I. Оргмомент. Прозвенел уже звонок, Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Ровно встали, улыбнулись, И на место тихо сели. У нас урок математики. Постарайтесь всё понять И усвоить всё на “5”! Мы продолжаем наше путешествие по стране Геометрия, жителями которой являются геометрические фигуры или геометрические тела. Все об этой стране вы узнаете в старших классах, а сегодня мы откроем лишь некоторые её тайны. Прежде чем приступить к познанию нового, предлагаю вспомнить некоторые геометрические фигуры, которые нам знакомы. (Слайды № 2,3) Задание 1: Запишите на планшете и покажите под каким номером на слайде находится круг? Кривая линия? Треугольник? Угол? Прямая линия? Прямоугольник? Шестиугольник? Квадрат? Задание 2: Расшифруйте и покажите на планшетах, о каких геометрических фигурах пойдёт сегодня речь на уроке. Для этого числа нужно расставить в порядке возрастания. У К Б | Р В К А Д А Т | 2 1 3 | 5 2 1 3 4 6 7 |
Правильно, куб и квадрат. Это геометрические фигуры. Именно о них мы поговорим на уроке. Задача сегодняшнего урока: подробнее познакомиться с фигурой куб. (Слайды № 4-6) На парте у каждого из вас лежат две геометрические фигуры: квадрат и куб. Задание 3: Обсудите в парах внешние сходства и различия этих геометрических фигур. (Слайд № 7) Итак, какие вы нашли сходства у данных геометрических фигур? Отличия? (Слайд № 8) Какая фигура сливается с плоскостью парты? доски? (Квадрат) Какая фигура возвышается над плоскостью парты? доски? (Куб) (Слайд № 9) ВЫВОД: Плоская фигура укладывается на одной какой-либо плоскости. Все ее точки принадлежат этой плоскости. Объемная фигура не располагается на одной плоскости. Объемные фигуры “возвышаются” над листом бумаги. Перед нами стоят следующие задачи урока. (Слайды № 10-16) На уроке мы узнаем: - какая фигура называется кубом (определение); - как называются элементы куба (грани, вершины, рёбра), их количество; - где в жизни мы встречаемся с кубом; - как выглядит развёртка куба. Научимся: - показывать элементы куба и определять их количество; - приводить примеры предметов кубической формы; - собирать из развёртки куб. Задание 4: Давайте попробуем дать определение - какую фигуру можно назвать кубом: (предположения детей) - это геометрическая фигура;
- объёмная фигура;
- состоит из квадратов.
Давайте посмотрим, какое определение кубу даётся в словаре. (Слайд № 17) Читаем вместе. Расскажите друг другу определение фигуры куб. Если вы успешно справились с этим заданием, поставьте на листке оценивания плюс за это задание. (Слайд № 18) Какое слово вам ещё здесь незнакомо? (Грань) Следующая наша задача узнать как называются элементы куба (грани, вершины, рёбра), их количество. (Слайды № 19,20) Давайте возьмем в руки куб, рассмотрим его и познакомимся с его элементами. Приложите квадрат к кубу. Что вы заметили? Квадрат это сторона куба и называется гранью. Потрогайте верхнюю и нижнюю грани куба. Правую и левую грани. Переднюю и заднюю грани. Определите сколько граней у квадрата? (У квадрата 6 граней) Посмотрите, у каждых соседних квадратиков одна сторона общая, что тогда мы можем сказать о всех квадратиках, из которых состоит куб? (Все квадраты равны) У каждой грани есть граница. Проведите пальцем по границе каждого квадратика. Каждая граница называется ребро. Посчитайте сколько рёбер у куба? (У куба 12 рёбер) Ребра квадратиков сходятся вместе и образуют углы куба. Каждый такой угол куба называется вершина. Из каждой вершины выходят ребра. Посчитайте сколько вершин у куба? (У куба 8 вершин) Давайте ещё раз повторим элементы куба. (Слайд № 21) Вы обратили внимание что, некоторые ребра изображены сплошной линией, а некоторые – пунктирной? Как вы думаете, почему это, в чем различие? Сколько граней у куба мы всегда видим? (Слайд № 21) Работаем в парах. Назовите соседу по парте элементы куба и их количество. Оцените свою работу на листочках самооценивания. Если вы успешно справились с заданием, поставьте на листочках плюс. Физминутка Прыгните столько раз, сколько рёбер у куба. Присядьте столько раз, сколько вершин у куба. Хлопните столько раз, сколько граней у куба. Давайте проверим. (Слайд № 21) (Слайд № 22) Мы узнали и научились… Следующая задача порассуждать о том, где в жизни мы встречаемся с кубом. Ребята, где в жизни мы можем встретить куб? (Различные коробки, музыкальные центры, игрушки, украшения на люстрах) (Слайд № 23) Приведите друг другу по 2-3 примера предметов кубической формы. Оцените себя на листочках самооценивания. (Слайд № 24) А теперь нам надо познакомиться с развёрткой куба. На какое слово похоже слово развёртка? Вот давайте развернем наш куб и посмотрим, что получится. (Слайды № 25, 26) Во что развернулся куб? (В 6 соединенных квадратиков) В каждой группе у вас разные по форме развёртки куба. Рассмотрите их внимательно: чем они похожи и чем различаются? Обменяйтесь развёртками и попробуйте из новой развёртки собрать модель куба. (Слайд № 27) На листках самооценивания поставьте себе итоговую оценку. Если все 4 плюса – оценка “5”, если 3 плюса – оценка “4” … Работа на карточках. Предлагаю проверить свои знания, выполнив самостоятельную работу. Уровень А (Раб. тетр. – с. 42 № 1,2) - Заполни пропуски в предложении.
У куба __ вершин, __ граней и __ рёбер. 2. Среди фигур на чертеже найди и раскрась цветным карандашом те, из которых можно сложить куб. Уровень Б (Раб. тетр. С. 44 № 1) 1. Дорисуй ещё пять кубиков , как показано в образце. Уровень С (Учебник с. 47 № 6) 1. Сколько кубиков использовано для построения фигуры? Выполнив только уровень А – оценка 3, уровни А и Б – оценка 5, за уровень С - задание олимпиадного характера – дополнительная оценка. (Слайд № 28) Взаимопроверка. (Слайд № 29) Поставьте на листке самооценивания оценку за самостоятельную работу. Подсчитайте баллы. Выставление оценок.
Кто считает, что работал хорошо на уроке? Кому было всё понятно? Кто испытывал трудности? Что показалось самым интересным? О чём шла речь на уроке? Что вы нового узнали для себя по этой теме? Сделать модель куба по предложенной развёртке. Стр. 44 правило. № 1 стр. 44 у кого были ошибки в С.Р. № 2 стр. 44 со своим кубом. (Слайд № 30) | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.
Рассматривают геометрические фигуры на слайде, указывают на планшете номера называемых фигур. Оценивают свою работу.
Разгадывают ребус.
Рассматривают предлагаемые геометрические фигуры, самостоятельно выделяют сходство и различие в них.
Делают обобщение по наблюдению.
Слушают учителя, дополняют и уточняют предложенный план работы.
Делают предположения на основе своего опыта.
Находят статью в словаре, читают по слайду.
Повторяют определение, оценивают свою работу.
Анализируют текст правила, находят незнакомые слова.
Производят указанные манипуляции с фигурами, наблюдают, делают выводы.
Повторяют в парах полученные практическим путём знания.
Выполняют действия согласно тексту физминутки
Проверют с опорой на наглядность.
Делают обобщение по этапу изучения темы.
Называют примеры из жизни.
Работа в парах. Проводят рефлексию своей деятельности.
Выполняют практическую работу с развёрткой куба в группах. Сравнивают, анализируют, делают выводы.
Проводят рефлексию этапа учебной деятельности.
Выполняют разноуровневую самостоятельную работу по изученному материалу.
Взаимопроверка по образцу.
Самооценивание.
Обобщают, делают выводы. Проводят рефлексию своей деятельности. |