Рабочая программа "Наглядная геометрия"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "Наглядная геометрия". 3 класс. УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmanagl._geom.3_kl.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании ШМО
Директор ________ /Старцева Л.А./ Зам. директора по УВР______________ Руководитель ШМО______________
«_____»______________ 2016 г. «_____»______________2016 г . «_____»______________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет – Наглядная геометрия
Класс – 3Б
Учебный год - 2015-2016
Учитель – Ивашура Елена Витальевна
Количество часов в неделю – 1 ч
Количество часов всего -34 ч (34 учебные недели)
Сургут 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» ориентирована на Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы и является дополнением к курсу «Математика» 3 класс. Использован УМК программы «Гармония» (автор – доктор педагогических наук, профессор Н.Б. Истомина). Курс подкреплён рабочей тетрадью «Наглядная геометрия» (Истомина Н.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 3-й класс. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008г.)
Содержание курса соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Курс «Наглядная геометрия» дополняет основной курс «Математика» (3 класс) и может рассматриваться как пропедевтический к изучению курса «Геометрия» в среднем и старшем звене.
Цель курса: развитие навыков моделирования и умения применять их в конкретной ситуации.
В соответствии с целью ставятся задачи:
- совершенствование у учащихся пространственных представлений;
- развитие у младших школьников логического и образного мышления;
- формирование мотивации к изучению наглядной геометрии.
Концептуальными положениями курса являются:
- формирование понятий и общих способов действий, в основе которых лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями;
- развитие пространственного мышления, воображения, глазомера и геометрической интуиции.
- обеспечение развития интеллектуальных способностей младших школьников.
Программа ориентирована на индивидуальные особенности учащихся 3 класса, у которых уровень сформированности предметных компетенций по математике различен. По итогам второго года обучения 15 % учащихся имеет высокий уровень, 55 % учащихся – средний, 30 % - низкий уровень.
Тип программы – составительская, на основе учебного пособия Истоминой Н.Б.
Программа курса основывается на следующих линиях обучения наглядной геометрии:
- Развития пространственного мышления ребёнка.
- Формирование навыков работы с линейкой, циркулем, угольником.
- Установление связей между моделями, их изображением и разверткой.
- Развитие интеллектуальных способностей: восприятия, воображения, мышления.
- Развитие самостоятельности в добывании знаний.
- Развитие мотивации к изучению наглядной геометрии.
Форма обучения: урочное занятие. Методы обучения, используемые на урочных занятиях, направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирование интереса к предмету через наблюдение, экспериментирование, конструирование. В качестве заданий используются материалы дистанционных олимпиад «Познание и творчество» и комплекса учебных пособий для начальной школы «Юным умникам и умницам» Холодовой О. / «Задания по развитию познавательных способностей»/.
Основываясь на данные положения, в работе используются методы:
- частично – поисковые, исследовательские (наблюдение);
- репродуктивно-творческие (составление задач, вариативные упражнения);
- объяснительно – иллюстративные (использование плакатов, схем, макетов);
- проблемно-поисковые (постановка проблемы, ситуация выбора, создание комфорта, поисковая ситуация);
- практические (упражнения по образцу);
- словесные (диалоги «ученик – ученик, «ученик – учитель», рассказ);
- методы стимулирования и мотивации учения (поощрение, скрытая инструкция и т.д.);
- метод проектов (создание макетов).
Формы работы на урочных занятиях:
- самостоятельная организация деятельности;
- коллективное составление инструкции к действию;
- работа в парах;
- групповые.
Учебные занятия по технологиям
На занятиях по курсу используются следующие технологии: здоровьесберегающие, технологии развивающего обучения, исследовательские методы обучения, обучение в сотрудничестве (работа в паре и группе)
На изучение курса «Наглядная геометрия» в 3-ем классе предусмотрено 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.
Учебно-тематический план по курсу «наглядная геометрия»
№ | Разделы курса | Количество часов |
1. 2. 3. 4. | Повторение изученного во 2 классе Пересечение фигур | 6 5 11 12 34 |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 3 класса:
По окончанию изучения курса учащиеся должны знать/понимать:
- кривые и плоские поверхности;
- названия геометрических фигур: многогранники, шар, сфера, круг, окружность;
- понятия «ребра и грани многогранника»;
- радиус и диаметр окружности.
Уметь:
- узнавать и изображать геометрические фигуры;
- выделять свойства геометрических фигур;
- находить пересечение геометрических фигур;
- строить окружность с заданным радиусом.
Ключевые компетенции, формируемые на уроках наглядной геометрии:
В результате изучения наглядной геометрии ученик должен использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентировки в окружающем пространстве (планировании маршрута, выбора пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
- определение времени по часам;
- оценки величины предметов и их симметричности на глаз;
- самостоятельной конструкторской деятельности (с учётом возможностей применения разных геометрических фигур).
Формы контроля:
Формы контроля | Критерии оценивания | ||
Высокий уровень | Средний уровень | 1 уровень | |
Тест | 3 уровень | 2 уровень | 1 уровень |
Самостоятельная работа | Олимпиадные задания | Логико – поисковые задачи | Уровень стандарта |
Практические работы | Самостоятельное создание макетов и выполнение других видов работы по построению плоских и объёмных геометрических фигур. | Создание макетов и выполнение других видов работы по построению плоских и объёмных геометрических фигур с использованием частичной словесной инструкции. | Создание макетов и выполнение других видов работы по построению плоских и объёмных геометрических фигур с использованием словесной инструкции и по образцу. |
Список литературы
основной для учащихся | основной для учителя |
|
|
дополнительный для учащихся | дополнительный для учителя |
|
|
Календарно-тематическое планирование по наглядной геометрии
№ п/п | Тема раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Дата | Содержание | Тип урока | Основные методы и формы работы на уроке, используемые технологии. | Зуны | УМК |
Повторение материала изученного в1-2 классах (6часов) | ||||||||
1 | Многогранники | 1 | Развивать умения находить многогранники, читать графическую информацию. | Комбинированный. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: виды многогранников. Уметь: различать многогранники, развертки куба, читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях. | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели геометрических тел. | |
2 | Куб. Развертка куба. | 1 | Развивать умения находить многогранники, читать графическую информацию. | Комбинированный. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: виды многогранников. Уметь: различать многогранники, развертки куба, читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях. | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели геометрических тел. | |
3 | Куб. Развертка куба. | 1 | Развивать умения находить многогранники, читать графическую информацию. | Комбинированный. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: виды многогранников. Уметь: различать многогранники, развертки куба, читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях. | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели геометрических тел. | |
4,5 | Видимые и невидимые грани. | 2 | Совершенствовать умения находить многогранники, читать графическую информацию. | Комбинированный. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: виды многогранников. Уметь: различать видимые и невидимые грани многогранников, читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях. | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели геометрических тел. | |
6 | Обобщение по теме. | 1 | Совершенствовать умения находить многогранники, читать графическую информацию. | Обобщение и систематизация знаний. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: виды многогранников. Уметь: различать видимые и невидимые грани многогранников, читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях. | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели геометрических тел. | |
Кривые и плоские поверхности. (5часов) | ||||||||
7 | Понятие о плоскости. | 1 | Формирование знаний о плоскости. | Формирование новых знаний. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: понятие плоскость, кривые и плоские поверхности. Уметь: различать кривые и плоские поверхности. | Рабочая тетрадь, таблица, предметы с различными видами поверхностей. | |
8 | Кривые плоские поверхности. | 1 | Формирование знаний о плоских и кривых поверхностях. | Формирование умений и навыков. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: понятие плоскость, кривые и плоские поверхности. Уметь: различать кривые и плоские поверхности. | Рабочая тетрадь, таблица, предметы с различными видами поверхностей. | |
9 | Видимые и невидимые поверхности. | 1 | Формирование знаний о видимых и невидимых поверхностях | Комбинированный. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: понятие «многогранник», видимые и невидимые поверхности. Уметь: различать изображения объемных фигур на плоскости, видимые и невидимые поверхности. | Рабочая тетрадь, таблица, предметы с различными видами поверхностей. | |
10 | Многогранники. Ребра и грани многогранника. | 1 | Продолжить формирование знаний о многогранниках, видимых и невидимых поверхностях. | Комбинированный. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: понятие «многогранник», видимые и невидимые поверхности. Уметь: различать изображения объемных фигур на плоскости, видимые и невидимые поверхности, ребра и грани многогранника. | Рабочая тетрадь, таблица, различные многогранники. | |
11 | Обобщение по теме. | 1 | Продолжить формирование знаний о многогранниках, видимых и невидимых поверхностях. | Обобщение и систематизация знаний | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: понятие «многогранник», видимые и невидимые поверхности. Уметь: различать изображения объемных фигур на плоскости, видимые и невидимые поверхности, ребра и грани многогранника. | Рабочая тетрадь, таблица, различные многогранники, предметы с различными видами поверхностей. | |
Пересечение фигур (11часов) | ||||||||
12 | Понятие о пересечении геометрических фигур. | 1 | Формирование новых знаний о пересечении фигур, свойствах прямоугольника, основных свойствах лучей. | Комбинированный. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: смысл понятия «пересечение фигур». Уметь: различать образы пересечения различных геометрических фигур. | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели объемных геометрических фигур. | |
13 | Пересечение прямоугольников. | 1 | Формирование новых знаний о пересечении фигур, свойствах прямоугольника, основных свойствах лучей. | Формирование умений и навыков. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: смысл понятия «пересечение фигур», основные свойства прямоугольников.. Уметь: различать образы пересечения различных геометрических фигур, читать чертеж, пользоваться чертежными инструментами | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели объемных геометрических фигур. | |
14, 15, 16 | Пересечение многогранников. | 3 | Формирование новых знаний о пересечении фигур, свойствах прямоугольника, основных свойствах лучей. | Формирование умений и навыков. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: смысл понятия «пересечение фигур», основные свойства прямоугольников. Уметь: различать образы пересечения различных геометрических фигур, читать чертеж, пользоваться чертежными инструментами | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели объемных геометрических фигур. | |
17 | Пересечение лучей. | 1 | Формирование новых знаний о пересечении фигур, свойствах прямоугольника, основных свойствах лучей. | Комбинированный | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: смысл понятия «пересечение фигур», основные свойства лучей. Уметь: различать образы пересечения различных геометрических фигур, читать чертеж, пользоваться чертежными инструментами. | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели объемных геометрических фигур. | |
18, 19, 20, 21 | Пересечение геометрических фигур | 4 | Формирование новых знаний о пересечении фигур, свойствах прямоугольника, основных свойствах лучей. | Закрепление знаний, умений, навыков. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: смысл понятия «пересечение фигур», основные свойства лучей. Уметь: различать образы пересечения различных геометрических фигур, читать чертеж, пользоваться чертежными инструментами. | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели объемных геометрических фигур. | |
22 | Обобщение по теме. | 1 | Обобщение и систематизация знаний о пересечении фигур, свойствах прямоугольника, основных свойствах лучей. | Обобщение и систематизация знаний | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: смысл понятия «пересечение фигур», основные свойства лучей. Уметь: различать образы пересечения различных геометрических фигур, читать чертеж, пользоваться чертежными инструментами. | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели объемных геометрических фигур. | |
Шар. Сфера. Круг. Окружность. (12 часов) | ||||||||
23 | Шар. Поверхность шара. | 1 | Формирование знаний о шаре, круге, сфере, окружности, радиусе, центре окружности. | Формирование новых знаний. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: понятие шар, круг, окружность. Уметь: различать объемные и плоские фигуры, виды поверхностей. | Рабочая тетрадь, таблица. | |
24 | Круг. Окружность. | 1 | Формирование знаний о шаре, круге, сфере, окружности, радиусе, центре окружности. | Формирование новых знаний. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: понятие шар, круг, окружность. Уметь: различать объемные и плоские фигуры, виды поверхностей. | Рабочая тетрадь, таблица. | |
25 | Взаимное расположение кругов, круга и окружности. | 1 | Формирование знаний о шаре, круге, сфере, окружности, радиусе, центре окружности. | Формирование новых знаний. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: понятие шар, круг, окружность. Уметь: различать объемные и плоские фигуры, виды поверхностей. | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели объемных геометрических фигур. | |
26 | Взаимное расположение кругов, круга и окружности. | 1 | Формирование знаний о шаре, круге, сфере, окружности, радиусе, центре окружности. | Формирование новых знаний. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: понятие шар, круг, окружность. Уметь: различать объемные и плоские фигуры, виды поверхностей. | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели объемных геометрических фигур. | |
27 | Окружность. Радиус окружности. | 1 | Формирование знаний о шаре, круге, сфере, окружности, радиусе, центре окружности. | Формирование новых знаний. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: понятие окружность, радиус окружности, центр окружности. Уметь: различать круг и окружность, находить радиус окружности, измерять радиус. | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели объемных геометрических фигур. | |
28 | Случаи пересечения трех и четырех окружностей. | 1 | Формирование знаний о пересечении трех и четырех окружностей. | Комбинированный. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: понятие «шар», «круг», «окружность». Уметь: различать объемные и плоские фигуры, виды поверхностей, виды пересечения окружностей и кругов. | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели объемных геометрических фигур. | |
29 | Случаи пересечения трех и четырех кругов. | 1 | Формирование знаний о пересечении трех и четырех кругов. | Комбинированный. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: понятие «шар», «круг», «окружность». Уметь: различать объемные и плоские фигуры, виды поверхностей, виды пересечения окружностей и кругов. | Рабочая тетрадь, таблица, демонстрационные модели объемных геометрических фигур. | |
30 | Форма. | 1 | Формирование знаний о форме. | Формирование новых знаний. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: понятие «форма». Уметь: менять положение частей фигуры, выбирать нужные части являющиеся её составляющими. | Рабочая тетрадь, таблица. | |
31 | Построение окружностей. | 1 | Формирование умений в построении окружностей. | Формирование умений и навыков. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: понятие окружности, радиус окружности, центр окружности. Уметь: различать круг и окружность, находить радиус окружности, измерять радиус окружности, строить окружность по заданному радиусу. | Рабочая тетрадь, таблица, циркуль. | |
32 | Обобщение по теме: «Шар. Сфера. Круг. Окружность». | 1 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Обобщение и систематизация знаний | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: понятие окружности, радиус окружности, центр окружности. Уметь: различать круг и окружность, находить радиус окружности, измерять радиус окружности, строить окружность по заданному радиусу. | Рабочая тетрадь, таблица, циркуль. | |
33,34 | Контроль и учет знаний. | 2 | Проверить знания и умения | Контроль знаний. | Методы: мотивации, практические. Формы: коллективная, групповая, работа в парах. Технология: информационно-коммуникативная, сотрудничество. | Знать: виды многогранников. Уметь: различать видимые и невидимые грани многогранников, читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях различать образы пересечения различных геометрических фигур, читать чертеж, пользоваться чертежными инструментами. | Рабочая тетрадь, таблица, циркуль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по геометрии «Увлекательная геометрия в школе I ступени»
Данная программа элективного курса рассчитана на 43 часа и предназначена для учащихся 2 - 4-х классов. Программа реализуется за счёт часов, отведённых для внеурочной деятельности по ФГОС второго...
Интегрированное занятие. 1 класс. Геометрия вокруг нас. (Мир геометрии + масленица)
В материале представлен план к интегрированному занятию "Геометрия вокруг нас" (Мир геометрии + масленица), 1 класс. Урок разработан в игровой форме...
Рабочая программа "Геометрия в аппликациях"
Рекомендую для занятий по внеурочной деятельности. Детям очень нравится вырезать фигуры, узнавать их названия, делать аппликации и играть с ними....
Методическая разработка внеклассного занятия в рамках по общеразвивающей программе Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия» для учащихся 2 класса Тема: «Путешествие в страну Геометрия» (обобщающее занятие по разделу «Геометрические фигуры»)
Познакомить учащихся с разными способами мышления во внеурочной деятельности по программе « Наглядная геометрия»....
Конспект урока + презентация по геометрии на тему "Путешествие в страну Геометрию"
Конспект урока + презентация по геометрии на тему Путешествие в страну геометрию....
Викторина по Наглядная геометрии«МИСС ГЕОМЕТРИЯ»
На уроках геометрии обучающиеся учатся представлять и сравнивать геометрические фигуры и тела, чертить, рисовать, конструировать. И этому способствуют уроки занимательной геометрии.Содержание, методы ...
Рабочая программа "Геометрия вокруг нас"
Настоя программа «Геометрия вокруг нас» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом обра...