Тема урока: Арифметические действия над числами.
план-конспект урока по математике (4 класс)

Балашова Людмила Николаевна

Цель  урока:  создать условия для закрепления  и развития  обучающимися  навыка вычислений   многозначных чисел  и  решения  задач;     привлечение внимания к изучению истории железнодорожного транспорта,   ранняя профориентация на профессии железнодорожного транспорта.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx44.41 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА   4  класс.  

         Тема урока: Арифметические действия над числами.

Цель  урока:  создать условия для закрепления  и развития  обучающимися  навыка вычислений   многозначных чисел  и  решения  задач;     привлечение внимания к изучению истории железнодорожного транспорта,   ранняя профориентация на профессии железнодорожного транспорта. 

 Задачи: 

Образовательные задачи:  

- отрабатывать   умение   умножения и деления  многозначных чисел;

- помочь закрепить  полученные навыки через взаимосвязь умножения и деления;                                                                       - формировать интерес школьников к истории и развитию железнодорожного транспорта.

Развивающие задачи:  

 – развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

- развиваем умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, умения и информацию, полученную на уроке.

- развитие  профориентационных знаний через школьные предметы

Воспитательные задачи:

 – воспитываем аккуратность;

  –  формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения;                                                                            

   -  воспитание преданности, сопричастности к профессиям железнодорожников;

- воспитывать гордость за труд железнодорожников.

  Личностные

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные

Регулятивные:

 -  формировать умение  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

 - формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на  уроке.

Познавательные:

Общеучебные: 

 - умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.

Логические:  формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков,  формулировать  проблему.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап.

Самоопределение к деятельности.

      (На экране появляется слайд с изображением весёлого паровозика, звучит музыка и тихий стук колёс поезда.)

- За окном дождь, слякоть, а вы  представьте, что у вас есть надёжное убежище.   Это наш веселый поезд.   Давайте мысленно зайдём в уютный  вагон и отправимся в математическое путешествие.   Вы слушаете приятную музыку. Вам хорошо и спокойно в этом вагончик, вы счастливые и уверенные в своих силах.

                (Слайд 1)

Настраиваются на работу.

Личностные УУД (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

Целеполагание

-На протяжении многих уроков математики мы работали с числами. Какими?  

- Какие операции можно с ними выполнять?

- Догадались, какая будет тема урока?

- Сформулируйте.

- Проверьте своё предположение, откройте учебник на с.. 36.

- Попробуйте сформулировать цель.

- Верно, а так же закрепить  умение решать задачи.

- Какое умение сейчас формировали?

-Многозначными.

-Сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить…

- Действия с многозначными

 числами.

Арифметические действия над числами.

- Закрепить навыки приемов сложения и вычитания, деления и умножения  многозначных чисел;

- Умение определять цель деятельности

Регулятивные УУД     

 (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать

деятельность)

 Познавательные УУД   (осознанное и произвольное построение речевого высказывания)

Коммуникативные УУД

(слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения)

Регулятивные УУД   

( самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом)

Личностные УУД

(придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей)

 Коммуникативные УУД

(доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы)

Познавательные УУД     

(ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи)

Регулятивные УУД     

 (умение высказывать своё предположение на основе работы с  данным материалом)

Коммуникативные УУД

(  оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций)

Личностные УУД

(придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей)

Познавательные УУД     

(ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи)

Коммуникативные УУД

(слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения)

Актуализация знаний.

 Закрепление

   в знакомой ситуации (типовые задания)

Закрепление

   в   изменённой ситуации (конструктивные задания)

- Настроились на работу? Готовы к открытиям?

- Тогда ......выполнит задание   на доске, ..............(3 уч.) в тетради.

1 ребёнок назначается консультантом

- …будешь консультантом. Сначала работаешь с нами, потом – проверишь, как выполнил работу у доски… .

- Прочитайте числа на доске.

з534 921,    д28 461 945,   е 78 183 , о1837,

а102 015 045,   п150

 - Какие задания можно выполнить с этими многозначными числами?

 

- А вот это задание – расположить числа в порядке возрастания - выполните в тетради самостоятельно.

-А .....расставит карточки в порядке возрастания на доске.

- Вы согласны с .......?

- Какие умения формировали?

-      ....     оцени  свою работу.

 - Переверните  числа.

  - Какое слово у нас получилось?  

  - Вся наша жизнь непосредственно связана с поездами. Вы дети    железнодорожников, учитесь в железнодорожной школе-интернате, которая расположена рядом с железной дорогой.

 - Какая орфограмма спряталась в   слове

ПОЕЗДА?   - Как проверить?

 -   ........  переверни эту букву. Прочитай число.

- Кто вспомнит, какое событие, связанное с железной дорогой, произошло в 1837 году? - 30 октября 1837 года состоялось открытие I участка железной дороги Петербург - Царское село.

 - Определите век.

 - Как узнать, сколько лет прошло с тех пор?

- Самостоятельно сделайте вычисления.

- 179 лет назад пошел первый поезд.  А кто помнит сколько лет нашей Юго –Восточной Ж.Д. ? Вспомните, что мы говорили об этой дате на наших школьных мероприятиях?

  -На сколько лет наша родная ЮВжд моложе?

 -   179 лет назад, в 19 веке и сейчас в 21 веке путешествие начинается с …?   

      - Вокзал - что это за слово, какие буквы запоминаем?

      - На вокзале для нашего путешествия мы должны купить билет. Где мы это сделаем?

      - Какая орфограмма спряталась в этом слове?

 - В кассу за билетами я заранее попросила сходить ...... и ребят. Давайте проверим.

- Какие умения формировали?

- Мы уже далеко отъехали от вокзала.

Вежливая проводница Елена (Женина мама), чтобы мы не скучали в дороге,  вместо кроссвордов принесла нам уравнения.

Самостоятельная работа

Учебник, №  8.  1вариант (б), 2 вариант (в)

 Взаимопроверка (зелёный кружочек на полях)

Физминутка

 (Найти корень уравнения )

Дети выполняют

инд. задания.

Читают многозначные числа.

 - Найти самое большое число.

- Самое маленькое число.

- Назови следующее число.

 -Предыдущее.

- Расположить в порядке возрастания/убывания.

Дети проверяют запись  в тетради, оценивают свою работу (зеленый кружок – верно)

Познавательные

(работа с информацией) 

 (Самооценка)                    

 -Поезда.

 

- Безударная гласная «о» в корне   слова. Проверочное слово «поезд».

-1837

Ответы детей.

 

(Слайд)

 - 19 век.

- Надо из большего числа вычесть меньшее.

  - 179лет

-150 лет.

- На 29лет.

 

- Вокзала. (Слайд)

-Словарное слово. Запоминаем буквы «о» и «к».

-В кассе.

- Удвоенная «с»

Консультант  оценивает работу.

Познавательные

(работа с информацией) 

Решают уравнения самостоятельно.

Проверяют друг у друга за партой (парная работа)

         - Найдите в классе карточку, на которой написано число - корень уравнения первого варианта; корень уравнения второго варианта. 

- Наш поезд остановился около локомотивного депо, которое является центральным предприятием на Ртищевском железнодорожном узле. Депо -  ровесник участка дороги, ровесник города.

 - Следовательно, рабочий стаж локомотивного депо отсчитывается с …

- А впрочем… Давайте найдём значение выражения, оно и  будет годом основания локомотивного депо.

           91497-(28284+61342)=1871                                              

 

Находят числа, расположенные в классе.

 

 (Слайд)

(Слайд)

Самостоятельная работа,

1 ученик работает у доски.

Проверка.

Самооценка.

 

Познавательные УУД 

(  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты)

 

Регулятивные УУД     

 (умение высказывать своё предположение на основе работы с  данным материалом)

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)   

 

- С 1871 года в депо эксплуатировались локомотивы всех видов от паровозов, которые изобрели братья Черепановы до современных электровозов.  

- Мы были там на экскурсии, что особенно вам запомнилось?  

- У кого родители работают в локомотивном депо?      

- Кем  они работают?

-Вот сколько нужных и важных железнодорожных  профессий вы знаете!

Давайте решим задачу про поезда, которые ведут  машинисты - папа Димы и папа Саши.

Групповая работа.

- Посмотрите на схему.  

- Что обозначают отрезки?И т. д.

- Какую задачу можно составить?

- Кто может самостоятельно справиться с решением?

-Выполняйте.

Так же попробуйте ответить и ещё на один вопрос. Он записан на доске.

(Повышенный уровень сложности)

- Остальные – работаем вместе.

Задача решается с анализом и комментариями фронтально.

- Кто смог ответить на дополнительный вопрос? Поставьте зелёный кружок, если ответ совпадает с ответом на слайде.

Физкультминутка.              

- Предлагаю в качестве отдыха прогулку по лесополосе под музыку.

Женю, я заранее просила уточнить значение слова «лесополоса» в словаре. Как вы думаете, это был орфографический словарь или толковый?  

 

- Решите следующую задачу. 

Решение геометрической задачи.

    - На станции Ртищево-2, которая начинается сразу за локомотивным депо, и имеет форму прямоугольника,  одновременно могут находится сразу 16 составов. Представляете, какая она большая? Её длина 1500 метров, ширина в 5 раз меньше. Найдите площадь станции.    

- Оцените свою работу на полях в соответствии с данными на слайде.

 

 Ответы детей.

Ответы детей.

(Слайд)

Сильные работают самостоятельно. По мере решения подходят к друг другу для взаимопроверки

Ответы детей.

(Слайд)

- Лесополоса - специально высаженные деревья вдоль железнодорожного полотна

(Слайд) 

В процессе при возникновении затруднений  уточняем, по какой формуле находится площадь прямоугольника, в каких единицах измерения следует записать ответ

Познавательные УУД     

( извлекать нформацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема  и др.); 

Коммуникативные УУД

(договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе).

Познавательные УУД     

( извлекать нформацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема  и др.); 

Личностные УУД

(в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести)

Регулятивные УУД     

( в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки )        

Познавательные УУД     

(ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи) Личностные УУД

(придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей)

Рефлексия деятельности.

–  Какова была цель задания?

– Удалось ли решить задачу?

– Все сделали правильно или были ошибки, недочёты?

– Как оцениваете свою работу?

Комментарии учителя.

- Наше воображаемое путешествие подошло к концу. Но нам необходимо вернуться назад в класс.

- Помогут нам вернуться в класс Российские Железные Дороги.

Закроем глазки

- На новом скоростном тепловозе   Димин папа   в одно мгновение вернул нас в класс.

- Кто из вас тоже хочет связать свою взрослую жизнь с Российскими Железными дорогами?

- Для этого нужно много знать, хорошо учиться. Сегодня на уроке вы хорошо потрудились! Но и дома вас ждут интересные задания.

Дом. Зад.

Обязательно:

По выбору:

По желанию:

- Давайте подведём итоги.

  • Какова тема нашего урока?

– Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

  • Достигли ли поставленной цели?
  •  В жизни мы воспользуемся полученными знаниями? А каким образом?
  • Что у вас получалось сегодня лучше всего?
  • В чем испытали затруднения?

- Какие умения при этом формировали?

 -Как вы думаете, урок был для ума или для сердца? 

Отвечают на вопросы учителя.

Закрыли глаки.

Отвечают на вопросы учителя.

Дети разбирают домашнее задание.

 Арифметические действия над числами.

(Слайд)

Отвечают на вопросы учителя.

 

   

Ответы детей.

  

Познавательные УУД

 (переходить от условно-схематических моделей к тексту)

Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других, объяснять свою точку зрения)

Познавательные УУД

(делать выводы на основе обобщения умозаключений)

Регулятивные УУД     

 (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию),

Коммуникативные УУД

(договариваться с людьми: выполняя  

 Личностные УУД 

(умение выражать свои эмоции)

 Коммуникативные УУД

(договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе).

 Обсуждение и выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики3 класс Тема: «Арифметические действия над числами»

ПппппппппппирииииПрипроведении данного урока можнозакрепить арифметические действия над числами, совершенствовать вычислительный навык умножения и деления двузначного числа на однозначное ...

Зарядка к уроку математики по теме "Арифметические действия над числами". 3 класс.

Программа "Школа- 2100". Цель: совершенствование математических умений.Технологии: мини-исследовательская, использование ИКТ, проблемного диалога, оценивания....

Разработка урока по математике. Тема урока "Арифметические действия над числами" 4 класс

Бизнес-урокЦели урока: познакомить учащихся с экономическими понятиями, отработать навык решения задач; развивать вычислительные навыки, умение преобразовывать величины, закрепить прием деления н...

Конспект урока (с презентацией) математики в 4 классе по теме "Арифметические действия над числами"

Урок-закрепление  проводится в форме игры "Морской бой". К конспекту прилагается презентация и раздаточный материал для учеников. На данном уроке закрепляем умение решать задачи на движение, разв...

Конспект урока математики в 3 классе по теме: «Арифметические действия над числами»

Конспект урока математики в 3 классе по теме: «Арифметические действия над числами". Этот урок относится к закреплению пройденного материала.  Цель: создать условия для формирования вы...

Тема урока:"Арифметические действия над многозначными числами. Закрепление

Цель:1. повторить арифметические действия над многозначными     числамизакреплять знание таблицы измерения, увеличение и уменьшение числа в 10,100, 1000 разрассмотреть решени...

Конспект урока "Арифметические действия над числами". 2 класс

Конспект урока с технологической картой....