МОИ ПУБЛИКАЦИИ
план-конспект урока

Оюн Алдынай Михайловна

Разработки открытых уроков 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление.

Цели:

закреплять умение умножать двузначное число на однозначное; учить решать задачи разными способами

развивать умение выделять общие признаки и рассуждать.

Воспитывать интерес к предмету, любовь к зиме, зимним забавам.

Оборудование:  презентация, карточки-«снежки», снежинки.

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Повернитесь назад, улыбнитесь гостям. Садитесь.

-А теперь ребята вспомним что такое математика. Математика царица наук. А почему математика царица наук. Она царица всех наук. Зачем нам нужна математика? Зачем нужно знать математику? Математика нас окружает и всегда нам нужна математика.

- А теперь отгадайте загадку.

С каждым днем всё холоднее

Греет солнце всё слабее

Всюду снег, как бахрома-

Значит к нам пришла  (Зима.) 

– Скажите, в каких произведениях действия происходят зимой? (ответы детей)
– Вот мы сегодня и отправимся в путешествие в царство Снежной королевы. (слайд)

-А как вы думаете Снежная  Королева она какая? (злая, холодная, страшная, ледяная, морозная)

- А вы хотите путешествовать в страну Снежной Королевы?

Она попросила вас помочь ей. Снеговик нам приготовил несколько заданий, но от тепла он успел растаять.  

2.Устный счет

-  Давайте поможем ему приобрести первоначальный вид. Что мы должны для этого сделать? Скатать или слепить ком. Итак, чтобы скатать первый ком, нужно выполнить задание.

– Соедините выражения, значения которых одинаковы, не вычисляя

3∙5+4∙5
6
8+38
5
4+24
9
8+28
6
4+48      

         
       (9+2) ∙8      

       (5+2) ∙4
      (6+8) ∙4
      (6+3) ∙8
       (3+4) ∙5

– Молодцы. Вот мы и скатали первый ком (на доске прикрепляется первый ком).

– А теперь помогите нашему снеговичку найти закономерность в следующем ряду и продолжить его.

12∙2, 24,13∙2, 26,14∙2,28,15∙2,30…

- Молодцы, вы успешно справились с заданием! (Прикрепляется второй ком.)
– Ну что же, это еще не все. В следующем задании наш снеговичок задает задачу на смекалку.

Я впервые увидел животное по пути в вашу школу. У этого животного 2 правые и 2 левые лапы, 2 лапы спереди и 2 лапы сзади. Сколько у него лап? (4).       (Прикрепляется третий ком.)

– Посмотрите-ка, ребята это головной убор снеговика. Какой он формы, что это за фигура?  (Прямоугольник)

- Так вот, снеговичок просит узнать, чему равна площадь его “шляпы”, если известны длина и ширина

A = 10 см,    b = 9 см,    S = 10 * 9 = 90 кв.см

- Скажите из каких геометрических фигур состоит наш друг? (круг, прямоугольник)

3. Повторение способов умножения

- Я тетрадочку открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так (показывают) держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

– Запишите дату, “Классная работа”

Парная работа.  Подберите пропущенные числа

Безымянный

- Каким числом заканчивается математическая цепочка? (15)

- Что вы можете сказать о числе 15?

  • (Число 15 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 1 и 5, соседи 14 и 16
  • В числе 15 всего 15 единиц, из них 5 отдельных единиц и 1 десяток
  • Число можно заменить суммой разрядных слагаемых 10 и 5,

– Какие двузначные числа можно составить с помощью цифр 1 и 5?

2. Минутка чистописания

– Пропишите полученные числа в свои тетрадки (15, 51)  

Работа по теме

(Пока дети пишут, появляются “сугробы” с заданиями.) 

15*2 =(10  + 2) * 2= (10 *2) + (5 *2) = 20 + 10=30          
         51*2
 ==(50  + 1) * 2=  (50 * 2) + (1 * 2) = 100 + 2 = 102

- Пока мы “разминались”, госпожа Метелица делала свое дело, намела сугробы снежные, да глубокие. Посмотрите. Придется разгребать. Их нам надо преодолеть, вспомним, как мы умножаем двузначное число на однозначное (дети вспоминают распределительное свойство умножения)

- Совершенно верно, давайте все вместе хором еще раз повторим правило. (Чтобы умножить двузначное число на однозначное можно представить двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых и воспользоваться распределительным свойством умножения)

Алгоритм

  1. Представляем  двухзначное число в виде суммы разрядных слагаемых

  1. Применяем распределительный закон умножения относительно сложения
  2. Умножаем десятки

  1. Умножаем единицы

5. Складываем

-Сегодня мы с какой темой будем работать? Умножение двузначного числа на однозначное.

- Какие цели мы поставить перед собой? (закреплять умения умножать двузначное число на однозначное)

5. Физкультминутка

- Отдохнули? Садитесь.

6. Работа по учебнику. Решение задачи №1 с.10

– Ребята, вот мы и добрались до царства Снежной королевы.  И она нам приготовила задание, которое мы с вами должны обязательно выполнить.

- Выполняем №1 на с 10

- Что известно в задаче?(в 4 одинаковых банках засолили 8 кг огурцов)

- Что требуется найти? (Сколько таких банок потребуется для засолки 40 кг огурцов?)

- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет, нужно найти сколько кг огурцов поместится в одну банку)

  1. 8 : 2 = 2 (кг) – вместимость одной банки;
  2. 40 : 2 = 20 (б)

- А каким еще способом можно решить эту задачу?

- Запишем ответ. (Ответ: 20 банок потребуется.)

Групповая работа. Игра  “в снежки”

А сейчас давайте поиграем  “в снежки” я одна против вас всех. (Показывать карточки в форме “снежков”.) 
- Представьте двузначное число суммой разрядных слагаемых. Я показываю, вы записываете ответ. (Один человек прячется за доской, все остальные у себя в тетрадях)

34, 27, 18, 45.  

Умножаем на 2 и решите по алгоритму.

8. Итог урока. Рефлексия.

Слайд

– Отгадайте загадку

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые пушистые,
Только не душистые. (
Снежинки.)

- Ребята, вы сегодня  хорошо потрудились. Успешно выполнили все задания. Попробуйте оценить свою работу на уроке (слайд).

-Как думаете ребята, мы выполнили просьбу Снежной Королевы?

Вы помогли Снежной Королеве, значит она радуется. Она какой стала? (злой или доброй). Сказка всегда заканчивается хорошо, добром!

Зло побеждает всегда добро.

9. Домашнее задание

– У вас на партах лежат снежинки. Давайте подведем итог урока. Вы должны нарисовать глазки и рот этим снежинкам. Если урок вам понравился или не понравился или был трудным рисуем  смайлика. Возьмите эти снежинки на память, а сзади есть  домашнее задание перепишите в дневники.

Д/з С 10 № 2, 6
- Наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам большое за работу!



Предварительный просмотр:

Конспект урока по  технологии

 4 класс

Тема: «Ёжик из зубочистки»

Цель: познакомить учащихся с приемами изготовления ёжика из пластилина и зубочистки.

Задачи:

- образовательная: познакомить учащихся с приёмами изготовления ёжика из пластилина и зубочистки; формирование навыков учебного сотрудничества;

- развивающая: развитие мелкой и общей моторики; развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;

- воспитательная: воспитание нравственных качеств у учащихся, связанных с умением организовать сюжетно-ролевую игру в классе;

Формируемые УУД:

- личностные: воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе; формирование умения организовывать и убирать рабочее место.

- познавательные: систематизировать и расширять представления детей о приёмах работы с бумагой и использовать их при создании новых форм; соблюдать правила по технике безопасности при работе с клеем и ножницами.

- регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по планированию действий и самостоятельной деятельности.

- коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, на этапе беседы, планирование задач.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Тип урока: урок – открытия новых знаний.

Оборудование: пластилин, зубочистка, бусы, ватные палочки.

Оборудование для учителя: готовый образец ежика.

Ход урока

Этапы урока, дозировка времени

Содержание урока

1. Организационный этап

1 мин

- Здравствуйте ребята. Проверьте свою готовность к уроку.

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо

Вижу, класс наш хоть куда

Мы начнём урок друзья!                            

2. Определение темы и цели урока

2 мин

- Сегодня мы с вами будем делать необычные поделки из совсем обычных вещей. А кого мы смастерим на уроке, вы узнаете из загадки. Ваша задача внимательно ее прослушать и определить о ком идет речь.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

         А ниток — ни одной. (Еж)

- Верно, сегодня мы сделаем ёжика из пластилина и из зубочистки.

Вот посмотрите к нам пришёл в гости ёжик. (повесить рисунок ёжика на доску)

3. Актуализация знаний

3 мин

4. Проверка домашнего задания

-А вы знаете что такой пластилин? Это материал который лепят разные фигурки на уроках технологии. А что такая зубочистка? Это предмет который используют для чистки зубов. В зубах что чистим? Остатки пищи. А почему мы чистим эти остатки зубочисткой? Потому что мы соблюдаем гигиену чистоты. Нельзя грязными руками чистить остатки пищи. Микробы попадут в рот. И после этого может заболеть зубы.

-Ёжик какое животное? Вы видели ёжика?

-Что вы должны делать чтобы ёжикам было не страшно? Защищать их. Ёжиков можно брать домой? (нет)

 

-Давайте проверим домашнее задание. Вы должны были дома сделать грибочки. Эти грибочки нам очень нужны, в конце урока. Положите на край стола.

5. Новая тема

-А что вы знаете о ежах? Ежи это млекопитающие, насекомоядные животные. Их около 20 видов. Населяют Евразию, Африку, Юго-Восточную Азию, и в наших местностях тоже живут. В Туве.

Немного о ежах. Длина тела от 10 до 44 см. Хвост от 1 до 20см. Спина и бока ежей покрыты иглами. Для чего нужны ёжику иглы? Для самозащиты. При опасности животные мгновенно свёртываются в шар.  

5. Техника безопасности.

1 мин

- Давайте вспомним технику безопасности при обращении с зубочисткой

1. Соблюдать осторожность при работе.

2. Не берите зубочистку в рот.

3. Во время работы не вкалывайте зубочистку в одежду.

4. Нельзя опираться грудью на стол.

5. Не отвлекайтесь во время работы с зубочисткой.

6.  Физкультминутка

1 мин

-Все встали. Поиграем в ёжики.

-Руки в замок.

-Покатился наш ёжик по дорожке,

-покатился, покатился.

- Навстречу ему волк, испугался ёжик, высунул колючки, спрятал и снова показал свои колючки и спрятал.

-Испугался ёжик и покатился ёжик дальше.

Катится, катится, стало жарко ему, видит море, захотелось ему искупаться, поплыл ежик вперёд, вперёд, а потом назад, назад. Вылез из воды, а потом побежал, побежал и зашагал. И домой пришёл.

 

Практическая часть

-А теперь ребята, приступаем к практической части урока. Давайте проверим, все ли необходимые у вас есть.

-Перечислите детали, из которых состоит пластилиновый ёжик. (туловище, носик, ножки)

1. Катаем округлое туловище.

2. Вытягиваем и заостряем носик, оттягиваем и закругляем 4 ножки.

3. Прикрепляем ёжику иголки- вставляем зубочистки, можно разделить их пополам. Можно спички или спагети.

Чтобы ёжик получился красивым, зубочистки должны плотно прилегать друг к  другу. Не втыкайте зубочистки слишком близко.

-Сделайте ёжику глазки из бусинок или пластилина.

-Работать будем парами.

-Приступаем к 1этапу работы, ко2му этапу и к 3му этапу.

В конце можно украсить ёжики бусинками или ватными палочками. У них когда иголки мягкие? Когда маленькие.

8. Поведение итогов деятельности, рефлексия.

3 мин

Домашнее задание

 - Кто приходил к нам в гости?

-Кого мы смастерили? Ёжика. Это какое животное?

-Давайте сделаем выставку работ. Как назовём эту выставку? «Семейство ёжиков» Все выставляем свои парные работы.

-Что любит ёжик? (грибы, овощи, фрукты, насекомые)

-На доске висит рисунок ёжика. Если вам понравился урок, вам было интересно. Подарите свои грибочки ёжику. Которые вы выполнили дома.

Выйдите сюда и прикрепите к иголкам грибы.

-Дома сделайте такой же ёжик, но только вместо иголочек семечки.

-Все очень активно работали, все получают оценку 5.

9. Уборка рабочих мест.

1 мин

- Спасибо вам большое за урок. Можете убирать свои рабочие места.

Контролирую уборку рабочих мест и даю оценку по рядам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ёжик из зубочистки Урок технологии в 4 классе

Слайд 2

Приветствие! Прозвенел звонок для нас Все зашли спокойно в класс Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво Тихо сели, спинки прямо Вижу, класс наш хоть куда Мы начнем урок друзья!

Слайд 3

Загадка Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной.

Слайд 4

А что вы знаете о ежах? Ежи - семейство млекопитающих отряда насекомоядных. 7 родов. Около 20 видов. Населяют Евразию, Африку, Юго-Восточную Азию до острова Калимантан.

Слайд 5

Немного о ежах Длина тела от 10 до 44 см. Хвост от 1 до 20 см. Другая группа видов похожа на мышевидных грызунов (гимнуры).

Слайд 6

Спина и бока ежей покрыты иглами. При опасности животные мгновенно свертываются в шар. Ежи средних широт на зиму впадают в спячку.

Слайд 7

Еж активно поедает насекомых, ловит лягушек, мышей и изредка змей. Позволяет себе стащить с огорода какой-нибудь овощ.

Слайд 8

А это ты знаешь? Ежата (их бывает до 8) родятся голыми и слепыми, с мягкими иголками.

Слайд 9

Давайте проверим, всё ли необходимое вы принесли на урок? Пластилин зубочистки Ватные палочки

Слайд 10

Техника безопасности при обращении с зубочисткой Соблюдать осторожность при работе. Не берите зубочистку в рот. Во время работы не вкалывайте зубочистку в одежду. Нельзя опираться грудью на стол. Не отвлекайтесь во время работы с зубочисткой.

Слайд 17

Ёжик готов!

Слайд 18

Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по теме:

«Правописание слов с удвоенными согласными»

Цели: 
- продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные; 
- знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной; 
- закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной; 
- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; 
- развивать интерес у детей к русскому языку. 
Оборудование: кружки-орфограммы, кроссворд, карточки для работы в парах,
текст сказки, сигнальные карточки, презентация.

Ход урока

  • Организационный момент.

- Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.

  • Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

У меня для вас сюрприз: к нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать.

  • Актуализация знаний

На доске запись:

Весноймашагуляетпотенистойаллее.

- Можно ли назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?

(Запишите правильно это предложение к себе в тетрадь)

- Что такое аллея? - Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении? (Красные фонарики-кружки)

- А встретились ли неизвестные орфограммы? (аллея).

- Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?

- А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?

- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

Итак: кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока?

«Правописание слов с удвоенными согласными»

  • Учебник. Слайд

           с. 117, правило.

Сегодня на уроке мы должны:

•        научиться находить слова с удвоенными (двойными) согласными в корне слова в тексте;

•        научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;

•        выучить правило переноса данных слов.

  • Минутка чистописания:

лл  лл

-Придумайте слова с удвоенной лл:

аллея, коллектив,  иллюстрация,  троллейбус

Правило: слова с удвоенной согласной переносить надо так:

ал-лея, кол-лектив, рас-сказ, суб-бота.

- Запишите эти слова и запомните правило переноса.

  • Словарная работа

Кроссворд (слайд)

Описание игры:

Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется вопрос-загадка. При нажатии на загадку – появляется ответ. Далее аналогично по всем вопросам.

- Отгадайте загадки.

Запишите словарные слова с удвоенной согласной, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

  1. Результат при сложении. (Сумма)
  2. Отгадывание слов по их значению. (Кроссворд)
  3. Собирание марок, открыток. (Коллекция)
  4. Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное р содержит он

И называется …(перрон)

  1. Проста загадка и легка:

Пишусь всегда через два к;

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я - …(хоккей)

  1. По долинам, по оврагам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

Называется …(шоссе)

  1. Компьютерная, телевизионная, учебная …(программа)
  2. Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть, у нас.

Это наш просторный …(Класс)

  1. День и ночь стоит на крыше

Это чудо постовой:

Всё увидит, всё услышит,

Всем поделится со мной. (Антенна)

- Как разделить записанные слова для переноса (устно).

- Какое слово нельзя перенести? Почему?

- Подберите однокоренные слова к слову:

 Класс (классная, классики, одноклассники, классно)

  • Физкульминутка.

- Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому?

Разминка «Головами покиваем»

  • Закрепление. Дифференцированная работа.
  • Игра «Поймай слово» 

 - Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети поднимают карточку с красным цветом, а если одна согласная, то с зеленым цветом.

 Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма, рассказ, машина, русский.

  • Задание для детей, работающих в парах: (вставить подходящее по смыслу слово, три любых предложения записать в тетрадь).
  • Прочитай.
  • Вставь в предложения пропущенные слова из правого столбика?

  1. Дети нашего ……………… - это дружный .………………… .

  2. По широкому ……………..... мчались машины.

  3. Тенистая ……………… привела нас к сказочному домику.

  4. Осенью вся наша семья болела …………………………  .

  5. ………………… туристов побывала на Красной площади.

   

класс

шоссе

коллектив

аллея

грипп

группа

  • Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового узнали?

- Какие задания вам понравились? Почему?

- Кто испытывал трудности?

- А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова.

Сказка «Про девочку Аллочку» В.Волиной («Весёлая грамматика», стр.119). (Читает подготовленный ученик) 
     Жила-была девочка Алла. Училась она во втором классе. 
Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку». Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали: 
- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени. 
И Алла разучилась писать своё имя... А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала. 
- Почему ты плачешь? - спросила учительница. 
- Я не знаю, как пишется моё имя. 
      Учительница с улыбкой посмотрела на второклассницу и сказала: ….

(Задание по группам: что же сказала учительница?)


…..Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как:  

аттестат

аттракцион

конфетти

коттедж

оттенок

оттепель

Давайте выучим эти слова и мы!  Список слов с двойными согласными (тт).

  • Оцените свою работу

Я все понял, могу объяснить другим – зелёный кружок.

Я понял, но у меня ещё есть вопросы – синий кружок.

Я не понял новый материал – красный кружок.

(На партах – карточки с кружочками: синий, зелёный, красный)

  • Домашнее задание.

Я предлагаю вам интересную работу.

Домашнее задание у каждого записано на карточках, которые лежат на парте.

  • Учебник. с.117, упр. 188., Р.т. с. 54, упр. 117.
  • Учебник. с.118, упр. 190., Р.т. с. 54, упр. 116.
  • Список слов с двойными согласными (тт).



Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 «б» классе по теме: «Творительный падеж имён существительных»

Цель: способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного в форме творительного  падежа.

Познакомить с особенностями творительного падежа, его основными значениями: вопросами, предлогами. Формировать

Задачи:

  1.Предметные:

- формировать умения умение сознательно употреблять в речи существительные в творительном падеже;

- совершенствовать умения определять изученные падежи имён существительных,

- отрабатывать умения писать слова с изученными орфограммами.

2.  Метапредметные:

а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления,  зрительной памяти учащихся;

     б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3.  Личностные:

- формирование умения оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся уважение к мнению других.

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах,  самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык  3 класс», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочие тетради на печатной основе, карточки для работы в парах, таблица  

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

-Сегодня на урок к нам пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте их.

- Будем надеяться, что настроение  у наших гостей замечательное, и они с удовольствием посмотрят, как умеют работать ученики 3 класса.

- Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу.

- Я верю в  вас,  и знаю - у вас всё получится! - Пусть доброе  настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе урока.                        

Проверка домашнего задания. Актуализация.  

- Вы выполняли упражнение 93 на странице 52.

- У кого возникли трудности при выполнении домашнего задания?

- Прочитайте, стихотворение, которое у вас получилось.  В каком падеже стоят вставленные существительные? (В В.п.)

- Назовите падежные вопросы В.п.  (Кого? Что?)

- В чем сложность определения В.п. у существительных? (У этого падежа падежные вопросы И.п. и Р.п.)

- Как правильно определить в каком падеже стоит существительное  в В.п. или Р.п.? (Ответы детей)

 - Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы! 

- Сядьте ровно, тетради положите уголком. Запишите число, классная работа.

На доске:  ул…ца,  те…итория,  праз…ник, ,  морко…ь. (слайд)

- Прочитайте имена существительные. Какие буквы необходимо вставить.    Почему?

-Что еще могут обозначать пропущенные буквы?    

 Работа в парах. (Слайд)

- Составьте с записанными существительными словосочетания, употребив их в том падеже, на который указывает пропущенная буква.

-Как узнать падеж имени существительного? (Слайд)

Самоопределение

- Вспомним фразу, которая помогает нам запомнить порядок падежей в русском языке.  (Иван Рубит Дрова Варвара Топит Печь).

- О каких падежах мы уже говорили?  (Об именительном, родительном, дательном, винительном).

- Назовите падеж, с которым мы будем работать сегодня. (Творительный)

 - Сформулируйте цель урока  (Творительный падеж)

- Что мы должны узнать о творительном падеже? Поставьте задачи на урок. (После ответов детей на доске появляется карточка «Задачи Урока»)

Задачи урока:

Повторить: падежные вопросы

Узнать: Смысловые вопросы. Предлоги. Член предложения.

Научиться: определять падеж имени сущ. в словосочетаниях и предложениях

На доске появляется карточка «Затруднение»

- Итак,  уточним ещё раз, в чем возникло затруднение при выполнении задания? (не знали, как что это за часть слова, как она обозначается)

Открытие нового знания 

На доске появляется карточка «Сами сделаем открытие»

- Что мы знаем о творительном падеже? (На какие падежные вопросы он отвечает: КЕМ? ЧЕМ?  На доску вывешиваются карточки с вопросами)

- Посмотрите на экран. Прочитайте предложения.

1. На полянке пахнет земляникой.  2. За городом начинается лес. 3. Между берёзами течёт ручеёк. 4. Бабушка испекла пироги с черникой. 5. Над болотом кружили журавли. 6. Вечером над кормушкой закружились синицы

- Какой частью речи являются выделенные слова? (Существительные)

- Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу. Определите по вопросу падеж.

(Один ученик записывает словосочетания на доске.)

пахнет (чем?) земляникой (Т.п.)

начинается (за чем? где?) за лесом (Т.п.)

пироги (с чем?) с черникой(Т.п.)

кружили (над чем? где?) над болотом (Т.п.)

закружились (чем? когда?) вечером (Т.п.)

- С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже? (Один ученик у доски  называет предлоги и выделяет их. На доске появляются карточки – предлоги Т.п.).

- Обратите внимание, что предлоги употребляются не только с существительными, но и с падежными вопросами.

- Запишите второе предложение. Подчеркните главные члены, укажите падеж выделенного слова.

(Один ученик у доски записывает предложение и выполняет задание.

За городом начинается  лес.) 

- Каким членом предложения является существительное в Т.П.? (Второстепенным. На доске карточка – второстепенный член предложения).

- Ребята, мы выполнили все задания и теперь можем сформулировать правило о творительном падеже. (Учащиеся формулируют правило, пользуясь карточками на доске).

Закрепление во внешней речи

- Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов? (К учебнику).

- Откройте учебник на стр.53.  Мудрая сова сообщает вам новые сведения о языке.

-Что вы можете сказать, прочитав правило? Правы ли вы были? (Мы были правы).

- Прочитаем ещё раз,  чтобы полученные знания ещё лучше отложились в вашей памяти.

Физминутка с музыкой.

Продолжение работы над темой

- Посмотрим на задачи нашего урока. С чем мы уже справились? Какая следующая задача? (научиться определять падеж имени сущ. в словосочетаниях и предложениях)

Самостоятельная работа с проверкой

Игра  «Конструктор»

На доске три группы слов.

1. Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду.

2. Шьют, ловят, забивают, пилят, косят.

3. Неводом, иглой, косой, молотком, пилой.

- Составьте предложения, выбирая из каждой группы нужные слова.

Например: Гвоздь забивают (чем?) молотком (Т.п.).  (Записываю на доске, указываю падеж). Продолжите работу.

Один ученик составляет слова на доске.  Проверка по образцу.

Работа в группах

- Поработаем в группах.

- Вспомним правила работы в группах. (Слайд)

- Объединитесь в группы. Выберите ответственного. Он получит задание.

Определите падеж имён существительных.

1-я группа.

Пословицы

1.        Март с водой, апрель с травой

2.        Не спеши языком, торопись делом

3.        Пишут не пером, а умом

4.        Мы сильны дружбой

2-я группа

Фразеологизмы

1.        Не заманишь калачом

2.        Кривить душой

3.        Показать товар лицом

4.        Не по зубам

3-я группа

Предложения

1.        Около изгороди раздаётся свист птички

2.        С первым снегом птичка появляется у жилья человека

3.        Стайка снегирей обсыпала вершину дерева

4-я группа

Словосочетания

Растёт на дереве, сидит за партой, спрятались от холода, подарил товарищу, поставил на стол, мечтаю о походе, выследил волка.

5-я группа

Стихотворение

Вот бы стать бы мне слоном

От ушей до пяток.

На прогулку

Тёплым днем

Выводить слоняток.

Вот бы жаворонком стать

Или обезьянкой.

Научить птенцов летать

Утром, над полянкой.

- Ответственные выходят с листами заданий, представляют работу своей группы. За ответ получают оценку.

Применение нового знания

- Что бы наши знания о существительных в творительном падеже прочно усвоились, выполним упражнение 96 на стр. 53.

- Прочитайте стихотворение. Сколько в нем предложений? (Два.) Как определили? (Сколько точек, столько и предложений.)

- Это упражнение мы выполним по вариантам. 1-й вариант записывает первое предложение, 2-й вариант – второе. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу и найдите имена существительные в Т.п.

Проверка: один ученик читает, остальные проверяют задание.

Итог

- Справились ли мы с задачами урока?

- Что мы узнали сегодня? (ответы детей по задачам урока)

- Теперь мы продолжить нашу фразу

-Давайте  эту морфему поместим  в состав поезда и определим ей место в составе слова.

- Как вы думаете, зачем нужно знать это правило?  ( Чтобы правильно писать слова, образовывать новые слова и т.д.).

- Выводом нашего урока послужит следующее стихотворение: (Слайд)

Хочу я песни сочинять.

С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?

Писать мне ручкой иль пером,

Или цветным карандашом?

- Вы ещё не всё узнали о падежах. Завтра на уроке мы с вами  узнаем тайны предложного падежа.

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Закрасьте ту часть круга которая отражает вашу работу на уроке зеленым, желтым или красным цветом. Покажите.

Продолжите фразу: (Карточка на доске)

- Мне было легко…

- Я испытывал(а) затруднения ……

- Я хочу похвалить ….

- Хочу вас похвалить и сказать, что вы сегодня работали на хорошо и отлично. А всё, что вы узнали, надо закрепить, выполнив домашнее задание.

Домашнее задание (слайд)

 Стр.53, выучить наизусть правило,

- Спасибо всем за хорошую работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Уведомление о публикации материала...

Свидетельство о публикации

Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....

свидетельство о публикации

Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....

Публикации

Публикации разных лет...

Свидетельства о публикациях в сети Интернет

Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...