Единицы времени: Год. Неделя. Месяц.
учебно-методический материал по математике (4 класс)
Народ всегда умел ценить время и сочинил много пословиц про время .
А вот Владимир Иванович Даль сочинил сказку «Старик-годовик».
- В старину люди делали зарубки, отмечая дни. Этот способ был не очень удобен. Тогда был составлен календарь. Сначала был отрывной календарь. Гораздо позже был составлен табель-календарь. В наше время существует множество различных видов календарей: карманный, настольный, перекидной, восточный, электронный и т.д.
Цели: способствовать развитию умений пользоваться табелем – календарём, определять по календарю количество дней в месяце, рассчитывать продолжительность каникул.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: познакомятся с табелем – календарём; научатся применять знания о единицах времени при выполнении практических заданий с опорой на календарь, решать текстовые задачи арифметическим способом.
Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научаться слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-4_klass.docx | 42.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казённое общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока по математике
в 4 «а» классе
«Единицы времени: Год. Неделя. Месяц.»
Подготовила учитель начальных классов :
Шаруда Елена Николаевна
2018 год
Тема: Единицы времени: Год, месяц, сутки.
Цели: способствовать развитию умений пользоваться табелем – календарём, определять по календарю количество дней в месяце, рассчитывать продолжительность каникул.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: познакомятся с табелем – календарём; научатся применять знания о единицах времени при выполнении практических заданий с опорой на календарь, решать текстовые задачи арифметическим способом.
Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научаться слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: единицы времени; год; сутки
ХОД УРОК :
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд: 1
Сядьте удобно и повторяйте за мной :
Я в школе на уроке
Сейчас я начну учиться
Память моя крепка
Я готова к работе
Я работаю!
Слайд: 2
II. Актуализация знаний.
Устный счёт.
1. На столах у вас карточки. Считаем, находим ответ и только тогда выходим к доске:
1. Множители 8 и 6. Найди произведение.
2. Делимое 54, делитель 9. Найди частное.
3. Найди произведение чисел 4 и 6.
4. Найди частное чисел 45 и 9.
5. 63 уменьши в 7 раза.
6. 35 уменьши в 5 раз
2. Прочитайте числа на карточках и расположите их в порядке возрастания:
523000, 603421, 7690, 14000, 67325, 354639
61400, 402354, 8720, 17000, 76523, 453962
3. Сравните эти числа.
4.Увеличить каждое число в 10 раз (Козарез Катя)
Уменьшить на 1000 (Ерёменко Ольга)
5. На доске геометрические фигуры:
- Назовите фигуры .
- Какая «лишняя»?
- Написать формулы нахождения площади.:
S = а а S = а в S = (а в) : 2
Слайд : 3
Подберите соответствующую единицу измерения:
Яблоко -150…(г)
Портфель - 3 …(кг)
Цистерна молока – 200 …(л)
Слон – 4 …(т)
Ш. Работа над новым материалом:
1. Загадка. Его никто никогда не видел,
не знает, где оно началось и когда закончится.
Но каждый человек с ним встречается постоянно.
Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (время)
Слайд; 4
Сегодня на уроке продолжим знакомиться с единицами времени.
Говорят: Время – дороже денег.
Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.
Слайд :5
Век живи, век учись.
Обещанного 3 года ждут.
Делу время, а потехе час.
День да ночь, сутки прочь.
Упустишь минуту – потеряешь час.
Минута час бережёт.
Народ всегда умел ценить время и сочинил много пословиц про время .
А вот Владимир Иванович Даль сочинил сказку «Старик-годовик». Я буду читать , а вы мне должны помогать
Слайд : 6
«Вышел старик - годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик - годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз».
- Что за первые три птицы вылетели из рукава старика - годовика? Назовите их (декабрь, январь и февраль) Почему вы так думаете?
Слайд : 7
«Махнул старик - годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы».
Какую следующую тройку птиц выпустил старик-годовик? (март, апрель, май).
Слайд :8
«Махнул старик - годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно».
О каком времени года идет речь в этой части сказки? (июнь, июль, август)
Слайд: 9
«Махнул старик - годовик в четвертый раз - полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»
Каких теперь птиц выпустил старик - годовик? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Слайд: 10
«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев» Кто отгадает эту загадку? (дни недели)
Слайд :11
«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»
Кто отгадает последнюю загадку? (день, ночь – сутки)
Слайд: 12
Слайд 13.
А теперь давайте вспомним , что делал Старик –годовик? (выпускал птиц)
-А что это за птицы ? А почему три месяца? (месяцы одного времени года )
-Что значит четыре крыла? ( дни недели)
-Что означает чёрно-белое перо? ( день и ночь)
-Значит Старик волшебник и есть год .Который состоит из : времён года , месяцев , недель , суток,
Слайд 14.
-Это и есть тема нашего урока .Месяцы , недели , сутки , год
- Каким понятием можно назвать все эти слова? ( единицы времени)
Слайд 15
-Посмотрите и ответьте , что это ? (календарь)
- Конечно , это календарь для детей , но на котором много информации.
- Что вы можете рассказать по этому календарю?
(Четыре времени года , названия 12 месяцев , количество дней в каждом месяце , количество месяцев)
4. Работа с календарями. (Практическая работая)
Слайд 16
- Это тоже календарь .
- В старину люди делали зарубки, отмечая дни. Этот способ был не очень удобен. Тогда был составлен календарь. Сначала был отрывной календарь. Гораздо позже был составлен табель-календарь. В наше время существует множество различных видов календарей: карманный, настольный, перекидной, восточный, электронный и т.д.
Но все они показывают год, месяцы, дни недели. Но задача у них одна и та же.
Практическая работа с табелем – календарём.
- Что же такое календарь ?
-Календарь –это перечень дней года , разбитый на недели и месяцы. Календарь очень удобен и прост в использовании.
- Я думаю , что вы умеете пользоваться календарём .Рассмотрите календари , которые у каждого на столе . Чем они отличаются друг от друга? ( картинкой и годом) Самое главное в календаре это какого он года. Посмотрите и выберите тот календарь , который соответствует году , который уже заканчивается? (2018) Назовите год.
- Выберите календарь 2019 года , года который наступит через 1,5 месяца.
- Год разделён на месяцы, в каждом месяце определённое количество дней 30 или 31.
-Назовите месяцы в которых 30 дней.9(апрель , июнь, сентябрь . ноябрь)
-Назовите месяцы в которых по 31 дню( январь, март, май, июнь, август , октябрь, декабрь).
-Какой месяц не назвали? (февраль)
-Что вы знаете о феврале?
-Это самый короткий месяц , в котором 28 или 29 дней. Когда делили год на месяцы и сутки , то месяцу февралю не хватило дней. А это значит , что в феврале всего 28 дней . Но за три года по минуткам скапливается время и на четвёртый год добавляется ещё один день 29 февраля .Год в котором 29 дней принято называть високосным.
- По этому , когда спрашивают сколько в месяце дней , отвечают 30 , 31 ,28 или 29.
- А на вопрос сколько в году дней ?
- 365 или 366 дней.
Слайд 17.
Есть народная мудрость: считать месяцы по косточкам рук. Сожмите руки в кулачки и начинайте счёт: выпуклость -31 день, впадинка – 30.
Слайд :18
- Почему одни цифры чёрного цвета , а другие красного? ( рабочие и выходные)
- С какого месяца начинается новый год? Какой это день недели?
- С какого месяца начинается новый учебный год? Какой это день недели?
- Найдите и обведите свой день рождения.
Слайд 19
-Прочитайте слова : год, месяц , неделя , сутки.
- Выберите правильный ответ.
1. Назови промежуток времени , равный периоду обращения Земли вокруг Солнца?
- Сколько дней в году? ( 365-366)
2. Назови промежуток времени, равный периоду обращения Луны вокруг Земли?
- Сколько дней в месяце? (30 ,31 ,28 или29)
3. Назовите промежуток времени , равный периоду обращения Земли вокруг своей оси?
- Сколько часов в сутках? ( 24 часа)
4. Назови промежуток времени , который состоит из понедельника, вторника, среды, четверга , пятницы , субботы и воскресенья?
- Сколько дней в неделе? (7)
-Что объединяет все эти слова ? (время)
Слайд :20
А это вся таблица единиц времени , с которой мы уже познакомились.
Чтение таблицы.
Слайд 21
5. Физкультминутка :
Раз — подняться, потянуться
Два — согнуться, разогнуться. (Под счет дети выполняют наклоны,)
Три — в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть - за парту тихо сесть. ( Сесть.)
Слайд 22
6. РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ МАТЕРИАЛА. Старик –годовик оставил вам конверты с заданиями ,найдите первое задание.
1. Задание .
Задача.
Во время летних каникул Юра провёл июнь и июль у бабушки , потом на турбазе 2 смены по 12 дней .Сколько дней у Юры длились каникулы , если до занятий осталась ещё 1 неделя
— Прочитайте задачу.
— Где отдыхал Юра?
— Июнь и июль – у бабушки и на турбазе 2смены по 12 дней.
— Сколько времени осталось до занятий?
--- 1 неделя.
— Что надо узнать в задаче?
— Сколько дней у Юры длились каникулы.
Краткую запись сделаем в виде чертежа. (12 см)
— Отметим данные задачи на чертеже.
. 30 . 31 . 12 . 12 . 7 .
— Как сосчитать продолжительность каникул?
— Сложением. 30+31+12*2+7=92
— Запишите решение выражением.
— Сколько дней у Юры длились каникулы?
— 92 дня.
— Молодцы! С этой задачей справились. Улыбается Старик – годовик, доволен.
2. Задание.
Сравни.
480 сек. 6 мин 240 мин 5 ч
3 недели 36 дней 2 недели 10 дней
24 час 2 сут 100 лет 4 века
3. Задание
Найдите значение выражений.
3050-3000 8090-8040 (30000+2000):100
5000+350 35200+164 30000+2000:100
6500-500 16700-520 90000-40000*2
Молодцы с заданиями Старика –годовика справились все .
6. Итог урока.
На столе у каждого по три снежинки :
-Большая снежинка –это оценка 5
Средняя -4
Маленькая -3
Оцените свои результаты и выберите награду за свой труд
7.Тест.
1. Запишите самую маленькую единицу времени.
2. Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг Солнца это … . (год)
3. Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси это … . (сутки)
4. Запишите, сколько суток в январе. (31 сутки)
5. Запишите, сколько лет в одном веке. (100 лет)
Литература.
1. С. В. Бахтина, Поурочные разработки по математике: 4 класс:
к учебнику М.И. Моро и др.- М.: Издательство «Экзамен», 2010
2. С. А. Веретенникова «Четыре времени года».
3. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В.
Степанова. Математика. Учебник для 4 класса. – 6 изд. – М.
Просвещение, 2010.
4. В. Даль Сказка – загадка «Старик – годовик» - М.: ООО
Издательство «Мелик –Пашаев», 2009
1. Задание . Задача.
Во время летних каникул Юра провёл июнь и июль у бабушки , потом на турбазе 2 смены по 12 дней .Сколько дней у Юры длились каникулы , если до занятий осталась ещё 1 неделя? |
2. Задание. Сравни. 480 сек. 6 мин 3 недели 36 дней 24 час 2 сут
|
3. Задание Найдите значение выражений. 3050-3000 30000+2000 5000+350 50000-20000 6500-500 9000-200 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единицы времени. Год, месяц.
Единицы времени. Год, месяц.- урок математики в 3 классе. Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени».Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификац...
Единицы времени. Год, месяц.
Единицы времени. Год, месяц.- урок математики в 3 классе. Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени».Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификац...
интегрированный урок по математике и истории в 3 классе "Единицы времени. Год. Месяц. Неделя"
Данный урок не только знакомит, но расширяет представление учащихся о хорошо известных нам единицах времени....
Урок математики. Тема: Неделя, месяц, год – единицы измерения времени
Урок математики во 2 классе по системе Занкова, в соотвествии с ФГОС. Представлен в виде технологической карты, на уроке используется работа в парах, группах...
Урок математики в 3 классе по теме: "Единицы времени: год, месяц, неделя, сутки"
Цель: ознакомление с единицами времени: год, месяц, неделя, сутки.Задачи:1. Формировать у детей представление о годе, месяце, неделе, сутках, познакомить с табелем-календарём.2. Совершенствовать умени...
Конспект урока по математике "Единицы времени. Порядок месяцев. Календарь."
Конспект урока по математике для учащихся 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида....
Конспект урока по математике в 3 классе по теме "Единицы времени.Год.Месяц.Неделя."Программа "Школа России".
Урок по математике в 3 классе построен в соответствии с ФГОС, по учебнику М. И. Моро.Данный урок помогает учащимся формировать представление о годе, месяце. неделе, познакомить с табелем-календа...