Тема: Деление окружности на равные части путём перегибания круга.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Баскакова Марина Геннадьевна

Тема: Деление окружности на равные части путём перегибания круга.

Цели:

Образовательные:

1. Познакомить с приёмами деления круга и окружности на равные части;

2. Совершенствование знаний и умений при работе с чертежно-измерительными инструментами;

3.Отрабатывать вычислительные навыки.

4. Развивать умение решать логические задачи;

Развивающие:

5. Развивать память, логическое мышление.

6. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

7. развивать пространственное воображение, конструкторские навыки и творчество

Воспитательные:

8. Воспитывать коммуникативные умения, навыки коллективной работы, любознательность.

                                                     Ход  урока

I. Организационная часть.

- Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща удастся решить любые задачи.

 

II. Актуализация опорных знаний ( 10 мин) .

Устная разминка:

1) №13стр. 16  слайд

2)Рассмотрите логические цепочки, определите правило, по которому они составлены и назовите ещё три числа.

·        50, 45,  40, 35, ..., ..., ... (30,25,20,15,...)( Слайд)

·        100, 102, 104, 106 ..., ..., ... (108, 110, 112)

 

 

3) - Найди лишнюю величину:( Слайд)

8 см², 16 кг, 37 см², 148 см², 10 см²

99 м, 37 м, 48 м², 45 м,  105 м

3. Самоопределение к деятельности.

1) Найди лишнюю фигуру (Слайд)

- Почему остались эти фигуры? (округлой формы).

- Какую бы вы исключили ещё? (овал)

- Почему? Докажите.

- Чем отличается круг от окружности? (Окружность - это граница круга)

2) Посмотрите на слайд (Слайд).

- Что вы замечаете? Из чего сделаны детали подделки?  (все детали поделки - круги и части круга)

ПРОБЛЕМА- Как вы считаете, что важно знать, чтобы сделать такую поделку? (из какого материала сделана, форму деталей, цвет деталей, размер деталей...)

- Как получить части круга? Каким способом? (Согнуть пополам и вчетверо)

- Сформулируйте тему урока (предположения детей ). (СЛАЙД)

-Умеете ли вы делить круг на равные части?

III. Работа по теме урока. Объяснение нового материала(СЛАЙД )

1. - Возьмите круги, и согните его пополам. Теперь разверните его. Посмотрите, на сколько равных частей линия сгиба разделила круг? (на 2)

- Как узнать, что вы разделили пополам? (стороны совпадают, линия сгиба проходит через центр круга).

- Ребята, линия сгиба, которая проходит через центр круга называется его осью симметрии.

- Откройте учебник на стр. 13. Прочитайте правило под рисунком.

- Это правило нужно запомнить, давайте его закрепим.

- Как называется линия, проходящая через центр окружности или круга? (диаметр, ось симметрии, линия сгиба)

- сколько их может быть? (множество)

- Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число.

- Посмотрите на  № 2срт 13.

- Прочитайте задание.

- Какой инструмент нужен, чтобы вам выполнить задание?(циркуль и линейка).

- Что нужно сделать, чтобы разделить окружность на 2 равные части?

 (Верно ,нужно построить ось симметрии)

- А как провести ось симметрии? ( провести линию через центр окружности) Выполните задание самостоятельно в тетради.(1 человек на Д ).

 

– А что нужно сделать, чтобы получить 4 равные части? (половину кругу ещё раз пополам)

- Ребята, а как вы думаете, можно ли разделить окружность на 4 равные части используя угольник? (Да)

- В учебнике откройте №4 на странице 14 и прочитайте задание. Что нам нужно здесь выполнить? Давайте выполним  (1 человек к Д).

- Где мы можем применить в жизни умение  делить окружности на равные части? (ответы торт, часы, поделки)

-Ребята, а что такое радиус окружности? (Радиус - отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой, лежащей на окружности, а также длина этого отрезка.)

- Обратите своё внимание на № 5. Прочитайте задание.

-Давайте измерим длину радиуса, с помощью циркуля, для этого приложите одну ножку циркуля к центру окружности, а другую к любой точке на окружности. Хорошо.

- А теперь, с помощью циркуля измерьте расстояние между двумя соседними точками на окружности. Выполнили? А теперь сравните длину радиуса, с расстоянием между точками и сделайте вывод.

( Вывод: расстояние между точками на окружности и длиной радиуса равно)

- Сейчас я вам покажу, как можно разделить окружность, на 6 равных частей с помощью циркуля, слушайте внимательно. ( 1. На окружности, произвольно отмечаем любую точку и с помощью циркуля измеряем длину радиуса. 2. От отмеченной точки на окружности откладываем другую, на расстоянии равном радиусу. 3. Повторяем так до тех пор, пока не вернёмся в исходную точку. 4. Таким образом у нас получится 6 равных частей).

- Ребята, а как вы думаете, можно ли разделить круг на 3 равные части?

- Правильно, можно. Но для начала скажите мне, что такое диаметр окружности? ( Диаметр - это отрезок, соединяющий дветочки на окружности и проходящий через центр окружности, он равен двум радиусам)

- А сейчас,  я вам покажу как можно разделить окружность на 3 равные части. ( 1. На окружности, произвольно отмечаем любую точку и с помощью циркуля измеряем длину радиуса; 2. Зная, что диаметр равен сумме двух радиусов, находим диаметр;  3. От отмеченной точки на окружности откладываем другую, на расстоянии равном диаметру окружности; 4. Повторяем так до тех пор, пока не вернёмся в исходную точку; 5.Таким образом у нас получится 3 равных части).

Физминутка

Потянулись, улыбнулись,

Покрутили головой,

Руки за спину, прогнулись, изогнулись тетивой.

Руки в боки, повороты,

Что там сзади - поглядим!

А теперь вы - самолёты!

Машем крыльями родным!

Сели-встали, сели-встали

и попрыгали легко.

Мы нисколько не устали,

Дышим ровно, глубоко.

Закрепление

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

- А теперь прочитайте задание на стр14 упр. 6. Что нам здесь нужно сделать? Это упражнение выполните самостоятельно.

- Выполнили? Молодцы! А теперь обменяйтесь тетрадями и проверти работу соседа, если он выполнил всё правильно поставте ему на полях (+) а если нет, то ( - ) .

Дополнительные задания

- А сейчас, отложите в сторону свои маленькие тетради и откройте большие рабочие тетради на странице 7. Прочитайте задание в упр. 18.  Выполните это задание.

- Переверните страницу найдите упражнение 19. Прочитайте задание.  Выполните это упражнение в тетрадях.

-  А теперь прочитайте задание упр 17. Выполните его.

VI. Подведение итогов, домашнее задание.

Домашнее задание: Т стр.6,  № 14, 15, 16

Подведение итогов урока  (Слайд № 6)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

- Встаньте те, кому урок не понравился, а теперь те кому понравился!

- Спасибо за урок! У вас всё получилось!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект19.42 КБ
Файл Презентация1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деление окружности на равные части путём перегибания круга.

Цели: 

Образовательные:

1. Познакомить с приёмами деления круга и окружности на равные части;

2. Совершенствование знаний и умений при работе с чертежно-измерительными инструментами;

3.Отрабатывать вычислительные навыки.

4. Развивать умение решать логические задачи;

Развивающие:

5. Развивать память, логическое мышление.

6. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

7. развивать пространственное воображение, конструкторские навыки и творчество

Воспитательные:

8. Воспитывать коммуникативные умения, навыки коллективной работы, любознательность.

                Ход  урока

I. Организационная часть.

- Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща удастся решить любые задачи.

II. Актуализация опорных знаний ( 10 мин) .

Устная разминка:

1) №13стр. 16  сделать на слайд

2)Рассмотрите логические цепочки, определите правило, по которому они составлены и назовите ещё три числа.

  • 50, 45,  40, 35, ..., ..., ... (30,25,20,15,...)( Слайд)
  • 100, 102, 104, 106 ..., ..., ... (108, 110, 112)

3) - Найди лишнюю величину:( Слайд)

8 см², 16 кг, 37 см², 148 см², 10 см²

99 м, 37 м, 48 м², 45 м,  105 м

3. Самоопределение к деятельности.

1) Найди лишнюю фигуру (Слайд)

- Почему остались эти фигуры? (округлой формы).

- Какую бы вы исключили ещё? (овал)

- Почему? Докажите.

- Чем отличается круг от окружности? (Окружность - это граница круга)

2) Посмотрите на слайд (Слайд).

- Что вы замечаете? Из чего сделаны детали подделки?  (все детали поделки - круги и части круга)

ПРОБЛЕМА- Как вы считаете, что важно знать, чтобы сделать такую поделку? (из какого материала сделана, форму деталей, цвет деталей, размер деталей...)

- Как получить части круга? Каким способом? (Согнуть пополам и вчетверо)

- Сформулируйте тему урока (предположения детей ). (СЛАЙД)

-Умеете ли вы делить круг на равные части?

III. Работа по теме урока. Объяснение нового материала(СЛАЙД )

1. - Возьмите круги, и согните его пополам. Теперь разверните его. Посмотрите, на сколько равных частей линия сгиба разделила круг? (на 2)

- Как узнать, что вы разделили пополам? (стороны совпадают, линия сгиба проходит через центр круга).

- Ребята, линия сгиба, которая проходит через центр круга называется его осью симметрии.

- Откройте учебник на стр. 13. Прочитайте правило под рисунком.

- Это правило нужно запомнить, давайте его закрепим.

- Как называется линия, проходящая через центр окружности или круга? (диаметр, ось симметрии, линия сгиба)

- сколько их может быть? (множество)

- Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число.

- Посмотрите на  № 2срт 13.

- Прочитайте задание.

- Какой инструмент нужен, чтобы вам выполнить задание?(циркуль и линейка).

- Что нужно сделать, чтобы разделить окружность на 2 равные части?

 (Верно ,нужно построить ось симметрии)

- А как провести ось симметрии? ( провести линию через центр окружности) Выполните задание самостоятельно в тетради.(1 человек на Д ).

– А что нужно сделать, чтобы получить 4 равные части? (половину кругу ещё раз пополам)

- Ребята, а как вы думаете, можно ли разделить окружность на 4 равные части используя угольник? (Да)

- В учебнике откройте №4 на странице 14 и прочитайте задание. Что нам нужно здесь выполнить? Давайте выполним  (1 человек к Д).

- Где мы можем применить в жизни умение  делить окружности на равные части? (ответы торт, часы, поделки)

-Ребята, а что такое радиус окружности? (Радиус - отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой, лежащей на окружности, а также длина этого отрезка.)

- Обратите своё внимание на № 5. Прочитайте задание.

-Давайте измерим длину радиуса, с помощью циркуля, для этого приложите одну ножку циркуля к центру окружности, а другую к любой точке на окружности. Хорошо.

- А теперь, с помощью циркуля измерьте расстояние между двумя соседними точками на окружности. Выполнили? А теперь сравните длину радиуса, с расстоянием между точками и сделайте вывод.

( Вывод: расстояние между точками на окружности и длиной радиуса равно)

- Сейчас я вам покажу, как можно разделить окружность, на 6 равных частей с помощью циркуля, слушайте внимательно. ( 1. На окружности, произвольно отмечаем любую точку и с помощью циркуля измеряем длину радиуса. 2. От отмеченной точки на окружности откладываем другую, на расстоянии равном радиусу. 3. Повторяем так до тех пор, пока не вернёмся в исходную точку. 4. Таким образом у нас получится 6 равных частей).

- Ребята, а как вы думаете, можно ли разделить круг на 3 равные части?

- Правильно, можно. Но для начала скажите мне, что такое диаметр окружности? ( Диаметр - это отрезок, соединяющий дветочки на окружности и проходящий через центр окружности, он равен двум радиусам)

- А сейчас,  я вам покажу как можно разделить окружность на 3 равные части. ( 1. На окружности, произвольно отмечаем любую точку и с помощью циркуля измеряем длину радиуса; 2. Зная, что диаметр равен сумме двух радиусов, находим диаметр;  3. От отмеченной точки на окружности откладываем другую, на расстоянии равном диаметру окружности; 4. Повторяем так до тех пор, пока не вернёмся в исходную точку; 5.Таким образом у нас получится 3 равных части).

Физминутка 

Потянулись, улыбнулись,

Покрутили головой,

Руки за спину, прогнулись, изогнулись тетивой.

Руки в боки, повороты,

Что там сзади - поглядим!

А теперь вы - самолёты!

Машем крыльями родным!

Сели-встали, сели-встали

и попрыгали легко.

Мы нисколько не устали,

Дышим ровно, глубоко.

Закрепление

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

- А теперь прочитайте задание на стр14 упр. 6. Что нам здесь нужно сделать? Это упражнение выполните самостоятельно.

- Выполнили? Молодцы! А теперь обменяйтесь тетрадями и проверти работу соседа, если он выполнил всё правильно поставте ему на полях (+) а если нет, то ( - ) .

Дополнительные задания

- А сейчас, отложите в сторону свои маленькие тетради и откройте большие рабочие тетради на странице 7. Прочитайте задание в упр. 18.  Выполните это задание.

- Переверните страницу найдите упражнение 19. Прочитайте задание.  Выполните это упражнение в тетрадях.

-  А теперь прочитайте задание упр 17. Выполните его.

VI. Подведение итогов, домашнее задание.

Домашнее задание: Т стр.6,  № 14, 15, 16

Подведение итогов урока  (Слайд № 6)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

- Встаньте те, кому урок не понравился, а теперь те кому понравился!

- Спасибо за урок! У вас всё получилось!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Вычисли устно 300-1= 7х9= 42:6= 199+1= 5х8= 56:8= 150+50= 4х9= 72:9= 150-50= 7х7= 21:3= 368-300= 6х3= 40:5= 299 200 200 100 68 63 40 36 49 18 7 7 8 7 8

Слайд 3

Разминка 50, 45, 40, 35, , , 100, 102,104, 106, , , . 8 см, 16 кг, 37 см, 148 см, 10 см 99 м, 37 м, 48 м², 45 м, 105 м 30 25 20 108 110 112

Слайд 4

Какая фигура лишняя ?

Слайд 5

Какая фигура лишняя ?

Слайд 7

« Деление окружности на равные части путём перегибания круга » Ось симметрии делит фигуры на две равные части. Радиус - отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой, лежащей на окружности, а также длина этого отрезка . Диаметр - это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через центр окружности, он равен двум радиусам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия «Деление окружности на равные части с помощью прямоугольных треугольников»

Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока, который можно использовать как на уроках математики, так и на занятиях трудового обучения в начальной школе. В статье наглядно показано,...

Самостоятельная работа по математике 3 класс "Деление окружности на равные части" УМК Начальная школа 21 век

Эта самостоятельная работа проводится после изучения темы. Расчитана 20-25 минут. В ней добавлено задание из учебника по УМК Начальная школа 21 век 3 класс автор Рудницкая. Третье задание на нахождени...

Презентация на тему "Делание окружности на равные части".

Данная презентация к уроку математики 4 класса рассказывает,  что такое диаметр,радиус окружности.Как с помощью циркуля разделить окружность на три,шесть равных частей,зная,что такое диаметр,ради...

Деление окружности на равные части

Данный урок-презентация gj vfntvfnbrt разработан для учащихся 3 классов, обучающихся по системе развивающего обучения Л.В. Занкова...

Интегрированный урок по математике 4 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по теме: «Деление на 5 равных частей».

Урок составлен  в соответствии с ФГОС, с использованием элементов интегрированного урока, игровых технологий, ИКТ, что способствует вовлечению всех обучающихся класса в процесс обучения.В целом у...

Технологическая карта урока математики 3 класс Деление окружности на равные части

Тип урока: урок открытия новых знанийЦель урока: Научить работать по алгоритму деления окружности на равные части...