Урок математики в 4 классе "Скорость"
методическая разработка по математике (4 класс) на тему
Тема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Конспект урока и презентация. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skorost_4_klass.pptx | 1.04 МБ |
konspekt_uroka_matem._4_klass._skorost_vremya_rasstoyanie.docx | 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вырази и запиши только ответы. В метрах 2 км 30 м 6 км 6 км 5 м В минутах 3 ч 2 ч 40 мин 4 ч 5 мин
Установи соответствия между величинами и единицами измерения. Длина Масса Площадь Скорость Время Килограммы Километры Минуты Квадратные метры
Расстояние – S ( км, м, дм , см) Время - t ( сут ., ч, мин, с) Скорость – V ( км/ч, км/мин, м/с) Расстояние – это длина пройденного пути. Время, за которое было совершено движение. Скорость – расстояние, пройденное за 1 секунду.
Скорость = Расстояние : время Расстояние = Скорость ∙ Время Время = Расстояние : Скорость S = V ∙ t t = S : V V = S : t
Предварительный просмотр:
Урок математики в 4 классе.
Учитель – Череп Римма Николаевна.
Тема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Цель: учить учащихся находить скорость движения.
Задачи:
- обобщить знания учащихся о единицах измерения длины и времени;
- познакомить учащихся с новой величиной «Скорость»;
- познакомить с единицами измерения скорости и способом их записи;
- установить взаимосвязь и зависимость между величинами «скорость, время, расстояние».
- учить составлять и решать прямые и обратные задачи на движение;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление;
- развивать математическую речь;
- развивать умение видеть математические задачи в окружающем мире.
Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться:
Предметные:
- устанавливать взаимосвязь и зависимость между величинами
«скорость, время, расстояние»;
- решать простые прямые и обратные задачи на движение;
- выполнять деление с остатком;
- решать буквенные выражения;
метапредметные:
- овладеть способностью формулировать понимать учебную задачу урока,
- отвечать на вопросы,
- обобщать собственные представления,
- слушать собеседника и вести диалог,
- работать в парах;
- оценивать себя и одноклассников;
личностные:
- понимать значимость математических знаний в жизни человека.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока
- Организационный момент
- Сегодня на уроке, чтобы получить хорошие оценки, нужно набрать определенное количество баллов:
«5» - 10 – 9 баллов
«4» - 8 – 7 баллов
- Я уверена, что у вас всё получится!!!
II. Актуализация знаний
- Задание с логической нагрузкой. РЕБУС на полях учебника, с. 5.
Самостоятельное выполнение.
6 . 7 : . 3 = . 3 (667 : 23 = 29)
- Кто решил, поднимает руку, учитель подходит и проверяет.
- Оценивание этого задания.
2 балла – верно выполненное задание.
- Устный счет. СЛАЙД 2
Взаимопроверка в парах.
- Выразите и запишите только ответы (самостоятельно в тетрадях)
в метрах в минутах
2 км 30 м 3 ч
6 км 2 ч 40 мин
6 км 5 м 4 ч 5 мин
Ответы: 2 030м, 6 000м, 6 005м, 180 мин, 160мин, 245мин.
- Оценивание этого задания.
2 балла – задание выполнено без ошибок
1 балл – допущено не более 2 ошибок
0 баллов – допущено более 3 ошибок.
- Что измеряют в км и м? (длину)
- Что измеряют в ч, мин, с? (время)
III. Самоопределение к деятельности СЛАЙД 3
— Давайте установим соответствия между величинами и единицами измерения.
Длина кг
Масса км
Площадь мин
Скорость м2
Время
— К какой величине вы не нашли мерку? (К скорости.)
— Что вы знаете об этой величине? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новой величиной — скоростью, узнать, с какими величинами она связана, в каких единицах измеряется.)
IV.Изучение нового материала.
- Знакомство с понятием «РАССТОЯНИЕ».
Одного ученика вызываем к доске.
- Сделай, пожалуйста, шаг вперед. (делает один небольшой шаг).
- Ребята, скажите, Дима сейчас двигался? (Да). Можно сказать, что он совершил движение? (Да).
- Можем ли мы измерить длину шага Димы? (Да). Возьмём метр и измерим. (Один ученик выходит и измеряет длину шага).
- Чему равна длина шага? (40 см).
- Можем ли мы сказать, что Дима прошел расстояние 40 см? (Да, можем).
Вывод: Расстояние – это длина пройденного пути. (S) СЛАЙД 4
- Знакомство с понятием «Время», за которое было пройдено расстояние. Вызываем к доске другого ученика.
- Настя, когда я скажу «старт» - иди, скажу «стоп» - остановись. Я засекаю время. (Настя выполняет).
- Ребята, Настя совершила движение? (Да).
- С момента начала ее движения до окончания прошло 3 секунды. Можем ли мы сказать, что Настя находилась в пути 3 секунды? (Да).
- Что такое 3 с? (Время, за которое Настя совершила движение)(t) СЛАЙД 4
- Знакомство с понятием «СКОРОСТЬ».
- Давайте измерим расстояние, которое прошла Настя. (Один ученик берет метр и измеряет расстояние. Оно равно (округляем) 120 см).
- Итак, Настя за 3 секунды прошла расстояние 120 см. Можно узнать, какое расстояние она прошла за 1 секунду? (Да. Для этого 120 см : на 3 с, получим 40 см).(U) СЛАЙД 4
Вывод: Расстояние, пройденное за 1 секунду, называется скоростью.
1 секунда – это единица времени. Это может быть минута, час. Скорость обозначают следующим образом: 40 см/с и говорят: скорость Насти – 40 сантиметров в секунду.
- Что или кто еще может совершать движение? (Автомобиль, поезд, велосипедист, мотоциклист, бегун, лыжник, самолет и т.д.)
а) скорость поезда - 60 км/ч;
б) скорость жука - 4 м/мин;
в) скорость ветра – 10 м/сек
г) скорость пешехода - 5 км/ч.
- Установление взаимосвязи и зависимости между величинами.
- Послушайте задачу: «Скорость автомобиля 80 км/ч. Какое расстояние он проедет с этой скоростью за 3 часа?»
- Что значит выражение: «Скорость автомобиля 80 км/ч?» (Он каждый час проезжал по 80 км).
- Сколько времени он был в пути? (3 часа).
- Сколько он проехал в первый час? (80 км).
- Во второй час? (80 км).
- В третий час? (80 км).
Появляется чертеж:
- Как узнать расстояние, пройденное за 3 часа? (80 · 3 = 240).
- Что в этой записи означает число «80»? (Сколько км проезжал автомобиль каждый час, т.е. его скорость).
- Что в этой записи означает число «3»? (Сколько времени он находился в пути, т.е. время).
- Что означает число «240»? (Расстояние, которое прошёл автомобиль)
- Если известны скорость и время движения, то как найти расстояние? (Скорость умножить на время движения).
U * t = S
СЛАЙД 5
- Составьте обратную задачу, в которой необходимо найти скорость автомобиля. (Автомобиль за 3 часа проехал 240 км. С какой скоростью он ехал?) U = S : t
СЛАЙД 5
- Попробуйте составить обратную задачу, в которой необходимо было найти время, за которое автомобиль проедет это же расстояние. (Скорость автомобиля 80 км/ч. Сколько времени ему потребуется преодолеть расстояние в 240 км?)
t = S : U
СЛАЙД 5
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику. УСТНО.
- — Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 5.
- Легковая машина прошла 160 км/ч за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько километров проходила эта машина за 1 час?
РЕШЕНИЕ: 160 : 2 = 80
Можно сказать, что скорость движения машины 80 км в час.
Сокращённо: 80 км/ч.
— Что значит «скорость движения легкового автомобиля 80 км/ч»? (В течение каждого часа автомобиль проходит 80 км.)
- Космический корабль пролетает 8 000 м за 1 с. Его скорость можно записать так: 8 000 м/с, или 8 км/с.
— Объясните, что значит «скорость движения космического корабля 8000 м/с». (В течение каждой секунды космический корабль пролетает 8 000 м, или 8 км.)
- №9 (с. 5).
— Прочитайте задачи.
- Пассажирский поезд прошёл 120 км за 2 ч. С какой скоростью он двигался?
- Товарный поезд прошёл 120 км за 3 ч. С какой скоростью двигался поезд?
— Решите первую задачу. (120: 2 = 60(км/ч).)
— Что известно в следующей задаче? (Расстояние и время.)
— Что нужно узнать? (Какое расстояние поезд проходит за 1 ч, т. е. скорость.)
— Как найти скорость, зная расстояние и время? (Нужно расстояние разделить на время.)
— Чем похожи первая и вторая задачи? (Вопросом.)
— Сравните решения этих задач.
— Сделайте вывод: как найти скорость движения?
- Решение задач на нахождение скорости.
1 ученик работает на закрытой доске.
Взаимопроверка в парах.
- Запишите только ответы (самостоятельно в тетрадях).
- Мотоциклист за 4 ч проехал 320 км. С какой скоростью ехал мотоциклист?
- За 4 с бегемот пробежал 48 м. С какой скоростью бежал бегемот?
- Муха пролетела 75 м за 15 с. С какой скоростью летела муха?
- Туристы за 5 ч проплыли на лодке 60 км. С какой скоростью плыли туристы?
- Жираф за 60 с пробежал 720 м. С какой скоростью бежал жираф?
Ответы: 80 км/ч; 12 м/с; 5 м/с; 12 км/ч; 120 м/с.
- Оценивание этого задания.
3 балла – задание выполнено без ошибок
2 балла – допущена 1 ошибка
1 балл – допущено 2 ошибки.
- Деление с остатком.
№10 (с. 5).
- Вспомните алгоритм деления с остатком.
Самостоятельное выполнение по рядам. Самопроверка.
3 ученика работают у доски.
3217 : 6 = 536 (ост. 1)
1984 : 3 = 661 (ост 1)
7198 : 4 = 1799 (ост. 2)
- Оценивание этого задания.
1 балл – пример решен верно.
- Решение буквенных выражений.
№13 (с. 5).
- Вспомните как решаются буквенные выражения.
Самостоятельное выполнение по вариантам. Самопроверка.
2 ученика работают у доски.
d * 8 d : 8
d = 7 200 57 600 900
d = 64 000 512 000 8 000
d = 96 000 768 000 12 000
- Оценивание этого задания.
2 балла – задание выполнено без ошибок.
1 балл – допущена 1 ошибка.
0 баллов – допущено 2 ошибки.
VII. Оценивание.
- Кто сегодня за урок набрал 10 или 9 баллов? («5»)
- Кто сегодня за урок набрал 8 или 7 баллов? («4»)
VIII. Подведение итогов урока
- С какой новой величиной вы познакомились сегодня на уроке?
- Как найти скорость?
- Как найти расстояние?
- Как найти время?
IX. Рефлексия.
- Какое задание было интересно выполнять?
- Все ли было понятно?
- Какая задача вызвала затруднения?
- Необходимо ли в жизни нам находить скорость?
Домашнее задание.
- С.5 №11 – выполняют все учащиеся.
- А вот задачу можно выбрать:
или №12 – «5»,
или задачу под красной чертой в самом низу страницы – «4».