"Понятие о частях речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
План конспект для учащихся 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_dlya_3_klassa.docx | 135.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Понятие о частях речи»
Тип урока: комбинированный
Цели:
Предметные:
· развивать умение выделять признаки классификации частей речи;
· закрепить знания о нахождении частей речи;
· учить аргументировать свою точку зрения;
Метапредметные:
· содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,
· развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),
· умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Личностные:
· содействовать воспитанию интереса к языку, слову;
· умение работать в парах, группе, самостоятельность, трудолюбие;
· создать благожелательную творческую атмосферу
Оборудование:
- проектор, компьютер, словообразовательные словари, материалы к уроку, карточки со словами и заданиями разного уровня, схемы, иллюстрации.
Познавательные УУД
1. Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, в группе.
Личностные результаты
1. Развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
Цель:
- развивать умение выделять признаки классификации частей речи;
- группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними.
Ι. Самоопределение к деятельности (организационный момент, постановка темы и целей урока).
- Здравствуйте, ребята!
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным, и только,
Все запомнишь, все поймешь!
II. Актуализация знаний.
– Откройте свои тетради.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа и классной работы.
1. Словарная работа.
– В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра (на экране появляется изображение римской богини Терры). В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова?
Территория – земельный участок с определёнными границами.
Терраса – (выберите правильный ответ);
1) площадка на наклонной поверхности земли;
2) летнее открытое помещение в доме в виде пристройки.
Террариум – специальный ящик с землёй, песком для содержания пресмыкающихся: ящериц, змей.
– Сколько звуков и букв в слове территория?
- Почему их одинаковое количество?
– Однокоренные ли это слова? (Нет. У них разное значение и корень.)
– Запишите эти слова. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
2. Введение в тему урока.
Беседа о многообразии слов.
– Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?
– Обратите свое внимание на экран (появляется огромный мешок, из которого высыпаются слова).
- Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова хлеб и плакать, на другую утюг и плохо? Будет ли порядок?
ΙII. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
– Как же установить порядок, сгруппировать, классифицировать слова? Как вы поняли, что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам.) Значит, нам надо найти что-то общее (основание), по которому можно разбить слова на группы.
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
- Наблюдение за словами.
- Классификация слов.
- Наблюдение за частями речи.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
ΙV. Физминутка
Игра «Пальчики». Декламация детьми стихотворения сопровождается движениями пальцев.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево-вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
V. Открытие новых знаний.
1. Наблюдение за словами в предложении.
Дети оставляют строчку для написания темы перед записью слов.
Упр. 205.
– На какой вопрос отвечает пропущенное слово в 1-м предложении? (Вопрос что делают?)
– Запишите слова, которые можно вставить вместо точек. (Учитель записывает на доске: Что делают? А далее в столбик слова: бегут, смеются, играют, поют, танцуют...)
– Что обозначают все эти слова? (Действие.)
Учитель записывает над вопросом что делают? – действие.
– Что же общего у всех записанных слов? (Общее у всех слов то, что они отвечают на вопрос что делают? и обозначают действие.)
Аналогично проводится работа и запись слов ко 2-му и 3-му предложениям.
Дети заканчивают схему:
действие признак предмет (лицо)
(что делают?) (какие?) (кто?)
Вывод. В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
2. Формулирование темы и цели урока.
– Эти группы слов называются частями речи. Подпишите над схемой тему урока: «Понятие о частях речи».
– Прочитайте название раздела. Предположите, о чём в нём будет идти речь. (О словах, которые отвечают на разные вопросы.)
– Сформулируйте цель урока. (Узнать, какие бывают части речи, и научиться их определять в предложении.)
3. Наблюдение за частями речи.
а) Упр. 206 – развивается умение группировать слова по вопросам и выявлять самую большую группу слов. Выполняется по «шагам» в записи. Запись слов группами в начальной форме:
– Сделайте вывод: какая группа слов самая большая? Самая большая группа –
первая, в которой слова отвечают на вопросы кто? что?
б) Упр. 207 – развивается умение отграничивать слова, к которым нельзя задать вопрос, от тех, к которым можно задавать вопросы. Работа в парах (устно), можно группы обозначить карандашом: 1, 2, 3.
Проверка: 2–3 пары прочитывают получившиеся группы. Результаты обсуждаются коллективно.
Проблемный вопрос: к каким словам не смогли задать вопрос? Как они называются? (Предлоги.)
– Сделайте новый вывод: есть слова (предлоги (к, над и др.), союзы (и, а, но и др.), к которым вопрос поставить нельзя.
в) Упр. 208 – развивается умение составлять из форм слов предложения и текст. Выполняется под руководством учителя.
– Какие вопросы можно надписать над каждым столбиком?
– Где вопрос невозможен?
– Составьте текст.
Вариант текста:
Рассвет
Медленно наступает рассвет. Не шелестят листья на деревьях. Ещё не поют птицы. Сверкают прозрачные капли росы на траве. Скоро покажется из-за леса алое солнце.
– Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Связать слова, переставить их в нужном порядке.)
– Слова, каких из групп чаще всего встречаются в тексте? (Сравните количество слов в столбиках, в каком больше.)
– Сделайте вывод: что называют слова, которые чаще всего встречаются в тексте? (Предметы и действия). Как они называются? (Существительные и глаголы.)
4. Работа с определением и схемой.
– Прочитайте определение на с. 5.
- Что же такое части речи? (Большие группы слов.)
– Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.)
– Рассмотрите схему на с. 6. На какие три большие группы делятся части речи? Посмотрите на рисунок. Как художник это объясняет?
– Какие части речи называют самостоятельными? служебными?
- Что такое междометия?
– Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают. Приведите примеры слов.
VI. Развитие умений – применение знания.
1. Работа в учебнике.
Упр. 209 – выявление связи жизненных вопросов с темой урока.
Ученики объясняют смысл рисунка.
Малыши всегда задают очень много вопросов: кто это? что это? что он
делает? почему? и т.д. Дети спрашивают, потому что познают мир. Но если вдуматься, какие вопросы они задают, то это будут вопросы, на которые
отвечают слова разных частей речи. Ведь части речи – это слова, которые называют всё, что нас окружает: предметы, людей, их действия, признаки.
2. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией).
VII. Рефлексия.
– Что общего у слов одной части речи?
– Какие части речи вы знаете?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VIII. Домашнее задание.
1. Упр. 210.
2. Выучить классификацию частей речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о частях речи.
Во время урока учащиеся знакомятся с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи....
Понятие о частях речи
Содержит презентацию о ВОВ...
Конспект по русскому языку "Понятие о частях речи"
Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о частях речи"....
Русский язык. 3 класс. Части речи. Понятие о частях речи. Школа России
Конспект урока и презентация...
Конспект Урока "Понятие о частях речи" 2 класс "Школа России"
Конспект Урока по теме: "Понятие о частях речи" 2 класс "Школа России" с Приложением и презентацией...
Урок русского языка в 3 классе Понятие о частях речи
Цели урока: - Познакомить с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи, дать начальное представление об их классификации, формировать умение распознавать части речи, уме...
Урок по русскому языку 3 класс по теме "Понятие о частях речи"
Основная цель ознакомления с признаками в основе которых слова объеденяются в части речи, сформировать умение распозновать части речи. Развивать орфографическую зоркость. Работа по расширению словарно...