Рабочая программа по внеурочной деятельности "Увлекательный мир математики"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Увлекательный мир математики" содержит: соджержание и результаты освоения курса, а так жетематическое планирование курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uvlekatelnyy_mir_matematiki.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Увлекательный мир математики»
Санкт-Петербург, ЧОУ «ПАСКАЛЬ-ЛИЦЕЙ»
3 класс
Преподаватель: Смирнова Н. В.
.
Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ……………....3
2. Содержание курса внеурочной деятельности ………………………...5
3. Тематическое планирование ………………………………………….10
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
- Содержание курса внеурочной деятельности
- Вводное занятие «Увлекательный мир математики».- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Первые шаги в математике.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Устный счёт – это интересно!- 1час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Весёлые задачи. – 1час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 1час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Игровое занятие отгадывание ребусов.- 1час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Большие числа. – 1час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Увлекательные ребусы и задачи.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Логические задачи на сообразительность.- 1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Весёлые загадки по математике. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Математическая игра. – 1час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практические задачи на логику по математике.- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Игра «Хитрые задачи». – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16-17. Проектная деятельность «Газета любознательных», Проект (1-я и 2-я части). – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
18. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
19. Решение олимпиадных задач. – 1час
Решение задач повышенной сложности.
20. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
21. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
22. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
23. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
24. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
25. Архимед – великий учёный древности.- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
26. Задачи с многовариантными решениями. – 1час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
27. Пифагор – великий учёный древности! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
28. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
29. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
30. Игра «Весёлая математика». – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
31. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
32. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
33. Игра «Весёлая математика».- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
34. Обучающая игра «Увлекательный мир математики» Подведение итогов. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Пояснительная записка
Программа кружка «Хочу всё знать» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Хочу всё знать» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
- семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
- Тематическое планирование
№п/п | Название тем | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие «Увлекательный мир математики». | 1 | ||
2 | Первые шаги в математике. | 1 | ||
3 | Устный счёт – это интересно! | 1 | ||
4 | Весёлые задачи. | 1 | ||
5 | Упражнения с многозначными числами . | 1 | ||
6 | Игровое занятие отгадывание ребусов. | 1 | ||
7 | Большие числа. | 1 | ||
8 | Упражнения с многозначными числами. | 1 | ||
9 | Увлекательные ребусы и задачи. | 1 | ||
10 | Логические задачи на сообразительность. | 1 | ||
11 | Весёлые загадки по математике. | 1 | ||
12 | Математическая Игра. | 1 | ||
13 | Обратные задачи. | 1 | ||
14 | Практические задачи на логику по математике. | 1 | ||
15 | Игра «Хитрые задачи». | 1 | ||
16 | «Газета любознательных» (Проект, 1-я часть). | 1 | ||
17 | «Газета любознательных» » (Проект, 2-я часть) | 1 | ||
18 | Решение нестандартных задач. | 1 | ||
19 | Решение олимпиадных задач. | 1 | ||
20 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | ||
21 | Математические горки. | 1 | ||
22 | Наглядная алгебра. | 1 | ||
23 | Решение логических задач | 1 | ||
24 | Обучающая игра «У кого какая цифра» | 1 | ||
25 | Архимед – великий учёный древности. | 1 | ||
26 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | ||
27 | Пифагор – великий учёный древности. | 1 | ||
28 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем | 1 | ||
29 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | ||
30 | Игра «Весёлая математика» | 1 | ||
31 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем | 1 | ||
32 | Задачи с многовариантными решениями | 1 | ||
33 | Игра «Весёлая математика» | 1 | ||
34 | Обучающая игра «Увлекательный мир математики» Подведение итогов. | 1 |
Литература
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2012
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2013
3.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2013.
4.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2012
5.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2014
6.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2014
7.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2014
8 .«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...
"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"
Программа внеклассной работы по математике для 1 класса c использованием ИТ....
рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного обр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» .
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика»
Рабочая программа по внеурочной деятельностипо математике "Занимательная математика"...