Математический КВН "Гость Волшебной поляны" 4 класс
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему

Светлана Павловна Захарова

Данный материал  можно использовать на уроках математике и во внеурочной деятельности, сожержит познавательный и интересный материал, связанный со старинными мерами длины, а также логические задания, ребусы, загадки, буриме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kvn_setevoe.odt39.98 КБ

Предварительный просмотр:

Математический КВН «Гость Волшебной поляны»

Ведущий: Внимание! Внимание!

                Приглашаем всех девчонок и мальчишек отправиться с нами в весёлую    страну  «Математика» на Волшебную поляну. Кто будет гостем этой поляны нам предстоит угадать. Не забудьте взять с собой остроту мысли, находчивость, смекалку и сообразительность. Наши команды уже прибыли к месту старта.

Помогать мне будут Сажень, Вершок и Аршин. О них мы узнаем немного попозже.

А перед нами лучшие математики школ 5, 12, 52, … ., которые не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи, любознательны, живут всегда дружно и весело.

Командам приготовиться к приветствиям.

Оценивать Вас будет требовательное жюри …

Итак , ваши приветствия.

  1.Конкурс «Приветствие»

1 команда:  Наша команда …

                   Будем думать.

                   Будем решать,

                   Будем друг другу

                   Во всём помогать!

2 команда:  Наша команда …

                   Мы знаем всё,

                   Нас знают все

                   И мы уверены в себе.

                   Мы победить хотим в игре!

3 команда:  Наша команда ...

                   Будем дружно мы играть,

                   И точнее всех считать.

                   Ожидает нас успех,

                   Мы,конечно, лучше всех.

Ведущий: Чтоб всё в игре прошло без заминки,

                  Её мы начнём, ну конечно, с разминки!

  1. Конкурс «Разминка» ( за правильный ответ -1 балл) (1 минута на команду.)

Вопросы 1-й команде:

     1.  Назовите результат, получаемый при умножении. (произведение)

     2  .Сколько центнеров в 1 т?  (10ц)

  1. Сколько всего десятков в числе 785? (78)
  2. Какое число следует за числом 999?  (1000)
  3. Назовите седьмой месяц от начала года?  (июль)
  4. Чему равно число, если его половина 80? (160)
  5. Назовите наименьшее пятизначное число? (10000)
  6. Увеличьте 120 в 3 раза. (360)
  7. Сколько дней в неделе? (7)
  8. Сколько вершин у ромба? (4)
  9. Уменьшаемое 96, вычитаемое 17, назовите разность.  (79)
  10. Сколько ног у паука? (8)

Вопросы 2-й команде:

  1. Назовите результат, получаемый при делении. ( Частное)
  2. Сколько кг в 1 т? (1000)
  3. В каком числе 70 десятков?  (700)
  4. Какое число предшествует числу 10000?  (9999)
  5. Делимое 560, делитель 7. Назовите частное.  (80)
  6. Уменьшите 935 на 35.  (900)
  7. Чему равна треть числа 210?   (70)
  8. Сколько дней в 11 неделях? (77)
  9. Сколько лет в 1веке?  (100)
  10. Чему равна площадь квадрата со стороной 6 кв.см? (36 см²)
  11.  Назовите наибольшее четырёхзначное число. (9999)
  12. У двух носорогов 2 рога. Сколько рогов у 100 носорогов? (100)

Вопросы 3-й команде:

  1. Назовите результат сложения.  (сумма)
  2. Сколько метров в 1 км? (1000)
  3. В каком числе 12 сотен? (1200)
  4. Какое число следует за числом 499? (500)
  5. Назовите число, если его четвёртая часть 25? (100)
  6. Пятый месяц от  года.  (май)
  7. 150 увеличить в 3 раза. (450)
  8. Уменьшаемое 74, вычитаемое 15. Чему равна разность.(59)
  9. Чему равен периметр квадрата  со стороной 16 см? (64 см)
  10. У крышки стола отпилили два угла. Сколько углов стало?  (6)
  11. Назовите наименьшее шестизначное число. (1 млн.)
  12.  Сумму 8 и 8 умножили на 0.            (0)

Ведущий:

 Пока Жюри подсчитывает баллы за два конкурса, я представлю моих помощников. Это Аршин, Сажень и Вершок. Как вы думаете, кто они такие?давайте познакомимся с ними поближе. Будьте внимательны, т.к. следующее задание будет связано с ними.

 Не имели наши предки

 Ни линейки, ни рулетки.

 Но могли предмет любой

 Измерять самим собой.

 Ткани мерили локтями,

 Землю мерили лаптями,

 И имели пальцев пять -

 Щели в доме измерять.

 В общем, жили не тужили,

  Не хлебали лаптем щей,

  И всему на свете были

  Люди — мерою вещей!

 Аршин - Есть различные версии происхождения аршинной меры длины. Возможно, первоначально, "аршин" обозначал длину человеческого шага (порядка семидесяти сантиметров, при обычной ходьбе по равнине, в среднем темпе) и  являлся базовой величиной для других крупных мер определения длины, расстояний (сажень, верста). Корень "АР" в слове  а р ш и н - в древнерусском языке (и в других, у соседних народов) означает "ЗЕМЛЯ", "поверхность земли", "борозда" и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. Было и другое название этой меры – ШАГ.   1 аршин  = 71,12 см
(на аршин обычно наносили деления в вершках) 

САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению  саженей было больше десяти. Эта старинная мера длины упоминается Нестором в 1017г. Наименование с а ж е н ь происходит от глагола сягать (досягать) - на сколько можно было дотянуться рукой. 

1 сажень = 2,1336 метра 

Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - полвершки и четвертьвершки. 

1 вершок =  4,445 сантиметра
- старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). 

ПЯДЬ (пядница) - древняя русская мера длины. МАЛАЯ ПЯДЬ (говорили - "пядь"; с 17-го века она называлась - "четверть" <аршина>) - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17,78 см

Старые наши иконописцы величину икон измеряли пядями.

Локоть - исконно древнерусская мера длины, известная уже в 11 веке. Локоть широко применяли в торговле — как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном - локоть был основной мерой. 1 локоть = 44 см (по разным источникам от 38 до 47 cm) 

ВЕРСТА - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении - 213,36 X 500 = 1066,8 м.
"Верстой" также назывался верстовой столб на дороге. 

   3.Конкурс «Последовательность» (Расположите старинные меры длины в порядке возрастания)

Сажень, вершок, пядь, аршин, верста, локоть.

(вершок, пядь, локоть, аршин, сажень, верста)         2 балла

  4. Конкурс «Задачи-незадачи»

 Условие конкурса: 6 заданий задаются  трём командам. Какая команда быстрее и правильнее ответит. За каждый правильный ответ 2 балла.

 

1. На берёзе сидели две вороны. Одна смотрела на север, другая на юг.

  • У тебя, – говорит одна ворона, – лапки в грязи.
  • – А у тебя, – отвечает другая, – клюв в земле.

Как же так, смотрят в разные стороны, а друг друга видят?

  1. Доску длиной 4 метра распилили на части по метру. Чтобы сделать один распил доски, нужно 5 минут. За сколько минут распилили доску? (За 15 минут 3 распила.)
  1. Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (3)
  2. Когда мы смотрим на 2, а говорим 10? (Когда на часах 2 часа дня.)
  3. В каком процессе вода заменила солнце, через 600 лет ее заменил песок, а еще через 1100 лет всех их заменил механизм?  (в процессе измерения времени-часы)
  4. Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,..) и названий дней (понедельник, вторник, среда…) 
  5. Какое число уменьшится на треть, если его перевернуть?  (9)
  6. У трёх маляров был брат Иван, а у Ивана братьев не было. Как это могло быть? (У Ивана были три сестры)  

5.Конкурс «Магические фигуры»

Условие конкурса: Каждой команде даётся фигура. Надо за 3 минуты цифры от 1 до 9 разместить так, чтобы сумма по прямым линиям равнялась 15.

                                                   

  1. 6.Конкурс «Ребусы»           

    1).              -?                 - ?          - ?

                   -            = 355

           28    +            = 428

                    :             = 15

                2). На экране 4 ребуса для  трёх команд.

 Какая команда правильнее и быстрее разгадает ребусы.

 Каждый ребус – 1 балл.

 Проверка на экране, после сдачи листов ответов.

                                 

            

7. Конкурс «Кроссворд»

 Условие конкурса: По горизонтали впишите все школьные отметки таким     образом, чтобы в выделенных клетках получилось название русской сказки.

           

8. Конкурс «Фразеологизмы»

Каждая команда получает карточку с фразеологизмами. Условие конкурса: соединить стрелкой фразеологизм с его значением.

1 команда:

«Семи пядей во лбу»                         О проницательном            человеке

«Косая сажень в плечах»                  Об очень умном человеке.  

Видит на три аршина под землю»    Говорят о широкоплечем человеке.

«Коломенская верста»                       Об очень высоком человеке(шутливо)

              2 команда:

«Каждый купец на свой аршин меряет» О взрослом, но не очень умном человеке.

« Нос с локоть, а ум с ноготь»                  Оценивать па свой вкус

«Близок локоть да не укусишь»               Ходить на большое расстояние .

«Мерить версты»                                       Простое, но невыполнимое дело.

             3 команда:

«Полено к полену – сажень»            Добираться куда-то без особой надобности  

«От горшка два вершка»                   О накоплении запасов, богатства .

«За семь вёрст киселя хлебать»       О человеке маленького роста или  ребёнке

« На аршин голова, да ума на пядь»О взрослом, но глупом человеке.       

9. Конкурс капитанов «Буриме»

Капитаны получают рифму, по которой они должны составить буриме.

     … опять                           … считаем                           … дело

     … летать                        … выбираем                          … класс

    … пять                              … пять                                 … смело

    … мечтать                       … играть                              … раз

 10. Подведение итогов

Д    Ю   Й    М     О     В     О     Ч      К      А

Конкурс «Магические фигуры»

Условие конкурса: Каждой команде даётся фигура. Надо за 3 минуты цифры от 1 до 9 разместить так, чтобы сумма по прямым линиям равнялась 15.

                                                   

Конкурс «Магические фигуры»

Условие конкурса: Каждой команде даётся фигура. Надо за 3 минуты цифры от 1 до 9 разместить так, чтобы сумма по прямым линиям равнялась 15.

                                                   

         

Конкурс «Ребусы»        

1. Отгадайте, какие числа надо вставить, чтобы получились верные равенства.  

                   -?            - ?             - ?

                   -            = 355

           28    +            = 428

                    :             = 15

Конкурс «Ребусы»        

1. Отгадайте, какие числа надо вставить, чтобы получились верные равенства.  

                   -?            - ?             - ?

                   -            = 355

           28    +            = 428

                    :             = 15

Конкурс «Ребусы»        

1. Отгадайте, какие числа надо вставить, чтобы получились верные равенства.  

                   -?            - ?             - ?

                   -            = 355

           28    +            = 428

                    :             = 15

           

Конкурс «Ребусы»

2.                            

                         

Конкурс «Ребусы»

2.                            

                         

Конкурс «Ребусы»

2.                            

                         

Конкурс «Кроссворд»

Условие конкурса: По горизонтали впишите все школьные отметки таким     образом, чтобы в выделенных клетках получилось название русской сказки.

           

   

Конкурс «Кроссворд»

Условие конкурса: По горизонтали впишите все школьные отметки таким     образом, чтобы в выделенных клетках получилось название русской сказки.

           

Конкурс «Кроссворд»

Условие конкурса: По горизонтали впишите все школьные отметки таким     образом, чтобы в выделенных клетках получилось название русской сказки.

           

                       

Конкурс капитанов «Буриме»

     … опять                                                    

     … летать                                                

    … пять                                                            

    … мечтать                      

Конкурс капитанов «Буриме»

               … считаем                          

               … выбираем                        

               … пять                                

               … играть                            

Конкурс капитанов «Буриме»

                 … дело

                 … класс

                … смело

                … раз

 Конкурс «Фразеологизмы»

 Условие конкурса: соединить стрелкой фразеологизм с его значением.

1 команда:

«Семи пядей во лбу»                         О проницательном            человеке

«Косая сажень в плечах»                  Об очень умном человеке.  

Видит на три аршина под землю»    Говорят о широкоплечем человеке.

«Коломенская верста»                       Об очень высоком человеке(шутливо)

             

  Конкурс «Фразеологизмы»

 Условие конкурса: соединить стрелкой фразеологизм с его значением.

2 команда:

«Каждый купец на свой аршин меряет» О взрослом, но не очень умном человеке.

« Нос с локоть, а ум с ноготь»                  Оценивать па свой вкус

«Близок локоть да не укусишь»               Ходить на большое расстояние .

«Мерить версты»                                       Простое, но невыполнимое дело.

           

Конкурс «Фразеологизмы»

 Условие конкурса: соединить стрелкой фразеологизм с его значением.

 3 команда:

«Полено к полену – сажень»            Добираться куда-то без особой надобности  

«От горшка два вершка»                   О накоплении запасов, богатства .

«За семь вёрст киселя хлебать»       О человеке маленького роста или  ребёнке

« На аршин голова, да ума на пядь»О взрослом, но глупом человеке.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА для 1 класса «Математическая шкатулка»

Цель: развитие интереса к изучению математики, воспитание любознательности, стремления познать новое, расширение кругозора; активизация познавательной деятельности.Оборудование:·...

Математические диктанты в первом классе. Обзор и примерные математические диктанты.

Статья. Математические диктанты в первом классе. Обзор и примерные математические диктанты....

Рабочая программа "Математический калейдоскоп" (математическая грамотность) 1-4 класс

   Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Математический калейдоскоп» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...

Математический КВН для 3 класса, Математический утренник для 2 класса

Математический КВН для 3 класса, Математический утренник для 2 класса...

Сценарий математического утренника для 2 класса, КВН для 3 класса. Математические соревнования.

Домашнее задание:Составить сценарий математического утренника для 2 класса, КВН для 3 класса...

сценарий математического утренника для 2 класса, КВН для 3 класса

сценарий математического утренника для 2 класса, КВН для 3 класса...