ПК 04.03.
методическая разработка (4 класс) по теме
ПК 04.03. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемное обучение | 165.5 КБ |
Индивидуализация обучения | 351.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве, собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…" Ф.М. Достоевский
Проблемное обучение - – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Центральные понятия: Проблемная ситуация Проблемный вопрос Проблемная задача Творческая задача Самостоятельная работа
Условия использования проблемных ситуаций : Со стороны учащихся: новая тема («открытие» новых знаний); умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область «незнания» в новой задаче; активная поисковая деятельность.
Со стороны учителя: умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом; формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть: проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности.
Пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации : побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; применение мотивирующих приёмов: «яркое пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» — обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.
Формы и методы учебной деятельности Работа в группах - взаимообучение групп. Работа в парах-парное взаимообучение. Самостоятельная поисковая работа (работа со справочным материалом, учебными пособиями, предметными картинками) Подготовка выступлений учениками (отрабатывается техника выступления, формулирование вопросов, аргументация, оценивание) Ученик вместо учителя Подготовка проблемных домашних заданий
Структура проблемного урока Актуализация прежних знаний Создание проблемной ситуации Постановка учебной задачи Исследование проблемы «Открытие» новых знаний Первичное закрепление знаний Самостоятельная работа Рефлексия. Итог урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Представители технологии индивидуализации обучения
Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными
Цель - преодоление этого противоречия Образования рассчитано на среднего ученика. Индивидуальное же время, затрачиваемое учащимися на усвоение данного объёма учебной информации, не совпадает со средним, отводимым официальным учебным планом
Индивидуальное обучение
обучение всех (5 – 7 мин.) Структура урока, построенного на основе технологии индивидуализации обучения самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками I часть I I часть
Технология индивидуализированного обучения Такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма приоритетны. Педагогическая деятельность строится на основе интересов, потребностей, способностей, интеллекта ребенка
Примеры технологий индивидуализации обучения
ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома. А.С.Границкой : в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками. В.Д.Шадрикова : развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен .
Особенности организации и методики
Общие особенности реализации технологии 1. Оказание каждому ребёнку индивидуальной педагогической помощи. 2. Преодоление индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления. 3. Учёт и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости сферы мотивации, слабости воли. 4. Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одарённым учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы). 5. Предоставление свободы выбора элементов процесса обучения. 6. Формирование общеучебных умений и навыков. 7. Формирование адекватной самооценки учащихся. 8. Использование технических средств обучения, включая компьютер. 9. Поддержка способных и одарённых детей.
Технология И.Э. Унт индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.
Технология А.С. Границкой оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая — обучение всех, часть вторая — два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщённых схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой ).
Технология В.Д. Шадрикова : у чебные предметы по представленности в них абстрактного и конкретного материала можно разделить на три группы: — математика (абстрактный); — физика, астрономия, музыка, черчение, химия (абстрактно-конкретный); — литература, русский язык, история и др. (конкретный).
Учебный модуль должен быть оформлен в виде организационно-педагогического документа, доступного всем участникам педагогического процесса 1. Учебный предмет (группа предметов, интегрированный курс). 2. Название программы (базовая, углублённое изучение, авторская и т.п.). З. Название модуля (тема учебной программы). 4. Число часов учебной программы, покрываемое модулем. 5. Программное содержание (например, текст типовой программы, относящийся к данному модулю). 6. Способ выполнения. 7. Форма отчётности.
Организация учебного процесса: На основании предварительного тестирования по отдельным предметам (математика, язык, физика, химия, биология) создаются группы разного уровня – А, В, С. — вводится индивидуальный режим посещаемости; — применяется зачётно -урочная система (досрочный зачёт); — разрешается экстернат; — существует дистанционное обучение на дому и в школе .
Самостоятельная работа — это такой способ учебной работы, при котором 1 ) учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения; 2) работа проводится без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством; 3) когда выполнение работы требует от ученика самостоятельного ориентирования в учебном материале и умственного напряжения (И.Э. Унт).
Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:
работа в парах (статических, динамических,вариационных ) опорные схемы по Шаталову многоуровневые задания по объему и степени сложности использование рабочих тетрадей на печатной основе с руководством к индивидуализированной самостоятельной работе, разработанных Инге Унт учитель осуществляет контроль и работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди, использует взаимоконтроль в конце урока учитель обходит всех учащихся, оценивает их достижения, высокие результаты выполнения оценивает вслух с целью формирования веры у учеников в свои силы и возможности самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа с ними I I часть
Технология И. Унт, А.С. Границкой и В.Д. Шадрикова позволяет мотивировать сам процесс обучения, дать возможность ученику работать на том уровне, который для него сегодня доступен, возможен, а завтра продвигаться дальше. Достоинства технологии индивидуализации обучения