АООП по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………2
2. Общая характеристика учебного предмета.……………………………………….3
3. Описание места предмета в учебном плане…..……………………………………4
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета…………...5
5. Содержание учебного предмета…………………………………………………….8
6.Календарно-тематическое планирование.………………………………………………………11
7. Материально- техническое обеспечение………………….. …………………….28
1.Пояснительная записка
Нормативные документы для разработки рабочей программы
Нормативно-правовую базу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2013г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МЬОУ ООШИ № 22 г.Томска;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования 30.08.2013г. №1015;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.32.86-15 от 10.07.2015г.
- Устав МБОУ ООШИ № 22 г. Томска.
- Локальные акты образовательного учреждения.
Цель: подготовка обучающихся к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Задачи:
- Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.
- Научить читать и записывать числа до 100.
- Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.
2.Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Математика» направлена на овладение началами математике(понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др) ,овладение способностью пользоваться арифметическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности), развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности .Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся с умственной отсталостью к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
3.Описание места предмета в учебном плане
Предметная область «Математика» представлена предметом «Математика и информатика», имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду. В учебном плане 4класса математика составляет -1четверть : со 2.09 – 25.10, 4часа в неделю(8недель)
-2четверть: с 05.11 – 27.12, 4часа в неделю(8недель)
-3четверть: с 09.01 – 20.03, 4часа в неделю(10недель)
-4четверть: с 30.03 – 22.05, 4час в неделю(8недель)
Итого : 135 часов в год
4.Личностные и предметные результаты усвоения учебного предмета
Личностные результаты обучения: | предметные результаты обучения: |
-воспитание у учащихся трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности; -формирование умения планировать свою деятельность. | - развитие абстрактных математических понятий; - развитие зрительного восприятия и узнавания; -развитие пространственных представлений и ориентации; -развитие основных мыслительных операций; -развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; - коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; - развитие речи и обогащение словаря; - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. |
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны знать:
- различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
- таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
- названия компонентов умножения, деления;
- меры длины, массы и их соотношения;
- меры времени и их соотношения;
- различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
- названия элементов четырехугольников.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
- практически пользоваться переместительным свойством умножения;
- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
- самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи;
- самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в 2 действия;
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
- вычислять длину ломаной;
- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения в младших классах (IV класс):
Минимальный уровень(обязательный для усвоения всеми учениками)
знание числового ряда 1—20 в прямом порядке;
знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).
знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел с помощью учителя
пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач(с помощью учителя)
решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
Достаточный уровень:(не обязательный для усвоения всеми учениками)
знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;
откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;
знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами
знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;
определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;
знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.
5. Содержание учебного материала
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
«Повторение»
Учащиеся должны знать:
- числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;
- сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц;
- присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 100;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток;
- решать простые и составные арифметические задачи, кратко записывать содержание задачи
ПРИМЕЧАНИЯ.
«Сложение и вычитание чисел в пределах 100»
Учащиеся должны знать:
- различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
- письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи
ПРИМЕЧАНИЯ.
- решение составных задач с помощью учителя
«Умножение и деление»
Учащиеся должны знать:
- таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;
- правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
- названия компонентов умножения, деления;
- зависимость между стоимостью, ценой, количеством;
- составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями
Учащиеся должны уметь:
- практически пользоваться переместительным свойством умножения;
-самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия
ПРИМЕЧАНИЯ.
- необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного.
«Числа, полученные при измерении»
Учащиеся должны знать:
- меры длины, массы и их соотношения;
- меры времени и их соотношение, двойное обозначение времени;
Учащиеся должны уметь:
- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
- различать числа, полученные при счете и измерении;
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- определение времени по часам хотя бы одним способом
«Геометрический материал»
Учащиеся должны знать:
- различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
- названия элементов четырехугольников;
- замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дугу
Учащиеся должны уметь:
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
- вычислять длину ломаной;
- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания;
- черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части; устное решение примеров и задач;
практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
Письменные работы (домашние и классные) учащиеся выполняют в тетрадях. Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он:
а) даст правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится ученику, если он:
а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя, или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение
геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, — это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: 35—40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1—3 простые задачи, или 1—3 простые задачи и составная, или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточное применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, по не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.
Календарно-тематическое планирование по математике в 4а классе
1 четверть- 32ч; 2четв.- 32ч; 3 четв.-40ч; 4 четв.-28ч ; год- 132ч.
7. Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности.
1. Интерактивная доска
2. Ноутбук
3. Наглядные пособия.
4. Презентации.
УМК:
- Учебник: Т.В. Алышева «Математика» 4класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 ч., М.: Просвещение, 2018.
Дополнительная литература:
1. « Праздник числа» В. Волина, М.: Просвещение, 1994г.
2. «Математика в начальной школе» В.П. Новикова, М.: Мозаика-Синтез, 2006
3. «Формирование математических представлений» Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева, Т.А.
Терпак, Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: Математика Класс: 2 класс Тип урока: урок изучения нового материала. Тема: Периметр многоугольника. Учитель : Кустова Наталья Алексеевна.
Урок математики по ФГОС. Технологическая карта....
Конспект урока по математике Класс: 1 «б» УМК: Начальная школа 21 века, В.Н. Рудницкая «Математика» , ч.2, стр.53-57 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Вычитание числа 3 (закрепление)
Конспект урока по математике...
Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)
Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...
АООП по математике для 5 класса (пролонгированное обучение), варианты: 4.2, 3.2, 4.3
АООП по математике составлена в соответствии с ФГОС ОВЗ...
Конспект урока по АООП обучающихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями по учебному предмету "Человек" - "Друзья Мойдодыра"
Конспект урока по адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, Т...
Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"
Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...
Конспект урока по математике Класс: 2 Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях), Алышева Т.В.
Конспект урока по математикеКласс: 2 Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях), Алышева Т.В.Тема: Компоненты вычитания. Вычитание вида: 16-2.Цели: ознакомле...