Урок математики в 3 классе "Путешествие по звёздному небу"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Тема: Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначные числа.
Цели: закреплять знание алгоритма письменного умножения и деления; решения уравнений; мер времени;
расширить представления детей о космосе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_kosmos.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МБОУ Калачеевская СОШ №1
Мельникова И.М.
Урок математики
в 3 классе «Путешествие по звёздному небу».
(по программе «Школа 2100»)
Тема: Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначные числа.
Цели: закреплять знание алгоритма письменного умножения и деления; решения уравнений; мер времени;
расширить представления детей о космосе.
Задачи:
Обучающие: закреплять знание алгоритма письменного умножения и деления; решения уравнений; мер времени;
навыки счёта в пределах 1000; углублять знания детей о космосе, космических полётах, планетах Солнечной системы.
Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать память, внимание, мышление, математическую речь, умение пользоваться математической терминологией.
Воспитательные: воспитывать гордость за свою страну, граждан России, уважительное отношение друг к другу; развивать ответственность, самостоятельность.
.
Оборудование: учебник (3 часть), лист с заданиями для уч-ся, презентация «космос».
Ход урока.
I. Оргмомент: постановка темы и целей урока.
- Сегодня у нас будет не обычный урок математики, а «космический». Мы отправимся в путешествие по звёздному небу. (Слайд 1)
Девизом нашего урока будут слова: «Не останавливаться на достигнутом!» (Слайд 2).
Для путешествия в космос нужны: сила, выдержка, хорошие знания математики, это очень важно, еще надо быть готовыми прийти на помощь другу. Каждый космонавт должен знать историю космоса. (Слайд 3).
Кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю? (Слайд 4). Когда это было? Сколько минут Ю.А. Гагарин был в космосе?
Выразите время в часах и минутах. (Слайд 5)
- На чём же мы будем путешествовать? Отгадайте загадку и узнайте наш транспорт:
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд. (Ракета) (Слайд 6)
- Он ведёт не самолёт, а огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? (космонавт) (Слайд7)
- Космонавт. Такого слова не было среди многих, многих тысяч слов. Привезли его на Землю с неба лётчики Гагарин и Титов.
- Итак, сегодня мы тоже на один урок станем космонавтами и совершим воображаемое космическое путешествие, которое посвятим 51 ой годовщине первого полёта человека в космос.
Настоящие космонавты проходят большую предполётную подготовку: они тренируются на специальных аппаратах, изучают множество наук, и, конечно, им очень необходима математика.
II. Математический диктант.
- Космонавтам надо уметь быстро считать в уме, т.к. в космосе разное может случиться, возможно, придётся быстро принимать решение и делать срочные вычисления. Работать сегодня мы будем в бортовых журналах.
- Записываем в строчку только ответы:
1) 82 уменьшить на 70 (12)
2) 32 уменьшить в 8 раз (4)
3) 100 увеличить на 8 (108)
4) 1 увеличить в 9 раз (9)
5) 4 сот. 3 дес. 6 ед. (436)
6) Найдите ½ от 100 прибавьте 1. Запишите результат.(51)
- Проверка: что вам напоминают эти числа?
( 12 апреля; 108 минут Гагарин был в космосе; 9 планет в Солнечной системе; с 1961 года в космосе побывало 436 человек; 51 год прошёл с первого полёта Ю.Гагарина).
- 2011 год – был объявлен годом Космонавтики.
III Основная часть.
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
- Но чтобы взлететь, надо выполнить несколько заданий.
1) Расположите числа из м/д в порядке убывания.
2)Вставить пропущенные числа:
196, 197, 198, …, …, 201, 202, 203.
903, 902, 901, …, …, 898, 897, 896.
Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
(Слайд ракета 8)
Мы в космической «командировке». Как распределяется день у космонавтов, находящихся в «командировке» на орбите?
(Слайды с 9 по 15. Рабочий день космонавта).
Из уроков окружающего мира вы знаете, что планеты – это небесные тела, которые вращаются вокруг большой звезды – Солнца. (Слайд 16) Солнце – ближайшая звезда, которая объединяет свою семью из 9 планет. Как объединяет? Собственной силой притяжения. Так и кружатся, вертятся вокруг Солнца планеты: большие и малые, жаркие и холодные (Слайд 17). Планетам в Солнечной системе даны имена римских богов.
Мы пролетаем первую планету - Меркурий. Эта планета расположена ближе всех к Солнцу. Вокруг Солнца она вращается быстрее, чем вокруг себя. Вот и получается, что один год на этой планете длится день, а другой – ночь. (Слайд18) Прямо как наши задания блок – схемы. Да – день, нет – ночь. (Слайд 19 – 20).
Учебник для 3 класса (Демидова Т.Е. и др.) с.18 №1 (а)
Следующая планета – это Венера. (Слайд 21)Это самая яркая планета, потому что Солнце очень любит эту планету и освещает очень ярко. Некоторые по ошибке называют её звездой.
- Чтобы нам не ошибаться мы должны быть очень внимательными и сказать, какие из высказываний истинные.
С.19 №5
Третья планета от Солнца – наша с вами Земля. (Слайд 22)
Из всех планет Солнечной системы жизнь есть только на ней. Всем надо беречь нашу родную планету, потому что она даёт нам свои богатства: воздух, воду, тепло.
Наш космический корабль оставил после старта отпечаток прямоугольной формы. Длина прямоугольника 15 метров, ширина – 5 метров. Найдите площадь и периметр этого прямоугольника. (Слайд 23) по вариантам
У Земли есть спутник – Луна. (Слайд 24 – 25)
Четвёртая планета Солнечной системы – Марс, (Слайд 26) ближайший сосед планеты Земля. Марс очень похож на неё, и долгое время учёные предполагали, что на Марсе также есть жизнь. Считается, что на Марсе самые высокие горы в Солнечной системе.
Мы пролетаем пятую планету – Юпитер. (Слайд 27) Самая тяжёлая, но шустрая планета. Она укутана разноцветными облаками. В земном понимании на планете нет ни клочка суши – сплошной океан из жидкого газа.
Узнайте объём газа, который заполняет коробку. Длина коробки – 3 метра, ширина – 1 метр, высота – 2 метра. (Слайд 28)
Шестая планета – это планета Сатурн (Слайд 29) Эта планета – самая лёгкая. Можно подумать, что она вращает обручи. Но это кольца из осколков камней и льда.
IV Самостоятельная работа.
Учебник: с18 №2 (а,б) – уравнения.
Физминутка «В минуты отдыха».
В космосе космонавты в свободное время поют, рисуют и даже сочиняют стихи. А наши «космонавты» споют для вас частушки.
Частушки
Я уроки не учил, - Марсиане невзначай
Приручал комету… Заглянули к нам на чай…
Жаль, что в школе получил Рады гости, что они
Двойку я за это… Во Вселенной не одни!
Мы на математике Нет уроков на Плутоне,
Сонные лунатики… И не будет никогда!
Шлют вороны сквозь стекло Мы печалимся и стонем:
Нам привет от НЛО. «Отпустите нас туда!»
Если вдруг метеорит
В атмосфере не сгорит, -
На кусочки в школе
Мы его расколем!
Седьмая планета – это Уран. (Слайд 30)Все планеты вращаются вокруг себя против часовой стрелки, а Уран – по часовой. Поэтому Солнце на этой планете восходит на западе, а заходит на востоке.
У вас в «бортовых» журналах даны примеры на умножение. Как можно проверить верно ли они решены? Как можно назвать действие деление по отношению к действию умножения?
Восьмая планета – это Нептун. (Слайд 31).Это холодная планета, потому что она находится очень далеко от Солнца.
Решите примеры: с.17 №8 (I столбик).
Девятая планета – это Плутон. (Слайд 32) Это самая удалённая от Солнца планета. Чтобы вернуться нам обратно, надо решить задачу.
Гагарин был в космосе 108 минут. ( Сколько это часов и минут?)
Наш полёт длился 45 минут. На сколько больше длился первый полёт?
( 108 – 45 = на 63 минуты = на 1 час 3 минуты больше)
V. Итог урока.
После посадки врачи проверяют состояние космонавтов. Я тоже хочу узнать, как вы чувствуете себя после космического полёта. На ваших ракетах 3 кружочка:
- если урок вам не понравился и у вас плохое самочувствие после полёта закрасьте 1 кружочек красным;
- если ни то, ни сё – закрасьте 1 кружочек жёлтым;
- если всё понравилось и вы чувствуете себя прекрасно - закрасьте 1 кружочек зелёным.
Д/З: с18 №2 (в,г); №6 (а).
ДЕВИЗ УРОКА:
«НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ!»
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ
учени___ 3 «В» класса
________________________________________________
1. Математический диктант:
___________________________________________________________
2. Расположи числа в порядке убывания:
________________________________________________________________
3. Вставь пропущенные числа:
196, 197, 198, …, …, 201, 202, 203.
903, 902, 901, …, …, 898, 897, 896.
4. 9ч= минут 1/3 от 120ч = минут 1ч30минут= минут
2ч= минут 2ч30минут= минут
5. I вариант S=
II вариант P=
6. через 10 лет= см через100 лет= см = м
7. V=
8. I вариант II вариант
X * 2 = 50 * 4 X : 2 = 80 * 5
9. 123 126
X 4 x 3
492 378
10. I вариант II вариант
426 : 2 *4 – 198 = 565 : 5 * 3 + 61 =
11. за 5 лет = звёзд за 10 лет = звёзд
12. Гагарин -108 мин.
на ? мин. б.
Мы – 45 мин.
_____________________________
_____________________________
_____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру во 2 классе "Звёздное небо"
Урок по предмету "Окружающий мир" во 2 классе "Звёздное небо" по программе "Школа России". Цель: дать детям представление о звездах, созвездиях; воспитывать наблюдательность, развивать мышление....
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе "Звёздное небо"
В презентации размещены тесты по теме «Неживая и живая природа», «Явления природы», «Как измеряют температуру?»,«В гости к осени» для проверки домашнего задания ....
Конспект урока "Звёздное небо" 2 класс
Методическая разработка урока по курсу "Окружающий мир" для 2 класса, УМК "Школа России". На уроке используются: мультимедийный проектор,CD проигрыватель, атласы-определители "От земли до неба"....
Урок по окружающему миру "Звёздное небо" 2 класс
Урок по окружающему миру "Звёздное небо" 2 класс...
Разработка урока по окружающему миру "Сокровища звёздного неба"(с презентацией)
Материал данного урока может быть использован на уроках окружающего мира при изучении раздела "Космос" и для внеклассных занятий ко Дню космонавтики.В содержание урока входит знакомство детей с планет...
конспект урока 2 класс окружающий мир Звёздное небо
конспект урока 2 класс окружающий мир Звёздное небо...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Звёздное небо" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представлений у обучающихся о звёздном небе и о созвездиях.Задачи урокаПланируемые результаты Дидактические:1. Сформировать ...