Основные виды упражнений для устного счёта
методическая разработка по математике (1 класс) на тему
При проведении устного счёта каждый учитель придерживается следующих требований:
· Упражнения для устного счёта выбираются не случайно, а целенаправленно.
· Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
· Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
· К устному счету должны привлекаться все ученики.
· При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
Устный счет может быть построен в следующей форме:
· Задания на развитие и совершенствование внимания. Например, найди закономерность, и реши пример, продолжи ряд.
· Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.
· Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)
· Устные упражнения с использованием дидактических игр.
1. Основные виды упражнений для устных вычислений
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:
1)Нахождение значений математических выражений.
Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.
например:
· найдите разность чисел 18 и 9
· найдите значение выражения а – в, если а=16, в=8
Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:
· из 10 – 9
· 10 минус 9
· уменьшаемое 10, вычитаемое 9, найдите разность.
· найти разность чисел 10 и 9.
· уменьшить 10 на 9 и т. д.
· на сколько10 больше, чем 9?
· на сколько 9 меньше, чем10
Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.
Выражения могут включить одно и более действий. Выражения с несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных ступеней, например:
Могут быть со скобками или без скобок: 90 – (20+10); ( 9+5) -4. как и выражения в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную формулировку, например:
· из 90 вычесть сумму чисел 20 и 10;
· уменьшаемое выражено суммой чисел 9 и 5, вычитаемое-4.
Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными числами (7 – 4), с двузначными (70 – 40, 72 – 48), с трехзначными (700 – 400, 720 – 480) и т. д., с натуральными числами и величинами (200 15, 2м – 15см). Однако, как правило, приемы устных вычислений должны сводиться к действиям над числами в пределах 100. так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200 – 4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72 сотни – 48 сотен) и значит, его можно предлагать для устных вычислений.
Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий.
2) Сравнение математических выражений.
Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.
· 6 + 4 * 4 + 6;
· 20 + 7 * 20 + 5;
· 20 8 * 18 10;
· 8 9 * 8 10.
Вместо «*» поставить знак <, >, =.
Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8 (10 + 2) = 8 10 +….
Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.
Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.
3) Решение уравнений.
Это, прежде всего простейшие уравнения(х + 2 = 10) и более сложные (15 · х – 9 = 51).
Уравнение можно предлагать в разных формах:
· из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?
· решение уравнения х · 8 = 72;
· найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25
· Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число задумал Николай?
Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.
4) Решение задач.
Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.
Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
В практике школы данные виды устных упражнений изменяются и дополняются самими учителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_statya.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
При проведении устного счёта каждый учитель придерживается следующих требований:
- Упражнения для устного счёта выбираются не случайно, а целенаправленно.
- Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
- Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
- К устному счету должны привлекаться все ученики.
- При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
Устный счет может быть построен в следующей форме:
- Задания на развитие и совершенствование внимания. Например, найди закономерность, и реши пример, продолжи ряд.
- Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.
- Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)
- Устные упражнения с использованием дидактических игр.
- Основные виды упражнений для устных вычислений
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:
1)Нахождение значений математических выражений.
Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.
например:
- найдите разность чисел 18 и 9
- найдите значение выражения а – в, если а=16, в=8
Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:
- из 10 – 9
- 10 минус 9
- уменьшаемое 10, вычитаемое 9, найдите разность.
- найти разность чисел 10 и 9.
- уменьшить 10 на 9 и т. д.
- на сколько10 больше, чем 9?
- на сколько 9 меньше, чем10
Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.
Выражения могут включить одно и более действий. Выражения с несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных ступеней, например:
Могут быть со скобками или без скобок: 90 – (20+10); ( 9+5) -4. как и выражения в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную формулировку, например:
- из 90 вычесть сумму чисел 20 и 10;
- уменьшаемое выражено суммой чисел 9 и 5, вычитаемое-4.
Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными числами (7 – 4), с двузначными (70 – 40, 72 – 48), с трехзначными (700 – 400, 720 – 480) и т. д., с натуральными числами и величинами (200 15, 2м – 15см). Однако, как правило, приемы устных вычислений должны сводиться к действиям над числами в пределах 100. так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200 – 4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72 сотни – 48 сотен) и значит, его можно предлагать для устных вычислений.
Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий.
2) Сравнение математических выражений.
Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.
- 6 + 4 * 4 + 6;
- 20 + 7 * 20 + 5;
- 20 8 * 18 10;
- 8 9 * 8 10.
Вместо «*» поставить знак <, >, =.
Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8 (10 + 2) = 8 10 +….
Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.
Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.
3) Решение уравнений.
Это, прежде всего простейшие уравнения(х + 2 = 10) и более сложные (15 · х – 9 = 51).
Уравнение можно предлагать в разных формах:
- из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?
- решение уравнения х · 8 = 72;
- найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25
- Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число задумал Николай?
Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.
4) Решение задач.
Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.
Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
В практике школы данные виды устных упражнений изменяются и дополняются самими учителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
устный счёт в виде теста 2 класс "Табличное умножение"
Материал теста посвящён табличным случаям умножения чисел.На электронном носителе дети воспринимают лучше, с большей заинтересованностью. Результат сразу же показывается на мониторе. Можно использоват...
Презентация к уроку математики 2 кл. "Угол. Виды углов и треугольников." (для этапа "Устный счёт")
Данную презентацию можно использовать во второй части устного счёта к уроку математики во 2 классе "Угол. Виды углов и треугольников." (см. мой конспект к этому уроку). Ребятам предстоит справиться с...
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальной школе
В данном материале ракрываютс особенности проведения в начальной школе основных орфографических упражнений таких, как списывание, диктант, орфографический разбор, изложение, сочинение....
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах
В методических рекомендациях представлена методика проведения основных видов орфографических упражнений в начальных классах: правила списывания и методика проведения контрольного списывания, алг...
Сборник упражнений для устного счёта по теме "Большие Вязёмы" (3-4 класс)
Данные упражнения помогут закрепить навык устного счёта ученикам 3-4 класса и помогут получить первичные знания о Больших Вязёмах Московской области...
Статья. Значение и виды устного счёта на уроках математики в начальной школе
В статье приведены примеры, как разнообразить устный счёт на уроках математики в начальной школе....
Технологическая карта урока по математике 1 класс "Школа России" "Сложение в пределах 15. Сложение вида +2, +3. Устный счёт. Логические задачи"
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения решать примеры в пределах 15 и сложения +2, + 3.Задачи урока Планируемые результатыДидактические: 1. Позна...