Программа "Олимпус" по внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (2, 3, 4 класс) на тему
Образовательная программа «Олимпус» ориентирована на достижение результатов трех уровней:
Первый уровень результатов - приобретение школьником знаний, понимания социальной реальности.
Для достижения результатов первого уровня используются следующие формы деятельности: познавательные беседы, игры.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям.
Для достижения результатов второго уровня используются следующие формы деятельности: игры, конкурсы, дистанционные.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного действия вне школы.
Формы: дистанционные олимпиады, муниципальные и региональные олимпиады.
Программой предусмотрено достижение результатов всех трех уровней, начиная со второго класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Олимпус» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Факультативный курс «Олимпус» призван содействовать развитию познавательных возможностей учащихся по многим учебным предметам.
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, реализуется в направлении «общеинтеллектальное».
В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования особое внимание уделено развитию творческих способностей младших школьников не только на уроке, но и во внеучебной деятельности. В связи с этим актуальность приобретает работа учителя, направленная на привитие и повышение интереса учащихся к участию во всевозможных творческих конкурсах, интернет-конкурсах, фестивалях и олимпиадах различного уровня: от классных и общешкольных до всероссийских.
Данная программа предполагает, что общеинтеллектуальное развитие даст возможность учащимся развить интеллектуальные способности и повысить уровень своего образования и результативность участия в творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он способствует раскрытию интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка и создает условия для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся, ранней профилизации. Курс предполагает активное включение учащихся в творческий процесс и учит правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее. Практическая значимость программы заключается в повышении уровня участия в мероприятиях интеллектуальной направленности и возможности пополнять портфолио учащихся.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи:
- Развивать познавательную способность и активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека.
- Пробуждать и развивать устойчивый интерес учащихся к учебным предметам и мотивацию к их изучению.
- Развивать умение анализировать и решать задачи повышенной трудности
- Создать условия для применения полученных знаний на практике и в мероприятиях интеллектуальной направленности
Программа построена на основе принципа от простого к сложному: если во втором классе обучающиеся знакомятся с понятиями (мышление, восприятие, внимание образ, пространство и т.д.), то от класса к классу обучающиеся совершенствуют свои умения и навыки. Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- ориентацию на развитие обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса. Программа «Олимпус» рассчитана на 3 года: во 2 - 4 классах 34 часа в год, 1 час в неделю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА «ОЛИМПУС»
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Образовательная программа «Олимпус» ориентирована на достижение результатов трех уровней:
Первый уровень результатов - приобретение школьником знаний, понимания социальной реальности.
Для достижения результатов первого уровня используются следующие формы деятельности: познавательные беседы, игры,
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям.
Для достижения результатов второго уровня используются следующие формы деятельности: игры, конкурсы, дистанционные,
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного действия вне школы.
Формы: дистанционные олимпиады, муниципальные и региональные олимпиады.
Программой предусмотрено достижение результатов всех трех уровней, начиная со второго класса.
Для достижения результатов третьего уровня используются следующие формы деятельности: участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «ОЛИМПУС»
2-й класс
34 часа
Вводное занятие. Игра- конкурс « Проверь себя». (1ч)
Занимательные задания по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе.
Занимательная грамматика (8ч)
Игра «Зачем нужны звуки русского языка?» Знакомство с рифмой. Сочинение стишков. Беседа « Понятие. Общее и частное понятие». Игра « Шляпа Незнайки»
( разгадывание загадок, шарад, анаграмм и т.п.) Игра « Сыщик». Беседа « Что такое умозаключение, суждение, аналогия». Игры и задания на построение умозаключений. Знакомство с понятиями « Синонимы, антонимы». Коллективная игра « Мы - редакторы» (редактирование текстов). Беседа « Что такое анаграмма». Словесные головоломки «Буква-шалунья». Логические задачи. Задания занимательного характера. Конкурс проводится в игровой форме, аналогичной телеигре «Что? Где? Когда?»
Маленькая дверь в большой мир (8ч)
Составление слов-перевёртышей. Беседа « Логика. Воображение». Знакомство с правилами создания буриме. Коллективная творческая работа по сочинению загадок, буриме. «Материнский фольклор и его жанры», «Собственно детский фольклор и его жанры», «Сказка как фольклорный жанр» Беседа по темам: «Эпитет», «Сравнение», «Олицетворение». Командные соревнования «Самый наблюдательный». Линейный чайнворд. Коллективная работа по созданию кроссвордов. Работа с « Толковым словарем». Определение вида сказок. Сказочные приметы. Положительные и отрицательные герои. Построение сказок. Сказочные персонажи. Продолжие отрывков из стихотворений.
Математика – царица наук (8ч)
Игры: «Блиц-опрос». « Найди ошибку», «Поиск девятого». Занимательные задания на сравнения. Игры с числами: магический квадрат, загадки, фокусы с числами. Упражнения с числами: сложение, вычитание, умножение, деление.
Беседа « Закономерность». Игры на нахождение и построение закономерностей. Игра «Лабиринт». Составление буквенных выражений по задачам. Загадки о геометрических фигурах и телах. Задачи геометрического содержания. Решения задач на развитие логического мышления. Математические лабиринты. Ребусы.
Мир вокруг нас (8ч)
Путешествие по карте Кемеровской области. Изучение растительности, животного мира. Охрана природы. Экскурсия в краеведческий музей.
Практическое занятие по составлению плана местности. Задания на нахождение различных объектов на карте, глобусе. Природные зоны России. Решение задач по охране природных зон. Сообщения учащихся. Презентации, видеофрагменты.
Итоговые занятия (1ч)
Летние задания на развитие способностей
3-й класс
34 часа
Вводное занятие. Конкурс знатоков «Эрудит» (1ч)
Разгадывание кроссвордов и ребусов, содержащих задания по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру.
Занимательная грамматика (7ч)
Упражнения: гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки». Игры «Поймай словечко» и «Словесный кузовок». Работа с синонимами, антонимами и «крылатыми» высказываниями. Упражнения в определении ударения в словах. Занимательные словесные головоломки. Составление слов- перевертышей. Прочти фразу. Стихотворные шарады. Составление шарад по слогам, словам. Буриме. Стихотворные шарады. Составление шарад по слогам, словам. Буриме.
Маленькая дверь в большой мир (8ч)
Загадки-вопросы. Загадки-противопоставления. Загадки-сравнения. Загадки – описания. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Аллегория. Гипербола и литота. Работа с пословицами и поговорками. Путешествие по сказкам. Беседа «Трагизм. Юмор, сатира, каламбур как средство создания комического». Сообщения учащихся по темам: «Жанры эпоса», «Жанры лирики», «Жанры драмы», «Лироэпические жанры». Сообщения ребят по темам: «Материнский фольклор и его жанры», «Собственно детский фольклор и его жанры», «Взрослый фольклор и его жанры», «Сказка как фольклорный жанр». Сказочные персонажи. Продолжи отрывки из произведений.
Математика – царица наук (10ч)
Магические квадраты. Занимательные задачки. Математические головоломки. Шуточные задачки. Задачи в стихах. Найди закономерность. Продолжи ряд. Игры с числами. Действия над числами. Загадки о геометрических фигурах и телах. Задачи геометрического содержания. Математические лабиринты. Ребусы. Знакомство со старинными мерами длины. Составление и разгадывание кроссвордов. Составление буквенных выражений по задачам. Игры на нахождение и построение закономерностей. Задания на внимание, воображение, логику.
Мир вокруг нас (6ч)
Экскурсия в краеведческий музей. Путешествие по карте Кемеровской области. Путешествие по карте звёздного неба. Просмотр фильма. Сообщения учащихся.
Итоговые занятия (2ч)
Конкурс «Что? Где? Когда?». Летние задания на развитие способностей.
4-й класс
34 часа
Вводное занятие. Конкурс знатоков «Эрудит» (1ч)
Разгадывание кроссвордов и ребусов, содержащих задания по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру.
Занимательная грамматика (8 ч)
Упражнения: гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки». Игры «Поймай словечко» и «Словесный кузовок». Работа с синонимами, антонимами и «крылатыми» высказываниями. Упражнения в определении ударения в словах. Занимательные словесные головоломки. Составление слов- перевертышей. Прочти фразу. Стихотворные шарады. Составление шарад по слогам, словам. Буриме. Стихотворные шарады. Составление шарад по слогам, словам. Буриме. Ударение фиксированное, музыкальное, количественно-силовое, силовое. Смысловое ударение. Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами. Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению. Различение паронимов
Маленькая дверь в большой мир (8ч)
Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Аллегория. Гипербола. Работа с пословицами и поговорками. Материнский фольклор и его жанры, собственно детский фольклор и его жанры, взрослый фольклор и его жанры, сказка как фольклорный жанр. Беседа «Трагизм. Юмор, сатира, каламбур как средство создания комического». Сообщения учащихся по темам: «Жанры эпоса», «Жанры лирики», «Жанры драмы», «Лироэпические жанры». Составление слов-перевертышей. Прочти фразу. Летопись и летописцы. Славяне и их просветители. Первый детский поэт. Первые нравоучительные статьи. Первые детские писатели.
Математика – царица наук (8ч)
Магические квадраты. Занимательные задачки. Математические головоломки. Шуточные задачки. Задачи в стихах. Найди закономерность. Продолжи ряд. Игры с числами. Действия над числами. Загадки о геометрических фигурах и телах. Задачи геометрического содержания. Математические лабиринты. Ребусы. Упражнения с числами: сложение, вычитание, умножение, деление. Игры на нахождение и построение закономерностей. Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач повышенной трудности
Мир вокруг нас (8ч)
Почему наш организм работает слаженно. Учимся решать жизненные задачи Экскурсия в краеведческий музей. Путешествие по карте Кемеровской области. Как человек использует свойства воды, воздуха. Свойства горных пород и минералов, их применение. Природа, вещества, явления. Какие тайны открылись ныне живущему поколению людей? Задачи на тему: «Как нам жить, чтобы сохранить природу?»
Итоговые занятия (1ч)
Конкурс «Что? Где? Когда?». Летние задания на развитие способностей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | |
Занятия (теория) | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Занимательная грамматика | 8 | 8 | |
3 | Маленькая дверь в большой мир | 8 | 8 | |
4 | Математика- царица наук | 8 | 8 | |
5 | Мир вокруг нас | 8 | 7 | 1 |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 33 | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-й класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | |
Занятия (теория) | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Занимательная грамматика | 7 | 7 | |
3 | Маленькая дверь в большой мир | 8 | 8 | |
4 | Математика- царица наук | 10 | 10 | |
5 | Мир вокруг нас | 6 | 5 | 1 |
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого | 34 | 33 | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4-ый класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | |
Занятия (теория) | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Занимательная грамматика | 8 | 8 | |
3 | Маленькая дверь в большой мир | 8 | 8 | |
4 | Математика- царица наук | 8 | 8 | |
5 | Мир вокруг нас | 8 | 7 | 1 |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 33 | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«ОЛИМПУС»
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и к различным способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности:
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации к учению;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности и неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживание им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные УУД
Учащиеся смогут:
- адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать мнения других людей, отличные от собственной позиции, и координировать действия в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Учащийся получит возможность научиться:
- расширенному поиску информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- составлять целое из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- сравнивать классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык.
Способы определения результативности занятий курса внеурочной деятельности "ОЛИМПУС":
диагностика проводится в начале и конце учебного года;
участие обучающихся:
в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях;
математических декадах (составление кроссвордов, викторин и т. д.);
интеллектуальных играх (КВН, "парад умников", "брейн-ринг" и т. д.);
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Учебное оборудование
1.1. Парты.
1.2. Стулья ученические.
1.3. Доска магнитная.
- Мультимедийное оборудование
2.1. Компьютер.
2.2. Проектор.
3. Дидактический материал
3.1. Гербарий.
3.2. Сюжетные картинки.
3.3. Тематические таблицы.
Библиотечный фонд
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
3. .Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
4. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
5. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.
6. Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.
7. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2013 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
8.Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
9. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
10. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
11. Русский медвежонок – 2007. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2008.
12. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm
13. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
14 . Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к
художественной литературе как к искусству; Науч. исслед. ин-т общей педагогики Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1982.
15. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОЛИМПУС»
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий |
Вводное занятие | 1 | ||
Интеллектуальные способности человека. Игра- конкурс « Проверь себя». | 1 | Беседа « Способности человека». Работа с « Толковым словарем» (значения слов: способности, интеллект). Занимательные задания по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе. | |
Занимательная грамматика | 8 | ||
Фонетика – это интересно. | 1 | Игра «Зачем нужны звуки русского языка?» | |
Игры на развитие творческого мышления. | 1 | Знакомство с рифмой. Сочинение стишков. | |
Понятия «общее»- «частное». Игры на развитие мышления. | 1 | Беседа « Понятие. Общее и частное понятие». Игра « Шляпа Незнайки» ( разгадывание загадок, шарад, анаграмм и т.п.) | |
Существенные и несущественные признаки. | 1 | Игра « Сыщик». Путешествие по страницам сказки « Снежная королева». | |
Что такое умозаключение, суждение, аналогия. | 1 | Беседа « Что такое умозаключение, суждение, аналогия». Игры и задания на построение умозаключений. | |
7 | Синонимы, антонимы, Редактирование текста. | 1 | Знакомство с понятиями « Синонимы, антонимы». Коллективная игра « Мы - редакторы» (редактирование текстов). |
8 | Анаграммы. | 1 | Беседа « Что такое анаграмма». Словесные головоломки «Буква-шалунья». Логические задачи. |
9. | Конкурс « Всезнайка» | 1 | Задания занимательного характера. Конкурс проводится в игровой форме, аналогичной телеигре «Что? Где? Когда?» |
Маленькая дверь в большой мир | 8 | ||
10 | Палиндром как форма занимательных словесных головоломок. | 1 | Составление слов-перевертышей. ( «Прочти фразу.» и др.) |
11 | Логика и воображение. Создание загадок и буриме. | 1 | Беседа « Логика. Воображение». Знакомство с правилами создания буриме. Коллективная творческая работа по сочинению загадок, буриме. Игра « Вовка в тридевятом государстве» |
12 | Устное народное творчество | 1 | «Материнский фольклор и его жанры», «Собственно детский фольклор и его жанры», «Сказка как фольклорный жанр» |
13 | Изобразительно-выразительные средства в художественной литературе. | 1 | Беседа по темам: «Эпитет», «Сравнение», «Олицетворение». Командные соревнования « Самый наблюдательный». |
14 | Отгадываем чайнворды и сканворды. Придумываем сами. | 1 | Линейный чайнворд. Коллективная работа по созданию кроссвордов. Работа с « Толковым словарем». |
15 | Виды сказок | 1 | Определение вида сказок (волшебные, анималистические, бытовые…) |
16 | «Законы» волшебных сказок. | 1 | Сказочные приметы. Положительные и отрицательные герои. Построение сказок. |
17 | Викторина «По страницам детских книг». | 1 | Сказочные персонажи. Продолжи отрывки из стихотворений. |
Математика – царица наук | 8 | ||
18 | Задачи на внимание. Интеллектуальные игры и упражнения. | 1 | Игры: «Блиц-опрос». « Найди ошибку», «Поиск девятого». Занимательные задания на сравнения (предметов, описаний и т.п.) |
19 | Мир чисел. | 1 | Игры с числами: магический квадрат, загадки, фокусы с числами. |
20 | Действия над числами. | 1 | Упражнения с числами: сложение, вычитание, умножение, деление. |
21 | Что такое закономерность. | 1 | Беседа « Закономерность». Игры на нахождение и построение закономерностей. Игра « Лабиринт». |
22 | Блиц – турнир. | 1 | Составление буквенных выражений по задачам. |
23 | Геометрические фигуры и тела. | 1 | Загадки о геометрических фигурах и телах. Задачи геометрического содержания. |
24 | Логические задачи. | 1 | Решения задач на развитие логического мышления. |
25 | КВН «Внималка -Сосчиталка». | 1 | Математические лабиринты. Ребусы. |
Мир вокруг нас | 8 | ||
26 | Изучаем родной край. | 1 | Путешествие по карте Кемеровской области. Изучение растительности, животного мира. Охрана природы. |
27 | Достопримечательности Кузбасса | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. |
28 | План, карта, глобус. | 1 | Практическое занятие по составлению плана местности. Задания на нахождение различных объектов на карте, глобусе. |
29 | Экологические экосистемы | 1 | Сообщения учащихся. Презентации, видеофрагменты. |
30 | Природные зоны | 1 | Природные зоны России. Решение задач по охране природных зон. |
31 | Подземные богатства нашей Родины | 1 | Сообщения учащихся. Презентации, видеофрагменты. |
32 | Как сберечь нашу планету. | 1 | Сообщения учащихся. |
33 | Конкурс «Умники и Умницы». | 1 | Конкурс проводится по типу телевикторины «Умницы и умники» |
34 | Итоговое занятие | 1 | |
О чем бы я хотел узнать? | Летние задания на развитие способностей |
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий |
Вводное занятие | 1 | ||
1 1 | Конкурс знатоков «Эрудит». | 1 | Кроссворды, ребусы, задачи в стихах, загадки, головоломки. |
Занимательная грамматика | 7 | ||
2 | Фонетика – это интересно. Зачем нужны звуки языка? | 1 | Упражнения: гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки». |
3 | Кириллица и глаголица. Как исчезли некоторые буквы? | 1 | Игры «Поймай словечко» и «Словесный кузовок». |
4 | Синонимы, антонимы, фразеологизмы. | 1 | Работа с синонимами, антонимами и «крылатыми» высказываниями. |
5 | Русское словесное ударение. | 1 | Упражнения в определении ударения в словах. |
6 | Слова – перевёртыши. | 1 | Занимательные словесные головоломки. Составление слов- перевертышей. Прочти фразу. |
7 | Словесные шарады. | 1 | Стихотворные шарады. Составление шарад по слогам, словам. Буриме. |
8 | Конкурс знатоков русского языка «Веселый интеллектуал». | 1 | Конкурсы «Веселые буквы», «Тайны русского языка». |
Маленькая дверь в большой мир | 8 | ||
9 | Создание загадок. | 1 | Загадки – вопросы. Загадки – противопоставления. Загадки – сравнения. Загадки – описания. |
10 | Изобразительно- выразительные средства в художественной литературе. | 1 | Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Аллегория. Гипербола и литота. |
11 | В мире пословиц и поговорок. | 1 | Работа с пословицами и поговорками. |
12 | Великаны и гномы из сказок. | 1 | Путешествие по сказкам. |
13 | Трагическое и комическое. | 1 | Беседа «Трагизм. Юмор, сатира, каламбур как средство создания комического». |
14 | Жанры художественной литературы | 1 | Сообщения учащихся по темам: «Жанры эпоса», «Жанры лирики», «Жанры драмы», «Лироэпические жанры». |
15 | Устное народное творчество. | 1 | Сообщения ребят по темам: «Материнский фольклор и его жанры», «Собственно детский фольклор и его жанры», «Взрослый фольклор и его жанры», «Сказка как фольклорный жанр». |
16 | Викторина «По страницам детских книг». | 1 | Сказочные персонажи. Продолжи отрывки из произведений. |
Математика – царица наук | 10 | ||
17 | Логические задачи. Интеллектуальные витаминки. | 1 | Магические квадраты. Занимательные задачки. Математические головоломки. Шуточные задачки. Задачи в стихах. |
18 | Цепочка логических мини- задач. | 1 | Найди закономерность. Продолжи ряд. |
19 | Мир чисел. | 1 | Игры с числами. Действия над числами. |
20 | Геометрические фигуры и тела. | 1 | Загадки о геометрических фигурах и телах. Задачи геометрического содержания. |
21 | КВН «Внималка – Сосчиталка». | 1 | Математические лабиринты. Ребусы. |
22 | Старинные меры длины. | 1 | Знакомство со старинными мерами длины. |
23 | Кроссворды. | 1 | Составление и разгадывание кроссвордов. |
24 | Блиц – турнир. | 1 | Составление буквенных выражений по задачам. |
25 | Что такое закономерность. | 1 | Игры на нахождение и построение закономерностей. |
26 | Конкурс знатоков математики. | 1 | Задания на внимание, воображение, логику. |
Мир вокруг нас | 6 | ||
27 | Достопримечательности Кузбасса. | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. |
28 | Изучаем родной край. | 1 | Путешествие по карте Кемеровской области. |
29 | Планеты и звёзды. | 1 | Путешествие по карте звёздного неба. |
30 | Природа и человек. | 1 | Просмотр фильма. |
31 | Интересное из жизни насекомых. | 1 | Сообщения учащихся. |
32 | Кто в аквариуме живёт. | 1 | Сообщения учащихся. |
Итоговые занятия | 2 | ||
33 | Конкурс «Всезнайка». | 1 | Конкурс «Что? Где? Когда?» Задания подбираются произвольно. |
34 | О чем бы я хотел узнать? | 1 | Летние задания на развитие способностей. |
4 класс (34 часа)
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий |
Вводное занятие. | 1 | ||
1 | Конкурс знатоков «Эрудит». | 1 | Кроссворды, ребусы, задачи в стихах, загадки, головоломки. |
Занимательная грамматика | 8 | ||
2 | Фонетика – это интересно! | 1 | Беседа «Как рождаются звуки?» Упражнения: гласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки». |
3 | Русское словесное ударение | 1 | Ударение фиксированное, музыкальное, количественно-силовое, силовое. Смысловое ударение. |
4 | Исследование иностранных слов | 1 | Работа с этимологическим словарём |
5 | Ох уж эти фразеологизмы!... | 1 | Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами |
6 | Про омонимы и их разновидности | 1 | Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению. |
7 | Что такое «паронимы» | 1 | Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов |
8 | В поисках сбежавших головоломок | 1 | Решение занимательных заданий |
9 | Конкурс знатоков русского языка «Веселый интеллектуал». | 1 | Конкурсы «Веселые буквы», «Тайны русского языка». |
Маленькая дверь в большой мир | 8 | ||
10 | Жанры художественной литературы | 1 | Сообщения учащихся по темам: «Жанры эпоса», «Жанры лирики», «Жанры драмы», «Лироэпические жанры». |
11 | Устное народное творчество | 1 | Сообщения ребят по темам: «Материнский фольклор и его жанры», «Собственно детский фольклор и его жанры», «Взрослый фольклор и его жанры», «Сказка как фольклорный жанр» |
12-13 | Изобразительно-выразительные средства в художественной литературе. | 2 | Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Аллегория. Гипербола и литота. |
14 | Трагическое и комическое. | 1 | Беседа «Трагизм. Юмор, сатира, ирония, каламбур как средство создания комического» |
15 | Палиндром как форма занимательных словесных головоломок | 1 | Составление слов-перевертышей. Прочти фразу. |
16 | У истоков русской детской литературы | 1 | Летопись и летописцы. Славяне и их просветители. Первый детский поэт. Первые нравоучительные статьи. Первые детские писатели. |
17 | Конкурс знатоков литературы «Сейф с секретом» | 1 | Задания подбираются учителем произвольно. |
Математика – царица наук | 8 | ||
18 | Задачи на внимание. Интеллектуальные витаминки. | 1 | Игры: Блиц-опрос. Найди ошибку. Поиск девятого. |
19 | Мир числа. | 1 | Игры с числами: магический квадрат, загадки, фокусы с числами. |
20 | Действия над числами. | 1 | Упражнения с числами: сложение, вычитание, умножение, деление. |
21 | Геометрия вокруг нас | 1 | Загадки о геометрических фигурах и телах. Задачи геометрического содержания. |
22 | Комбинаторные задачи по математике. | 1 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. |
23-24 | Логические задачи | 2 | Решение задач повышенной трудности. |
25 | Конкурс знатоков «В гостях у Царицы-Математики» | 1 | Задачи в стихах, игры «Задания из конвертов» и «Логические концовки», конкурс «Гонка за лидером». |
Мир вокруг нас | 8 | ||
26 | Как устроен организм человека | 1 | Почему наш организм работает слаженно. Учимся решать жизненные задачи |
27 | Свойства воды, воздуха | 1 | Как человек использует свойства воды, воздуха |
28 | Изучаем родной край. | 1 | Путешествие по карте Кемеровской области. |
29 | Достопримечательности Кузбасса | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. |
30 | Горные породы и минералы | 1 | Свойства горных пород и минералов, их применение. |
31 | Человек проникает в тайны природы | 1 | Природа, вещества, явления. Какие тайны открылись ныне живущему поколению людей? |
32 | Экологические задачи | 1 | Решение задач на тему: «Как нам жить, чтобы сохранить природу?» |
33 | Конкурс по окружающему миру «Удивительное рядом» | 1 | Задания подбираются учителем произвольно. |
Итоговое занятие | 1 | ||
34 | О чем бы я хотел узнать? | 1 | Летние задания на развитие способностей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....