Урок "Квадрат"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Светлана Николаевна Низамутдинова

урок Квадрат с презентацией+ самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kvadrat_nizamutdinova.zip668.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Квадрат».

Цели:

образователыюя: ввести понятие квадрата; упражняться в построении квадрата при помощи линейки и модели прямого угла; закреплять знание письменных приёмов вычислений;

развивающая: развивать мышление, память;

воспитательная: организованность, рассудительность, внимательное отношение к мнению других людей, стремление к познанию нового.

Оборудование: демонстрационные геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, трапеция); модель прямого угла; линейки; бланки с тестовыми заданиями; карточки дополнительным заданием; индивидуальная доска, маркер; ПК, мультимедиа, презентация к уроку по теме «Квадрат».

Ход урока

I. Организационное начало. Психологический настрой.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Я желаю всем удачи,

В добрый путь и в добрый час!

- Дети, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой как пригодится. Вы постарайтесь производить все расчеты точно, работать быстро и, самое главное, дружно!

II. Устный счет. 

На уроке интересно,

Дети все решают вместе.

Чтобы нам умнее стать,

Мы готовы посчитать.

 На экране даны задания. Будьте внимательны! Поднимайте вверх карточки с нужным ответом:

- Разность чисел 12 и 3 уменьшить на 5. /е/

- К сумме чисел 7 и 8 прибавьте 3. /м/

- Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 и 2 см. /г/

- Уменьшаемое 34, вычитаемое – 12. Найдите разность. /е/

- Какое число больше 17 на 6? /о/

- Одна открытка стоит 5 рублей. Сколько стоят 3 такие открытки? /я/

- На сколько число 43 больше 20? /т/

- Найдите периметр квадрата со стороной 4см? /р/

- Увеличьте число 54 на 6 единиц. Сколько получится? /и/

Слайд 2 /на экране появляются буквы е, м, г, е, о, я, т, р, и/.

-  На экране появились буквы. Попробуйте составить слово. Что получилось? /геометрия/

В словаре Ожегова (стр. 128) дается следующее понятие геометрии – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.

Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.

III. Работа по теме урока.

  1. Постановка учебной проблемы.

Разминка:
Что не имеет ни начало ни конца( прямая)
Что получится , если к листу бумаги притронется карандаш
( точка)
Что имеет начало, но не имеет конца ( луч)
Какая мера длины состоит из 10 см ( 1 дм)
Какая мера длины состоит из 10 дм или 100 см ( 1 м)

2. Открытие детьми нового знания.

- А сейчас подумайте, что лишнее:

Слайд 3 /лишние фигуры исчезают/

- Здесь лишнее слово «длина», т. к. это величина, а остальные – геометрические фигуры.

Слайд 3

Учитель: Какие геометрические фигуры вы видите? (Квадраты, ромб, круг, треугольник.) По какому признаку можно распределить все геометрические фигуры на группы? (По цвету, по форме, по размеру, по наличию углов.)

Слайды 3-6

Проверка правильности ответов подтверждается просмотром слайдов.

Учитель: Сколько групп геометрических фигур получилось? (По цвету - 4 группы. По форме - 5 групп. По размеру - 2 группы. По наличию углов - 2 группы.)

IV. Работа над темой урока

1. Работа с геометрическим материалом

Учитель: Уберите лишнюю фигуру. (Учащиеся убирают круг, так как это фигура, не имеющая углов.) Уберите лишнюю фигуру. (Учащиеся убирают треугольник, так как эта фигура имеет три угла, а все остальные - по четыре.) Уберите лишнюю фигуру. (Учащиеся убирают трапецию, так как эта фигура не имеет прямых углов, а все остальные фигуры - с прямыми углами.) В результате на доске остаются два квадрата и один прямоугольник. Посмотрите на геометрические фигуры, которые остались на доске. Чем они похожи? (4 стороны, 4 угла, все углы прямые.)

Ученик выходит к доске и при помощи модели прямого угла доказывает ответ.

Учитель: Можно ли назвать квадрат прямоугольником? Дети: Можно.

Учитель: Чем отличается прямоугольник от квадрата?

Дети: У прямоугольника соседние стороны, то есть смежные,

разные, а у квадрата все стороны одинаковые.

Учитель: Уберите лишнюю фигуру. (Учащиеся убирают прямоугольник.)

Учитель: Какие фигуры остались?

Дети: Квадраты.

    Дети: Квадрат.

    Учитель: Сформулируйте цели нашего урока. (Заслушиваются ответы учащихся.) Сегодня на уроке вы узнаете основные отличия квадрата от других четырёхугольников, научитесь строить квадрат, используя линейку и модель прямого угла, а также закрепите материал прошлых уроков.

СЦЕНКА

3. Практическая работа Стр. 30, 1: работа в парах.

Учитель: Докажите с помощью модели прямого угла, что все

эти четырёхугольники являются прямоугольниками.

     1 вариант - 1 и 2 геометрическая фигура.

II вариант - 3 и 4 геометрическая фигура.

Стр. 30, 2. Используя линейку, измерьте стороны прямоугольников и  назовите номера тех прямоугольников, у которых все стороны равны. (№ 1,№,4.)

1 вариант - 1 и 2 геометрическая фигура. II вариант - 3 и 4 геометрическая фигура.

Подведём итоги: что вы можете сказать о 1 и 4 прямоугольнике?

Дети: у каждой из этих фигур по 4 прямых угла и стороны равны. Учитель: Кто знает, как называется геометрическая фигура, у

которой четыре прямых угла и все стороны равны?

Дети: Квадрат.

4. Работа над правилом

Учитель: Сформулируйте правило: что такое квадрат?

     Учитель: Стр. 30. Прочитайте правило о квадрате.

Дети: Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.

5. Упражнение в черчении квадрата

Учитель: Как правильно начертить квадрат? Какие инструменты вам потребуются?

Дети: Линейка, модель прямого угла, Простой карандаш.

Учитель: Посмотрите на алгоритм выполнения чертежа квадрата.

Слайд 7

Работа с медиапродуктом.

Учитель: Обратите внимание: на чертеже указана длина только

одной стороны квадрата. Почему?

Дети: Стороны квадрата одинаковы.

Учитель: Как найти периметр этого квадрата?

Дети: Периметр - это сумма всех длин сторон. Поэтому, чтобы найти периметр этого квадрата, мы должны сложить длины четырёх сторон: 9+9+9+9=36 (см).

Работа с учебником на стр. 30, М! 3.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание

Способ проверки:

  1. Правильность выполнения чертежа квадрата - в парах.
  1. Нахождение периметра квадрата - запись на доске. 2+2+2+2=8(см)

6. Выводы

Учитель: Какую геометрическую фигуры вы начертили?

Дети: Квадрат

    Учитель: Повторим, какая фигура называется квадратом.

     Дети: Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны

  7. Физкультминутка

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

Теперь руками

По сторонам его веди.

Нарисуй теперь квадрат.

Получилось? Очень рад!

Зажмурь глаза, теперь открой.

Работать будем мы с тобой!

 Итог урока

1. Беседа

Учитель: Над какой темой урока работали? Дети: Квадрат.

Учитель: Что такое квадрат?

Дети: Квадрат - это прямоугольник, У которого все стороны равны.

     Слайд 9

Учитель: Сколько квадратов изображено на рисунке? (9)

Слайды 10-12

Учитель: У крышки квадратного стола 4 угла. Каких?

 Дети: Прямых.

Учитель: Какие решения данной задачи вы можете предложить? Сколько останется углов, если 1 угол отпилить?

Дети: Может остаться 5 углов, 4 угла или 3 угла. Это зависит от того, как отпилить угол стола.