Статья "Продуктивные задания при решении задач на уроках математики в начальной школе".
статья по математике
Для формирования УУД, достижения метапредметных результатов необходимо изменить подходы к организации образовательного пространства, а именно- предоставить учащимся возможность самостоятельно приобретать знания и необходимые умения при работе с информацией, что, в свою очередь,, расширит их практическую деятельность и придаст ей личностно-ценностный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produktivnye_zadaniya_pri_reshenii_zadach_na_urokah_matematiki_v_nachalnoy_shkole.docx | 107.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Продуктивные задания при решении задач на уроках математики в начальной школе.
В учебном процессе в начальной школе используются следующие виды учебных действий:
1. Репродуктивные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу (прочитать, переписать, воспроизвести и т. д.).
2. Мыслительные действия: установить причинно-следственную связь; выделить в объекте его составляющие, найти отличия и сходства; сделать вывод; выделить общее и существенное.
3. Контролирующие действия: сверить продукт своей деятельности с образцом, целью; найти ошибку; проверить решение задачи; оценить результат своей деятельности или деятельности других.
4. Продуктивные действия: создание нового продукта. Придумать предложение, рассказ, задачу, математическое выражение; преобразовать данный продукт в новый: пересказ, изменение порядка слов в предложении, в вопросе задачи; формирование новых целей: задать вопросы к тексту, поставить вопрос к условию задачи; планирующие действия: составление плана будущего действия, рассказа, решения задачи.
В отличие от репродуктивных, результат выполнения продуктивных заданий нельзя получить в готовом виде. Продуктивные задания позволяют научить школьников применению знаний в новой ситуации, выходящей за пределы данного предмета. Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.
Исследование соотношения в учебном процессе различных видов учебных действий показало, что репродуктивные и мыслительные действия по количеству превышают во много раз контрольно-оценочные и продуктивные. Для учителя важно сформировать у учащихся самостоятельное мышление, развить творческий потенциал Продуктивные задания приучают учащихся делать предположения, составлять гипотезы и проверять их, сравнивать математические результаты, делать выводы, т.е. учат самостоятельно мыслить.
Рассмотрим применение продуктивных заданий на уроках математики в начальной школе.
Чтобы создать продуктивное задание, надо
- Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации.
- Вместо авторской оценки предложить оценить ситуацию самому.
- Связать задания с повседневным опытом ребёнка через жизненную ситуацию.
- Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций.
В таблице мы видим различие между продуктивными и репродуктивными заданиями на примере математики.
Репродуктивные задания | Продуктивные задания |
Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций. | |
Реши задачу. Найдите 1/5 площади прямоугольника со сторонами 9м и 5м. | Реши задачу. Световая площадь окон в классе должна быть равна 1/5 площади пола. Чему должна быть равна световая площадь класса с размерами 9м на 5м? |
Какое наибольшее количество прямоугольных пластинок длиной 8 см и шириной 6см получится, если их вырезать из листа жести, длина которого 24см, а ширина 22см. Лиза предложила такое решение: сначала найти площадь листа жести и площадь одной пластинки. Затем первое разделим на второе. В результате получим количество плиток. Права ли она? | Практическая задача. Какое наибольшее количество прямоугольных пластинок длиной 8см и шириной 6см получится, если их вырезать из листа жести, длина которого 24см, а ширина 22см 1. Выполни чертеж листа жести и прямоугольной пластинки в масштабе 1:2 (в 1см – 2см) Сколько пластинок получилось у тебя? Сколько их получилось у других ребят? От чего зависит количество пластинок? 2. Подумай, может ли быть лист жести такой же площади, но из него нельзя будет вырезать ни одной пластинки заданного размера? |
Связать задания с повседневным опытом ребёнка через жизненную ситуацию. | |
Реши задачу. Масса карандаша 10г, масса ручки 8г, а масса ластика 5г. На сколько ластик легче ручки и легче карандаша? | Практическая задача. Возьми линейку и ластик. Сооруди из них простейшие весы. С помощью весов сравни по массе ручку и карандаш; ластик и карандаш. Запиши названия предметов в порядке увеличения их масс. |
Реши задачу. Найти площадь классной комнаты, длина которой 8м, а ширина 6м. | Практическая задача. 1.Какие измерения надо выполнить, чтобы начертить план школьного кабинета? Выполни их. 2. Выбери и запиши масштаб. Начерти план. Не забудь указать расположение окон и двери. 3.Можно ли было использовать другой масштаб? Если можно, то запиши его. 4. Найди площадь кабинета на плане и его реальную (настоящую) площадь.
|
Практическая задача. Измерь длину парты по линейке в сантиметрах. Запиши результат измерений, вырази его в дециметрах. | Практическая задача. Измерь длину парты в карандашах. Сравни результаты своих измерений с результатами соседа по парте. У вас получились одинаковые результаты? А у ребят в классе? Почему? |
Вместо авторской оценки предложить оценить ситуацию самому. | |
Реши задачу. Лесник посадил 30 дубков, а елей – на 12 больше. Сколько всего деревьев посадил лесник? | Выбор данных к условию задачи из её решения. Задача. Лесник посадил … дубков, а елей – на … … . Сколько всего деревьев посадил лесник? Вставь пропущенные в тексте числа и слова, используя решение задачи: 1) 30 + 12 = 42 (д.) 2) 42 + 30 = 72 (д.) |
Реши задачу. В портфеле 14 тетрадей. Из них 9 в клетку, остальные в линейку. Сколько тетрадей в линейку лежит в портфеле? | Выбор схемы к задаче. Задача. В портфеле 14 тетрадей. Из них 9 в клетку, остальные в линейку. Сколько тетрадей в линейку лежит в портфеле? Выбери схему, которая поможет решить задачу. СХЕМЫ |
Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации. | |
Задача. На двух полках 12 книг, на одной на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке? Прочитай, что известно в задаче. Прочитай, что надо узнать в задаче. Реши задачу. | Задача. На двух полках 12 книг, на одной на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке? Обоснуй смысл действий в каждом из способов решения задачи. 1 способ 1) 12 – 2 = 10 (кн.) 2) 10 : 2 = 5 (кн.) 3) 5 + 2 = 7 (кн.) 2 способ 1) 12 + 2 = 14 (кн.) 2) 14 : 2 = 7 (кн.) 3) 12 – 5 = 7 (кн.) 3 способ 1) 12 : 2 = 6 (кн.) 2) 2 : 2 = 1 (кн.) 3) 6 – 1 = 5 (кн.) 4) 12 – 5 = 7 (кн.) 4 способ 1) 12 : 2 = 6 (кн.) 2) 2 : 2 = 1 (кн.) 3) 6 – 1 = 5 (кн.) 4) 5 + 2 = 7 (кн.) 5 способ 1) 12 : 2 = 6 (кн.) 2) 2 : 2 = 1 (кн.) 3) 6 + 1 = 7 (кн.) 4) 7 – 2 = 5 (кн.) |
Задача. 8кг муки разложили поровну в 4 пакета. Сколько граммов муки в каждом пакете? Реши задачу. | Задача. 8кг муки разложили поровну в 4 пакета. Сколько граммов муки в каждом пакете? Выбери и подчеркни верный ответ. 1) 2000 г 2) 200 г 3) 20 000 г |
В арсенале учителя большое количество методических приемов, позволяющих сформулировать задание таким образом, чтобы связать его с жизненным опытом ученика, дать толчок к исследованию, к практической, творческой деятельности.
Методический приём выбора (см. таблицу) используется для формирования у учащихся умения обосновывать свои суждения, используя для этого математическое содержание задания. Этот приём позволяет осознать сущность формируемых понятий, общих способов действий и содержательную зависимость между ними. Процесс выполнения любого задания должен всегда представлять цепочку суждений для обоснования истинности которых учащиеся используют различные способы. Использование приёма выбора ответа стимулирует учащихся к анализу текста, к установлению зависимости между данными и искомым, переводу одних единиц измерения в другие. Решив задачу, ученик подчёркивает верный ответ. Подобные задачи помогают готовиться к итоговому тестированию.
Прием выбора способа решения позволяет рассмотреть взаимосвязь величин с разных точек зрения, выбрать более рациональное решение. Выбор способа решения задачи можно направить с помощью системы вопросов при ее анализе.
Рассмотрим это на примере задачи: «За одно и то же время теплоход прошел 216км, а пароход 72км. Чему равна скорость теплохода, если скорость парохода 24км в час?»
1) Вопросы: что мы знаем о времени, в течение которого теплоход и пароход были в пути? Какие величины нужно знать, чтобы найти время? Что мы можем найти по данным задачи: время парохода или время теплохода? Можем ли мы после этого ответить на вопрос задачи?
Решение: 72 : 24 = 3 (ч); 216 : 3 = 72 (км /ч).
2) Вопросы: какое расстояние пройдено теплоходом? Как вы думаете, чья скорость больше: теплохода или парохода? Можно ли узнать, во сколько раз расстояние, пройденное теплоходом, больше расстояния, пройденного пароходом? Что известно о времени, которое теплоход и пароход были в пути? Можно ли воспользоваться полученным результатом, чтобы узнать скорость теплохода?
Решение: 216:72= в 3(р.), 24 * 3 = 72 (км/ч).
Итак, различные способы анализа задачи приводят к различным способам решения.
В качестве дополнительной работы по данной задаче можно предложить придумать аналогичный текст, в котором величины будут находиться в той же взаимосвязи, но сюжет будет про покупку шарфов и шапок. Данное задание поможет при обобщении общих способов решения задач на нахождение произведения. Чтобы ученики могли справиться с заданием, можно предложить им внести величины задачи на движение в таблицу, а затем заменить их величинами таблицы «стоимость». По новой таблице предложить составить текст аналогичной задачи и рассмотреть два варианта решения.
Скорость/цена | Время/количество | Расстояние/стоимость | |
Теплоход/ шарф | ? | одинаковое | 216 км 216 р. |
Пароход /шапка | 24км/ч 24 р. | одинаковое | 72 км 72р. |
Более высокая подготовленность учащихся позволяет использовать и другой прием – обсуждение готовых способов решения задачи, используя коллективную или групповую форму работы. Дается задача и несколько способов решения (см. таблицу). Группам нужно объяснить каждый из способов решения. После чего выясняется, какой способ наиболее рациональный. Таким образом, учащиеся включаются в продуктивную исследовательскую деятельность.
В зависимости от цели урока и подготовленности учащихся, можно использовать продуктивные приемы обучения младших школьников решению задач различными способами, например, прием продолжения начатого. Детям дается часть решения задачи, которую они должны будут пояснить, а затем самостоятельно дополнить вариант суждения. Например: Задача. Для учащихся кружка купили одинаковое количество альбомов и наборов фломастеров, причем за альбомы заплатили 180 рублей, а за фломастеры – 540 рублей. Сколько стоил набор фломастеров, если один альбом стоил 60 рублей?
1 Вариант. 2 Вариант.
- 180 : 60 = 3(шт.) 1) 540 : 180 = 3 (раза)
………….. ……………..
Можно использовать также прием отыскания решения задачи по предложенному плану (разъяснение плана решения). Например:
1 Вариант 2 Вариант
- Сколько альбомов купили? 1) Найти количество альбомов.
- Сколько стоил набор 2) Найти стоимость набора
фломастеров? фломастеров.
3Вариант
- –во столько раз дороже набор фломастеров.
- –столько купили наборов фломастеров.
Учащимся даются планы решения в разных формах: вопросительной, повелительной, т.д. На основе этого плана необходимо составить арифметические действия к каждому способу. Например, даны пояснения арифметических действий, с помощью них нужно решить задачу разными способами.
Так же возможно использование моделирования, помогающего в анализе текста задачи, выбор наиболее подходящей модели. Переход от словесной модели к математической и схематической позволяет формировать общие способы решения задач.
Пояснение готовых способов решения. Учитель дает возможные варианты решения, модель задачи. Учащиеся же поясняют каждое арифметическое действия. Например, можно дать задачу с данными вариантами решений с последующим обсуждением или используя базовое решение задачи ответить на вопросы базового и повышенного уровня. Например: Задача. Маша купила на 4 конверта больше, чем Миша, и заплатила на 8 рублей больше. Сколько стоит один конверт?
Обведи на схеме цветным карандашом отрезок, который обозначает 4 конверта:
Используя решение задачи, вставь в предложения пропущенные числа
Конверт стоит ___ рубля
Если Маша купила 6 конвертов, то она заплатила за них ____рублей.
Если Маша заплатила за конверты 24 рубля, то Миша купил ___конвертов.
Если Миша заплатил за конверты 8 рублей, то Маша купила____конвертов.
Если Миша купил 7 конвертов, то Маша заплатила за свои конверты ____ рубля.
Соотнесение пояснения с решением. Детям предлагается несколько планов и способов решения. Каждый план нужно сопоставить с вариантом решения.
Нахождение «ложного» способа решения. Даются разные математические записи без пояснения арифметических действий, возможны варианты, где в ответе на требование задачи численные значения совпадают, а пояснения к ним – различны. Дети должны найти неверное решение, доказать почему оно ложно.
Подбирая продуктивные задания к уроку, учитель ориентируется на примерный алгоритм составления задания, отвечая себе на вопросы:
1. Какое будем проверять умение? Определила ли я это умение, как планируемый результат?
2. С использованием каких знаний ученики смогут показать это умение? (их надо помнить или они приводятся в самом задании)
3. В какой форме должен быть дан ответ (устно, письменно, в таблице, графически и т.п.)?
4. Чётко ли и понятно сформулировано задание.
Еще Аристотель отмечал, что успешность любой деятельности зависит от двух условий: правильного определения конечной цели и выбора необходимых средств ее достижения. В данном случае методические приемы и будут являться теми средствами, которые продвинут ученика в достижении планируемого результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование деятельностного метода решения задач на уроках математики в начальной школе
презентация...
Урок по математике 3 класс по теме "Решение задач" по УМК "Перспективная начальная школа"
Урок для 3 класса по УМК " Перспективная начальная школа" с презентацией и дополнительным заданием в приложении....
Урок для 1 класса «Решение задач разными способами». (УМК «Начальная школа 21 века»).
Урок для 1 класса «Решение задач разными способами». (УМК «Начальная школа 21 века»)....
Мастер-класс Решение проектных задач на уроках в начальной школе Ф.Ф.Рахимова МБОУ СОШ № 4
Мастер- класс Решение проектных задач на уроках в начальной школе...
Теория решений изобретательских задач на уроках в начальной школе
ТРИЗ- универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребёнку решать творческие и социальные за...
Развитие самостоятельной логики мышления при решении задач на уроках математики в начальной школе.
Данные методы развития логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики, способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключени...
Технологическая карта урока математики: "Решение задач разными способами"УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс
Цель урока: обобщение разных способов решения текстовых задач.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Обобщить и систематизировать знания о способах решения текстовых задач;Вспомнить алгоритм ...