Вспомним, какие еще инструменты чаще всего играют в оркестре?

- прослушаем его произведение «Шествие солнца».

- Каких нам не хватает инструментов для его исполнения (треугольник, тарелки, ксилофон, бубен, литавры, скрипка, флейта)

- Кто исполняет главную партию, а кто аккомпанемент?

- Попробуем проанализировать эту композицию, какой темп, эмоции, минорное или мажорное исполнение)

- С какой композицией ее можно сравнить? («Лунная соната»)

- После минорного звучания перейдем к мажорному и ритмичному.

5.Рефлексия

- Поздравляю всех! Теперь наш оркестр готов к выступлению! Послушаем, что у нас получилось! (исполнение симфонического оркестра)

- Какое красивое звучание, как грамотно мы подобрали все инструменты. Сколько интересного мы узнали на нашем пути.

- Давайте вспомним, что мы узнали и чему научились.

  • Чему было посвящено наше путешествие?
  • Какие открытия вы совершили за время путешествия?

(Ответы детей)

Хорошо, вы многое запомнили.

А за дружную работу на уроке, за внимательность, за демонстрацию своих знаний Точка дарит каждому вот такой скрипичный ключ. Я надеюсь, что вы будете всегда такими умными и активными на уроках.

6.  Д\з – Повторить единицы площади, прослушать «Утро» Прокофьева и сравнить с «Утром» Грига.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0df1/00090ea0-8be15e88/hello_html_41051d87.jpg

Ф=6592

А=347

М=12492

Я=126

О=3624

У=2541

Т=17048

К=1152

Б=5342

Х=6590

Р=197

В=18522

С=28534

П=196

З=18520

Е=2849

Л=169

К=28530

О=168

И=3622

Р=1645

Ы=2850

Ц= 6590

Ю=63589

Расшифруй слово _______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Зачем оркестру дирижёр"

Беседа для уроков музыки....

Основные формы и методы работы на занятиях шумового оркестра с детьми 5-6 лет

Данная работа является планом - конспектом доклада, прочитанного автором работы на областном форуме "моя профессия - -искусство" в городе Иркутске (июнь 2010 год). На основе программы Т.Э. Тютюнниково...

Урок музыки для 2 класса "Симфонический оркестр"

Урок музыки во втором  классе с использованием ИКТ.На уроке был использован музыкальный материал из регионального компанента РБ....

Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2

Презентация к уроку музыки в  4 классе. По программе  Критской Е. Д.,  "Музыка. 4 класс."  Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...

Презентация "Симфонический оркестр"

Презентация "Симфонический оркестр"...

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.

      Увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино»,  «Повторялкино», «Узнавалкино» (знакомство с оркестром и инструментами симфонического оркест...

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.

Презентация к одноимённому уроку музыки во 2 классе....