Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Занимательная математика
рабочая программа по математике (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Занимательная математика
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Направленность программы по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnaya_matematika.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Занимательная математика»
Программа дополнительного образования детей 9-10 лет
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Направленность программы по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цель и задачи программы
Цель:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
повышение математической культуры ученика;
воспитание настойчивости, инициативы;
развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Общая характеристика курса
«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход - ответ. Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в курс включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе
Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 68 ч в год. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ценностные ориентиры содержания программы
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строитьи проверять простейшие гипотезы;
-формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- Предметные результаты:
- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
- находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
- работать с толковым словарём;
- уметь измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание).
Метапредметные результаты:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использоватьего в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
Содержание программы
Путешествие в страну Математика. Вводное занятие, в ходе которого учащиеся «путешествуют» по стране Математика и преодолевают математические преграды, подготовленные сказочными героями. В процессе занятия преподаватель фиксирует для себя базовые знания, имеющиеся у детей.
Как люди научились считать. Данное занятие предусматривает знакомство учащихся с историей и целью возникновения у людей умения считать. Старинные системы записи чисел
Что дала математика людям. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. Как читать римские цифры?
Весёлый счёт. Занятие предусматривает знакомство учащихся с играми-соревнованиями. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы. Решение задач, допускающие несколько способов решения и задач с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Составление математических ребусов, конкурс на лучший математический ребус.
Пифагор и его школа. Информация. Презентация. Викторина.
Числовые головоломки. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Архимед. Информация. Презентация. Викторина.
Умножение. Работа с таблицей умножения. Повторение компонентов действий умножения. Взаимосвязь действий умножения и деления. Решение математических выражений, содержащих элементы таблицы умножения.
Конкурс знатоков. Решение нестандартных заданий.
Деление. Повторение компонентов действий умножения и деления. Взаимосвязь действий умножения и деления. Решение математических выражений, содержащих элементы таблицы умножения и деления.
Делится или не делится. Решение математических выражений, содержащих элементы таблицы умножения и деления.
Решение логических задач исследовательским методом. На занятии учащиеся учатся решать математические ребусы, логических задач и занимательные задачи в стихах. Свою работу учащиеся выполняют, используя исследовательский метод решения.
Проектная деятельность «Газета любознательных. Конкурс на лучшую математическую газету. Проектная деятельность, которая совершается учащимися самостоятельно с минимальным контролем учителя. Для данной работе дети самостоятельно находят интересную информацию для газеты.
Математический КВН. Урок-игра, в ходе которого учащимся предлагаются различные конкурсные математические задания. Учащиеся проводят самостоятельную подготовку к данному мероприятию: готовят названия команд, лозунги, выбирают капитанов, изготавливают эмблемы для своих команд.
Старинные меры длины. Информация. Презентация.
Задачи – смекалки. Решение задач и ребусов в парах.
Решение олимпиадных задач. Решение заданий повышенной трудности.
Весёлая геометрия. Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. На занятии используется танграм: древняя китайская головоломка, игры «Сложи квадрат», «Спичечный» конструктор, ЛЕГО-конструкторы.
Математические фокусы. Знакомство учащихся с интересными математическими фокусами и их секретами. День недели на ладони. Интуиция, или магическая девятка. Феноменальная память.
Время. Часы. Информация. Презентация.
Геометрический калейдоскоп. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Интеллектуальный марафон.
Открытие нуля. Исследовательская работа «Почему так?»
Решение задач и ребусов. Международная игра «Кенгуру». Решение нестандартных заданий.
Денежные знаки. Информация. Презентация.
Решение задач повышенной трудности.
КВМ «Царица наук». Работа в группах.
Задачи с многовариантными решениями. Решение задач повышенной трудности
Решение задач повышенной трудности. Решение задач повышенной трудности.
Игра «Смекай, решай, отгадывай». Работа в группах.
Час занимательной математики. Работа в группах.
Круглый стол «Подведём итоги». Коллективная работа по составлению отчёта. Решение логических задач, задач-смекалок. Решение задач повышенной трудности, олимпиадных заданий. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Планируемые результаты.
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач
оформление математических газет
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
проектная деятельность
самостоятельная работа
работа в парах, в группах
творческие работы
Основные требования к уровню математической подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Основной программный материал курса математики в начальных классах
Учащиеся должны уметь:
Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
Выпуск математических газет
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол час | Виды деятельности |
1-2 | Путешествие в страну Математика. Вводное занятие | 2 | Сказочное путешествие и преодоление математических преград |
3-4 | Как люди научились считать | 2 | Старинные системы записи чисел. Знакомство. |
5-6 | Что дала математика людям. Иероглифическая система древних египтян | 2 | решение задач и ребусов |
7-8 | Что дала математика людям. Римские цифры. Как читать римские цифры. | 2 | решение задач и ребусов |
9-10 | Весёлый счёт | 2 | Игры-соревнования |
11-12 | Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы. | 2 | составление математических ребусов, конкурс на лучший математический ребус |
13-14 | Пифагор и его школа. | 2 | работа с информацией презентации, викторина |
15-16 | Числовые головоломки | 2 | Соединение чисел знаками действия, восстановление примеров, отгадывание задуманных чисел. |
17-18 | Архимед. | 2 | работа с информацией презентация, викторина |
19-20 | Умножение. | 2 | решение задач , ребусов и математических выражений |
21-22 | Конкурс знатоков. | 2 | решение нестандартных заданий |
23-24 | Деление. | 2 | решение задач , ребусов и математических выражений |
25-26 | Делится или не делится. | 2 | решение задач ,ребусов и математических выражений |
27-28 | Решение логических задач. | 2 | схематическое изображение задач |
29-30 | Проектная деятельность «Газета любознательных» | 2 | конкурс на лучшую математическую газету |
31-32 | Математический КВН. | 2 | работа в группах |
33-34 | Старинные меры длины. | 2 | работа с информацией презентации |
35-36 | Задачи – смекалки. | 2 | решение задач и ребусов в парах |
37-38 | Решение олимпиадных задач. | 2 | решение заданий повышенной трудности |
39-40 | Весёлая геометрия | 2 | Моделирование, игры. |
41-42 | Математические фокусы | 2 | Интересные математические фокусы и их секреты. |
43-44 | Время. Часы. | 2 | работа с информацией презентация |
45-46 | Геометрический калейдоскоп | 2 | Геометрические узоры. Их закономерности. |
47-48 | Интеллектуальный марафон | 2 | работа в группах |
49-50 | Открытие нуля. | 2 | исследов. работа «Почему так?» |
51-52 | Решение задач и ребусов. Международная игра «Кенгуру». | 2 | решение нестандартных заданий |
53-54 | Денежные знаки. | 2 | работа с информацией презентац |
55-56 | Решение задач повышенной трудности. | 2 | схематическое изображение задач |
57-58 | КВМ «Царица наук» | 2 | работа в группах |
59-60 | Задачи с многовариантными решениями. | 2 | решение заданий повышенной трудности |
61-62 | Решение задач повышенной трудности. | 2 | решение заданий повышенной трудности |
63-64 | Игра «Смекай, решай, отгадывай». | 2 | работа в группах |
65-66 | Час занимательной математики. | 2 | работа в группах |
67-68 | Круглый стол «Подведём итоги». | 2 | кол-я раб. по сост. отчета |
Всего: | 68 |
Список литературы
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2000г
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
12.Кенгуру -2010 . Задачи, решения, итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...
"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"
Программа внеклассной работы по математике для 1 класса c использованием ИТ....
рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного обр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» .
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика»
Рабочая программа по внеурочной деятельностипо математике "Занимательная математика"...