РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО МАТЕМАТИКЕ. Статья
статья по математике по теме

Голованова Светлана Анатольевна

Статья на тему" Работа с одаренными детьми в начальной школе по математике".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi_statya.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

С.А.Голованова, учитель начальных классов МБОУ «Школа №57» Кировский район, РТ

А.Р.Сагдиева , учитель начальных классов МБОУ «Школа №57» Кировский район, РТ

         В последнее время стала актуальна проблема развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.  Каждый ребёнок талантлив по-своему и нуждается во внимании со стороны учителей и родителей. Обучение одарённых детей - задача  действий многих специалистов. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию  личности,  находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.

                                       «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

                                           Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

                                                                                               В.А.Сухомлинский

                                                                                                                                       

      Развитие и сохранение одарённости детей — важнейшая проблема  общества. Учителю необходимо  создать условия, понять и поддержать ранние проявления творческих способностей, способствовать развитию личности ребенка, выбрать  методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.

      Особенности работы с одаренными детьми в школе

Федеральные стандарты второго поколения в образовательном процессе делают акцент на деятельностный подход,  т.е. способности быть творцом, автором, уметь ставить цель, искать способы  достижения,  использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на  его творческую переработку, на развитие интеллектуальных умений,  на  формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: пониманием закономерностей, решением  проблемных ситуаций, дать школьнику возможность раскрыть  качества, лежащие в основе творческого мышления.

Что же понимается под термином «одаренность»?        

        Одаренность  это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах.

        Формы работы с одаренными детьми        

     Работа с одарёнными детьми распадается на две формы - урочную и внеурочную. Нежелательно в условиях школы выделять таких учащихся в особые группы для обучения. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей адаптации одаренных детей и  выявления скрытой до определенного времени одаренности.

       Психологические особенности одаренных детей

        У одаренных ребят есть еще один стимул – побеждать.      Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог, чтобы привить ребенку вкус к серьезной работе.  Вводя талантливого ребенка в предмет исследования необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений,  а также придумывание ребенком качественно новых идей.

Математика  является одними из тех предметов, где индивидуальные особенности (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) имеют решающее значение для её усвоения. По этим качествам знаний обычно судят об одаренности детей.

       Следовательно, при обучении математике учителю необходимо:

- увидеть индивидуальность в каждом одаренном ребёнке;

- раскрыть эту индивидуальность;        

- участвовать в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, тем самым дать возможность проявить её в жизни;   т. д.

- развивать одаренного ребенка  как  личность. 

 Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Для привития интереса к математике использую задачи повышенной сложности , готовимся и проводим олимпиады, знакомимся с историей математики, решаем старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций  и критически мыслить.

Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся.

Технология проблемного обучения . Решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности школьников. Главная функция проблемного обучения – развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Реализуя технологию проблемного обучения, чаще всего использую проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Это позволяет учащимся приобрести определенный опыт творческой деятельности, который необходим в процессе исследований.

Методика обучения в малых группах .  Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3–4 подгруппы. Желательно, чтобы в каждую из них вошли 5–7 человек.  Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на  вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают,  делают дополнения. Игровая ситуация позволяет создать эмоциональный настрой и побудить школьников к более  разнообразной и напряжённой работе. 

3Технология проективного обучения . В основе технологии проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности.  Важно, что проектное обучение  позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает им возможность осознать ситуацию успеха в обучении,  получить удовлетворение от результатов своего труда.

         Урочная  и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Все задания носят поисковый характер: придумать, найти, составить, выбрать, нарисовать. В урочной деятельности развивать математические способности помогают занимательные задачи, задачи повышенной сложности, предложенные в учебнике. В целях поддержки интереса к предмету, я использую на своих уроках танграммы, занимательные вопросы, задачи – шутки, логические задачи на поиск недостающих фигур, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности.

Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», использую  нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.

 У одарённых детей  проявляется потребность в  поисковой и  исследовательской активности – это  позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает  стремление к открытиям,  самопознанию, активному умственному труду. Учитель в этой ситуации выступает  помощником, направляющим поиск решения проблемы. Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. На уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности.  Учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу и  ее успешное выполнение. Работа по дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания материала,  умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умение учиться. Использую разноуровневые задания не только на уроках, но и в виде домашнего задания. Индивидуальное развитие одарённости во внеурочное время направлено  на подготовку к предметным олимпиадам, интеллектуально-творческим конкурсам, викторинам, играм.

Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того, чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

 Литература

         1.Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.

         2.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003

         3.Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

        4.Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова

        5. Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст]/ А. И. Савен-ков – М.: Сентябрь, 2010-208 с.

        6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009 - 41 с.

Ссылки на интернет-ресурсы:

        1.Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка - http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/15/detskaya-odaryonnost-priznakividyosobennosti-lichnosti-odaryonnogo

       2.Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения - http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....

Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....