Открытый урок "Число 10"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Данный урок является первым в разделе « Двузначные числа». Этот урок непосредственно связан с последующими уроками данного раздела и поможет учащимся легче освоить новый материал, используя полученные знания на данном уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislo_10.docx | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов»»
Учитель начальных классов Танаева Татьяна Николаевна
Урок по математике «Число 10»
Пояснительная записка
Данный урок является первым в разделе « Двузначные числа». Этот урок непосредственно связан с последующими уроками данного раздела и поможет учащимся легче освоить новый материал, используя полученные знания на данном уроке.
Выбранная структура урока и его содержание, а также подбор материала, наиболее подходит для решения поставленных задач и изучения новой темы.
С целью развития у учащихся мыслительных операций, речи, памяти, воображения, творческих потенций, в урок были включены задания, в которых учащиеся анализировали объекты, сравнивали, обобщали, классифицировали, рассуждали по аналогии, придумывали свои задачи и примеры.
Учитывая возрастные особенности первоклассников, их способность мечтать, фантазировать, я использовала одну из любимых сказок моих учеников - « Русалочку». Единой сюжетной линией мне удалось объединить все этапы урока и создать ситуацию активности и успеха для каждого ребенка.
Организационный момент обеспечил подготовку и проведение последующих этапов урока, создал рабочую обстановку, необходимую для активного усвоения знаний.
В список задач, актуализирующих знания детей, был включен проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.
На следующем этапе работы была предложена система вопросов и заданий, подводящих детей к самостоятельному « открытию» нового знания, числа 10.
Практическая работа позволила проговорить с детьми вопрос о том, что 10 точек можно расположить в виде треугольника - , поэтому 10 называют треугольным числом. Выкладывая кружки на равностороннем треугольнике, дети получили возможность в собственных предметных действиях выявить указанную закономерность. Так как кружки были двух цветов, в классе встретились все возможные варианты соотношения цветов: 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5. Выполняя это задание, ребята одновременно поработали над составом десяти и повторили взаимосвязь между частью и целым, составив для своего варианта выражения ( Например, 4 + 6, 6 + 4, 10 – 6, 10 – 4.)
На этапе закрепления выполнялись тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов.
В этап «Решение задач на повторение» были включены нестандартные, логические, занимательные задачи.
На всех этапах урока старалась рационально распределить время,
сохраняя логические связки между этапами.
При проведении урока я опиралась на психологические особенности класса: дети раскованы, эмоциональны, активны. Старалась сочетать достаточно высокий уровень подачи материала с созданием в классе атмосферы доверия, доброжелательности, увлеченности, позволяющей «раскрыться» и поверить в свои силы каждому ученику.
Удачной формой организации на одном из этапов урока считаю групповую форму, так как она учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений.
На уроке продолжала работу над формированием у ребенка способности к самоконтролю, необходимой для его включения в учебную деятельность. Выполняя задание самостоятельно, дети сравнивали свое решение с образцом и выставляли себе соответственно «+» или «-«.
Методы и формы, применяемые на уроке, позволили целенаправленно реализовать содержание учебного материала, включив всех учащихся в познавательную деятельность.
Разнообразие и постоянная смена методов предупредила переутомление детей.
На уроке проводилась физкультминутка. Необходимая разрядка осуществлялась за счет высокого эмоционального подъема учащихся, который возникал во время движений. С помощью движений в ритмических играх дети успешно освоили счет через 2, 3, 4, 5 ,подготовив тем самым прочную базу для дальнейшего изучения таблицы умножения.
В конце урока был подведен его результат. Все ребята работали активно, слаженно.
Конспект урока «Число 10»
Цель: 1. Изучение числа 10 и состава числа 10.
2. Закрепление материала предыдущих уроков : решение задач и уравнений , сравнение чисел и выражений, сложение и вычитание с помощью числового отрезка.
3. Развитие мыслительных операций, речи , творческих способностей учащихся
4. Воспитание положительной мотивации учения, умения работать активно, дружно.
Оборудование: иллюстрация к сказке «Русалочка», записи на доске, раздаточный материал для практической деятельности, сигнальный круг для обратной связи, геометрические фигуры, модели числа 10.
План :
1. Организация.
-День недели? Какой он по счету? Число? Что вы можете рассказать об этом числе? Объясните математическую запись числа. Запишите число в тетрадь.
-Вы готовы к большой работе на уроке математики?
-Как будем работать?
-Не забывайте за каждый правильный ответ ставить +. В конце урока определим самого активного ученика.
2. Актуализация знаний
- На предыдущем уроке внеклассного чтения мы читали сказку «Русалочка» и узнали о том, что русалочку по имени Ариэль заколдовала морская ведьма и держит у себя в пещере. На помощь Ариэль отправился ее друг-рыбка Флаундер. Он стал искать место, где спряталась ведьма, а по дороге стал считать поющие раковины-от них зависела жизнь русалочки.
-Конечно, мы вместе с рыбкой будем бороться за жизнь Ариэль.
а) Нам придется восстановить порядок на числовом отрезке, т.к. потерялись числа.
-Сосчитайте от 1 до 10 и обратно.
-Какое число следует в натуральном ряду чисел за числом 9 ?
-На сколько 9<10 ? На сколько 10 >9 ?
-Какое число левее 10 на 2 единицы ? На сколько 8<10?
-Какое число надо увеличить на 3 ,чтобы получить 10?
-Сколько единиц дополняет число 6 до 10 ?
-Сколько надо прибавить к 5 ,чтобы получить 10?
-Молодцы! Напишите в тетради все однозначные числа.
-Прочитайте, что написали. (1,2,3,4,5,6,7,8,9.)
б) Подберите слагаемые в сумме:
9+--- = 10
8+--- = 10
7+--- = 10
6+--- = 10
5+--- = 10
-Как вы думаете, какое равенство лишнее? ( 5+5) Почему? ( В нем одинаковые слагаемые).
-Какие еще суммы, значение которых равно 10 можно составить ? (1+9, 2+ 8-----)
-Какое свойство сложения использовали ? ( Переместительное )
-Итак, сколько поющих раковин насчитали? (10)
- Давайте отдохнем и отправимся дальше. (Ритмическая игра на 2 , 3 )
3. Постановка учебной задачи.
-Ребята, мы видим поющие раковины (на доске ). Они очень разные, и Флаундеру пришлось нелегко. Как вы думаете, на какие части их можно разбить? Можете сразу называть соответствующие разбиениям выражения.
(По цвету : 5+5 , по форме : 3+7 , по размеру : 2+8 )
-А всего поющих раковин ? ( 10 )
В конце концов Флаундер спрятал поющие раковины в небольшой пещерке, чтобы ведьма их не нашла. Но прежде он выложил дно пещерки кругленькими камушками.
а) Практическая работа. ( На столе у детей треугольник , вырезанный из бумаги , и 10 кружков-точек двух цветов ). Каждый ребенок должен выложить кружки на треугольник и рассказать, какой вариант разбиения числа 10 у них встретился. (Например, 10- это 3 и 7 )
-В тетради составьте все возможные равенства для своего разбиения. Укажите в равенствах целое и части. ( Например, 3+7=10, 7+3=10, 10-7=3, 10-3=7 )
б) Решение задач. -
- И тут Флаундер встретил отца Ариэль-короля Тритона , который рассказал ему ,что для спасения Ариэль нужно выполнить задание – решить задачу и подобрать к ней схему: «Рыболов поймал 6 карасей и 4 щуки. Сколько всего рыб?» (10 рыб))
-Как узнали ? ( К 6 прибавили 4 и получили 10 .)
-Какая схема подходит и почему ? (Вторая схема , искали целое .)
-Составьте и решите обратные задачи. ( « Рыболов поймал 10 рыб , из них 6 карасей , а остальные щуки. Сколько щук поймал рыболов ?», «Рыболов поймал 10 рыб ,из них 4 щуки , а остальные караси . Сколько карасей поймал рыболов ?» Дети решают обратные задачи и подбирают к ним соответствующие схемы. )
-Ребята,встаньте и покажите ,как плавают рыбки. ( Физ.минутка :
«Рыбки плавали,ныряли в теплой,чистенькой воде. То сожмутся – разожмутся, то зароются в песке.» )
в) Игра « День – ночь»
–Выполнив задание, Флаундер понял : чтобы выйти из заточения , Ариэль должна дотронуться до морского ежа. Русалочка , недолго думая , стала их трогать. Чтобы определить , каким по счету окажется нужный еж , мы поиграем в игру « День – ночь».
Цепочка : 3 + 2 – 1 + 4 – 5 + 0 + 3 + 4
-Этот еж ? ( Десятый ! )
-Так Ариэль спаслась от злой ведьмы и попала к нам на урок. ( Учитель показывает детям куклу Ариэль со словами : «Давайте споем для русалочки нашу любимую песню» )
Физминутка – исполнение песни с соответствующими движениями.
4. Открытие детьми нового знания .
-Как вы считаете, какое число у нас на уроке сегодня главное ?
-Почему ?
( Дети вспоминают задания , которые они выполняли :
-поющих раковин – 10
-дно пещерки – из 10 камушков
-рыболов поймал 10 рыб
-русалочка дотронулась до 10 ежа )
-Чем число 10 отличается от остальных ? ( 2 знака в записи – 1 и 0 )
-Вы правильно заметили. У С. Я. Маршака есть такое стихотворение :
« Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки,
Если ж слева рядом с ним
Единицу поместим,
Он побольше станет весить,
Потому что это 10 !»
- А чего у нас 10 ?
-Поскольку у человека на руках 10 пальцев , число 10 издревле использовалось как укрупненная единица счета. С этим связано и обозначение числа 1д. 0е. стали записывать короче – 10.
5.Первичное закрепление ( с комментированием ).
а)-Запишите число 10 в тетради. ( Учитель обращает внимание ребят на позу при письме , положение ручки.)
б)-Ребята , посмотрите и скажите, как иллюстрируется число 10 в книге ? ( Числовым отрезком ,совокупностями предметов ,костями домино , показывающими состав этого числа , римской цифрой , треугольной моделью числа 10 .)
-10 точек можно расположить в виде треугольника, поэтому 10 называют треугольным числом.
Физминутка. Ритмическая игра на 4 .
в) Работа по учебнику, с.38,№2
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-Я думаю, мы быстро справимся с этим заданием. Составим суммы, равные 10. (1+9, 3+7, 2+8, 4+6, 5+5 ).
Проговаривается состав числа 10.
6.Решение тренировочных упражнений.
с.39, № 4
Что нужно сделать в этом задании? (Показать стрелкой сложение и вычитание на числовом отрезке и записать ответ.)
2 + 5 + 3 = ? – комментированным способом ( у доски )
10 – 1 – 6 = ?- самостоятельно с последующей проверкой.
с.39, № 5 ( Верхняя строка – комментированным способом, нижняя – самостоятельно, взаимопроверка )
10 ? 8 10 + 0 ? 10 – 0 3 + 7 ? 2 + 8
7 ? 10 10 – 2 ? 10 – 5 1 + 9 ? 5 - 5
-Что будем сравнивать? ( Числа и выражения.)
- Сравните и обоснуйте свой выбор. ( Например, 10 > 8, т.к. 10 расположено правее 8. 10 – 2 > 10 – 5, т.к. уменьшаемое – одинаковое, вычитаемое- разное. Там, где вычитаемое меньше – там разность больше )
с.39, № 6
х + 4 = 10 10 – х = 1 х – 10 = 0
-Как называются данные равенства ? (Равенства, в которых есть неизвестные компоненты действий , обозначенные латинской буквой, называются уравнениями )
-Какие правила вы применяете для решения любого уравнения? (-Целое равно сумме частей.
-Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть. )
Дети решают и комментируют уравнения так:
- х + 4 = 10
х и 4 – части , 10 – целое. Ищем часть, поэтому из целого вычитаем другую часть.
х = 10 – 4
х = 6
Уравнения 2) и 3) ребята решают по вариантам.
Физминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели,
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
7. Решение задач на повторение.
с. 39 № 8 ( 1картинка – в классе, 2 картинка – по аналогии дома )
-О какой величине идет речь ? ( О массе.)
- В каких единицах измеряется масса ? ( В килограммах )
-Как найдем массу мешка ? (Дети высказывают предположения.) Массу мешка можно найти с помощью логических рассуждений , либо составляя уравнение.
1 способ. Весы в равновесии. Уменьшив массу каждой чашки на 1 кг , вновь получим равновесие. Значит, х = 5 + 2 – 1 = 6( кг)
2 способ. 5 + 2 = х + 1
7 = х + 1
х = 7 – 1
х = 6
Ответ: 6 кг
-И последнее задание. « Куда войдет больше воды: в трехлитровый чайник или трехлитровый самовар?» ( Первый, поднявший правильный ответ, получает звездочку.)
8. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке ? ( Познакомились с числом 10.)
-Что можете рассказать о числе 10? ( Число 10 стоит в натуральном ряду чисел на десятом месте. Оно больше предыдущего числа 9 на один, но меньше последующего числа 11 на один. Число 10 двузначное, четное. Состав числа 10: 1+ 9, 2 + 8, 3 + 7, 4 + 6, 5 + 5)
-Понравился ли урок?
-Какое задание понравилось больше всего?
-Сколько + заработали?
-Ребята, вы все работали замечательно, поэтому все заслужили высокой оценки. Те, у кого пять + , получат звездочки. А русалочка Ариэль награждает всех поющими раковинами. ( Учитель угощает ребят и гостей конфетами в форме раковин под необычную музыку «музыкальной шкатулки».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"
Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....
Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"
Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий» ...
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....