Математика. 4 класс. Решение уравнений вида х · 8 = 26 + 70, х : 6 = 18 · 5, 80 : х = 46 – 30
план-конспект урока по математике (4 класс)

Осинина Светлана Вадимовна

Актуализация знаний алгоритма решения сложных уравнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика. 4 класс (Школа России)

Решение уравнений вида Х · 8 = 26 + 70, х : 6 = 18 · 5, 80 : х = 46 – 30

Цели: актуализировать знания алгоритма решения сложных уравнений, познакомиться с алгоритмом решения сложных уравнений нового вида.

Задачи:

1) актуализировать знание порядка выполнения действий в выражениях, умение решать задачи при помощи уравнений; добиться усвоения алгоритма решения сложных уравнений;

2) УУД: 

Познавательные: овладение основами логического и алгоритмического мышления;

Регулятивные: развитие умения читать и записывать информацию в виде различных математических моделей, планировать действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов действия.

Методы и формы обучения: формы – фронтальная, индивидуальная; методы – словесный, наглядный, практический.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

«Математика ум в порядок приводит» М. Ломоносов

На доске эпиграф: «С малой удачи начинается успех»

- Какое ключевое слово в этом высказывании? (УСПЕХ)

- Что необходимо для успешной работы на уроке? (ответы ребят)

-Я желаю Вам успешно поработать на уроке.

- И пусть девизом нашего урока станут слова “Думаю, знаю, могу!”

  1. Актуализация знаний
  1. Устный счет. Игра «Смекай – ка».

- Прошедшая часть суток больше оставшейся в 2 раза. Сколько сейчас времени?

- Масса рыбы 3 кг плюс половина всей массы. Какова масса рыбы?

- Папа поймал 9 рыб, а Серёжа – третью часть папиной рыбы. Сколько поймали рыб папа с Серёжей?

2) Математический диктант

- Первый множитель 20, второй 5. Чему равно произведение?

- Найти частное чисел 54 и 6

- Найти произведение чисел 15 и 3

- Увеличить число 60 в 3 раза

- Делимое 47, делитель 47. Найти частное

- 94 умножить на 0.

  1. Самоопределение к деятельности
  1. С места, устно

Решить уравнения.

6 · х = 240        х : 7 = 9        1200 : х = 3

- Какие компоненты были неизвестны? (множитель, делимое, делитель)

- Вспомним связь между числами при умножении, делении (Чтобы найти множитель нужно произведение разделить на другой множитель; чтобы найти делимое нужно частное умножить на делитель; чтобы найти делитель нужно делимое разделить на частное).

Проверьте себя на стр. 106 памятка

  1. Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Работа у доски

- Посмотрите на следующие уравнения

7·х  = 140 : 2                           Х : 4 = 84 + 16                                    72 : х = 4·9 

- Чем это уравнения похожи на те, что мы решали? (В этих уравнениях тоже неизвестен множитель, делимое и делитель, но в правой части записано не число, а выражение).

- Эти уравнения можно назвать сложными.

- Можно ли его преобразовать в простое?

- Как решаются такие уравнения? (Нужно начинать с вычисления значения в правой части)

- Сформулируйте задачи урока? ( Научиться решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, делимого и делителя в усложнённых случаях)

- Верно, познакомимся с новым видом уравнений.

  1. Работа по теме урока

-Давайте с вами попробуем вывести алгоритм (общие правила) для решения подобных уравнений

1 шаг: упрощаю уравнение.

2 шаг: выясняю, какой компонент неизвестен.

3 шаг: вспоминаю правило.

4 шаг: нахожу значение переменной.

5 шаг: выполняю проверку.

(Алгоритм вывешиваем на доску)

 - Решаем уравнения.

Физминутка

-Как живёшь? -Вот так!

Как идёшь? - Вот так!

-А бежишь? - Вот так!

-Ночью спишь? - Вот так!

-Как берёшь? - Вот так!

-А даёшь?  - Вот так!

-Как шалишь? - Вот так!

- А грозишь? - Вот так!

(Ребята выполняют движения в соответствии со словами)

  1. Развитие математических знаний, умений и навыков
  1. Решение задачи 359 на стр. 80

Задача № 359.

- Как двигались машины? (Навстречу друг другу). Сколько км до встречи прошла первая машина? (128 км). А вторая машина? ( Вторая машина прошла на 56 км меньше). Что надо найти в задаче? (Расстояние между городами).

      1). -

    ? км, на 56 м.                              128 км

                                                   2). +

        ?   км

   

- В каком направлении двигались машины (навстречу друг другу)                  

- Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет, мы не знаем сколько прошла вторая машина).

- Как найти? (Т.к. сказано, что на 56 км меньше, надо от 128 отнять 56, это первое действие).

- Что найдем вторым действием? ( Вторым действие узнаем расстояние между городами, действием  сложения).

- Запишите решение задачи и ответ самостоятельно.

 2) Геометрический материал

Площадь прямоугольника равна 40 см². Длина равна 8 см.

Найти периметр.

Формула площади S = a · b

 - Если мы знаем один множитель и произведение, как найти второй множитель?

b = S :  a = 40 : 8 = 5 см

- Что такое периметр? (сумма длин всех сторон прямоугольника)

- Найдите периметр самостоятельно любым способом

Р = (8 + 5) · 2 = 26 см

  1. Итог урока. Рефлексия

- Над какой темой мы работали?

- Что нового узнали на уроке?

- Какие задания выполняли?

- Какую главную задачу мы перед собой ставили?

- Удалось ли нам её выполнить?

- В чём испытывали трудности?

- Прикрепите на нашу яблоню яблочки того цвета, который соответствует вашему пониманию темы урока.

 (Дерево с яблоками красного, жёлтого и зелёного цвета).

  1. Домашнее задание

Учебник стр. 80 № 358, № 361.

Дополнительный, раздаточный материал:

1) Решив данное уравнение, вы сможете узнать какая самая большая ядовитая змея на нашей планете.

4 · x = 100 - 36;                

Питон – 238,     Гюрза – 16,     Анаконда – 210

2) Решив это уравнение, вы узнаете, какой  дикой кошке поклонялись древние индейцы.

25 · а = 25 · 10;                  

 Гепард – 125,      Ягуар –10,     Рысь – 75