Материалы к мастер-классу «Системный лифт. Решение задач»
материал по математике
Материалы для обучения детей решению текстовых задач ТРИЗ технологией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ Контингент учащихся – начальные классы Раздел «Текстовые задачи с в курсе «Математика ». Ученики должны: - знать структуру текстовой задачи ; - Уметь составить краткую запись и схему к задаче; уметь выбрать математическое действие, которым будет решаться задача; - уметь составить выражение и найти решение. испытывают трудности
Актуальность Проблема обучения решению текстовых задач – одна из центральных в курсе математики начальной школы. Именно это умение необходимо сформировать у младших школьников на материале текстовых задач. Таким образом, совершенствование методики обучения работе с текстовыми задачами в курсе математики является актуальной проблемой.
Цель работы с морфологической таблицей научить учащихся составлять и решать текстовые задачи. Задачи : 1 . Научить анализировать текст задачи : - Находить опорные слова ; - Выделять условие и вопрос задачи ; - Переформулировать условие задачи, сохраняя математический смысл. 2 . Научить записывать кратко условие задачи разными способами, т.е. строить различные модели задачи.
копилки
Переформулирование задач на основе одного текста определить , какие вопросы можно задать к текстам, какие выражения необходимо составить для их решения? Материал для работы: м атематические истории, копилка вопросов. Поисковая работа Задание На сколько больше? На сколько больше?
Отработка постановки вопросов . Составление взаимообратных задач . Берем математическую историю Рисуем схему 7 5 12 ОБЪЕКТЫ Плавало Прилетело Стало УТКИ 5 7 ? УТКИ 5 ? 12 УТКИ ? 7 12 Важно!!! Обращаем внимание детей на связи между опорными словами и схемами. Краткую запись записываем в виде таблицы – объекты записываются в столбик, изменение фиксируется в строчку
« Я беру тебя с собой » адаптированная загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект; Ученики угадывают этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. отвечает, берет он этот объект или нет.
«Аукцион» называет объект называет, чем можно измерить данные объекты; перечислить все возможные единицы измерения данного объекта; называет величину, которая объединяет данные единицы измерения( величин может быть несколько ).
« копилка »
Используя морфотаблицу , составь простые задачи * с определенным объектом, но различными величинами конфеты (объект) величина (по выбору); * с определенными величинами , п одходящий объект подбирают самостоятельно по выбору ( объект ) литров, бутылок, пакетов, цистерн, банок (величина).
С И С Т Е М Н Ы Й Л И Ф Т
Работа с опорными словами Опорные слова Условие Объект Количество / Величины Количество / Величины Добавление Удаление Результат Место
Опорные слова МАГАЗИН ЯЩИКИ Условие Объект АПЕЛЬСИНОВ Количество / Величины Количество / Величины Добавление ПРИВЕЗЛИ 46 Удаление ПРОДАЛИ 19 ПРИВЕЗЛИ ПРОДАЛИ ОСТАЛОСЬ Результат ОСТАЛОСЬ место
Работа с морфотаблицей задач Работа с морфотаблицей задач : Опираясь на данное числовое выражение (), составьте задачу. Какие опорные слова используем? Каким действием будет решаться задача? Теперь составьте задачу, в которой опорное слово остается то же самое «в 5 раз больше», а задача решается действием «деление». Каким действием будет решаться задача? Составьте задачу , которая решается в два действия.
Место В саду На огороде На книжной полке Объект Книги Цветы Карандаши Величины Количество Штук Пачек Тюбиков Пакетов Ящиков Масса Килограмм Грамм Тонн Центнеров Длины Метров Километров Сантиметров Опорные слова « Было » Росло Сидели Стояли « Добавление » Пришли Прилетело Приплыли « Удаление » Уехало Съели Улетело « Результат » Стало Осталось Получилось Морфоящик задач (часть)
Предварительный просмотр:
Системный лифт и
морфологическая таблица,
как способ обучения решению текстовых задач
Контингент учащихся – начальные классы
Раздел «Текстовые задачи» курс «Математика».
Требования программы:
- знать структуру текстовой задачи;
- составить краткую запись и схему к задаче;
- выбрать математическое действие, которым будет решаться задача;
- составить выражение и найти решение.
Актуальность
Проблема обучения решению текстовых задач – одна из центральных в курсе математики начальной школы.
Это умение необходимо сформировать у младших школьников на материале текстовых задач.
Цель работы с морфологической таблицей - научить учащихся составлять и решать текстовые задачи.
Задачи:
1. Научить анализировать текст задачи:
- находить опорные слова;
- выделять условие и вопрос задачи;
- определять тип задачи;
- переформулировать условие задачи, сохраняя математический смысл.
2. Научить записывать кратко условие задачи разными способами.
Средства
1. Работа с копилкой математических историй, вопросов и схем
- собирают КОПИЛКУ математических историй, вопросов и схем.
- учатся подбирать схему и вопрос к математической истории. Обязательное условие: вопрос по смыслу и содержанию должен соответствовать математической истории.
2. Переформулирование задач на основе одного текста
- Поисковая работа на основе текста одной задачи (ищем, какие вопросы можно задать)
Задание: определить, какие вопросы можно задать к текстам и, соответственно, какие выражения необходимо составить для их решения?
Материал для работы: математические истории, копилка вопросов.
Копилка вопросов.
На сколько больше? Сколько всего ..? Сколько стало ..? На сколько меньше...?
Сколько было…? Сколько осталось ? На сколько увеличилось…?
Математические истории. | Вопросы |
На столе лежало 55 груш и 23 яблока. | |
У собаки 3 щенка, а у кошки на 5 больше котят. | |
Всего на клумбе росло 12 цветов. 4 ромашки сорвали. |
3. Отработка постановки вопросов на математических историях.
Составление взаимообратных задач.
Берем математическую историю «В пруду плавали 5 уток, прилетели еще 7, теперь в пруду стало 12 уток».
Рисуем схему.
По очереди заменяем вопросом каждое число в схеме, переформулируем задачу.
Важно!!! Обращаем внимание детей на связи между опорными словами и схемами.
Краткую запись записываем в виде таблицы - объекты записываются в столбик, изменение фиксируется в строчку (удобная для решения задачи и в два действия получается универсальный инструмент для работы, как с простыми, так и с составными задачами).
ОБЪЕКТЫ | Плавало | Прилетело | Стало |
УТКИ | 5 | 7 | ? |
УТКИ | 5 | ? | 12 |
УТКИ | ? | 7 | 12 |
Составление задач на основе таблицы (работа в группах)
Работа проводится в начале урока на этапе активизации.
- Полезно провести ряд тренингов на соответствие величин различным объектам с использованием морфотаблицы.
Игра «Я беру тебя с собой»
«Я собралась в путешествие и беру с собой 5 килограмм печенья.
Что предложите мне вы?»
Ученики должны выделить признак – 0 и предложить свои варианты: 3 кг. яблок, 6 кг. мороженного, 1 кг. мармелада и т.д.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.
Тренинг «Аукцион»
У: В чем можно измерить яблоки?
Д: ведро, бочка, ящик, корзина, штук, килограмм, ……..
У: Перечисленные единицы измерения, к каким величинам относятся?
Д: Объем, количество, масса
У: В чем нельзя измерить яблоки?
Д: в километрах, литрах, секундах……..
У: Какие величины вы назвали?
Д: Длина, объем, время.
При работе с данным тренингом необходимо обращать внимание ребят, что МЕРКА может быть только ОДИНАКОВАЯ.
Учитель называет объект, а ученик называет, чем можно измерить данные объекты (дети должны перечислить все возможные единицы измерения данного объекта); когда все единицы измерения перечислены, ученик называет величину, которая объединяет данные единицы измерения (величин может быть несколько).
- Используя морфотаблицу, составь простые задачи с определенным объектом, но различными величинами.
Например,
конфеты (объект) / штук, килограмм, ящиков, сортов, коробок (величина);
молоко (объект) / литров, бутылок, пакетов, цистерн, банок (величина).
- Предлагается, используя морфотаблицу, составить простые задачи с определенными величинами (договариваемся). Подходящий объект подбирают самостоятельно.
Закрепление (отработка морфотаблицы)
Прокатить число в лифте до образования задачи.
Число загадываем с помощью игры «Да-Нет».
«Да – Нет» - суть этой игры состоит в том, чтобы угадать объект или прояснить ситуацию, сужая поисковое поле. Для этого играющие задают ведущему вопросы, на которые можно отвечать только "Да!", "Нет!", "Не имеет значения" или "Нет информации". В любом случае вопрос всегда предполагает возможность альтернативного ответа "Да" или "Нет".
Системный лифт
Алгоритм рассуждений | результат |
Задам вопрос – получу ЗАДАЧУ | 53 машин было в гараже, приехало ещё 28 машин. Сколько машин стало? |
Добавляю ещё опорные слова, составляю математическую историю | 53 машин было в гараже, приехало ещё 28 машин |
Добавляю опорное слово | 53 машин было в гараже |
Подберу к числу объект | 53 машины |
Беру число (игра «Да – Нет») | Число 53 |
4. Работа с морфотаблицей задач.
Составленная морфотаблица условий задач включает следующие строки:
- Место (где происходит действие в задаче);
- Объекты;
- Величины;
- Опорные слова.
содержание этих строк морфотаблицы постоянно меняется.
Это делается для того, чтобы ученики понимали, что морфотаблица – это МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, которая может быть наполнена различными данными.
В результате работы с данными морфотаблицы на доске появляется краткая запись к задаче. Ученики подбирают вопрос к данному условию.
Работа в группах:
Работа с морфотаблицей задач:
Опираясь на данное числовое выражение (4*5=20), составьте задачу.
Какие опорные слова используем?
Каким действием будет решаться задача?
Теперь составьте задачу, в которой опорное слово остается то же самое «в 5 раз больше», а задача решается действием «деление».
Каким действием будет решаться задача?
Составьте обратную задачу.
Ученики в группах составляют свои задачи, используя морфотаблицу.
Необходимо заполнить морфотаблицу, используя копилку объектов.
Используя данные, составить и записать задачу
Объект | Имя признака | Значение признака |
? | место | магазин |
Объект (ы) | яблоки | |
Опорные слова | Привезли, продали, осталось | |
Величины | ящики | |
Решение | 53-23 = 30(ящ.) | |
Числовые данные | 53, 23 |
В магазин привезли 53 ящика яблок. Продали 23 ящиков. Сколько ящиков осталось?
Формы работы в группе:
составляют задачу;
записывают краткую запись, решают задачу.
Работа передаётся другой группе, которая проверяет:
реальность математической истории;
соответствие вопроса условию задачи;
правильность схемы и решения.
Работа в группах:
Составить паспорт задачи.
У Димы было 49 яблок. Это в 7 раз больше, чем у Саши. Сколько всего яблок было у детей?
Объект | Имя признака | Значение признака |
? | Объект | Дима, Саша |
Опорные слова | В 7 раз меньше (задача в косвенной форме) …Сколько всего? | |
Величины | Штук | |
Место | - | |
Решение | 49:7 = 7 (яб.) 49+7= 56 (яб.) | |
Предварительный просмотр:
Системный лифт и
морфологическая таблица,
как способ обучения решению текстовых задач
Контингент учащихся – начальные классы
Раздел «Текстовые задачи» курс «Математика».
Требования программы:
- знать структуру текстовой задачи;
- составить краткую запись и схему к задаче;
- выбрать математическое действие, которым будет решаться задача;
- составить выражение и найти решение.
Актуальность
Проблема обучения решению текстовых задач – одна из центральных в курсе математики начальной школы.
Это умение необходимо сформировать у младших школьников на материале текстовых задач.
Цель работы с морфологической таблицей - научить учащихся составлять и решать текстовые задачи.
Задачи:
1. Научить анализировать текст задачи:
- находить опорные слова;
- выделять условие и вопрос задачи;
- определять тип задачи;
- переформулировать условие задачи, сохраняя математический смысл.
2. Научить записывать кратко условие задачи разными способами.
Средства
1. Работа с копилкой математических историй, вопросов и схем
- собирают КОПИЛКУ математических историй, вопросов и схем.
- учатся подбирать схему и вопрос к математической истории. Обязательное условие: вопрос по смыслу и содержанию должен соответствовать математической истории.
2. Переформулирование задач на основе одного текста
- Поисковая работа на основе текста одной задачи (ищем, какие вопросы можно задать)
Задание: определить, какие вопросы можно задать к текстам и, соответственно, какие выражения необходимо составить для их решения?
Материал для работы: математические истории, копилка вопросов.
Копилка вопросов.
На сколько больше? Сколько всего ..? Сколько стало ..? На сколько меньше...?
Сколько было…? Сколько осталось ? На сколько увеличилось…?
Математические истории. | Вопросы |
На столе лежало 55 груш и 23 яблока. | |
У собаки 3 щенка, а у кошки на 5 больше котят. | |
Всего на клумбе росло 12 цветов. 4 ромашки сорвали. |
3. Отработка постановки вопросов на математических историях.
Составление взаимообратных задач.
Берем математическую историю «В пруду плавали 5 уток, прилетели еще 7, теперь в пруду стало 12 уток».
Рисуем схему.
По очереди заменяем вопросом каждое число в схеме, переформулируем задачу.
Важно!!! Обращаем внимание детей на связи между опорными словами и схемами.
Краткую запись записываем в виде таблицы - объекты записываются в столбик, изменение фиксируется в строчку (удобная для решения задачи и в два действия получается универсальный инструмент для работы, как с простыми, так и с составными задачами).
ОБЪЕКТЫ | Плавало | Прилетело | Стало |
УТКИ | 5 | 7 | ? |
УТКИ | 5 | ? | 12 |
УТКИ | ? | 7 | 12 |
Составление задач на основе таблицы (работа в группах)
Работа проводится в начале урока на этапе активизации.
- Полезно провести ряд тренингов на соответствие величин различным объектам с использованием морфотаблицы.
Игра «Я беру тебя с собой»
«Я собралась в путешествие и беру с собой 5 килограмм печенья.
Что предложите мне вы?»
Ученики должны выделить признак – 0 и предложить свои варианты: 3 кг. яблок, 6 кг. мороженного, 1 кг. мармелада и т.д.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.
Тренинг «Аукцион»
У: В чем можно измерить яблоки?
Д: ведро, бочка, ящик, корзина, штук, килограмм, ……..
У: Перечисленные единицы измерения, к каким величинам относятся?
Д: Объем, количество, масса
У: В чем нельзя измерить яблоки?
Д: в километрах, литрах, секундах……..
У: Какие величины вы назвали?
Д: Длина, объем, время.
При работе с данным тренингом необходимо обращать внимание ребят, что МЕРКА может быть только ОДИНАКОВАЯ.
Учитель называет объект, а ученик называет, чем можно измерить данные объекты (дети должны перечислить все возможные единицы измерения данного объекта); когда все единицы измерения перечислены, ученик называет величину, которая объединяет данные единицы измерения (величин может быть несколько).
- Используя морфотаблицу, составь простые задачи с определенным объектом, но различными величинами.
Например,
конфеты (объект) / штук, килограмм, ящиков, сортов, коробок (величина);
молоко (объект) / литров, бутылок, пакетов, цистерн, банок (величина).
- Предлагается, используя морфотаблицу, составить простые задачи с определенными величинами (договариваемся). Подходящий объект подбирают самостоятельно.
Закрепление (отработка морфотаблицы)
Прокатить число в лифте до образования задачи.
Число загадываем с помощью игры «Да-Нет».
«Да – Нет» - суть этой игры состоит в том, чтобы угадать объект или прояснить ситуацию, сужая поисковое поле. Для этого играющие задают ведущему вопросы, на которые можно отвечать только "Да!", "Нет!", "Не имеет значения" или "Нет информации". В любом случае вопрос всегда предполагает возможность альтернативного ответа "Да" или "Нет".
Системный лифт
Алгоритм рассуждений | результат |
Задам вопрос – получу ЗАДАЧУ | 53 машин было в гараже, приехало ещё 28 машин. Сколько машин стало? |
Добавляю ещё опорные слова, составляю математическую историю | 53 машин было в гараже, приехало ещё 28 машин |
Добавляю опорное слово | 53 машин было в гараже |
Подберу к числу объект | 53 машины |
Беру число (игра «Да – Нет») | Число 53 |
4. Работа с морфотаблицей задач.
Составленная морфотаблица условий задач включает следующие строки:
- Место (где происходит действие в задаче);
- Объекты;
- Величины;
- Опорные слова.
содержание этих строк морфотаблицы постоянно меняется.
Это делается для того, чтобы ученики понимали, что морфотаблица – это МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, которая может быть наполнена различными данными.
В результате работы с данными морфотаблицы на доске появляется краткая запись к задаче. Ученики подбирают вопрос к данному условию.
Работа в группах:
Работа с морфотаблицей задач:
Опираясь на данное числовое выражение (4*5=20), составьте задачу.
Какие опорные слова используем?
Каким действием будет решаться задача?
Теперь составьте задачу, в которой опорное слово остается то же самое «в 5 раз больше», а задача решается действием «деление».
Каким действием будет решаться задача?
Составьте обратную задачу.
Ученики в группах составляют свои задачи, используя морфотаблицу.
Необходимо заполнить морфотаблицу, используя копилку объектов.
Используя данные, составить и записать задачу
Объект | Имя признака | Значение признака |
? | место | магазин |
Объект (ы) | яблоки | |
Опорные слова | Привезли, продали, осталось | |
Величины | ящики | |
Решение | 53-23 = 30(ящ.) | |
Числовые данные | 53, 23 |
В магазин привезли 53 ящика яблок. Продали 23 ящиков. Сколько ящиков осталось?
Формы работы в группе:
составляют задачу;
записывают краткую запись, решают задачу.
Работа передаётся другой группе, которая проверяет:
реальность математической истории;
соответствие вопроса условию задачи;
правильность схемы и решения.
Работа в группах:
Составить паспорт задачи.
У Димы было 49 яблок. Это в 7 раз больше, чем у Саши. Сколько всего яблок было у детей?
Объект | Имя признака | Значение признака |
? | Объект | Дима, Саша |
Опорные слова | В 7 раз меньше (задача в косвенной форме) …Сколько всего? | |
Величины | Штук | |
Место | - | |
Решение | 49:7 = 7 (яб.) 49+7= 56 (яб.) | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к мастер-классу "Здоровьесберегающие практики в школе первой ступени"
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами и отсутствием четких нравственных ориентиров фо...
Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »
Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....
Мастер-класс «Технология системно - деятельностного метода обучения на примере урока математики»
Форма проведения: урок - импровизация.Задача:Показать способы применения системно-деятельностного метода обучения...
Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении»
Цель мастер-класса: показать использование системно - деятельностного подхода в обучении через методические приемы....
МАСТЕР-КЛАСС «Нестандартные подходы обучения решению математических задач»
Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только как средств...
Презентация к мастер-классу "Нестандартные подходы обучения решению математических задач"
Данная презентация используется при проведении мастер-класса "Нестандартные подходы обучения решению математических задач" для учителей начальной школы....
Мастер-класс «Подготовка обучающихся к решению логических задач (ВПР по математике, задания 9,10,11)»
Мастер-класс «Подготовка обучающихся к решению логических задач (ВПР по математике, задания 9,10,11)»...