Открытый урок "Связь умножения и деления"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Кара-Сал Шораана Ростиславовна

Открытый урок "Связь умножения и деления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_umnozheniya_i_deleniya_3_klass.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Связь умножения и сложения

Цели: вспомнить смысл действия умножения; закреплять вы-числительные навыки, умение решать задачи и уравнения изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять сложение умножением; решать задачи на умножение и обратные им задачи; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные:

формировать положительное отношение к учению,

развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке;

учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

планировать свои действия в связи с поставленной задачей.

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

слушать и понимать речь других;

уметь работать в паре, группе;

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедиа-проектор; карточки для работы в группах, рабочие тетради.

Методы: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный.

Ход урока

  1. Организационный момент.        Психологический настрой

  - Ребята, у нас сегодня открытый урок математики и  к нам на урок  пришли гости.

  Давайте с ними поздороваемся.   Садитесь.

 - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу,  всему классу.

  (Учащиеся)  - Пожелаем всем удачи -      (Слайд)

                       За работу! В добрый час!

- Что необходимо нам для успешной работы на уроке? (Мы должны внимательно  слушать учителя,  думать и правильно отвечать на вопросы). 

- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

II.         Актуализация знаний

  1. Индивидуальная работа

- Ребята сегодня Буратино прислал вам задания и просит вас их выполнить. И первое задание -  помочь ему выиграть лотерею. У каждого из вас есть карточки. Выиграет тираж только тот, кто правильно вычеркнет все числа. Сколько заданий, столько вычеркнутых чисел.  (Слайд)

11

40

3

21

50

68

80

7

15

54

90

29

45

70

8

19

30

76

1. Увеличить 9 на 6. ( 15)

2.Уменьшить 13 на 5. ( 8)

3.Найти сумму чисел 6 и 5. (11)

4.Найти разность чисел 70 и 20. ( 50)

5.К 70 прибавить 6. (76)

6.От 84 отнять 4. ( 80)

7.В каком числе 4 десятка и 5 единиц? (45)

8.Какое число следует за числом 69? ( 70)

9.Какое число предшествует числу 30? (29)

10. Увеличьте 50 на 4. (54)

11.К 45 прибавьте такое же число. (90)

12. Назовите сумму чисел 60 и 8. (68)

13. Из 11 вычесть 8. (3)

14. Из каких одинаковых чисел можно составить число 14. (Из 7.)

- Нашу работу мы продолжим  с оформления тетради.

- Откройте свои тетради. Вспомним правила посадки при письме, правильное расположение тетради, наклон головы. Запишите в тетрадях число, классная работа.

2.Минутка чистописания

- Ребята, какую бы вы сегодня за урок хотели  получить отметку? (5)

- Я предлагаю вам, записать цифру 5 соблюдая правильный алгоритм написания.

- Внимание на экран.   Начинают писать наклонную палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут её почти до центра клетки. Затем пишут полуовал. Сверху от палочки пишут вправо волнистую линию.

III.        Самоопределение к деятельности

- Посмотрите на данные выражения.

28 + 26 + 22+ 4 =

35+ 17 + 13 + 5 =

46+ 22+14 +8 =  

З+З+З+З+З

— Какая сумма лишняя и почему? (Последняя, так как складываются одинаковые числа, а в остальных — разные.)

- Вычислите 3 первых выражения с каждого ряда по 1 человеку. (3 учащихся.)

- Я положила на стол  по 3 кружка 5 раз. Сколько всего кружков я положила? Как узнали?    

 (3 + 3 + 3 + 3+ 3 = 15.)

- Запишем эту сумму (записывает на доске). Какие слагаемые в этой сумме?  (Одинаковые.)

- Сколько одинаковых слагаемых?  (5.)

 —Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? (Умножением.)

- Как записывают пример на умножение?    (Записывают так: 3 · 5 = 15.) 

- Точка – знак умножения. Число 3 показывает, какое брали слагаемое, а число 5 показывает, сколько взяли одинаковых слагаемых. Читают этот пример так: 3 умножить на 5, получится 15.

 

—Что показывает первое число? (Какое число является слагаемым.)

—Что показывает второе число? (Сколько раз повторяется слагаемое.)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Говорить о  связи умножения и сложения.)

- Правильно. О  связи умножения и сложения.

-Какие цели мы поставим на урок? (1. Научиться  заменять сумму одинаковых слагаемых умножением. 2. Научиться,  решать задачи  действием  …………. (умножения)

-Правильно.

IV.         Работа по теме урока

Работа по учебнику    (Карточка)

—         Прочитайте задание рядом с красной стрелкой на с. 18 учебника. Что обозначает каждое число в записи 3•4  (3-какое число повторяется , 4 - сколько раз оно повторяется.)

 6 • 3?  (6— какое число повторяется,  3 — сколько раз оно повторяется.)

— Замените произведение суммой и вычислите.   (6 + 6 + 6=18.)

— Сделайте вывод: что такое умножение? (Сложение одинаковых чисел.)

№ 1 (с. 18).    (Устное выполнение.)

- Почему во всех примерах сложение можно заменить умножением? (Все слагаемые одинаковые.)

- Что показывает каждое число в записи умножения? (Первое число — какое число повторяется, второе число — сколько раз оно повторяется.)

По сколько взяли? (по 2.)

Сколько раз по два  взяли? (8.)

№2 (с. 18).

- Посмотрите на № 2. Сформулируйте задание. Что нужно сделать?  (Сравнить выражения.)

- Чем интересны эти записи? (Слева записаны суммы, справа - произведения.)

-  Что нужно сделать, чтобы сравнить выражения? (Заменить умножение сложением или наоборот.)

(Проверка. Учащиеся по очереди называют знаки и доказывают свой выбор.)

Примерные рассуждения учеников: 4 + 4 + 4 04-5. Заменим умножение сложением:

4 + 4 + 4 0 4 + 4 + 4 + 4 + 4. Слева число 4 повторяется 3 раза, а справа — 5 раз, значит, ставим знак <.

Слева число 8 повтор 3 раза, а справа 8+8  – 2 раза.

(Для тех кто выполнил №2 -   Решают уравнения.)

- У Буратино сложности с решением уравнений. Это индивидуальные задания на карточках.

67 —х = 39                                    35+  х=72                                               х + 28 = 73

V.         Физкультминутка

- Буратино предлагает провести физкультминутку.

Буратино потянулся  (сидя за партой, руки к плечам, поднимание и опускание локтей),

Раз – нагнулся. Два – нагнулся  (наклоны к левой и правой ноге),

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел  (руки в стороны, повороты направо, налево).

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.  (встают на носки, руки поднимают вверх и медленно садятся за парты. Повторить 23 раза).

VI.        Закрепление изученного материала

Работа по учебнику.  №4 (с. 18).

             Рассматривание рисунка. 
-Что изображено на рисунке? Расскажите, о чём должны помнить, когда в природе видим похожую картину?  (Не трогать птиц руками.)
- Итак, продолжаем.

- Какие задачи называются обратными? (Когда известное становится неизвестным, а то, что нужно было узнать, — известным.)

— Составьте задачу, которая решается умножением. (В 4 гнездах по 2 птенца. Сколько всего птенцов?)

— Сделайте схематический рисунок и решите задачу. Обозначьте каждое гнездо кружочком, в каждом кружочке напишите цифру 2.

   2    2    2    2

 Решение: 2•4 = 8 (п.).   Ответ: всего 8 птенцов.

— Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько было гнезд. (Вывелись 8 птенцов, по 2 в каждом гнезде.  В скольких гнездах вывелись птенцы ?)

—Каким действием решается задача? (Делением.)

— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

ОО/ ОО/ОО/ОО

 Решение: 8:2 = 4 (г.).  Ответ: птенцы вывелись в 4 гнездах.

- Буратино предлагает вам следующую обратную задачу  решить в группах.

 (Формируются в группы.)

- Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько птенцов было в каждом гнезде. (В 4 гнёздах вывелись 8 птенцов, причём в каждом гнезде птенцов было поровну. Сколько птенцов было в каждом гнезде?

- Каким действием решается задача? (Делением.)

- Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

ОООО/ ОООО  8:4 = 2 (п.)  Ответ: в каждом гнезде было 2 птенца.

 (Задачи на карточках.)

VII.         Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

-  Карточки с решениями вложите в свои тетради.

VIII.         Подведение итогов урока

—         Что такое умножение? (сложение одинаковых слагаемых.)

—         Что показывает первое число в записи умножения? Что показывает второе число?

—         Чем был полезен урок для вас?

- Спасибо за урок!

Домашнее задание: Учебник: № 5 (с. 18).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике "Таблица умножения и деления на 7"

Открытый  урок по математике во 2 классе на тему:«Таблица  умножения  и деления на 7», ОС «Школа 2000…». Урок проведен в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон....

Открытый урок по математике. Усвоение таблиц умножения и деления. Задачи в два действия. Нахождение неизвестного делимого.

Урок нацелен на то, чтобы, закрепить материал по теме табличное умножение и деление; учиться решать задачи в два действия; находить неизвестное делимое; совершенствовать вычислительные навыки, ф...

«Умножение и деление. Умножение и деление с числами 1, 0. Деление на 0. Повторение, закрепление»

Цель урока: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления. Задачи:• повторение и закрепление знаний табличных случаев умножения и деления, • способствовать воспитанию акт...

Открытое занятие "Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуля на число"

Конспект занятия "Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуля на число"...

Открытый урок "Умножение и деление"

Урок математики для 2 класса.  УМК «Перспектива». Тема: «Таблица умножения на 6»Используемые технологии: технология проблемного обучения, дифференцированного обу...