Открытый урок математики в 3 классе , тема "Сложение и вычитание трёхзначных чисел"
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Прокофьева Марина Дмитриевна

Тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел

 Тип урока: Урок введения нового знания

Учитель:  Прокофьева М. Д.

Цели: 1. Познакомиться с алгоритмами устных приёмов сложения и вычитания круглых трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100.

 2. Развивать умения читать, записывать, сравнивать трёхзначные числа.

 3. Развивать вычислительные умения, основанные на сумме разрядных слагаемых        трёхзначных чисел.

  4. Развивать умения решать занимательные задачи, диаграммы.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, таблички с названиями групп, карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tryohznachnye_chisla.doc88 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok_prokofeva_m._d.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 63 (§ 2.10).  Тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел

 Тип урока: Урок введения нового знания

Учитель:  Прокофьева М. Д.

Цели: 1. Познакомиться с алгоритмами устных приёмов сложения и вычитания круглых трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100.

 2. Развивать умения читать, записывать, сравнивать трёхзначные числа.

 3. Развивать вычислительные умения, основанные на сумме разрядных слагаемых        трёхзначных чисел.

  4. Развивать умения решать занимательные задачи, диаграммы.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, таблички с названиями групп, карточки с заданиями.

      Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.Актуализа

ция знаний.

  1. Девизом нашего урока буду такие слова:

Думать – коллективно! 
Действовать – оперативно! 
Спорить – доказательно! 
Это для всех обязательно!

- Откройте тетради.

Диктант по нумерации   

Запишите числа 213, 254, 537, 306, 45, 456, 404

-Какое число лишнее? Почему?

-Как можно назвать остальные числа?  

  1. - Сегодня вы продолжаете путешествие по стране трёхзначных чисел.

Актуализация знаний - Что вы умеете делать с трёхзначными числами?

 (-Читать, записывать, представлять в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать)

- Можете ли вы назвать себя знатоками трёхзначных чисел или вам не хватает каких-то знаний? (нет)

 -Как вы думаете,  этот урок пополнит ваши знания о трёхзначных числах?  (мы ещё больше узнаем о трёхзначных числах)

Составим план работы смайлик

-устный счёт 

-открытие новых знаний

- применяем …

-выбираем задания и тренируемся

-итог урока

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

- Ребята, сегодня у нас необычный урок математики.

Скоро начнутся каникулы.

 Кто-то отправится в путешествие.

Как вы думаете, нужна ли математика в путешествии?

- Сегодня мы проведём математические исследования, вы узнаете, как подготовиться к поездке. Для этого нам нужно будет приобрести новые знания. А помогут нам в этом герои книги А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», назовите их. (Слайды 3, 4)

- Итак, прежде чем узнать новое нужно… (Повторить необходимые знания.)

-Для чего? (Они могут пригодиться при открытии нового)

-Приступим?

2. Фронтальная работа. (Слайд 5)

- В каком порядке записаны числа? (возрастания)

Б) Назовите соседние числа для числа                         … 600 …

… 740 …

- Как получили предыдущее, последующее числа?                                                                             - Представьте  числа в виде суммы разрядных слагаемых:

                    860,   548,   704  

б). Вычислите:

    300 + 60 + 5            607 – 600        880 – 80

    470 – 400        300 – 1            999 + 1

в).     Сравните числа:

    706 и 760      200 и 201      999 и 99      

План работы - смайлик  

-учатся ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

II. Постановка проблемы (знакомимся…).

   Откройте учебник на стр. 26-27

1. Задача № 1, с. 26. (Слайд 6)

Цель работы:

– создание проблемной ситуации: невозможность решить задачу

изученного вида из-за незнания способов сложения и вычитания трёхзначных чисел.

- Прочитайте задачу № 1 а). Что нужно найти? (целое или часть)

- Как ответить на вопрос задачи?  Какое числовое выражение составим?

Прочитайте задачу под буквой б)

Что нужно найти? (целое или часть)

Какое числовое выражение составим?  (Доска  -  500+400, 120-40)

2. Работа с текстом со знаком ?! 

Цель работы: создание проблемной ситуации и организация диалога.

-Какая возникла проблема? (объяснить вычисления не можем)

-Какой же будет тема нашего урока? (Сложение и вычитание трёхзначных чисел) Доска  

- Назовите цели урока.

 -Научиться выполнять сложение и вычитание трёхзначных чисел

- учатся добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 

- делать выводы на основе обобщения умозаключений.

III. Открытие нового (узнаём…).

Физминутка

 -  Прежде чем вывести алгоритм вычислений, выполним задания, которые нам уже известны. – фронтальная работа.

Работаем в парах

  1. Задания № 2, 3, с. 26, устно («Ручеёк дружбы»)

Проверка

Цель работы:

– актуализация знаний о способах выражения круглых трёхзначных чисел в укрупнённых единицах счёта.

Задание № 4, с. 26, (ребёнок у доски) Цель работы:

– на основе наблюдений вывести алгоритмы сложения и вычитания круглых трёхзначных чисел. 

  1.  400+300=4с.+3с.=7с. =700            700-300=7с. – 3с.=4 с.=400

 Оценивание

80+40,  120-40, с комментированием

- Как нашли сумму и разность этих чисел?

Запись алгоритма на доске формируется и потом к ней обращаются

  1. Заменю трёхзначные (двузначные) числа сотнями (десятками)
  2. Выполню сложение (вычитание)

3. Заменю сотни(десятки) единицами.

- Как сложить и вычесть трёхзначные числа? (…)

- Сравните наш алгоритм с выводом в учебнике. Оцените свою работу

3. Работа с правилом в оранжевой рамке.

(Слайд 8) План работы - смайлик  

Называю круглое число-руки в стороны, двузначное – присесть, трёхзначное – руки вверх.

305, 400, 323, 23, 561, 300, 44, 900, 989, 67

         

 –учатся самостоятельно формулировать цели урока после

предварительного обсуждения;

– учатся совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

– учатся составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

 – работая по плану, учатся сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

-- Оцените свою работу.

IV. Первичное закрепление (применяем…)

  1. Задание № 5, с. 26.

с комментированием 1-2 столбик ( у доски),

  3-4 столбик- с/р    взаимопроверка

  1. Возвращаемся к задачам №1, решаем.

500+400=900

      120-40=80

План работы - смайлик  

.- учатся доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

– доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

 – учатся слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

– учатся читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;

отделять новое от известного;

выделять главное; составлять план;

 – учатся договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

– учатся придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

V. Выбираем задания и тренируемся

Работа в парах: (Слайды 9 - 11)

- Математика- это не просто наука, она даёт нам такие знания, которые нам необходимы ежедневно. В магазине, кино, театре, в путешествии.

Мы говорили о том, что скоро у нас будут каникулы. Кто-то из вас собирается навестить бабушек, съездить в гости.

- Что нужно, чтобы поездка прошла удачно? (хорошо подготовиться)

- Давайте сегодня подготовимся к поездке. Для этого поработаем по рядам ( в парах)

1 ряд – диспетчеры автобазы. Вам необходимо сосчитать, сколько километров составляет путь до Москвы и определить, какое количество бензина нужно заправить в автобус. То есть вы должны подготовить путевой лист водителям автобуса.

(Приложение 1)

                                 ?

Л        В         Е               Щ             С         П      М              

2 ряд – турагентство «Лискитур». Вам необходимо составить программу экскурсии по  Москве и сосчитать, сколько рублей потребуется на одного человека. (Приложение 2)

3 ряд – менеджеры. Вам необходимо собрать на сумму 350 рублей новогодний подарок, используя прейскуранты цен. (Приложение 3)

  • Отчёты групп

План работы - смайлик  

VI.  Итог урока.

 -Какой была тема урока?

-Какую цель ставили?

-Удалось достичь цели?

-Где можно применить новые знания?

 (Для того, чтобы могли вычислять различные величины:

массу предметов, продуктов, длины предметов, объёмы тел)

План работы - смайлик  

– в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Рефлексия

Ребята , у меня был и грустный смайлик.

На каком этапе урока вы бы хотели его поставить?

Что для вас показалось самым трудным? Непонятным?

 Расскажите, об уроке

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

7. Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно

VII.  Домашнее задание.

Задание №8 , с. 27, №9 или №7 по выбору

Литература:

  •  «Математика» Учебник для 3 класса в 3 частях Авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких -  М:  «Баласс», 2012
  • Дидактический материал к учебнику «Математика» 3 класс

Авторы С.А. Козлова, В.Н. Гераськин, Л.А. Волкова -  М:  «Баласс», 2014

  •  «Математика. 3 класс» (Методические рекомендации для учителя)

Авторы  С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.В. Горячев -  М:  «Баласс» , 2012

Приложение 1

1 группа – диспетчеры автобазы. Вам необходимо сосчитать, сколько километров составляет путь до Москвы и определить, какое количество бензина заправить в автобус. То есть вы должны подготовить путевой лист водителям автобуса.

                                               ?

   Лиски     Воронеж          Ефремов       Щёкино          Серпухов   Подольск   Москва

Масштаб: 1 см – 10 км

Лиски – Воронеж -  100 км

Воронеж – Ефремов - 200 км

Ефремов – Щёкино          100 км

Щёкино          – Серпухов   -100 км

Серпухов   – Подольск - 60 км

Подольск – Москва– 40 км

Лиски-Москва-? км

Решение:

---------------------------------------------------------------------------------------                  

2) На 100 км автобус расходует 10 литров бензина. Сколько литров бензина потребуется на  путь    Лиски - Москва?

       100 км                              100 км                                  100 км                                     100 км                   100 км                100 км

       

Всего литров:

_________________________________________________________________________________________________________________________

Решение 1 группы: диспетчеры

100+200+100+100+60+ 40=  600 (км) - весь путь от Лисок до Москвы

10 x 6 = 60 (л) – бензина до Москвы

Решение 2 группы: турагенты

100 + 50 + 200 + 300 + 50 + 200 = 900 (руб.) – затратит 1 человек

2.  300 – 50 = 250 р – дороже спектакль

3. 300 – 200 = 100 р – дешевле боулинг

4. 100 + 200 = 300 р – ужин и завтрак вместе

Решение 3 группы: менеджеры

Надо проверить сумму выбранных ребятами цен (= или <350 руб – это верно)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК МАТЕМАТИКИ 3 КЛАСС ОС «ШКОЛА 2100» Автор : Прокофьева М. Д. учитель начальных классов МКОУ «ООШ №9» 2018 г.

Слайд 4

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 1) 498, …, 500, …, 502 2) … 600 … … 740 … 3) 860 = … + … 548 = … + … + … 704 = … + … + … 4) > , < , = 634 … 934 6 5 0 … 6 2 0 805 … 807 5) 300 + 60 + 5 607 – 600 880 – 80 470 – 400 300 – 1 999 + 1 < > <

Слайд 5

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Задание № 1, с. 26 Как выполнить вычисления ?

Слайд 6

СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКА Тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел

Слайд 7

Сотни и десятки можно складывать и вычитать так же, как единицы .

Слайд 8

1 ряд - диспетчеры Вам необходимо сосчитать, сколько километров составляет путь до Лисок до Москвы и определить, какое количество бензина заправить в автобус. То есть вы должны подготовить путевой лист водителям автобуса. Воронеж Лиски Ефремов Щёкино Серпухов Подольск Москва

Слайд 9

2 РЯД – ТУРАГЕНТСТВО «ЛИСКИТУР» Вам необходимо составить программу экскурсии по Москве и сосчитать, сколько рублей потребуется на одного человека. Программа экскурсии : Завтрак в кафе – 100 руб. Обзорная экскурсия по городу – 50 руб. Боулинг на крыше – 200 руб. Музыкальная сказка «Спящая красавица» - 300 руб. Дом кукол – 50 руб. Ужин в кафе – 200 руб.

Слайд 10

Шоколад « Milke wei » 15 руб Шоколад « Snikers » 20 руб. Чупа чупс 5 руб. Киндер сюрприз 40 руб. Печенье 35 руб. Вафли 50 руб. Чокопай 20 руб. Яблоко – 1 шт. 20 руб. Апельсин – 1 шт. 30 руб. Банан – 1 шт. 35 руб. Упаковка конфет 45 руб. Игрушка – символ года 60 руб. Жевательная резинка 10 руб. 3 ряд – менеджеры . Вам необходимо собрать на сумму 350 рублей новогодний подарок, используя прейскуранты цен. Прейскурант цен

Слайд 11

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: «Математика» Учебник для 3 класса в 3 частях Авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких - М: «Баласс», 2012 Дидактический материал к учебнику «Математика» 3 класс Авторы С.А. Козлова, В.Н. Гераськин, Л.А. Волкова - М: «Баласс», 2014 «Математика. 3 класс» (Методические рекомендации для учителя) Авторы С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.В. Горячев - М: «Баласс» , 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс по теме- Нумерация трёхзначных чисел.

- формирование умения читать, записывать, представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых;-определять десятичный состав трёхзначных чисел;-способствовать развитию памяти, внимания, логического мыш...

Презентация к уроку математики 2 класс "Сложение и вычитание двузначных чисел. Устные приёмы вычислений."

Презентация к уроку математики 2 класс "Сложение и вычитание двузначных чисел. Устные приёмы вычислений."...

Урок математики 1 класс "Сложение и вычитание однозначных чисел"

Представлен подробный конспект урока по теме "Сложение и вычитание однозначных чисел"...

Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: "Алгоритм вычитания трёхзначных чисел" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с алгоритмом письменного приёма вычитания трёхзначных чисел; закрепление вычислительных навыков и умений решать задачи изученных видов.Планируемые результатыПре...

Технологическая карта урока математики 3 класс "Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик с 2-ым переходом через разряд"(Урок переноса существующих знаний на новый числовой концентр).

МКУ Управление образования администрации МО «Баргузинский район»МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»    Математика3 классТехнологическ...

Технологическая карта урока математики по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» - 2 класс

Тип урока: РефлексияЦель урока: закрепление умения складывать и вычитать трёхзначные числа и их корректировка при необходимости; повторить разряды чисел.УМК: «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон ...

Технологическая карта урока математике по теме "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" 3 класс

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для формирования умения сложения и вычитания трёхзначных чисел.Задачи урокаДидактические:1.Закрепить навык сложения и вычитания трёхзначных чисел;2. Со...