ктп математика 3 класс
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) на тему

программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._matem_3kl.docx62.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«средняя общеобразовательная школа № 6»

143985,  Московская область,

 г. Балашиха, мкр. Саввино

 ул. Саввинская д.1а

E-mail: savschool6@mail.ru 

тел/факс: 8 (495) 527 70 22

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №6

____________ Л.А. Кузнецова

Рабочая программа

по математике

для обучающихся 3 А класса

на 2018-2019 учебный год

Составитель: Романова Ирина Владимировна,

учитель начальной школы

2018 г.

                                                     

,                  

 

1. Пояснительная записка.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Ведущая целевая установка направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требования ФГОС .

Целями начального обучения математике являются:

  • математическое развитие младших школьников;
  • формирование системы начальных математических знаний;
  • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на
  • основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Рабочая образовательная программа по математике для 3 класса разработана  на основе Федерального закона  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования науки России от 05.10.2009 г. № 373. Приказа Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с изменениями и дополнениями от 23 июня 2015 г. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», в соответствии с Учебным планом  МБОУ СОШ № 6 на 2018-2019 учебный год с учётом возможностей,  предоставляемых учебно-методическим комплектом «Школа России» по математике  (учебник Математика в 2 частях 3 класс. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В. Степанова.  Издательство «Просвещение»).

На изучение математики в начальной школе выделяется 540 часов. Рабочая образовательная программа по математике для 3 класса  рассчитана на один год (136  часов, 4 урока в неделю).

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • целостное восприятие окружающего мира.
  • развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметными результатами изучения предмета «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).                                                                

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
  • способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные УУД:                

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе: определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно - диалогическая технология.                                                                                              

Предметными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие:

  • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

2. Планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета «Математика»  3 класс.

В результате работы с заданиями, соответствующими разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение)» третьеклассники научатся:

  • обозначать геометрические фигуры буквами;
  • устным и письменным приемам сложения и вычитания чисел;
  • решать уравнения, опираясь на взаимосвязь компонентов сложения и вычитания;

Учащийся получит возможность научиться:

  • составлять обратные уравнения.
  • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая  

последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;

  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • группировать объекты по разным признакам;
  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время,

в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

В результате работы с заданиями, соответствующими разделу «Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (продолжение)» третьеклассники научатся:

  • выполнять действия, соблюдая порядок, в числовых выражениях;
  • составлять числовые равенства, опираясь на взаимосвязь умножения и деления;
  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
  • решать обратные задачи на умножение и деление;
  • решать простые  задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и обратные к ним;
  • решать составные задачи, включающие простую на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз;
  • решать простые задачи на кратное сравнение и составные, включающие данный вид простой задачи;
  • решать составные задачи на нахождение четвёртого пропорционального;
  • решать текстовые задачи, содержащие зависимости: расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход и др.), задачи на определение начала, конца и продолжительности события;
  • составлять и воспроизводить таблицу умножения и деления;
  • особым случаям умножения и деления (умножению и делению на 1, умножению на 0 и невозможности деления на 0, умножению и делению нуля на число)
  • различать и группировать четные и нечетные числа;
  • находить значения выражений с одной и двумя переменными;
  • использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
  • сравнивать площади различных фигур способом наложения;
  • решать составные геометрические задачи на нахождение площади фигур, периметра, сторон квадрата и прямоугольника;
  • преобразовывать меры различных величин (длины, площади, массы, времени);
  • использовать для решения учебных задач квадратные меры площади (кв.см, кв. дм, кв.м)
  • умножать и делить сумму на число;
  • выполнять устное и письменное умножение и деление двузначных чисел на основании переместительного, сочетательного и распределительного (относительно сложения) законов умножения;
  • выполнять деление с остатком;
  • осознанно следовать алгоритмам  проверки умножения и деления (в том числе – деления с остатком);

Учащиеся получат возможность научиться:

  • моделировать математические выражения и, наоборот, по схемам составлять выражения;
  • пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
  • решать составные задачи, в том числе включающие простую на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и обратные к ним, задачи в косвенной форме;
  • решать задачи разными способами;
  • составлять  задачи по выражениям;
  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
  • выполнять проект  «Математические сказки» на заданную тему группой или индивидуально;
  • выполнять проект  «Задачи – расчеты»;

В результате работы с заданиями, соответствующими разделу «Доли»

учащиеся научатся:

  • распознавать целое и доли;
  • сравнивать доли;
  • читать и записывать дроби, соответствующие доле;
  • находить число по доле и долю числа;
  • распознавать круг и окружность;
  • вычерчивать окружность с заданным радиусом, диаметром;
  • наблюдать и сравнивать окружности;
  • определять время по часам с точностью до минуты;
  • решать задачи, используя единицы времени, в том числе календарь;
  • новой мере времени-суткам;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • анализировать данные, делать выводы, решать задачи повышенной сложности;
  • сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;

В результате работы с заданиями, соответствующими разделу «        Числа от 1 до 1000. Нумерация»  третьеклассники научатся:

  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  • определять место числа в пределах 1000 на числовой оси, называя следующее и предыдущее значение;
  • называть разрядный состав числа, пользоваться абаком;
  • составлять, записывать, читать и сравнивать трехзначные числа, заменять их суммой разрядных слагаемых;
  • считать сотнями, десятками в пределах 1000;
  • увеличивать и уменьшать числа в 10,100,1000 раз;
  • оперировать новой мерой массы кг, преобразовывать меры величин (длины, площади, массы, времени) в более крупные и наоборот, в мелкие;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • римским числам и действиям с ними;
  • действовать по заданному алгоритму;
  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;

В результате работы с заданиями, соответствующими разделу «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание» учащиеся научатся:

  • приемам устного сложения и вычитания в пределах 1000, основанных на разрядном составе числа;
  • следовать алгоритму письменного сложения и вычитания чисел в пределах 1000;
  • выполнять проверку сложения и вычитания в пределах 1000;
  • различать виды треугольников: равнобедренный и равносторонний;
  • решать составные задачи в 2-4 действия, включающие простые изученных типов;
  • моделировать задачи, составляя таблицы и схемы;
  • по заданной модели составлять текстовые задачи;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км),  массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;

В результате работы с заданиями, соответствующими разделу «Числа от 1 до 1000. Умножение и деление» учащиеся научатся:

  • приемам устного умножения и деления  в пределах 1000 на однозначное число;
  • следовать алгоритму письменного умножения и деления на однозначное число в пределах 1000;
  • выполнять проверку умножения и деления в пределах 1000.
  • различать треугольники по видам их углов: остроугольные, тупоугольные, прямоугольные;
  • решать составные задачи в 2-4 действия, включающие простые на умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
  • моделировать задачи, составляя таблицы и схемы;
  • по заданной модели составлять текстовые задачи;
  • составлять и решать обратные задачи;
  • решать задачи разными способами.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • работать с калькулятором;
  • выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;

Работая с информацией учащиеся научатся:

  • читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
  • заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
  • понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость; масса 1 предмета, количество предметов, общая масса;
  • наблюдать зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.

3. Содержание учебного курса.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.),  выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.  

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

                         

Тема

Количество

часов

Формы организации

 учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

8

урок,

урок взаимного обучения,

проверочная работа,

урок-практикум, контрольная работа,

урок-игра.

Фронтальная проблемная беседа, работа в парах и группах, восприятие, запоминание, понимание учебного материала и работа с ним: анализ и решение задач и математических выражений; работа с учебником, выполнение самостоятельной, контрольной работы, работа с таблицами.

изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного

материала (проект).

2.

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (продолжение).

51

3.

Доли.

7

4.

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление.

29

5.

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

10

урок,

урок-зачет, контрольная работа.

6.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.

10

урок,

урок взаимного обучения,

урок-зачет, контрольная работа,

урок-практикум, урок-игра

7.

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление.

16

8.

Повторение изученного в 3 классе

5

Итого

136 часов.

4. Календарно-тематическое планирование.

Тема

Дата

Дата корректировки

1.

Случаи сложения и вычитания в пределах 100, основанные на нумерации чисел. Повторение таблицы сложения и вычитания в пределах 10.

03.09-07.09.18

2.

Повторение письменных приёмов сложения и вычитания в пределах 100.

03.09-07.09.18

3.

Выражения с переменной. Повторение решения уравнений способом подбора.

03.09-07.09.18

4.

Решение уравнений, основанных на взаимосвязи компонентов сложения и вычитания.

03.09-07.09.18

5.

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым.

10.09-14.09.18

6.

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым.

10.09-14.09.18

7.

Обозначение геометрических фигур буквами.   

10.09-14.09.18

8.

Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

10.09-14.09.18

9.

Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения. Повторение решения составных задач на сложение и вычитание разными способами.

17.09-21.09.18

10.

Умножение. Повторение связи между компонентами и результатом умножения.

17.09-21.09.18

11.

Чётные и нечётные числа. Математический диктант № 1.

17.09-21.09.18

12.

Повторение таблицы умножения и деления на 2 и 3. Решение задач с величинами ёмкость, работа.

17.09-21.09.18

13.

Повторение решения задач с величинами: «цена», «количество», «стоимость».

24.09-28.09.18

14.

Повторение решения задач на умножение и деление с величиной «масса». Обратные задачи.

24.09-28.09.18

15.

Порядок выполнения действий.

24.09-28.09.18

16.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Решение составных задач и задач на нахождение периметра многоугольников.

24.09-28.09.18

17.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Решение задач с понятиями: «расход ткани на один предмет», «количество предметов», «расход на все предметы».

01.10-05.10.18

18.

Контрольная работа №1 «Повторение изученного во 2 классе».

01.10-05.10.18

19.

Работа над ошибками. Выполнение заданий  странички для любознательных.

01.10-05.10.18

20.

Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления.

01.10-05.10.18

21.

Закрепление табличных случаев умножения и деления на 2-4. Таблица  Пифагора.

08.10.18-12.10.18

22.

Решение задач на увеличение числа в несколько раз.

08.10.18-12.10.18

23.

Сравнение задач на увеличение в несколько раз и задач на увеличение на несколько единиц.

08.10.18-12.10.18

24.

Решение задач на уменьшение числа в несколько раз.

08.10.18-12.10.18

25.

Сравнение задач на уменьшение в несколько раз и задач на уменьшение на несколько единиц.

15.10.18-19.10.18

26.

Таблица умножения и деления с числом 5.

15.10.18-19.10.18

27.

Решение задач на кратное сравнение.

15.10.18-19.10.18

28.

Упражнение в решении задач на кратное сравнение.

15.10.18-19.10.18

29

Таблица умножения и деления с числом 6.

22.10.18-26.10.18

30.

Табличные случаи умножения и деления на 2-6. Математический диктант № 2.

22.10.18-26.10.18

31.

Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление с числами 2, 3, 4, 5, 6».

22.10.18-26.10.18

32

Работа над ошибками. Выполнение заданий  странички для любознательных.

22.10.18-26.10.18

33

Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.

06.11-09.11.18

34

Закрепление умножения и деления чисел 2,3, 4,5,6. Решение задач изученных видов.

06.11-09.11.18

35.

Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления.

06.11-09.11.18

36

Проект «Математические сказки» . Закрепление пройденного материала.

12.11-16.11.18

37

Площадь. Способы сравнения площади фигур.

12.11-16.11.18

38

Единицы площади. Квадратный сантиметр.

12.11-16.11.18

39

Площадь прямоугольника.

12.11-16.11.18

40.

Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления.

19.11-23.11.18

41.

Закрепление табличных случаев умножения и деления с числом 2- 8. Математический диктант № 3.

19.11-23.11.18

42

Закрепление решения задач на нахождение четвёртого пропорционального значения и табличных случаев умножения и деления 2-8.

19.11-23.11.18

43

Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления.

19.11-23.11.18

44

Квадратный дециметр.

26.11-30.11.18

45

Таблица умножения. Закрепление решения составных задач, включающих простую на кратное сравнение.

26.11-30.11.18

46.

Контрольная работа № 3 «Решение задач и табличные случаи умножения и деления в пределах 100».

26.11-30.11.18

47

Работа над ошибками. Закрепление решения задач изученных типов. Табличное умножение и деление.

26.11-30.11.18

48.

Квадратный метр.

03.12-07.12.18

49

Закрепление решения задач на нахождение четвёртого пропорционального значения и нахождение площади. Закрепление табличных случаев умножения и деления.

03.12-07.12.18

50

Решение заданий странички для любознательных. Задачи-расчёты. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

03.12-07.12.18

51

Умножение на 1.

03.12-07.12.18

52

Умножение на 0.  Проверочная работа «Таблица умножения».

10.12-14.12.18

53.

Деление вида а:а, а:1, 0:а при а≠0

10.12-14.12.18

54.

Деление нуля на число.

Математический диктант №4.

10.12-14.12.18

55.

Решение задач в 3 действия на нахождение суммы произведений.

10.12-14.12.18

56.

Решение заданий странички для любознательных. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

17.12-21.12.18

57

Контрольная работа №4  по теме «Табличное умножение и деление».

17.12-21.12.18

58.

Работа над ошибками. Закрепление табличного умножения и деления.

17.12-21.12.18

59.

Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей.

17.12-21.12.18

60.

Круг. Окружность (центр, радиус). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли круга.

24.12-27.12.18

61.

Диаметр. Задачи на нахождение числа по его доле.

24.12-27.12.18

62.

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

24.12-27.12.18

63.

Единицы времени: год, месяц. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

24.12-27.12.18

64.

Единицы времени. Сутки. Решение задач в три действия.

09.01-11.01.19

65

Закрепление решения задач на нахождение доли числа и числа по его доле. Странички для любознательных. Умение определять время по  часам.

09.01-11.01.19

66

Устные приёмы умножения и деления, основанные на нумерации, для случаев вида 20 · 3,  3 · 20,  60 : 3.

14.01-18.01.19

67.

Устные приёмы умножения и деления, основанные на нумерации, для случаев вида 80:20.

14.01-18.01.19

68.

Умножение суммы на число. Решение составных задач, используя правило умножения суммы на число.

14.01-18.01.19

69.

Решение составных задач разными способами. Умножение суммы на число.

14.01-18.01.19

70.

Приёмы умножения для случаев вида 23∙4, 4∙23.

21.01-25.01.19

71.

Упражнение в умножении двузначного числа на однозначное.

21.01-25.01.19

72.

Решение задач. Проверочная работа «Умножение суммы на число».

21.01-25.01.19

73

Решение выражений с двумя переменными вида а+в, а-в, а∙в, с:d (d≠0).

21.01-25.01.19

74

Деление суммы на число.

28.01-01.02.19

75

Деление суммы на число. Решение составных задач разными способами, используя правило деления суммы на число.

28.01-01.02.19

76.

Деление двузначного числа на однозначное.

28.01-01.02.19

77.

Взаимосвязь компонентов деления. Упражнение в делении двузначного числа на однозначное. Математический диктант № 5.

28.01-01.02.19

78.

Проверка деления умножением. Упражнение в делении двузначного числа на однозначное.

04.02-08.02.19

79.

Приём деления для случаев вида 87:29, 66:22.

04.02-08.02.19

80.

Проверка умножения делением. Закрепление решения выражений с двумя переменными.

04.02-08.02.19

81.

Решение уравнений на умножение и деление с проверкой.

04.02-08.02.19

82.

Закрепление решения уравнений на умножение и деление с проверкой.

11.02-15.02.19

83.

Контрольная работа № 5 по теме: «Внетабличное умножение и деление».

11.02-15.02.19

84

Работа над ошибками. Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.

11.02-15.02.19

85.

Деление с остатком.

11.02-15.02.19

86.

Деление с остатком. Наблюдение над остатком при делении.

18.02-22.02.19

87.

Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка.

18.02-22.02.19

88.

Деление с остатком способом подбора.

18.02-22.02.19

89.

Задачи на деление с остатком.

18.02-22.02.19

90.

Деление с остатком, когда делитель больше делимого.

25.02-01.03.19

91.

Проверка деления с остатком.

25.02-01.03.19

92

Проект «Задачи-расчёты». Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.

25.02-01.03.19

93.

Контрольная работа №6 по теме «Внетабличное умножение и деление».

25.02-01.03.19

94

Работа над ошибками. Закрепление внетабличного умножения и деления.

04.03-07.03.19

95

Устная нумерация в пределах 1000.

04.03-07.03.19

96

Письменная нумерация в пределах 1000.

04.03-07.03.19

97.

Разряды счётных единиц. Решение геометрических задач.

04.03-07.03.19

98.

Натуральная последовательность трёхзначных чисел.

11.03-15.03.19

99

Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.

11.03-15.03.19

100

Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.

11.03-15.03.19

101

Сравнение трёхзначных чисел.                                       Математический диктант№6.

11.03-15.03.19

102.

Определение общего числа единиц. Приёмы устных вычислений.

18.03-22.03.19

103.

Контрольная работа № 7по теме: «Нумерация чисел в пределах 1000».

18.03-22.03.19

104.

Работа над ошибками. Закрепление письменной и устной нумерации чисел в пределах 1000. Единицы массы.

18.03-22.03.19

105

Закрепление изученного.

18.03-22.03.19

106.

Приёмы устных вычислений с трехзначными числами.

01.04.-05.04.19

107.

Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620 – 200.

01.04.-05.04.19

108.

Приёмы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90.

01.04.-05.04.19

109.

Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140.

01.04.-05.04.19

110.

Тест  «Устные вычисления в пределах 1000».

Приёмы письменных вычислений.

08.04-12.04.19

111.

Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел.

08.04-12.04.19

112.

Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел.  

08.04-12.04.19

113.

Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Математический диктант №7.

08.04-12.04.19

114.

Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000».

15.04-19.04.19

115.

Работа над ошибками. Выполнение заданий странички для любознательных.

15.04-19.04.19

116.

Приёмы устных вычислений вида:  180 · 4,  900 : 3.

15.04-19.04.19

117.

Приём устного умножения и деления вида: 240 · 4,                203 · 4,  960 : 3.

15.04-19.04.19

118.

Приёмы устных вычислений вида:  100 : 50,  800 : 400.

22.04.-26.04.19

119

Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

22.04.-26.04.19

120

Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление.

22.04.-26.04.19

121

Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное.

22.04.-26.04.19

122

Закрепление письменного умножения  на однозначное число. Математический диктант № 8.

29.04-03.05.19

123

Приёмы письменного деления на однозначное число

29.04-03.05.19

124

Закрепление.  Проверочная работа по теме: «Умножение многозначного числа на однозначное».

29.04-03.05.19

125

Закрепление приёма письменного деления на однозначное число.

29.04-03.05.19

126

Закрепление приёма письменного деления на однозначное число.

06.05-08.05.19

127

Проверка деления.

06.05-08.05.19

128

Приём письменного деления на однозначное число.

06.05-08.05.19

129

Закрепление умножения и деления на однозначное число в пределах 1000. «Что узнали. Чему научились».

13.05-17.05.19

130

Контрольная работа № 9 по теме «Умножение и деление на однозначное число».

13.05-17.05.19

131

Работа над ошибками.  Знакомство с калькулятором.

13.05-17.05.19

132

Повторение решения задач  изученных видов. Задачи в 3 действия.

13.05-17.05.19

133

Повторение нумерации в пределах 1000.

20.05-24.05.19

134

Повторение сложения и вычитания в пределах 1000.

20.05-24.05.19

135

Повторение умножения и деления в пределах 1000.

20.05-24.05.19

136

Повторение правил о порядке действий.

20.05-24.05.19

5. Учебно - методическое обеспечение.

п/п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1

Математика. В 2 частях.

3

Моро М.И.,                Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В.  

Просвещение

2016

2

Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.].

1-4

Моро М. И. Анащенкова С. В.

[и др.]

Просвещение

2014

3

 Математика. Проверочные работы.

3

С. И.Волкова

Просвещение

2017

5

Контрольные работы по математике. В 2-х частях.

3

В.Н. Рудницкая ,

 «Экзамен»

2017

6

 Контрольные измерительные материалы. Математика.

3

Т.Н. Ситникова,

 «ВАКО»

2017

7

Поурочные разработки по математике к УМК Моро М.И. и др. (Школа России).

3

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко

 «ВАКО»

2017

Согласовано
на заседании ШМО

учителей начальной школы
руководитель ШМО
___________ Г.В.Баранова
Протокол №___________

«__29__» __августа__________2018 г.

Согласовано
заместитель  директора по УВР

________________  Шарапова С.Е.

«_29___» __августа_________ 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»

Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...

Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …

Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...