Урок математики в 4 классе "Скорость"
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Череп Римма Николаевна

Тема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

Конспект урока и презентация. УМК "Школа России"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: СКОРОСТЬ. ЕДИНИЦЫ СКОРОСТИ. Урок математики в 4 классе Череп Римма Николаевна МБОУ «СОШ №27 им. В. Ф. Маргелова » г. Симферопол ь

Слайд 2

Вырази и запиши только ответы. В метрах 2 км 30 м 6 км 6 км 5 м В минутах 3 ч 2 ч 40 мин 4 ч 5 мин

Слайд 3

Установи соответствия между величинами и единицами измерения. Длина Масса Площадь Скорость Время Килограммы Километры Минуты Квадратные метры

Слайд 4

Расстояние – S ( км, м, дм , см) Время - t ( сут ., ч, мин, с) Скорость – V ( км/ч, км/мин, м/с) Расстояние – это длина пройденного пути. Время, за которое было совершено движение. Скорость – расстояние, пройденное за 1 секунду.

Слайд 5

Скорость = Расстояние : время Расстояние = Скорость ∙ Время Время = Расстояние : Скорость S = V ∙ t t = S : V V = S : t



Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе.

Учитель – Череп Римма Николаевна.

Тема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

Цель: учить учащихся находить скорость движения.

Задачи:

  • обобщить знания учащихся о единицах измерения длины и времени;
  • познакомить учащихся с новой величиной «Скорость»;
  • познакомить с единицами измерения скорости и способом их записи;
  • установить взаимосвязь и зависимость между величинами «скорость, время, расстояние».
  • учить составлять и решать прямые и обратные задачи на движение;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать математическую речь;
  • развивать умение видеть математические задачи в окружающем мире.

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться:

Предметные:

  • устанавливать взаимосвязь и зависимость между величинами

«скорость, время, расстояние»;

  • решать простые прямые и обратные задачи на движение;
  • выполнять деление с остатком;
  • решать буквенные выражения;

метапредметные:

  • овладеть способностью формулировать понимать учебную задачу урока,
  • отвечать на вопросы,
  • обобщать собственные представления,
  • слушать собеседника и вести диалог,
  • работать в парах;
  • оценивать себя и одноклассников;

личностные:

  • понимать значимость математических знаний в жизни человека.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент
  • Сегодня на уроке, чтобы получить хорошие оценки, нужно набрать определенное количество баллов:

«5» - 10 – 9 баллов

«4» - 8 – 7 баллов

  • Я уверена, что у вас всё получится!!!

II. Актуализация знаний

  • Задание с логической нагрузкой. РЕБУС на полях учебника, с. 5.

Самостоятельное выполнение.

6 . 7 : . 3 = . 3 (667 : 23 = 29)

  • Кто решил, поднимает руку, учитель подходит и проверяет.
  • Оценивание этого задания.

2 балла – верно выполненное задание.

  • Устный счет.                                                         СЛАЙД 2         

Взаимопроверка в парах.

  • Выразите и запишите только ответы (самостоятельно в тетрадях)

в метрах                в минутах

2 км 30 м                 3 ч

6 км                             2 ч 40 мин

6 км 5 м                           4 ч 5 мин

Ответы: 2 030м, 6 000м, 6 005м, 180 мин, 160мин, 245мин.

  • Оценивание этого задания.

2 балла – задание выполнено без ошибок

1 балл – допущено не более 2 ошибок

0 баллов – допущено более 3 ошибок.

  • Что измеряют в км и м? (длину)
  • Что измеряют в ч, мин, с? (время)

III. Самоопределение к деятельности                                   СЛАЙД 3                          

— Давайте установим соответствия между величинами и единицами измерения.

Длина                                                                кг

Масса                                                                км

Площадь                                                           мин

Скорость                                                           м2

Время

—  К какой величине вы не нашли мерку? (К скорости.)

—  Что вы знаете об этой величине? (Ответы детей.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новой величиной — скоростью, узнать, с какими величинами она связана, в каких единицах измеряется.)

IV.Изучение нового материала.

  • Знакомство с понятием «РАССТОЯНИЕ». 

Одного ученика вызываем к доске.

  • Сделай, пожалуйста, шаг вперед. (делает один небольшой шаг).
  • Ребята, скажите, Дима сейчас двигался? (Да). Можно сказать, что он совершил движение? (Да).
  • Можем ли мы измерить длину шага Димы? (Да). Возьмём метр и измерим. (Один ученик выходит и измеряет длину шага).
  • Чему равна длина шага? (40 см).
  •  Можем ли мы сказать, что Дима прошел расстояние 40 см? (Да, можем).

Вывод: Расстояние – это длина пройденного пути. (S)                 СЛАЙД 4

  • Знакомство с понятием «Время», за которое было пройдено расстояние. Вызываем к доске другого ученика.
  • Настя, когда я скажу «старт» - иди, скажу «стоп» - остановись. Я засекаю время. (Настя выполняет).
  • Ребята, Настя совершила движение? (Да).
  • С момента начала ее движения до окончания прошло 3 секунды. Можем ли мы сказать, что Настя находилась в пути 3 секунды? (Да).
  • Что такое 3 с? (Время, за которое Настя совершила движение)(t)     СЛАЙД 4

  • Знакомство с понятием «СКОРОСТЬ».
  • Давайте измерим расстояние, которое прошла Настя. (Один ученик берет метр и измеряет расстояние. Оно равно (округляем) 120 см).
  • Итак, Настя за 3 секунды прошла расстояние 120 см. Можно узнать, какое расстояние она прошла за 1 секунду? (Да. Для этого 120 см : на 3 с, получим 40 см).(U)                                                                                                             СЛАЙД 4

Вывод: Расстояние, пройденное за 1 секунду, называется скоростью.  

1 секунда – это единица времени. Это может быть минута, час. Скорость обозначают следующим образом: 40 см/с и говорят: скорость Насти – 40 сантиметров в секунду.

  • Что или кто еще может совершать движение? (Автомобиль, поезд, велосипедист, мотоциклист, бегун, лыжник, самолет и т.д.)

а) скорость поезда - 60 км/ч;

б) скорость жука - 4 м/мин;

в) скорость ветра – 10 м/сек

г) скорость пешехода - 5 км/ч.

  • Установление взаимосвязи и зависимости между величинами.
  • Послушайте задачу: «Скорость автомобиля 80 км/ч. Какое расстояние он проедет с этой скоростью за 3 часа?»
  • Что значит выражение: «Скорость автомобиля 80 км/ч?» (Он каждый час проезжал по 80 км).
  • Сколько времени он был в пути? (3 часа). 
  • Сколько он проехал в первый час? (80 км). 
  • Во второй час? (80 км). 
  • В третий час? (80 км).

Появляется чертеж:

  • Как узнать расстояние, пройденное за 3 часа? (80 · 3 = 240). 
  • Что в этой записи означает число «80»? (Сколько км проезжал автомобиль каждый час, т.е. его скорость).
  • Что в этой записи означает число «3»? (Сколько времени он находился в пути, т.е. время).
  • Что означает число «240»? (Расстояние, которое прошёл автомобиль)
  • Если известны скорость и время движения, то как найти расстояние? (Скорость умножить на время движения). 

U * t = S                  

                                                                              СЛАЙД 5

  • Составьте обратную задачу, в которой необходимо найти скорость автомобиля. (Автомобиль за 3 часа проехал 240 км. С какой скоростью он ехал?)                                   U = S : t

                                                 СЛАЙД 5

  • Попробуйте составить обратную задачу, в которой необходимо было найти время, за которое автомобиль проедет это же расстояние. (Скорость автомобиля 80 км/ч. Сколько времени ему потребуется преодолеть расстояние в 240 км?)  

t = S : U

                                                  СЛАЙД 5

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

  • Работа по учебнику. УСТНО.
  1. —  Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 5.
  • Легковая машина прошла 160 км/ч за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько километров проходила эта машина за 1 час?

РЕШЕНИЕ: 160 : 2 = 80

Можно сказать, что скорость движения машины 80 км в час.

Сокращённо: 80 км/ч.

—  Что значит «скорость движения легкового автомобиля 80 км/ч»? (В течение каждого часа автомобиль проходит 80 км.)

  • Космический корабль пролетает 8 000 м за 1 с. Его скорость можно записать так: 8 000 м/с, или 8 км/с.

—  Объясните, что значит «скорость движения космического корабля 8000 м/с». (В течение каждой секунды космический корабль пролетает 8 000 м, или 8 км.)

  1. №9 (с. 5).

—  Прочитайте задачи.

  • Пассажирский поезд прошёл 120 км за 2 ч. С какой скоростью он двигался?
  • Товарный поезд прошёл 120 км за 3 ч. С какой скоростью двигался поезд?

—  Решите первую задачу. (120: 2 = 60(км/ч).)

—  Что известно в следующей задаче? (Расстояние и время.)

—  Что нужно узнать? (Какое расстояние поезд проходит за 1 ч, т. е. скорость.)

—  Как найти скорость, зная расстояние и время? (Нужно расстояние разделить на время.)

—  Чем похожи первая и вторая задачи? (Вопросом.)

—  Сравните решения этих задач.

—  Сделайте вывод: как найти скорость движения?

  • Решение задач на нахождение скорости.  

1 ученик работает на закрытой доске.

 Взаимопроверка в парах.

  • Запишите только ответы (самостоятельно в тетрадях).
  • Мотоциклист за 4 ч проехал 320 км. С какой скоростью ехал мотоциклист?
  • За 4 с бегемот пробежал 48 м. С какой скоростью бежал бегемот?
  • Муха пролетела 75 м за 15 с. С какой скоростью летела муха?
  • Туристы за 5 ч проплыли на лодке 60 км. С какой скоростью плыли туристы?
  • Жираф за 60 с пробежал 720 м. С какой скоростью бежал жираф?

Ответы: 80 км/ч; 12 м/с; 5 м/с; 12 км/ч; 120 м/с.

  • Оценивание этого задания.

3 балла – задание выполнено без ошибок

2 балла – допущена 1 ошибка

1 балл – допущено 2 ошибки.

  • Деление с остатком.

№10 (с. 5).

  • Вспомните алгоритм деления с остатком.

Самостоятельное выполнение по рядам. Самопроверка.

3 ученика работают у доски.

3217 : 6 = 536 (ост. 1)

1984 : 3 = 661 (ост 1)

7198 : 4 = 1799 (ост. 2)

  • Оценивание этого задания.

1 балл – пример решен верно.

  • Решение буквенных выражений.

№13 (с. 5).

  • Вспомните как решаются буквенные выражения.

Самостоятельное выполнение по вариантам. Самопроверка.

2 ученика работают у доски.

                                        d * 8                                   d : 8

d = 7 200                       57 600                                  900

d = 64 000                    512 000                                8 000

d = 96 000                   768 000                                 12 000

  • Оценивание этого задания.

2 балла – задание выполнено без ошибок.

1 балл – допущена 1 ошибка.

0 баллов – допущено 2 ошибки.

VII. Оценивание.

  • Кто сегодня за урок набрал 10 или 9 баллов? («5»)
  • Кто сегодня за урок набрал 8 или 7 баллов? («4»)

VIII. Подведение итогов урока

  • С какой новой величиной вы познакомились сегодня на уроке?
  • Как найти скорость?
  • Как найти расстояние?
  • Как найти время?

IX. Рефлексия.

  • Какое задание было интересно выполнять?
  • Все ли было понятно?
  • Какая задача вызвала затруднения?
  • Необходимо ли в жизни нам находить скорость?

Домашнее задание.

  • С.5 №11 – выполняют все учащиеся.
  • А вот задачу можно выбрать:

или №12 – «5»,

или задачу под красной чертой в самом низу страницы – «4».