Образовательная программа «Занимательная математика»» для учащихся 3 класса
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Попова Елена Евгеньевна

Математика – это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАНОВИЦКИЙ    ФИЛИАЛ

МБОУ   НОВОНИКОЛЬСКАЯ    СОШ

 

Образовательная программа

познавательной  деятельности

факультатива «Занимательная математика»»

для учащихся 3 класса

                                           Составитель:

                                                        Попова Елена Евгеньевна,

                                                          учитель начальных классов

2013 – 2014 уч. г.

Пояснительная записка

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Учебная деятельность с ее специфической структурой, которая включает учебные задачи, учебные действия, контроль и оценку, складывается не сразу. Ее становление у ребенка происходит под руководством учителя непосредственно в процессе обучения. Помочь ученикам овладеть учебной деятельностью осознанно и квалифицированно, управлять ее формированием, задача актуальная и сложная. От ее решения зависит не только овладение образовательной программой, но и психическое и психологическое благополучие ребенка, уверенность в себе, реализация индивидуальных способностей. Развитие интеллектуальных способностей и познавательных сил у ученика является ведущей линией обновления образовательной практики, когда на первый план выходят не столько знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний в любой области.

Математика – это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

 Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

 Курс факультативного занятия "Занимательная  математика” разработан для ознакомления учащимся со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы; решения математических задач, связанных с логическим мышлением; закрепления интереса детей к познавательной деятельности; развития мыслительных операций и общего интеллектуального развития.

 Цель факультатива "Занимательная математика”: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, логического мышления, навыков решения логических задач, а так же формирование саморазвивающейся личности.

 Задачи факультатива:

расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;

развитие речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

развитие логического мышления и пространственных представлений детей;

обучение анализу и синтезу, классификации и систематизации;

развитие умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

 Принципы программы:

Актуальность

 Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность

 Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность

 Содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации

 Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Курс ориентационный

 Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

 Методы:

аналитико - синтетический метод, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей.

объяснительно - иллюстративные (рассказ, упражнения на квалификацию подобных предметных явлений, событий и т.д.);

репродуктивные (выполнение заданий по образцу, нахождение подобного с опорой на рисунки, схемы, таблицы и т д.);

проблемно - обучающие (доказательства путём сравнения подобий в предметах);

исследовательские (работа с информационным источниками, письменные упражнения, практические действия с последующим доказательством закономерности).

 

Используемые технологии.

объяснительно - иллюстративные технологии обучения, в основе которых лежат дидактические принципы Я.А. Каменского;

игровые технологии;

технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова;

диалоговое обучение Г. А. Цукерман;

Программа составлена с учетом познавательных возможностей учащихся младших школьников и их психологической готовности, мотивации, а также с ориентиром на уровневую дифференциацию.

Основные виды деятельности учащихся:

решение занимательных задач;

оформление математических газет;

участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

самостоятельная работа;

работа в парах, в группах;

творческие работы

 Ожидаемые результаты

повышение уровня понятийно - логического мышления у учащихся;

улучшение качества решения задач различного уровня сложности учащимися;

успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах.

Оценка качества и результативности.

Занятия проводятся в группе и индивидуально. Цель индивидуальных занятий - подготовка к олимпиаде. Для оценки качества и результативности будут использоваться тесты, проводиться олимпиады школьного уровня, творческие конкурсы, учащиеся будут принимать участие в муниципальных олимпиадах и международных конкурсах «Кенгурёнок» и т.д.

 

На факультативные занятия отводится 1час в неделю, 34 часа за год.

 

Используемая литература:

 1. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2- 4 классы.» Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина. - Москва, Айрис - пресс, 2007

 2. «Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Материалы для занятий с учащимися 1-4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения». Н. И. Удодова. - Волгоград. Издательство «Учитель», 2008

 3. «Нескучная математика. 1- 4 классы: занимательные материалы» Н. В. Агаркова. - Волгоград. Издательство «Учитель», 2008

 4. «Занимательные материалы. Начальная школа», И.Г. Сухин. - Москва, ВАКО, 2004

 5. О. А. Захарова, Е. П. Юдина «Математика: тетрадь для самостоятельной работы для 3 класса» - Москва, Академкнига/Учебник. 2012

 6. О. А. Захарова «Практические задачи по математике. Подготовка к олимпиаде: 3 класс» - Москва, Академкнига/Учебник. 2012

 7. А. Л. Чекин Математика: учебник для 3 класса. - Москва, Академкнига/Учебник. 2013

8. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. Окружающий мир: учебник- Москва, Академкнига/Учебник. 2013

Программа факультативных занятий

№ п/п

Тема

Темы математики, требующиеся для решения задач

Страницы учебника и Р т

Кол–во часов

Дата

1

Введение. Знакомство с программой факультета.

1

06.09

2

Игра “Путешествие по стране математика

1

13.09

3

Игра “Путешествие по стране математика»

1

20.09

4

Действия с большими числами

1

27.09

5

Что находится внутри Земли?

Трехзначные числа.            Запись сложения и вычитания столбиком.                        Умножение и деление.   Периметр четырехугольника. Окружность и круг.

У: ч. 1, с. 7-11

Р.т №3, с. 7-8

2

04.10

6

11.10

7

Помогите Пете Семенову

Связь умножения и деления. Табличные случаи деления.

У: ч. 1, с. 12-17

Р.т №3, с. 9-10

2

18.10

8

25.10

9

Числовые головоломки

1

08.11

10

Игра “Поле математических чудес”

1

15.11

11

Много ли на Земле льда? (начало)

Класс тысяч.                   Название четырехзначных чисел.                            Сравнение четырехзначных чисел.

У: ч. 1, с. 30-47

Р.т №3, с. 11-13

2

22.11

12

29.11

13

Много ли на Земле льда? (окончание)

Сравнение величин.      Алгоритм сложения и вычитания столбиком.           Таблица для записи условия задачи.

У: ч. 1, с. 48-71

Р.т №3, с. 14-15

2

06.12

14

13.12

15

Где хранится пресная вода?

Умножение суммы на число.    Группировка множителей.      Умножение числа на произведение.                      Запись умножения столбиком.

У: ч. 1, с. 77-93

Р.т №3, с. 16-18

2

20.12

16

27.12

17

«Многоэтажная» атмосфера Земли

Кратное сравнение чисел и величин.                             Числовой луч.                        Задачи на кратное сравнение.     Диаграмма для записи условия задачи.

У: ч. 1, с. 94-118

Р.т №3, с. 19-20

2

10.01

18

17.01

19

Решение задач конкурса “Кенгуру”

1

24.01

20

Головоломки на сгибание, разрезание  фигур.

1

31.01

21

Облака

Сравнение углов.                       Углы треугольника.                    Стороны треугольника.

У: ч. 1, с. 119-137

Р.т №3, с. 21-22

2

07.02

22

14.02

23

Сказочный мир горных пещер

Умножение на число 10.        умножение числа на сумму.     Умножение на двузначное число.                                   Запись умножения столбиком.

У: ч. 2, с. 7-25

Р.т №3, с. 23-25

2

21.02

24

28.02

25

Жизнь под Землей

Частные случаи деления (на число 1, числа 0, на число 0).   Деление суммы (разности) на число.

У: ч. 2, с. 35-51

Р.т №3, с. 26-27

2

07.03

26

14.03

27

Природное сообщество – аквариум

Сравнение и измерение площади многоугольника.                    Умножение на число 100 и число 1000.                           Соотношение между различными единицами измерения площади.           Вычисление площади многоугольника.

У: ч. 2, с. 52-74

Р.т №3, с. 28-29

2

04.04

28

11.04

29

Решение олимпиадных задач

1

18.04

30

Озеро Байкал

Задачи с недостающими данными.                              Задачи с избыточными данными.  Рациональный путь решения.    Площадь прямоугольника.

У: ч. 2, с. 75-80, с. 93-100

Р.т №3, с. 30-31

2

25.04

31

02.05

32

Стены Древнего Кремля

Деление на числа 10, 100 и 1000. деление на однозначное и на двузначное числа.

У: ч. 2, с. 108-119

Р.т №3, с. 32-34

2

16.05

33

23.05

34

Конкурс “Математический марафон”

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса.

Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематический план на 34 часа....

Рабочая программа "Занимательная математика" 1-4 класс

   Программа разработана на основе авторской программы факультатива         «Занимательная математика»...

Рабочая программа. "Занимательная математика для 3 класса" 2018-2019г.г.

Рабочая программа. "Занимательная математика для 3 класса" 2018-2019г.г....

Рабочая программа "Занимательная математика" 1-4 классы 2018-2019 учебный год

Рабочая программавнеурочной деятельности«Занимательная математика»»1 – 4 классына  2018-2019 учебный год....

Рабочая программа внеурочной программы "Занимательная математика" 1-4 классы

Рабочая программа внейрочной деятельности, для учащихся 1-4 классов "Занимательная математика"...