Урок математики во 2 классе по теме ""Прямоугольник"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Шинкевич Любовь Анатольевна

Предмет:   математика

Класс:    2                                                                                                        

Тема урока:    прямоугольник         Тип урока:  изучение нового материала

Форма организации учащихся:  групповая, работа в группах

Программа «Школа России», всего 136 ч, в неделю 4ч.

Учебник М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, 2 класс, в 2-х частях, М.: « Просвещение»,  2012

Раздел сложение и вычитание чисел от 1 до100, 71 ч, урок - 56

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Учитель начальных классов:  Шинкевич Любовь Анатольевна

Направление:  начальная школа                                                                

Предмет:   математика

Класс:    2                                                                                                        

Тема урока:    прямоугольник                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Тип урока:  изучение нового материала

Форма организации учащихся:  групповая, работа в группах

Программа «Школа России», всего 136 ч, в неделю 4ч.

Учебник М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, 2 класс, в 2-х частях, М.: « Просвещение»,  2012

Раздел сложение и вычитание чисел от 1 до100, 71 ч, урок - 56

Характеристика класса: всего в классе 10 учащихся, из них  6 мальчиков, 4 девочки.

  Общий темп деятельности класса – выше среднего, но есть  учащиеся, которые испытывают  проблемы в учебной деятельности, с ними организованы дополнительные занятия.  Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности. Активность достаточно высокая на уроках чтения, окружающего мира, математике,  намного ниже на уроке русского языка.   В классе 5 учащихся  очень энергичны и работоспособны. Быстро переключаются с одной работы на другую.  3 учащихся  малоэмоциональны, очень спокойны.  1 ученик неуравновешенный, нетерпелив, затруднения в переключении внимания.  1 ученик  с пониженной активностью, неуверен в себе. Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. В школе себя чувствуют комфортно. На переменах многие  любят рисовать, играть в настольные игры. Нормы поведения и общения соблюдают.

Этапы урока:

     Этапы урока

время

I.   Мотивация к учебной деятельности

1 мин

  II.  Актуализация знаний

7 мин

III.  Сообщение темы и цели урока

2 мин

IV.  Подготовка к усвоению новых знаний

8 мин

V.  Физкультминутка

4  мин

VI. Практическая деятельность учащихся

6 мин

VII. Закрепление

изученного материала

10 мин

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

IX.Итог урока

3  мин

2 мин

X. Домашнее задание

2 мин

Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к предмету,  усвоение отличительных особенностей прямоугольника, определение вида угла при помощи модели прямого угла; развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: компьютер, проекционная аппаратура, экран, оценочные листы, карточки-задания для групп.

Аннотация: На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая,  работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок начинается с мотивации к учебной деятельности, цель которой  настроить учащихся на работу и на восприятие материала.  Следующий этап – актуализация знаний ранее  изученных тем и постановка учебной задачи, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке.  Учащимся предлагается решить примеры и отгадать ключевое слово, раскрывающее тему и цели данного урока.

Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности (презентация на слайдах) и  геометрические фигуры на столах детей. Была организована работа в группах (3 группы).

Для снятия усталости и утомления проведены: «Двигательная  физминутка» и «электронная  физминутка для глаз», позволяющая детям в игровой форме закрепить полученные знания и систематизировать их.

На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовалась практическая деятельность  учащихся,  метод наглядности и фронтальная беседа.  Завершающим этапом было подведение итогов, оценка учащимися своих результатов учебной деятельности, с занесением в «оценочный лист».  А рефлексия урока позволила осознать, понять, чему научились учащиеся на уроке и какие проблемы будут решать они на последующих уроках математики.

Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель.

Технологическая карта урока

Авторы

Шинкевич  Любовь Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «Троицкая СОШ»

Класс

2класс

Автор УМК

М.И.Моро, М.А.Бантова,  Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В.Степанова.  Математика, часть -2  

 М.: «Просвещение»2012

Тема урока

Прямоугольник

Тип урока

Изучение нового материала. Урок – исследование.

Формы урока

Индивидуальная, работа в паре,  в группе, фронтальная, самостоятельная

Методы урока

Репродуктивный, частично – поисковый  

Цель урока

Создать условия для организации исследовательской деятельности для успешного ознакомления  с прямыми углами прямоугольника.

Задачи

Образовательные: показать отличие и сходство прямоугольника и четырёхугольников, сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, совершенствовать  навык устного счета.

Развивающие: развивать пространственное мышление, навык устного счёта, образное мышление, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать и обобщать.

 Воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.

Формируемые УУД

Формировать УУД:

Личностные УУД: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

 Регулятивные УУД: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; определяют последовательность действий; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают качество и уровень усвоения; способны к саморегуляции;

Коммуникативные УУД: умеют слушать, слышать и понимать партнёров; правильно выражать свои мысли в речи; аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве, как партнёров, так и самих себя; взаимно контролируют деятельность друг друга.

 Познавательные УУД: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; осознано и произвольно строят речевое высказывание; создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: приемы сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд; отличительные особенности задачи,        отличительные  особенности прямоугольника; геометрические  фигуры.

Уметь: выполнять сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд, приемы сложения и вычитания по частям; решать задачи изученных  видов; определять геометрические фигуры по их отличительным признакам; определять вид угла при помощи модели прямого угла.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; адекватная позитивная осознанная самооценка и самопринятие; моральная самооценка;

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Уметь контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность. 

 (Регулятивные УУД).

Уметь с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; учиться работать в группе, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

(Коммуникативные УУД). 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Оборудование

   учебник «Математика» (автор  М.И.Моро, М.А.Бантова), рабочая тетрадь №2,  компьютер,   мультимедийный  проектор с  экраном, опорные таблицы с   четырёхугольниками, презентация.

Ход  урока

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

(Слайд 2)

Проговаривают девиз урока

Организует  психологический настрой

Улыбнитесь друг другу, мне, нашим гостям. С маленькой удачи начинается большой успех.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся всё у нас получится.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

II. Актуализация знаний

(Слайд 3)

 

(слайд 4)

III. Сообщение темы и цели

(Слайд 5)

Запись в тетрадях числа

Число 3

Число 30

Дети выходят по одному к  доске и передвигают буквы к числовым выражениям

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель урока.

Посмотрите на доску, какое сегодня число?

Что вы знаете об этом числе? (какое число предыдущее, а какое последующее?)

Назовите число, которое состоит из 3 единиц?

Число, в котором 3 десятка, а число единиц равно нулю?

Каллиграфическая минутка.

Пропишите в тетрадях строчку чисел 3 и 30, чередуя их.

Урок у нас необычный.

Урок - исследование.

- Вы будете   исследователями.

- Исследования вы будете проводить  и фиксировать на листах исследования.

- И начнём наш урок, как обычно, с устного счёта.

Вычисли значение каждого выражения и соотнеси это значение с соответствующей ему буквой и расставьте в таблицу в порядке уменьшения.

-Прочитайте это слово.

Организует формулирование темы урока учащимися

Организует постановку цели учащимися

Ручки в руки надо взять,

Будем числа мы писать.

Что за числа? Вы узнайте,

Поскорей их называйте.

Карточки «Расшифруй слово», на работу отводится 5 минут.

60 – 20 …    33-г               87-6…  55-я  

16+30…       40-о              34+3…  81-п

26+7…         27- л             62+8…   70-р

77-50…        46- м            59-4…    37-у

5+0…            5 – к             12+6…18 -н

22+8…          30 -0             25-15… 10 – и              

33-13…        20 –ь              

81

70

55

46

40

37

33

30

27

20

18

10

5

п

р

я

м

о

у

г

о

л

ь

н

и

к

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Уметь  взаимно контролировать деятельность друг друга.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

IV. Подготовка к усвоению новых знаний

(Слайд 6)

По количеству углов.

Треугольники и четырёхугольники.

Два.

Ученик показывает прямой угол в треугольнике.

Четырёхугольники.

Первый–нет,

Второй – да

Прямоугольник у которого все углы прямые

Организует деятельность учащихся при работе над геометрическими фигурами.

Как эти фигуры можно разделить на группы?

Уберите пятиугольники.

-Какие группы фигур остались?

Сколько треугольников?

Какой из них имеет прямой угол? Докажите с помощью угольника.

Уберём треугольники. Какие фигуры остались?

Определяют виды углов.

Можно ли эти четырёхугольники назвать прямоугольниками.

А какой четырёхугольник  называется прямоугольником.

(На доске нарисованы фигуры)

                

 

Уметь отличать прямоугольник от других геометрических фигур.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать предметы  по их форме и размерам, конструировать, делать умозаключения выводы, обобщать.

Уметь сравнивать, классифицировать предметы  по их форме и размерам, конструировать, делать выводы, обобщать. 

V. Физминутка

Музыкальная  физминутка

(Слайд 7, 8, 9)

« Мы чертёжники»

Для глаз

Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, правой рукой - прямой угол, а левой - острый! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник.

VI. Практическая деятельность учащихся

Задание  «Исследование»

(Слайд 10,11)

Работаем  в группах  на листах с геометрическими фигурами.

1 группа:

Мы считаем, что эта фигура прямоугольник,

потому, что у фигуры 4 прямых угла.

2 группа:

 Мы считаем, что эта фигура не прямоугольник.

Потому, что у этой фигуры нет прямых углов.

3 группа:

Мы считаем, что фигура под номером 3 прямоугольник.

Потому что, у фигуры  4 угла прямые.

Нет.

Потому, что есть четырёхугольники, у которых не все  углы прямые.

Прямоугольник

Четырёхугольник, у которого все углы прямые, называется  прямоугольником. Противоположные стороны равны.

 Задание  каждой группе:  предлагается фигура, вам надо провести исследование и сделать вывод  будет  ли ваша фигура -  прямоугольником или нет.

Выберите себе руководителя.

Раздаю листы с фигурой для каждой группы (1-ой группе прямоугольники, 2-ой группе - ромбы, 3-ей группе - квадраты)  

Ребята, сделайте вывод по исследованию.

- Найдите  четырёхугольники в классе и исследуйте их.

( На стенах в классе развешаны геометрические фигуры: красные – прямоугольники, желтые – круги, синие квадраты, зелёные – ромбы, синие – трапеции).

-Какие группы больше найдут фигур с прямыми углами.

-Любой ли четырёхугольник является прямоугольником? Почему?

Отгадайте загадку:

По каким признакам узнали, что это прямоугольник?

                

Давайте составим план выполнения вашего исследования.

Что будете делать, чтобы провести  исследование?

1.Взять угольники и определить виды углов четырехугольника

2. Приложить угольник к каждому углу.

3.Измерить стороны, сравнить противоположные.

4.Сделать вывод.

Итак, начинайте проводить исследование по составленному вами плану.

(стол, тетрадь, плакат, пенал, доска)

(Слайд 12)

Пусть я не зовусь квадратом,

Он приходится мне братом.

Все мои прямы углы,

А четыре стороны

Лишь попарно равны.

Уметь определять вид угла при помощи модели прямого угла.

Уметь  определять геометрические фигуры по их отличительным признакам

Уметь проявлять самостоятельность, личную ответственность.

Уметь  выбирать наиболее эффективные способы в зависимости от конкретных условий.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

VII.Закрепление

изученного материала

1,3,5 - верно  

Самостоятельно чертят геометрические фигуры по заданию учебника.

 

Участвуют в самопроверке выполненного задания

Работа по листу  оценивания

Работа с учебником

-Рассмотрите четырёхугольники, изображённые в задании 1 с.14

-Выпишите номера прямоугольников. Проверьте работу друг друга.

Начертите в тетради:

1)Треугольник, имеющий прямой угол;

2)Четырёхугольник, у которого все углы прямые;

3)Четырёхугольник, у которого 2 угла прямые, а 2 другие – не прямые.

-Раскрасьте прямоугольник.

- Проверьте, так ли вы выполнили работу.

В листе самоконтроля оцените себя

-Если вы выполнили  первое задание, то оцените свою работу только зелёной точкой.

-Если выполнили первое и второе задания, то оцените свою работу синей точкой,   а кто выполнил  все три задания, то это только точка красного цвета.

Взаимопроверка. Поменяйтесь листами. Проверьте по образцу и оцените свою работу.

Поменяйтесь обратно листами и отметьте точки того цвета, каким оценили вашу работу.

Задание №1 с.14

Задача №2 с.14

самопроверка с доски

Ф.И. ученика

Вид задания

Отметка

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

(Слайд 13)

IX. Итог урока

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников

Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

Организует учащихся на самооценку своей работы

Организует рефлексию.

Выставляет аргументированные отметки

Плюс. Минус. Интересно.

Плюс

Минус

Интересно

  1. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции.
  2. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
  3. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали  и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме.

- Какова ваша работа сегодня?

- Кого бы хотели особенно отметить?

Строить высказывания рефлексивного характера

 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

X.Домашнее задание  

Записывает домашнее задание.

Дает инструкцию по домашнему заданию.

Дома: с.14 №4

Практическое задание: найти  дома предметы грани, сторон которых  являются прямоугольники.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение 1

81

70

55

46

40

37

33

30

27

20

18

10

5

П

Р

Я

М

О

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К



Предварительный просмотр:

   «Лист самооценки»



Предварительный просмотр:

                     1 группа

        

2 группа

3 группа



Предварительный просмотр:

60-20

33

16+30

40

26+7

27

77-50

46

5+0

5

22+8

30

33-13

20

87-6

55

34+3

81

62+8

70

59-4

37

12+6

10

25-15

18

60-20

Г

16+30

О

26+7

Л

77-50

М

5+0

К

22+8

О

33-13

Ь

87-6

Я

34+3

П

62+8

Р

59-4

У

12+6

Н

25-15

И

60-20

16+30

26+7

77-50

5+0

22+8

33-13

87-6

34+3

62+8

59-4

12+6

25-15



Предварительный просмотр:

Плюс

Минус

Интересно

Плюс

Минус

Интересно

Плюс

Минус

Интересно

Плюс

Минус

Интересно

Ф.И. ученика

Вид задания

Отметка

Расшифруй слово

Работа с геометрическими фигурами у доски

Практическая деятельность. Исследование. Является ли фигура прямоугольником

Работа с учебником, задание №1 с.14

Работа с учебником, задача № 2 с.14

( приготовить зелёный, синий, красный карандаши)

Ф.И. ученика

Вид задания

Отметка

Расшифруй слово

Работа с геометрическими фигурами у доски

Практическая деятельность. Исследование. Является ли фигура прямоугольником

Работа с учебником, задание №1 с.14

Работа с учебником, задача № 2 с.14

( приготовить зелёный, синий, красный карандаши)

Ф.И. ученика

Вид задания

Отметка

Расшифруй слово

Работа с геометрическими фигурами у доски

Практическая деятельность. Исследование. Является ли фигура прямоугольником

Работа с учебником, задание №1 с.14

Работа с учебником, задача № 2 с.14

( приготовить зелёный, синий, красный карандаши)



Предварительный просмотр:

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с презентацией на тему "Прямоугольник. Квадрат".

Данная разработка содержит конспект урока , презентацию. В конспекте даны ссылки на слайды презентации. Урок соответствует стандартам второго поколения и носит развивающий характер. Материал может быт...

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 3 класс по теме "Площадь прямоугольника".

Конспект урока по математике 3 класс "Площадь прямоугольника"...

Презентация к уроку математики 2 класс на тему "Свойства прямоугольника"

Презентация к уроку математики 2 класс тема "Свойства прямоугольника"УМК "Начальная школа XXI века"...

Презентация к уроку математики 2 класс на тему "Свойства прямоугольника"

Презентация к уроку математики 2 класс тема "Свойства прямоугольника"...

презентация к уроку математики 2 класс по теме Прямоугольник

Данная презентация является сопровождением к уроку....

разработка открытого урока математики 1 класс Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат

Разработка урока математики по теме Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат...