Технологическая карта урока математики в 1 классе "Сложение и вычитание в пределах 10"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Маташкова Наталья Леонидовна

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Сложение и вычитание в пределах 10"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики по теме " Сложение и вычитание чисел в пределах 10"

Маташкова Наталья Леонидовнаучитель начальных классов

Класс: 1 класс

Тип урока: комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) (технология деятельностного метода)

Технологическая карта изучения темы “ Сложение и вычитание чисел в пределах 10”

Тема

Задача.

Цели

Образовательные: Формировать навыки счёта в пределах первого десятка. Совершенствовать умение решать задачи; сравнивать число и выражение.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД:

 умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

- Знать название и последовательность чисел при счете.

- Называть и обозначать действия сложения и вычитания.

- Понимать отношения между числами ( больше, меньше, равно).

Предметные: 

- Знать название и последовательность чисел при счете.

- Называть и обозначать действия сложения и вычитания.

- Понимать отношения между числами ( больше, меньше, равно).

- Правильно употреблять в речи математические понятия.

- Понимать, что такое «задача», «решить задачу». Знать способ решения задач.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Число и цифра 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10. Сравнение чисел. Понятия «сумма». «разность»

Межпредметные связи

Математика, окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

М. И. Моро и др. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 4-5

Тема: “Закрепление изученного материала. ” Сложение и вычитание чисел в пределах 10”

- презентация по теме урока

- рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса (часть 2, стр.3)

- электронные физкультминутки

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа, в парах.

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность на личностно- значимом уровне

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Объяснить значимость предмета математики.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Объяснить значимость предмета математики.

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность,

эмоциональный и доброжелательный настрой на работу.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Математика у нас!

Пожелаем всем удачи-

За работу в добрый час.

Мы приветствуем гостей

Дорогих учителей

Всх знакомых, незнакомых,

И сердитых, и весёлых

И сегодня первый класс

На урок позвал всех

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

-А скажите мне, чтобы быть весёлыми, ловкими и смелыми, не болеть и не уставать, всё успевать. Что для этого надо? - Сегодня на уроке вы должны показать свои знания и умения полученные на уроках  математики.

-Ребята, а вы любите путешествовать? 

- Мы отправимся с вами в путешествие в город Здоровья. На пути следования нас ждут остановки на станциях, где сказочные герои приготовили для вас задания.

Коммуникативные УУД.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД.

Умение слушать и понимать речь других

Познавательные УУД

-Какую роль играет знание математики в вашей жизни? Для чего они вам нужны?

II. Актуализация знаний

Цели:

Обеспечить актуализацию субъектного опыта

- повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

5 минут

Находят в учебнике нужную страницу,

выполняют задания учителя и показывают на карточках нужное число

Объясняют свой выбор и отвечают на вопросы учителя.

 

2. Откройте, пожалуйста, учебник на стр.5 и найдите задание на полях.

Слайд №2

- Как называются фигуры, изображенные под номерами 2 и 3? (ломаные линии)

-Что вы можете сказать про ломаную линию под № 2? (незамкнутая ломаная линия)

- А под номером 3? (Замкнутая ломаная линия).

Как по-другому можно назвать фигуру под номером 3? (Это простейшая из замкнутых ломаных линий – треугольник. У замкнутых ломаных линий нет разрывов).

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные УУД).

Смотрят в анимации образец написания цифры 2 и пишут в тетради

Смотрят в анимации образец написания цифры 1 и пишут в тетради

Показывает данный этап в анимации.

 

Организует фронтальную работу по обсуждению проблемных вопросов

Показывает данный этап в анимации

- Посмотрите на образец написания цифр 3 и 2 и запишите их правильно на индивидуальной доске

Слайды № 3 и № 4

- Как называется фигура, изображенная под номером 1? (Отрезок)

- А чем же отрезок отличается от прямой?

(У него есть начало и конец)

- Посмотрите на образец написания цифры 1 и запишите её правильно.

Слайд № 5

 

 

Отвечают на вопросы,  смотрят в анимации образец написания цифры 0 и пишут в тетради

Показывает данный этап в анимации

- А сейчас, ребята, ответьте, пожалуйста, на 2 моих вопроса:

- Сколько хвостов у ежика?

- Сколько груш может вырасти на яблоне?

(Нисколько)

- Каким числом мы можем это обозначить? Покажите. (Числом 0)

- Посмотрите на образец написания цифры 0 и запишите её правильно.

Слайд № 6

 

 

Выявляют закономерность и объясняют свой выбор

 

 

 

 

выполняют задания учителя

Организует исследовательскую работу обучающихся по выявлению закономерности составленного ряда чисел.

 

 

 

Показывает на слайде

У нас получился ряд чисел. Исследуйте его.Какая закономерность лежит в основе составления этого ряда чисел? (3210) Слайд №7

- Что можете сказать? (Каждое последующее число меньше предыдущего на 1.

- Назовите числа в порядке возрастания. (0123)

Слайд № 8 (с изображением цифр 2013)

 

 

Выполняют задание по образцу

Подводит обучающихся к выводу о том, что это число (2013) означает наступивший год.

Напоминает обучающимся о том, что 2011 год является Годом российской космонавтики, 2012 год – Годом российской истории. Акцентирует внимание обучающихся на то, что 2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды.

Показывает на слайде

Акцентирует внимание обучающихся на то, что надо беречь и охранять нашу Землю

- Что вы можете сказать про эту запись? (Это год, который наступил!)

- Правильно, ребята, это 2013 год - год, который только что наступил.

Стало традицией объявлять очередной наступающий год каким-либо годом.

- А знаете ли вы, каким Годом объявлен в России 2013 год?

Напомню вам о том, что 2011 год является Годом российской космонавтики, 2012 год – Годом российской истории, а 2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды.

Слайд №9 В 2012 году природозащитники не раз обращались к Владимиру Владимировичу Путину с просьбой помочь в решении различных экологических проблем. В ходе одной из встреч с главой государства на Селигере “зеленые” предложили ему сделать экологию национальной идеей для России. Указ о проведении в стране Года охраны окружающей среды был подписан Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным 10 августа 2012 года. Слайд № 10

И мы с вами посетим сегодня заочно одно из уникальнейших мест на Земле. А как называется это место, вы узнаете, если составите слово из следующих букв: А Р П К Слайды № 11 и № 12(Дети составили слово парк)

Мы в парк за наукой сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём

 

 

Определение темы и цели урока.Постановка проблемы.

2 мин

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Слушают и смотрят картинку с данным этапом

Из букв: А Р П К

составляют слово парк.

Показывает на слайде картину Национальный парк “Таганай”.

Обеспечивает мотивацию и формулирует задание.

Устанавливает тематические рамки.

- А отправимся мы в необычный парк, он называется Национальный парк “Таганай”. Слайд № 13

А чтобы туда попасть, надо знать, что нас там ожидает. Поэтому рассмотрите внимательно задания на страницах 4 - 5 учебника и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Есть ли на полях значок “Внимание! Новый материал”? (Нет)

- Значит это урок изучения нового материала или закрепления ранее изученного?

 

 

Рассматривают внимательно задания на страницах 4 - 5 учебника, формулируют и проговаривают тему и задачи урока.

Подводит обучающихся к формулировке темы и задач урока с помощью проблемного задания.

Показывает данный этап на слайде

Уточняет понимание обучающимися поставленных задач урока.

Итак, формулируем тему урока.

Тема: “Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание чисел в пределах 10”Слайд № 14

- А теперь поставим для себя конкретные задачи, глядя на задания учебника, учитывая те задания, которые мы уже выполнили, определим, какие умения мы будем закреплять? (Продолжим учиться решать задачи, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, работать с геометрическими фигурами)

Это был второй этап работы. Что мы делали на втором этапе урока? (Поставили цель, определили задачи урока, поработали с геометрическими фигурами)

 

Уметь определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Обобщение и систематизация знаний.

Смотрят и слушают

Показывает данный этап на слайдах.

Сообщает дополнительные сведения

- Итак, мы с вами находимся в Национальном парке “Таганай”.

Слайд № 15

- Парк образован 5 марта 1991 года для сохранения природы. Здесь запрещено охотиться, вырубать деревья. В парке учёные ведут наблюдения за дикой природой, исследуют её законы. Благодаря таким местам расселены и сохранены многие виды растений и животных, которые находились на грани уничтожения. Главная достопримечательность парка -

живописные и неповторимые горные (пейзажи) хребты. (Хребет горный – это горная цепь или цепь гор). Сегодня мы с вами покорим одну из вершин.

 

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

В парах поочередно работают на ноутбуке. Проговаривают правила работы в паре.

Заходят в тренажер “Я легко считаю в уме”

Организует самостоятельную работу в парах на ноутбуке с использованием компьютерного тренажера.

Акцентирует внимание обучающихся на то, как надо сотрудничать в паре.

Работа в парах

- Чтобы попасть на гору, надо проверить свою готовность к преодолению препятствий, которые могут встретиться нам. Для этого мы поработаем на ноутбуке в парах и проверим свои знания по теме “Сложение и вычитание в пределах 10”. (На каждой парте ноутбук. Используется тренажер по математике “Я легко считаю в уме” 1 С: образовательная коллекция)

- Как должны сотрудничать в паре? (По очереди)

 

 

Применение знаний и способов действий

Цели:

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

8 минут

Выбирают и делают щелчок левой кнопкой мыши:

- Устный счет в пределах 10

- Под цифрой 4 Примеры на сложение чисел в пределах 10

- Контроль знаний

Задают число заданий и шкалу оценок

- Нажимают на белую стрелочку (Это старт)

Выполняют 5 заданий и сразу же автоматически получают оценку выполненной работы.

Предлагает обучающимся алгоритм выполнения работы и побуждает обучающихся вести контроль за своим здоровьем.

- Итак, заходите, пожалуйста, в тренажер.

- Устный счет в пределах 10

- Под цифрой 4 Примеры на сложение чисел в пределах 10

- Контроль знаний

Задайте число заданий и шкалу оценок

- Нажимаем на белую стрелочку (Это старт)

- Молодцы, справились с заданием. А это значит, что мы готовы взобраться на самую высокую вершину хребта Большой Таганай. А на какую вершину мы будем взбираться, вы определите сами.

 

Уметь выполнять последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель этапа: постановка проблемы и поиск нахождения решения.

8 минут

Принимают учебную задачу, делятся на группы (группы формируются по желанию обучающихся) и проговаривают правила работы в группе.

Организует работу в группах с использованием карты Национального парка “Таганай”.

Акцентирует внимание обучающихся на то, как надо сотрудничать в группе.

Включает обучающихся в поиск и обсуждение проблемных вопросов.

Работа в группах(организуются 3 группы по желанию обучающихся)

Для этого я предлагаю вам по группам поработать с картой Национального парка “Таганай” (3 группы, каждой группе выдается карта)

- Как должны сотрудничать в группе?

(1. Говорить по очереди, не перебивать друг друга. 2. Внимательно слушать того, кто говорит. 3. Если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять)

 

Участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Коммуникативные УУД).

Работают с картой Национального парка “Таганай”, находят горные вершины хребта Большой Таганай и показывают карточку с ответом.

Наблюдает за работой групп, следит за временем, ведет отсчет 5-4-3-2-1!

Слайд № 16

Найдите на карте Национального парка “Таганай” хребет Большой Таганай.

(Хребет – это горная цепь) и назовите горы, которые составляют горное сооружение или горный хребет Большой Таганай. (Дети работают. Группа, которая выполнит задание, возьмитесь за руки и поднимите руки вверх).

- Итак, считаю 5-4-3-2-1!

 

Участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению

Коммуникативные УУД).

2 минуты

Дают характеристику числу и записывают соседей числа на индивидуальной доске

Работают с картой и называют все горы хребта Большой Таганай.

Находят и называют среди этих гор гору с самым коротким названием, определяют количество букв в слове, находят и называют мягкий согласный звук в слове Круглица.

Включает обучающихся в поиск и обсуждение проблемных вопросов

Если мнения групп расходятся, организует межгрупповое взаимодействие

Покажите, пожалуйста, каждая группа числом, какое количество гор образуют хребет Большой Таганай. (4)

- Что вы можете сказать об этом числе?

- Запишите на индивидуальной доске соседей числа 4.

Назовите все горы хребта Большой Таганай. (г. Дальний Таганай, г. Круглица, г. Откликной Гребень, г. Двуглавая Сопка)

- Найдите и назовите среди этих гор гору с самым коротким названием (г. Круглица).

- Сколько букв в её названии? (8 букв)

- Что вы можете сказать об этом числе?

- Запишите на индивидуальной доске соседей числа 8.

- Посовещайтесь и назовите мягкий согласный звук в слове Круглица.л

- Как определили? (Гласная буква ипоказывает на мягкость предшествующего согласного звука)

- Каким по счету мы его слышим в этом слове? (Это пятый звук в слове Круглица)

- Что вы можете сказать о числе 5?

- Запишите на индивидуальной доске cоседей числа 5.

- Круглица - это гора с самым коротким названием в горном хребте Большой Таганай. Это и самая высокая вершина хребта Большой Таганай

- Значит мы с вами взобрались на Круглиуцу- самую высокую вершину хребта Большой Таганай.

 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

 

Bысказывают своё мнение и делятся впечатлениями

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности и деятельности группы

- А сейчас я попрошу вас ответить на вопросы (отметить на линеечках):

- Насколько интересной тебе показалась работа?

- Насколько сложной она была для тебя?

- Насколько ты был полезен своей группе?

- Насколько дружно и слаженно работала твоя группа?

- А теперь пришло время отдохнуть

 

 

 

Слушают и отгадывают загадку

Обеспечивает мотивацию обучающихся к дальнейшей работе на уроке, используя загадку.

Физминутка

Работа с загадкой

- А сейчас мы начинаем спуск с горы и возвращаемся домой. А чтобы удачно спуститься, надо отгадать загадку:

Зимой и летом зелена,
В лесу живёт она.
А на ней иголки
И коротки, и колки.
(ответ: ель)
 Слайд № 17

Служит домом ель животным, 
Кормит жителей лесных: 
Может спрятать в непогоду, 
Даже вылечить больных.

 

 

 

Находят решение проблемы и высказывают своё мнение

Побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения.

Совсем недавно мы встретили Новый год - веселый добрый праздник, но для природы это испытание. Особенно страдают хвойные деревья: ели и сосны. С каждым годом, многие люди вырубают на Новый год прекрасную зеленую елочку, лишают её жизни, а потом выбрасывают. А в праве ли человек - существо разумное, губить беззащитных и слабых? Ведь мы люди тоже часть природы.

Если каждый ель возьмет 
К празднику на Новый год, 
То придут такие дни - 
В лесу будут только пни

 

 

 

 

Побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения

А знаете ли вы, сколько потребуется лет, чтобы вырастить елочку высотой 1,5 метра? (10-15 лет)

- А теперь давайте подсчитаем, сколько елочек в лесу вырубят только те жители нашего поселка, где в семье есть ученик.

- В школе 497 учеников. Значит, семьи вырубят около 497 елочек. Это огромное число означает, что только для нескольких дней нужно вырубить несколько гектаров леса.

А знаете ли вы, сколько потребуется лет, чтобы восстановить вырубленный лес?

(Чтобы восстановить вырубленный лес, потребуется 60-90 лет).

А какой же есть выход? (Купить ель искусственную или можно даже нарядить ель в лесу).

Пусть елочка-красавица
В лесу своем стоит. 
За это вас природа 
Отблагодарит! 
Слайд № 18

 

 

Цель этапа:подготовить учащихся к обобщённой деятельности, научить самостоятельно решать проблему.

5 минут

Находят в учебнике задачи, самостоятельно на время их решают и записывают решение на индивидуальной доске.

Организует самостоятельную работу с учебником,

контролирует выполнение работы

Организует коллективную проверку, самопроверку, взаимопроверку.

Блиц-турнир по решению задач

- А сейчас я предлагаю вам блиц-турнир по задачам про елочку и новогодний праздник.

-Откройте учебник математики на стр.4.Вам предстоит за 5 минут решить самостоятельно три задачи: № 1, № 2, № 3. Решение каждой задачи записать на индивидуальной доске.

-Итак, желаю успехов в решении задач.

(Блиц - короткий, быстрый. За определённое время необходимо выполнить предложенные задания). Блиц-турнир-это соревнование на скорость, где участвует каждый член команды индивидуально.

 

 

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Дают самооценку собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания.

 

Организует рефлексию.

 

Организует самооценку учебной деятельности.

- Мы переходим к последнему этапу.

Быстро время пролетело
Подошел к концу урок.
Так давайте без задержки
Подведём всему итог.

Слайд №19

Какую цель ставили? Какая была тема урока? Расскажите, чему научились на уроке? Оцените свою работу на уроке.

Продолжите фразы:

сегодня на уроке я научился …

было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...

Своей работой на уроке я:

- доволен;

- не совсем доволен.

 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Л.Учиться оценивать свою учебную деятельность.

Р.Учиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.

К.Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, используя правила вежливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики для 3 классa: «Вычитание числа из суммы», разработанная для УМК "Перспектива".

Технологическая карта урока математики для 3 класс: «Вычитание числа из суммы», разработанная для УМК "Перспектива" в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех видов интеллекта (фи...

Технологическая карта урока математики 2 класс "Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд"+учебная презентация

Конспект урока математики 2 класс "Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд"+учебная презентация+ устный счет...

Технологическая карта урока Математика 1 класс. Тема: «Вычитание»

Технологическая карта урока УМК "Перспектива". Математика 1 класс. Тема:  «Вычитание»...

Технологическая карта урока математики Тема: «Сложение и вычитание вида +1+1, -1-1» (1 класс)

Цель деятельности учителя:  Формирование умения выполнять сложение вида  +1+1, вычитание вида   -1-1; оформлять решение. Совершенствовать умение решать примеры на основе знания нум...

Технологическая карта урока математики "Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)"

Познакомиться с названиями чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность), использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, закреплять навыки письмен...