Образовательная программа «Занимательная математика»» для учащихся 3 класса
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Математика – это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАНОВИЦКИЙ ФИЛИАЛ
МБОУ НОВОНИКОЛЬСКАЯ СОШ
Образовательная программа
познавательной деятельности
факультатива «Занимательная математика»»
для учащихся 3 класса
Составитель:
Попова Елена Евгеньевна,
учитель начальных классов
2013 – 2014 уч. г.
Пояснительная записка
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Учебная деятельность с ее специфической структурой, которая включает учебные задачи, учебные действия, контроль и оценку, складывается не сразу. Ее становление у ребенка происходит под руководством учителя непосредственно в процессе обучения. Помочь ученикам овладеть учебной деятельностью осознанно и квалифицированно, управлять ее формированием, задача актуальная и сложная. От ее решения зависит не только овладение образовательной программой, но и психическое и психологическое благополучие ребенка, уверенность в себе, реализация индивидуальных способностей. Развитие интеллектуальных способностей и познавательных сил у ученика является ведущей линией обновления образовательной практики, когда на первый план выходят не столько знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний в любой области.
Математика – это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Курс факультативного занятия "Занимательная математика” разработан для ознакомления учащимся со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы; решения математических задач, связанных с логическим мышлением; закрепления интереса детей к познавательной деятельности; развития мыслительных операций и общего интеллектуального развития.
Цель факультатива "Занимательная математика”: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, логического мышления, навыков решения логических задач, а так же формирование саморазвивающейся личности.
Задачи факультатива:
расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
развитие логического мышления и пространственных представлений детей;
обучение анализу и синтезу, классификации и систематизации;
развитие умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Методы:
аналитико - синтетический метод, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей.
объяснительно - иллюстративные (рассказ, упражнения на квалификацию подобных предметных явлений, событий и т.д.);
репродуктивные (выполнение заданий по образцу, нахождение подобного с опорой на рисунки, схемы, таблицы и т д.);
проблемно - обучающие (доказательства путём сравнения подобий в предметах);
исследовательские (работа с информационным источниками, письменные упражнения, практические действия с последующим доказательством закономерности).
Используемые технологии.
объяснительно - иллюстративные технологии обучения, в основе которых лежат дидактические принципы Я.А. Каменского;
игровые технологии;
технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова;
диалоговое обучение Г. А. Цукерман;
Программа составлена с учетом познавательных возможностей учащихся младших школьников и их психологической готовности, мотивации, а также с ориентиром на уровневую дифференциацию.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Ожидаемые результаты
повышение уровня понятийно - логического мышления у учащихся;
улучшение качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах.
Оценка качества и результативности.
Занятия проводятся в группе и индивидуально. Цель индивидуальных занятий - подготовка к олимпиаде. Для оценки качества и результативности будут использоваться тесты, проводиться олимпиады школьного уровня, творческие конкурсы, учащиеся будут принимать участие в муниципальных олимпиадах и международных конкурсах «Кенгурёнок» и т.д.
На факультативные занятия отводится 1час в неделю, 34 часа за год.
Используемая литература:
1. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2- 4 классы.» Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина. - Москва, Айрис - пресс, 2007
2. «Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Материалы для занятий с учащимися 1-4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения». Н. И. Удодова. - Волгоград. Издательство «Учитель», 2008
3. «Нескучная математика. 1- 4 классы: занимательные материалы» Н. В. Агаркова. - Волгоград. Издательство «Учитель», 2008
4. «Занимательные материалы. Начальная школа», И.Г. Сухин. - Москва, ВАКО, 2004
5. О. А. Захарова, Е. П. Юдина «Математика: тетрадь для самостоятельной работы для 3 класса» - Москва, Академкнига/Учебник. 2012
6. О. А. Захарова «Практические задачи по математике. Подготовка к олимпиаде: 3 класс» - Москва, Академкнига/Учебник. 2012
7. А. Л. Чекин Математика: учебник для 3 класса. - Москва, Академкнига/Учебник. 2013
8. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. Окружающий мир: учебник- Москва, Академкнига/Учебник. 2013
Программа факультативных занятий
№ п/п | Тема | Темы математики, требующиеся для решения задач | Страницы учебника и Р т | Кол–во часов | Дата |
1 | Введение. Знакомство с программой факультета. | 1 | 06.09 | ||
2 | Игра “Путешествие по стране математика | 1 | 13.09 | ||
3 | Игра “Путешествие по стране математика» | 1 | 20.09 | ||
4 | Действия с большими числами | 1 | 27.09 | ||
5 | Что находится внутри Земли? | Трехзначные числа. Запись сложения и вычитания столбиком. Умножение и деление. Периметр четырехугольника. Окружность и круг. | У: ч. 1, с. 7-11 Р.т №3, с. 7-8 | 2 | 04.10 |
6 | 11.10 | ||||
7 | Помогите Пете Семенову | Связь умножения и деления. Табличные случаи деления. | У: ч. 1, с. 12-17 Р.т №3, с. 9-10 | 2 | 18.10 |
8 | 25.10 | ||||
9 | Числовые головоломки | 1 | 08.11 | ||
10 | Игра “Поле математических чудес” | 1 | 15.11 | ||
11 | Много ли на Земле льда? (начало) | Класс тысяч. Название четырехзначных чисел. Сравнение четырехзначных чисел. | У: ч. 1, с. 30-47 Р.т №3, с. 11-13 | 2 | 22.11 |
12 | 29.11 | ||||
13 | Много ли на Земле льда? (окончание) | Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Таблица для записи условия задачи. | У: ч. 1, с. 48-71 Р.т №3, с. 14-15 | 2 | 06.12 |
14 | 13.12 | ||||
15 | Где хранится пресная вода? | Умножение суммы на число. Группировка множителей. Умножение числа на произведение. Запись умножения столбиком. | У: ч. 1, с. 77-93 Р.т №3, с. 16-18 | 2 | 20.12 |
16 | 27.12 | ||||
17 | «Многоэтажная» атмосфера Земли | Кратное сравнение чисел и величин. Числовой луч. Задачи на кратное сравнение. Диаграмма для записи условия задачи. | У: ч. 1, с. 94-118 Р.т №3, с. 19-20 | 2 | 10.01 |
18 | 17.01 | ||||
19 | Решение задач конкурса “Кенгуру” | 1 | 24.01 | ||
20 | Головоломки на сгибание, разрезание фигур. | 1 | 31.01 | ||
21 | Облака | Сравнение углов. Углы треугольника. Стороны треугольника. | У: ч. 1, с. 119-137 Р.т №3, с. 21-22 | 2 | 07.02 |
22 | 14.02 | ||||
23 | Сказочный мир горных пещер | Умножение на число 10. умножение числа на сумму. Умножение на двузначное число. Запись умножения столбиком. | У: ч. 2, с. 7-25 Р.т №3, с. 23-25 | 2 | 21.02 |
24 | 28.02 | ||||
25 | Жизнь под Землей | Частные случаи деления (на число 1, числа 0, на число 0). Деление суммы (разности) на число. | У: ч. 2, с. 35-51 Р.т №3, с. 26-27 | 2 | 07.03 |
26 | 14.03 | ||||
27 | Природное сообщество – аквариум | Сравнение и измерение площади многоугольника. Умножение на число 100 и число 1000. Соотношение между различными единицами измерения площади. Вычисление площади многоугольника. | У: ч. 2, с. 52-74 Р.т №3, с. 28-29 | 2 | 04.04 |
28 | 11.04 | ||||
29 | Решение олимпиадных задач | 1 | 18.04 | ||
30 | Озеро Байкал | Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Рациональный путь решения. Площадь прямоугольника. | У: ч. 2, с. 75-80, с. 93-100 Р.т №3, с. 30-31 | 2 | 25.04 |
31 | 02.05 | ||||
32 | Стены Древнего Кремля | Деление на числа 10, 100 и 1000. деление на однозначное и на двузначное числа. | У: ч. 2, с. 108-119 Р.т №3, с. 32-34 | 2 | 16.05 |
33 | 23.05 | ||||
34 | Конкурс “Математический марафон” | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса.
Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематический план на 34 часа....
Рабочая программа "Занимательная математика" 1-4 класс
Программа разработана на основе авторской программы факультатива «Занимательная математика»...
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа. "Занимательная математика для 3 класса" 2018-2019г.г.
Рабочая программа. "Занимательная математика для 3 класса" 2018-2019г.г....
Рабочая программа "Занимательная математика" 1-4 классы 2018-2019 учебный год
Рабочая программавнеурочной деятельности«Занимательная математика»»1 – 4 классына 2018-2019 учебный год....
Рабочая программа "Занимательная математика" для 3 класса
Занимательная математика....
Рабочая программа внеурочной программы "Занимательная математика" 1-4 классы
Рабочая программа внейрочной деятельности, для учащихся 1-4 классов "Занимательная математика"...
- Мне нравится (1)