Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Занимательная математика
рабочая программа по математике (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Занимательная математика

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.

Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Направленность программы по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

          Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_zanimatelnaya_matematika.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Занимательная математика»

Программа дополнительного образования детей 9-10 лет

Срок реализации 1 год

Пояснительная записка

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.

Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Направленность программы по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

          Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;

развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;

повышение математической культуры ученика;

воспитание настойчивости, инициативы;

развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

Общая характеристика курса

      «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.  

     В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход - ответ. Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в курс включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

     

Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

Принципы программы:

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 68 ч в год. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. Курс изучения программы рассчитан на учащихся  3 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Ценностные ориентиры содержания программы

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приёмов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строитьи проверять простейшие гипотезы;

-формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностные результаты:

  •  развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных  заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
  • Предметные результаты:
  • делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
  • находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков;
  •  находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику;
  • называть противоположные по смыслу слова; решать задачи,  решать задачи на смекалку;
  •  работать с толковым словарём;
  •  уметь измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
  •  узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
  •  решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание).

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использоватьего в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

Содержание  программы

Путешествие в страну Математика. Вводное занятие, в ходе которого учащиеся «путешествуют» по стране Математика и преодолевают математические преграды, подготовленные сказочными героями. В процессе занятия преподаватель фиксирует для себя базовые знания, имеющиеся у детей.

Как люди научились считать. Данное занятие предусматривает знакомство учащихся с историей  и целью возникновения у людей умения считать. Старинные системы записи чисел

Что дала математика людям. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. Как читать римские цифры?

Весёлый счёт. Занятие предусматривает знакомство учащихся с  играми-соревнованиями. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы. Решение задач, допускающие несколько способов решения и задач с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

 Составление математических ребусов, конкурс на лучший математический ребус.

Пифагор и его школа. Информация. Презентация. Викторина.

Числовые головоломки. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Архимед. Информация. Презентация. Викторина.

Умножение. Работа с таблицей умножения. Повторение компонентов действий умножения. Взаимосвязь действий умножения и деления. Решение математических выражений, содержащих элементы таблицы умножения.

Конкурс знатоков. Решение нестандартных заданий.

Деление. Повторение компонентов действий умножения и деления. Взаимосвязь действий умножения и деления. Решение математических выражений, содержащих элементы таблицы умножения и деления.

Делится или не делится. Решение математических выражений, содержащих элементы таблицы умножения и деления.

Решение логических задач исследовательским методом. На занятии учащиеся учатся решать математические  ребусы, логических задач и занимательные задачи в стихах. Свою работу учащиеся выполняют, используя исследовательский метод решения.

Проектная деятельность «Газета любознательных. Конкурс на лучшую математическую газету. Проектная деятельность, которая совершается учащимися самостоятельно с минимальным контролем учителя. Для данной работе  дети самостоятельно находят интересную информацию для газеты.

Математический КВН. Урок-игра, в ходе которого учащимся предлагаются различные конкурсные математические задания. Учащиеся проводят самостоятельную подготовку к данному мероприятию: готовят названия команд, лозунги, выбирают капитанов, изготавливают эмблемы для своих команд.  

Старинные меры длины. Информация. Презентация.

Задачи – смекалки. Решение задач и ребусов в парах.

Решение олимпиадных задач. Решение заданий повышенной трудности.

Весёлая геометрия. Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. На занятии используется  танграм: древняя китайская головоломка, игры «Сложи квадрат», «Спичечный» конструктор, ЛЕГО-конструкторы.  

Математические фокусы. Знакомство учащихся с интересными математическими фокусами и их секретами. День недели на ладони. Интуиция, или магическая девятка. Феноменальная память.

Время. Часы. Информация. Презентация.

Геометрический калейдоскоп. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Интеллектуальный марафон.

Открытие нуля. Исследовательская работа «Почему так?»

Решение задач и ребусов. Международная игра «Кенгуру». Решение нестандартных заданий.

Денежные знаки. Информация. Презентация.

Решение задач повышенной трудности.

КВМ «Царица наук». Работа в группах.

Задачи с многовариантными решениями. Решение задач повышенной трудности

Решение задач повышенной трудности. Решение задач повышенной трудности.

Игра «Смекай, решай, отгадывай». Работа в группах.

Час занимательной математики. Работа в группах.

Круглый стол «Подведём итоги». Коллективная работа по составлению отчёта. Решение логических задач, задач-смекалок. Решение задач повышенной трудности, олимпиадных  заданий. Решение и составление ребусов, содержащих числа.  

Планируемые результаты.

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

формировать творческое мышление;

способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;

успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

решение занимательных задач

оформление математических газет

участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

проектная деятельность

самостоятельная работа

работа в парах, в группах

творческие работы

Основные требования к уровню математической подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Основной программный материал курса математики в начальных классах

Учащиеся должны уметь:

Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах

Выпуск математических газет

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол час

Виды деятельности

1-2

Путешествие в страну Математика. Вводное занятие

2

Сказочное путешествие и преодоление математических преград

3-4

Как люди научились считать

2

Старинные системы записи чисел. Знакомство.

5-6

Что дала математика людям. Иероглифическая система древних египтян

2

решение задач и ребусов

7-8

Что дала математика людям. Римские цифры. Как читать римские цифры.

2

решение задач и ребусов

9-10

Весёлый счёт

2

Игры-соревнования

11-12

Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы.

2

составление математических ребусов, конкурс на лучший математический ребус

13-14

Пифагор и его школа.

2

работа с информацией презентации, викторина

15-16

Числовые головоломки

2

Соединение чисел знаками действия, восстановление примеров, отгадывание задуманных чисел.

17-18

Архимед.

2

работа с информацией презентация, викторина

19-20

Умножение.

2

решение задач , ребусов и математических выражений

21-22

Конкурс знатоков.

2

решение нестандартных заданий

23-24

Деление.

2

решение задач , ребусов и математических выражений

25-26

Делится или не делится.

2

решение задач ,ребусов и математических выражений

27-28

Решение логических задач.

2

схематическое изображение задач

29-30

Проектная деятельность «Газета любознательных»

2

конкурс на лучшую математическую газету

31-32

Математический КВН.

2

работа в группах

33-34

Старинные меры длины.

2

работа с информацией презентации

35-36

Задачи – смекалки.

2

решение задач и ребусов в парах

37-38

Решение олимпиадных задач.

2

решение заданий повышенной трудности

39-40

Весёлая геометрия

2

Моделирование, игры.

41-42

Математические фокусы

2

Интересные математические фокусы и их секреты.

43-44

Время. Часы.

2

работа с информацией презентация

45-46

Геометрический калейдоскоп

2

Геометрические узоры. Их закономерности.

47-48

Интеллектуальный марафон

2

работа в группах        

49-50

Открытие нуля.

2

исследов. работа «Почему так?»

51-52

Решение задач и ребусов. Международная игра «Кенгуру».

2

решение нестандартных заданий

53-54

Денежные знаки.

2

работа с информацией презентац

55-56

Решение задач повышенной трудности.

2

схематическое изображение задач

57-58

КВМ «Царица наук»

2

работа в группах

59-60

Задачи с многовариантными решениями.

2

решение заданий повышенной трудности

61-62

Решение задач повышенной трудности.

2

решение заданий повышенной трудности

63-64

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

2

работа в группах        

65-66

Час занимательной математики.

2

работа в группах        

67-68

Круглый стол «Подведём итоги».

2

кол-я  раб. по сост. отчета

Всего:

 68

Список литературы

 Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008

Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011

Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста

Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2000г

«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

12.Кенгуру -2010 . Задачи, решения, итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...

"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Пояснительная записка    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного обр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» .

Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика»....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика»

Рабочая программа по внеурочной деятельностипо математике "Занимательная математика"...