Конспект урока математики "Таблица умножения числа 9"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Конспект урока математики "Таблица умножения числа 9"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tab._na_9.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 9
Цели урока:
- Составить таблицы умножения девяти и на девять, рассмотреть соответствующие случаи деления.
- Совершенствовать вычислительные навыки и умение находить площадь и периметр прямоугольника, решать задачи разными способами.
- Развивать наблюдательность и умение рассуждать.
Оборудование:
- учебник «Математика. 3 класс I часть», Моро М.И. и др.
- презентация (Приложение 1).
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (слайд 1)
2. Устный счет
– Начнем наш урок с веселого счета (слайд 2): перед вами цифрогусеница.
- Как быстрее посчитать сумму всех чисел, из которых она состоит?
9 х 8 + 6 х 3 + 1 + 8 = 72 + 18 + 9 = 99
– Что можете сказать об этом числе? (Оно двузначное, записано с помощью одной и той же цифры «9», в этом числе 9 десятков и 9 единиц, это наибольшее двузначное число).
– Какое число получится, если слева уберем одну девятку? (9)
– Какое число получится, если к 99 справа припишем одну девятку? (999)
– Сегодня на чистописании запишем цифру 9 числами: 9 99 999, повторяя, таким образом, до конца строки.
____________________________________________________________________
– Посмотрите на следующее задание (слайд 3). Перед вами два столбика произведений. Рассмотрите их внимательно, подумайте, можно ли составить равенства?
7 х 6 4 х 6
3 х 8 4 х 4
2 х 9 9 х 2
5 х 8 6 х 7
7 х 4 8 х 5
9 х 8 4 х 7
6 х 4 6 х 3
5 х 9
8 х 9
– На основании какого свойства умножения вы составляли эти равенства? (От перестановки множителей, произведение не меняется)
Это свойство нам сегодня пригодиться на уроке.
– Эти столбики непростые. В них зашифрована тема нашего урока. Чтобы её расшифровать, надо найти значения произведений каждого столбика и с помощью ключа записать слова.
40, 72, 42, 28, 18, 24 28, 16, 72, 18, 40, 24, 45, 42
Л Ц Т И Б А Е М Я Н Ж У И О
42, 24, 18, 40, 28, 72, 24 24, 16, 18, 42, 40, 28, 18, 45, 72
Т А Б Л И Ц А У М Н О Ж Е Н И Я
– Что у вас получилось? (Таблица умножения)
– Какую цифру писали на чистописании?
Значит тема нашего урока: таблица умножения с числом 9.________________
3. Работа над новой темой (слайд 4)
– Перед вами таблица умножения девяти:
9 х 2 =
9 х 3 =
9 х 4 =
9 х 5 =
9 х 6 =
9 х 7 =
9 х 8 =
9 х 9 =
– Какое свойство умножения поможет нам найти значения этих произведений? (От перестановки множителей, произведение не меняется)
– Пользуясь этим свойством, назовем значения произведений. (До случая 9 х 8)
– Какой новый случай появился? (9 х 9)
– Чтобы найти его значение, рассмотрим, что происходит с результатами во всей таблице. (Каждое следующее число увеличивается на 9)
– Как же получить последний результат? ( 72 + 9 = 81)
– Таким образом, из всей таблицы необходимо запомнить всего один случай,
т. к. все предыдущие были уже изучены ранее.
– При изучении умножения, мы всегда рассматриваем соответствующие случаи деления. Составьте выражение на деление.
Каким правилом воспользуемся? (Если произведение двух чисел разделить на одно из них, то получится другое число – 81 : 9 = 9)
– Сколько случаев получится? Почему? (Одинаковые множители)
_____________________________________________________________________
4. Работа с учебником. Закрепление
– А теперь откроем учебники на стр. 59
– В учебнике для запоминания предлагается тоже один случай на умножение и на деление. Запишите эти два последних случая себе в тетрадь.
9 х 9 = 81 81 : 9 = 9
– Для лучшего запоминания таблицы, выполним задание под № 1. Что нужно сделать? (Найти значения выражений)
– Первые два столбика выполним устно. Какое действие надо выполнить в первом столбике? (Деление)
– Найдите значения первого столбика, читая выражения по-разному.
– Чем интересен второй столбик? (Умножение одинаковых чисел)
– Какие случаи из второго столбика будут обратными для случаев из первого столбика? (8 х 8 = 64 64 : 8 = 8; 9 х 9 = 81 81 : 9 = 9)
– Третий и четвертый столбики выполним письменно. Но сначала скажите, что нужно вспомнить, чтобы посчитать правильно? (Порядок действий)
(Решаем самостоятельно, записывая результаты промежуточных действий)
Проверка решения примеров: (выражения читать разными способами)
– Прочитайте выражения, в которых ответы круглые десятки.
– Прочитайте выражение, в ответе которого единиц в 4 раза больше, чем десятков.
Физкультминутка
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох).
Для начала мы с тобой, крутим только головой (вращение головой).
Покрутили головой и усталость вся долой;
Прочь прогоним лень и скуку, разомнем сначала руки (волнообразные движения кистями
Встали дружно. Наклонились
Раз - вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Приседаем быстро, ловко
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать
Надо много приседать.
Мы на месте снова ходим
Но от парты не уходим
( ходьба на месте).
По местам пора садиться
И опять начать учиться
( дети садятся за парты).
5. Работа над пройденным материалом. Решение задач
– А сейчас решим задачи.
– Стр. 59 № 3.– Прочитайте условие
. О ком говорится в условии? (О мальчике и девочке)
– Что они делали? (Принесли морковку для кроликов)
– Что они сделали с морковкой? (Разложили кроликам в клетки)
– Как разложили морковь? (Поровну в каждую клетку, по 9 штук)
– Что обозначает число 27? 18?
– Что же обозначает первое выражение? (Во сколько клеток может положить морковь девочка) Посчитайте: 3 клетки.
– Что обозначает второе выражение? (Во сколько клеток может положить морковь мальчик? В 2 клетки)
– Что обозначает третье выражение? (Сколько всего моркови принесли мальчик и девочка вместе) (45 морковок)
– На какой вопрос ответим, если найдем значение последнего выражения? (Во сколько клеток мальчик и девочка положат морковь? В 5 клеток)
– Как, используя первое и второе выражения, можно ответить на этот же вопрос? (Между выражениями поставить знак «+»)
– Таким образом, если к данному условию задать этот вопрос, то сколько способов решения такой задачи мы с вами рассмотрели? (Два способа)
_______________________________________________________________________
– А сейчас мы будем письменно решать задачу № 3 и постараемся найти разные способы её решения. Прочитайте задачу внимательно.
– О чем в ней говорится? (О проводе, длиной 50 метров)
– Какие действия с ним выполняли? (Отрезали 8 м и 7м)
– Что нужно узнать в задаче? (Сколько метров провода осталось)
– К этой задаче я предлагаю два схематических чертежа. (слайд 5) Выберите тот, который подходит к нашей задаче.
– Почему вы так решили? (Провод должен уменьшаться, когда от него отрезали)
– Представьте, что вы на стройке мастера участков и вам нужно отрезать провод. Как вы это будете делать? (Сначала отрезать 8 м, потом 7 м), т. е. это будет первый способ решения задачи.
– Что бы вы добавили к чертежу, чтобы найти другой способ решения? (8 м и 7 м объединить скобкой т. е. узнать, сколько всего метров провода отрезали) Это будет второй способ решения задачи.
– Запишите решение задачи двумя способами самостоятельно. (Один на доске)
1 способ: 50 – 8 – 7 = 35 (м)
2 способ: 50 – (8 + 7) = 35 (м)
– Проверьте свои записи (слайд 6). Прочитайте ответ.
______________________________________________________________________
– А сейчас вспомните, как найти площадь и периметр прямоугольника.
– Найдите задание № 6. Что нужно сделать?
– Что знаете о сторонах квадрата?
– Выполните задание самостоятельно по рядам (1 ряд – квадрат со стороной 7 см, 2 ряд – со стороной 4 см, 3 ряд – со стороной 9 см)
Проверьте свое решение (слайд 7)
Р = 7 х 4 Р = 4 х 4 Р = 9 х 4
Р = 28 (см) Р = 16 (см) Р = 36 (см)
S = 7 х 7 S = 4 х 4 S = 9 х 9
S = 49 (см2 ) S = 16 (см2 ) S = 81 (см 2)
6. Итог урока
-Что узнали сегодня на уроке?
-Чему научились?
– С какой таблицей познакомились? Сколько случаев надо запомнить? Как получали ответы в остальных случаях?
7. Домашнее задание: с. 59 Т. х 9, № 5 (повторить единицы длины), по желанию задача на смекалку и задание на полях, а также в Т. на печатной основе № 139 с. 49 Решить задачу разными способами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики «Умножение числа нуль и на нуль». (4 класс)
конспект урока математики для 4 класса по теме: "Умножение числа нуль и на нуль". Познакомить учащихся с правилом умножеия числа 0 и на 0....
Конспект урока математики «умножение числа 2 и на 2»(2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование умения составлять таблицу умножения с числом 2;совершенствование навыка устного счета и умение решать задачи;развитие внимания и логического мышления.Планируемые...
Конспект урока математики «Умножение числа 2 и на 2» (2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование умений пользоваться таблицей умножения на 2, пользуясь переместительным свойством умножения.Планируемые результатыПредметные:знать переместительное свойст...
Конспект урока математики «Умножение числа 1 на однозначные числа» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с таблицей умножения числа 1 на однозначные числа. Планируемые результаты: Предметные:...
Конспект урока математики: «Умножение числа 0 и на число 0» (УМК «Перспективная Начальная Школа» 2 класс, А.Л. Чекин),
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема урока: «Умножение числа 0 и на число 0» Цель деятельности учителя: формирование представлений о способе умножения числа на 0 и на число 0; выведение и...
Конспект урока математики "Умножение числа 3"
Технологическая карта урока математики "Умножение числа 3"Учебник (УМК): автор: Дорофеев Г.В.Раздел: Сложение, вычитание, умножение и деление. Таблица умножения...
Конспект урока математики "Умножение числа 3 " (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся в процессе ознакомления с таблицей умножения числа 3 и на число 3. Планируемые результатыПредметные:- знать таблицу умножения на 2 и ...