Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Математика».
методическая разработка по математике (2 класс) на тему
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Математика».
В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования учитель должен владеть современными образовательными технологиями. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. В результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. Решение по созданию данных условий предполагает следующее:
- активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
- организацию совместной деятельности, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;
- обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.
В данной статье представлен урок по формированию универсальных учебных действий. «Математика» (2 класс) по программе «Перспективная начальная школа»
Тема. «Делимое и делитель»
Цель: Формирование понятия о компонентах действия деления.
Задачи:
1.Способствовать усвоению математической терминологии, связанной с действием деление (понятия «делимое», «делитель»).
2.Формировать умение конструировать математические выражения (частные).
3.Развивать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, осуществлять самоконтроль, самооценку.
4.Воспитывать культуру общения, работая в паре.
Ход урока
1.Организационный этап.
-Настройтесь на урок математики. Пожелайте друг другу удачи.
2.Актуализация опорных знаний.
-Начать урок предлагаю с работы в паре.
-Что надо помнить, чтобы работа с соседом была удачной? (Дети называют устно «Правила работы в паре», открыв в дневнике таблицу:
Правила работы в паре 1.Повернуться друг к другу. 2.Прочитать задание. 3.Рассказать друг другу какую учебную задачу надо решить. 4.Обсудить как выполнить задание. 5.Поочереди высказать точку зрения. Если есть разногласия, называть аргументы. 6.Договориться как представить работу.
|
-Начнём работать.
-Возьмите инструкцию на белом фоне и карточку на голубом фоне.
-Прочитайте инструкцию и рассмотрите карточку.
Инструкция 1.Рассмотрите запись действий. 2.Устно продолжите запись около каждого действия. 3.Назовите, чем является число 6 для каждого выражения.
|
Карточка 4+2=6 это запись действия… 8-2=6 это запись действия… 3х2=6 это запись действия… 12:2=6 это запись действия… |
-Кому нужны уточнения?
-Выполните задания.
-Проверим работу. Сигнализируйте о своём согласии и несогласии. (Показывают руками «да» и «нет»).
На доске:
4+2=6 8-2=6 3х2=6 12:2=6 |
Проверка: одна из пар выходит и представляет свою работу. (Мы договорились, что я буду называть продолжение записей: это запись действия сложения, это запись действия вычитания, это запись действия умножения, это запись действия деления.) Прикрепляются карточки: сложение, вычитание, умножение, деление. А я назову, чем является число 6 для каждого выражения: значение суммы, значение разности, значение произведения, значение частного. Прикрепляются карточки: значение суммы, значение Разности, значение произведения, значение частного.
-Кто справился с этой работой? Почему вам это удалось? (Это нам известно.)
-Молодцы!
-Кто не справился? Почему? (Не запомнили названия компонентов.)
-Надо выучить. Чем воспользуетесь?
-Возьмите карточку-опору. (В карточке указаны номера страниц из учебника-стр.77, стр.80, стр.82, стр.90.)
3.Постановка учебной задачи.
-Продолжим работать в паре.
-Возьмите инструкцию на жёлтом фоне. Прочитайте.
Инструкция 1.Назовите, как называется первое и второе число в сумме. 2.Назовите, как называется первое и второе число в разности. 3. Назовите, как называется первое и второе число в произведении. 4. Назовите, как называется первое и второе число в частном.
|
-Кому нужны уточнения?
-Выполните задание. Не забудьте о правильной работе в паре.
Проверка: -Тот, кто готов, встаньте.
-Почему, вы, не готовы? (Обращение к остальным.) ( Не всё знаем. Не знаем, как называются числа в последней записи.)
Одна из пар представляет работу. ( Мы договорились, что будем отвечать по очереди. Первое число в сумме-это 1-ое слагаемое, а второе число-это 2-ое слагаемое, Первое число в разности-это уменьшаемое, а второе число-это вычитаемое, Первое число в произведении-это 1-ый множитель, а второе число-это 2-ой множитель, Первое число в частном-это 1-ое делимое, а второе число-это 2-ое делимое.)
-Какое мнение у других пар?
Варианты ответа : первое число-это1-ое делящееся, 1-ый делитель, делящееся, уделяемое, поделённое, делимое; второе число-это 2-ое делящееся,
2-ой делитель, выделяемое, выделенное, делитель.)
-Кто прав?
-Можем ли мы сейчас дать точный ответ? (Нет.)
-Чего вы не знаете? (Мы не знаем как называется первое и второе число в частном.)
-У вас появилась проблема? Что будете делать? (Узнавать.)
4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
-Сформулируйте учебную задачу. (Узнать, как называется первое и второе число в частном.)
Учитель накладывает знаки ? на числа 12 и 2 в частном.
-Предложите как можно решить проблему. (Спросить у учителя, открыть учебник.)
-Кто хочет найти ответ в учебнике? Почему? (Я сам найду.)
-Ищите. (Дети называют номер страницы и название темы. Находят ответ.)
-Как называется первое число в частном? (Делимое.)
-Как называется второе число в частном? (Делитель.)
-Где это написано? (На голубом фоне.)
-Кто был прав? Молодцы!
-Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
5.Первичное закрепление.
-Найдите Задание№1.
-Прочитайте верхнюю часть задания.
-Выполните. (Дети записывают 12:4.)
Проверка: учитель записывает на доске 12:4.
-Какое число является делимым в частном 12:4 ?
-Подчеркните его красным цветом.
Проверка: ученик подчёркивает на доске.
-Почему это число так называется? Используйте рисунок. (Было 12 яблок. Это число стало делимым, его делили.)
-Какое число является делителем в частном 12:4 ?
-Подчеркните его синим цветом.
-Почему это число так называется? (Число 4 показывает по сколько яблок брали, чтобы разложить на тарелки.)
-Внесите дополнения, что мы узнали, в опорную запись.
Кружками закрываются знаки вопроса. Ставятся карточки с названием компонентов «делимое», «делитель».
-Вы ответили на вопросы, которые возникли у вас ранее? (Да.)
-Что будете делать теперь? (Закреплять, выполнять задания, учиться в других записях находить делимое и делитель.)
-Молодцы!
-Найдите Задание№2.
-Прочитайте самостоятельно задание.
-У кого достаточно знаний, чтобы выполнить это задание?
-У кого нет? Что неизвестно?
Учитель оказывает помощь.
-Выполните.
Проверка: Слушаем ответ и учитель записывает на доске 9:3.
-У кого такая же запись? Поставьте + и обведите его.
-У кого нет? Смотрите на опорную запись.
-Найдите Задание№3.
-Прочитайте задание самостоятельно.
-Что требуется сделать?
-Покажите делимое в опорной записи.
Ребёнок прикрепляет кружок с крестиком на место делимого в опорную запись.
-Выполним задание с комментированием по цепочке. ( Частное 24:2 выписываю, так как 24-это делимое, стоит на первом месте…)
-Какой компонент вы выделяли? (Делимое.)
Убрать кружок с крестиком с места делимого. Там остаётся белый кружок.
-Найдите Задание№4.
-Прочитайте задание самостоятельно.
-Чем отличается от предыдущего задания?
-Покажите делитель в опорной схеме.
Ребёнок прикрепляет кружок с крестиком на место делителя в опорной записи.
-Продолжим цепочку и комментирование. (Частное 6:2 не выписываю, так как на втором месте делитель 2, а должен быть 6…)
-Что теперь умеете делать? (Находить место делимого и делителя.)
-Молодцы!
-Закройте учебник.
Физминутка (комплекс упражнений, составленный с учётом СанПиНов, с использованием карточек- моделей)
6.Самостоятельная работа.
-Возьмите «Тетрадь для самостоятельной работы».
-Как работать самостоятельно? (Пользоваться опорой, знаниями, контролировать свои действия.)
-Откройте тетрадь на той странице, где тема урока. (Страница 43, тема «Делимое и делитель».)
-Задание№1.(ТПО)
-Прочитайте задание.
-Кто считает, что справится самостоятельно? Почему?
-Кто нет? Почему?
-Выполняйте.
Проверка: самопроверка по образцу.
-Как будете проверять? (Сверять все записи, цвет линий.)
-Кто справился? Почему? (Знаю место делимого и делителя.)
-Молодцы!
-Задание№2.(ТПО)
-Прочитайте задание.
-С какими терминами будете работать? (Частное, делимое, делитель.)
-Расскажите соседу, используя опору:
Знак 1-ое число 2-ое число |
-Выполните задание самостоятельно.
Взаимопроверка: -Как будете проверять? (Смотреть на знак, порядок чисел, сравнивать со своей записью.)
-Обменяйтесь тетрадями.
Проверка: по образцу.
-Ставьте + в тетради соседа, если эта запись есть.
1) 24:2, 24:4, 24:6, 24:12;
2) 12:6, 18:6, 24:6, 48:6.
-На полях (в тетради соседа) нарисуйте оценочную линейку. Подпишите букву П (правильность). Оцените правильность выполнения задания. На верху-без ошибок, по середине-1/2 ошибки, в низу-более трёх ошибок.
-Обменяйтесь тетрадями.
-На полях нарисуйте оценочную линейку и поставьте букву П (проверка). Оцените как вы проверили соседа. На верху-нашёл все ошибки, по середине-не заметил ½ ошибки, в низу-не заметил более трёх ошибок.
-Кто справился с заданием без ошибок?
-Поставьте + и обведите.
-Почему удалось выполнить задание без ошибок? (Запомнил место делимого, делителя, знаю знак частного.)
-Кому удалось выполнить задание без ошибок?
-Встаньте.
-Молодцы!
-Кому не удалось? Почему?
-Молодцы, что поняли ошибку!
-Закройте ТПО.
7.Включение нового знания в систему знаний.
-Продолжим учиться? Чему? (Находить место делимого и делителя.)
-Откройте учебник и найдите Задание№6.
-О чём сообщает цвет номера задания? (Трудное задание.)
-Кто считает, что справится? Почему? (Сегодня я ни разу не ошибся.)
-Прочитайте задание.
-Выделите в условии опорные слова. (Частное, делимое в 2 раза больше, делитель, найти значение частного.)
-Смоделируйте условие задания, работая в паре. Не забудьте выполнять правила работы в паре.
У детей набор моделей. Сделаны на уроке технологии в начале года. Хранятся в фотоальбоме 9х12.
Такой же набор на доске.
Проверка: одна пара представляет работу. (Мы договорились, что я буду рассказывать, а сосед будет прикреплять карточки. Мы выбрали эту карточку для показа частного. На место делимого мы поставили две дуги т.к. делимое в 2 раза больше делителя и поставили знак ? т.к. это неизвестно. На место делителя мы поставили одну дугу т.к. он меньше делимого. Знак ? т.к. делитель неизвестен. На место значения частного то же поставили знак ?)
Остальные дети сигнализируют о согласии/несогласии.
-Кто сможет составить частное?
-Почему нет?(Оказать помощь.)
Проверка: учитель записывает ответы всех пар на доске. (Может быть 13 записей, меньше, если составлены одинаковые частные.)
-Проверим правильность.
Учитель зачёркивает неверно составленные записи. Дети объясняют почему неверно. (Не соответствует условию.)
-Чья пара справилась с работой правильно?
-Встаньте.
-Молодцы!
-Кто понял свою ошибку?
-Молодцы!
С оставшимися правильными записями продолжается работа.
12:6=2 2:1=2 100:50=2
18:9=2 60:30=2 200:100=2
6:3=2 14:7=2 4:2=2 (возможные варианты частных)
8:4=2 10:5=2
40:20=2 16:8=2
-Что заметили? (Частные везде 2.)
-Это закономерность? Почему?
-Почему значения частных одинаковые? (Делимое в 2 раза больше делителя.)
-Кто понял решение этого задания?
-С каким заданием вам удалось справиться? (С трудным.)
-Молодцы!
8.Рефлексия деятельности.
1) –Что вы не знали в начале урока? (Как называются компоненты частного.)
-Чему научились на этом уроке? (Называть числа частного, составлять частное по условию.)
2)-Оцените свою работу: (может быть дети продолжают предложения, проговаривая в паре). Посмотрите, сколько + поставили в тетради.
*Я доволен своей работой, потому что…
*Мне было трудно…
*Я знаю, что мне надо…
3)-Я предлагаю вам дома составить 10 частных, подчеркнув одним цветом делимые, а другим делители;
-Задание повышенной сложности ТПО, стр.43 №3. Найдите это задание. Прочитайте условие задания и сопоставив с теми, которые решали в классе, найдите аналогичные.
Приложение
Инструкция (на белом фоне) 1.Рассмотрите запись действий. 2.Устно продолжите запись около каждого действия. 3.Назовите, чем является число 6 для каждой записи.
|
Карточка (на голубом фоне) 4 + 2 = 6 это запись действия… 8 – 2 = 6 это запись действия… 3 ∙ 2 = 6 это запись действия… 12 : 2 = 6 это запись действия…
|
Инструкция (на жёлтом фоне) 1.Назовите, как называется первое и второе число в сумме. 2. Назовите, как называется первое и второе число в разности. 3. Назовите, как называется первое и второе число в произведении. 4. Назовите, как называется первое и второе число в частном.
|
Заключение
Представленный урок соответствует требованиям ФГОС. Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся на уроке позволяет формировать такую ключевую компетенцию младшего школьника, как умение учиться. Организация учебной деятельности происходит благодаря регулятивным действиям: целеполагание ( учебная задача принята на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно); контроль (способность сличения способа действия и его результата с заданным эталоном); само регуляция (способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, запоминать и удерживать инструкцию во времени); коррекция (способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки); самооценка (способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознать уровень усвоения). Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность детей. Обще учебные, логические действия, а также знаково-символические позволяют формировать познавательные универсальные действия. УМК «Перспективная начальная школа» имеет свои теоретические и методические особенности, которые сказываются на технологии проведения урока. УМК является частью личностно-ориентированной развивающей системы «Перспективная начальная школа» и поэтому позволяет реализовывать требования ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bulay_i_g.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Математика».
В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования учитель должен владеть современными образовательными технологиями. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. В результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. Решение по созданию данных условий предполагает следующее:
- активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
- организацию совместной деятельности, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;
- обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.
В данной статье представлен урок по формированию универсальных учебных действий. «Математика» (2 класс) по программе «Перспективная начальная школа»
Тема. «Делимое и делитель»
Цель: Формирование понятия о компонентах действия деления.
Задачи:
1.Способствовать усвоению математической терминологии, связанной с действием деление (понятия «делимое», «делитель»).
2.Формировать умение конструировать математические выражения (частные).
3.Развивать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, осуществлять самоконтроль, самооценку.
4.Воспитывать культуру общения, работая в паре.
Ход урока
1.Организационный этап.
-Настройтесь на урок математики. Пожелайте друг другу удачи.
2.Актуализация опорных знаний.
-Начать урок предлагаю с работы в паре.
-Что надо помнить, чтобы работа с соседом была удачной? (Дети называют устно «Правила работы в паре», открыв в дневнике таблицу:
Правила работы в паре 1.Повернуться друг к другу. 2.Прочитать задание. 3.Рассказать друг другу какую учебную задачу надо решить. 4.Обсудить как выполнить задание. 5.Поочереди высказать точку зрения. Если есть разногласия, называть аргументы. 6.Договориться как представить работу. |
-Начнём работать.
-Возьмите инструкцию на белом фоне и карточку на голубом фоне.
-Прочитайте инструкцию и рассмотрите карточку.
Инструкция 1.Рассмотрите запись действий. 2.Устно продолжите запись около каждого действия. 3.Назовите, чем является число 6 для каждого выражения. |
Карточка 4+2=6 это запись действия… 8-2=6 это запись действия… 3х2=6 это запись действия… 12:2=6 это запись действия… |
-Кому нужны уточнения?
-Выполните задания.
-Проверим работу. Сигнализируйте о своём согласии и несогласии. (Показывают руками «да» и «нет»).
На доске:
4+2=6 8-2=6 3х2=6 12:2=6 |
Проверка: одна из пар выходит и представляет свою работу. (Мы договорились, что я буду называть продолжение записей: это запись действия сложения, это запись действия вычитания, это запись действия умножения, это запись действия деления.) Прикрепляются карточки: сложение, вычитание, умножение, деление. А я назову, чем является число 6 для каждого выражения: значение суммы, значение разности, значение произведения, значение частного. Прикрепляются карточки: значение суммы, значение Разности, значение произведения, значение частного.
-Кто справился с этой работой? Почему вам это удалось? (Это нам известно.)
-Молодцы!
-Кто не справился? Почему? (Не запомнили названия компонентов.)
-Надо выучить. Чем воспользуетесь?
-Возьмите карточку-опору. (В карточке указаны номера страниц из учебника-стр.77, стр.80, стр.82, стр.90.)
3.Постановка учебной задачи.
-Продолжим работать в паре.
-Возьмите инструкцию на жёлтом фоне. Прочитайте.
Инструкция 1.Назовите, как называется первое и второе число в сумме. 2.Назовите, как называется первое и второе число в разности. 3. Назовите, как называется первое и второе число в произведении. 4. Назовите, как называется первое и второе число в частном. |
-Кому нужны уточнения?
-Выполните задание. Не забудьте о правильной работе в паре.
Проверка: -Тот, кто готов, встаньте.
-Почему, вы, не готовы? (Обращение к остальным.) ( Не всё знаем. Не знаем, как называются числа в последней записи.)
Одна из пар представляет работу. ( Мы договорились, что будем отвечать по очереди. Первое число в сумме-это 1-ое слагаемое, а второе число-это 2-ое слагаемое, Первое число в разности-это уменьшаемое, а второе число-это вычитаемое, Первое число в произведении-это 1-ый множитель, а второе число-это 2-ой множитель, Первое число в частном-это 1-ое делимое, а второе число-это 2-ое делимое.)
-Какое мнение у других пар?
Варианты ответа : первое число-это1-ое делящееся, 1-ый делитель, делящееся, уделяемое, поделённое, делимое; второе число-это 2-ое делящееся,
2-ой делитель, выделяемое, выделенное, делитель.)
-Кто прав?
-Можем ли мы сейчас дать точный ответ? (Нет.)
-Чего вы не знаете? (Мы не знаем как называется первое и второе число в частном.)
-У вас появилась проблема? Что будете делать? (Узнавать.)
4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
-Сформулируйте учебную задачу. (Узнать, как называется первое и второе число в частном.)
Учитель накладывает знаки ? на числа 12 и 2 в частном.
-Предложите как можно решить проблему. (Спросить у учителя, открыть учебник.)
-Кто хочет найти ответ в учебнике? Почему? (Я сам найду.)
-Ищите. (Дети называют номер страницы и название темы. Находят ответ.)
-Как называется первое число в частном? (Делимое.)
-Как называется второе число в частном? (Делитель.)
-Где это написано? (На голубом фоне.)
-Кто был прав? Молодцы!
-Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
5.Первичное закрепление.
-Найдите Задание№1.
-Прочитайте верхнюю часть задания.
-Выполните. (Дети записывают 12:4.)
Проверка: учитель записывает на доске 12:4.
-Какое число является делимым в частном 12:4 ?
-Подчеркните его красным цветом.
Проверка: ученик подчёркивает на доске.
-Почему это число так называется? Используйте рисунок. (Было 12 яблок. Это число стало делимым, его делили.)
-Какое число является делителем в частном 12:4 ?
-Подчеркните его синим цветом.
-Почему это число так называется? (Число 4 показывает по сколько яблок брали, чтобы разложить на тарелки.)
-Внесите дополнения, что мы узнали, в опорную запись.
Кружками закрываются знаки вопроса. Ставятся карточки с названием компонентов «делимое», «делитель».
-Вы ответили на вопросы, которые возникли у вас ранее? (Да.)
-Что будете делать теперь? (Закреплять, выполнять задания, учиться в других записях находить делимое и делитель.)
-Молодцы!
-Найдите Задание№2.
-Прочитайте самостоятельно задание.
-У кого достаточно знаний, чтобы выполнить это задание?
-У кого нет? Что неизвестно?
Учитель оказывает помощь.
-Выполните.
Проверка: Слушаем ответ и учитель записывает на доске 9:3.
-У кого такая же запись? Поставьте + и обведите его.
-У кого нет? Смотрите на опорную запись.
-Найдите Задание№3.
-Прочитайте задание самостоятельно.
-Что требуется сделать?
-Покажите делимое в опорной записи.
Ребёнок прикрепляет кружок с крестиком на место делимого в опорную запись.
-Выполним задание с комментированием по цепочке. ( Частное 24:2 выписываю, так как 24-это делимое, стоит на первом месте…)
-Какой компонент вы выделяли? (Делимое.)
Убрать кружок с крестиком с места делимого. Там остаётся белый кружок.
-Найдите Задание№4.
-Прочитайте задание самостоятельно.
-Чем отличается от предыдущего задания?
-Покажите делитель в опорной схеме.
Ребёнок прикрепляет кружок с крестиком на место делителя в опорной записи.
-Продолжим цепочку и комментирование. (Частное 6:2 не выписываю, так как на втором месте делитель 2, а должен быть 6…)
-Что теперь умеете делать? (Находить место делимого и делителя.)
-Молодцы!
-Закройте учебник.
Физминутка (комплекс упражнений, составленный с учётом СанПиНов, с использованием карточек- моделей)
6.Самостоятельная работа.
-Возьмите «Тетрадь для самостоятельной работы».
-Как работать самостоятельно? (Пользоваться опорой, знаниями, контролировать свои действия.)
-Откройте тетрадь на той странице, где тема урока. (Страница 43, тема «Делимое и делитель».)
-Задание№1.(ТПО)
-Прочитайте задание.
-Кто считает, что справится самостоятельно? Почему?
-Кто нет? Почему?
-Выполняйте.
Проверка: самопроверка по образцу.
-Как будете проверять? (Сверять все записи, цвет линий.)
-Кто справился? Почему? (Знаю место делимого и делителя.)
-Молодцы!
-Задание№2.(ТПО)
-Прочитайте задание.
-С какими терминами будете работать? (Частное, делимое, делитель.)
-Расскажите соседу, используя опору:
Знак 1-ое число 2-ое число |
-Выполните задание самостоятельно.
Взаимопроверка: -Как будете проверять? (Смотреть на знак, порядок чисел, сравнивать со своей записью.)
-Обменяйтесь тетрадями.
Проверка: по образцу.
-Ставьте + в тетради соседа, если эта запись есть.
1) 24:2, 24:4, 24:6, 24:12;
2) 12:6, 18:6, 24:6, 48:6.
-На полях (в тетради соседа) нарисуйте оценочную линейку. Подпишите букву П (правильность). Оцените правильность выполнения задания. На верху-без ошибок, по середине-1/2 ошибки, в низу-более трёх ошибок.
-Обменяйтесь тетрадями.
-На полях нарисуйте оценочную линейку и поставьте букву П (проверка). Оцените как вы проверили соседа. На верху-нашёл все ошибки, по середине-не заметил ½ ошибки, в низу-не заметил более трёх ошибок.
-Кто справился с заданием без ошибок?
-Поставьте + и обведите.
-Почему удалось выполнить задание без ошибок? (Запомнил место делимого, делителя, знаю знак частного.)
-Кому удалось выполнить задание без ошибок?
-Встаньте.
-Молодцы!
-Кому не удалось? Почему?
-Молодцы, что поняли ошибку!
-Закройте ТПО.
7.Включение нового знания в систему знаний.
-Продолжим учиться? Чему? (Находить место делимого и делителя.)
-Откройте учебник и найдите Задание№6.
-О чём сообщает цвет номера задания? (Трудное задание.)
-Кто считает, что справится? Почему? (Сегодня я ни разу не ошибся.)
-Прочитайте задание.
-Выделите в условии опорные слова. (Частное, делимое в 2 раза больше, делитель, найти значение частного.)
-Смоделируйте условие задания, работая в паре. Не забудьте выполнять правила работы в паре.
У детей набор моделей. Сделаны на уроке технологии в начале года. Хранятся в фотоальбоме 9х12.
Такой же набор на доске.
Проверка: одна пара представляет работу. (Мы договорились, что я буду рассказывать, а сосед будет прикреплять карточки. Мы выбрали эту карточку для показа частного. На место делимого мы поставили две дуги т.к. делимое в 2 раза больше делителя и поставили знак ? т.к. это неизвестно. На место делителя мы поставили одну дугу т.к. он меньше делимого. Знак ? т.к. делитель неизвестен. На место значения частного то же поставили знак ?)
Остальные дети сигнализируют о согласии/несогласии.
-Кто сможет составить частное?
-Почему нет?(Оказать помощь.)
Проверка: учитель записывает ответы всех пар на доске. (Может быть 13 записей, меньше, если составлены одинаковые частные.)
-Проверим правильность.
Учитель зачёркивает неверно составленные записи. Дети объясняют почему неверно. (Не соответствует условию.)
-Чья пара справилась с работой правильно?
-Встаньте.
-Молодцы!
-Кто понял свою ошибку?
-Молодцы!
С оставшимися правильными записями продолжается работа.
12:6=2 2:1=2 100:50=2
18:9=2 60:30=2 200:100=2
6:3=2 14:7=2 4:2=2 (возможные варианты частных)
8:4=2 10:5=2
40:20=2 16:8=2
-Что заметили? (Частные везде 2.)
-Это закономерность? Почему?
-Почему значения частных одинаковые? (Делимое в 2 раза больше делителя.)
-Кто понял решение этого задания?
-С каким заданием вам удалось справиться? (С трудным.)
-Молодцы!
8.Рефлексия деятельности.
1) –Что вы не знали в начале урока? (Как называются компоненты частного.)
-Чему научились на этом уроке? (Называть числа частного, составлять частное по условию.)
2)-Оцените свою работу: (может быть дети продолжают предложения, проговаривая в паре). Посмотрите, сколько + поставили в тетради.
*Я доволен своей работой, потому что…
*Мне было трудно…
*Я знаю, что мне надо…
3)-Я предлагаю вам дома составить 10 частных, подчеркнув одним цветом делимые, а другим делители;
-Задание повышенной сложности ТПО, стр.43 №3. Найдите это задание. Прочитайте условие задания и сопоставив с теми, которые решали в классе, найдите аналогичные.
Приложение
Инструкция (на белом фоне) 1.Рассмотрите запись действий. 2.Устно продолжите запись около каждого действия. 3.Назовите, чем является число 6 для каждой записи. |
Карточка (на голубом фоне) 4 + 2 = 6 это запись действия… 8 – 2 = 6 это запись действия… 3 ∙ 2 = 6 это запись действия… 12 : 2 = 6 это запись действия… |
Инструкция (на жёлтом фоне) 1.Назовите, как называется первое и второе число в сумме. 2. Назовите, как называется первое и второе число в разности. 3. Назовите, как называется первое и второе число в произведении. 4. Назовите, как называется первое и второе число в частном. |
Заключение
Представленный урок соответствует требованиям ФГОС. Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся на уроке позволяет формировать такую ключевую компетенцию младшего школьника, как умение учиться. Организация учебной деятельности происходит благодаря регулятивным действиям: целеполагание ( учебная задача принята на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно); контроль (способность сличения способа действия и его результата с заданным эталоном); само регуляция (способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, запоминать и удерживать инструкцию во времени); коррекция (способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки); самооценка (способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознать уровень усвоения). Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность детей. Обще учебные, логические действия, а также знаково-символические позволяют формировать познавательные универсальные действия. УМК «Перспективная начальная школа» имеет свои теоретические и методические особенности, которые сказываются на технологии проведения урока. УМК является частью личностно-ориентированной развивающей системы «Перспективная начальная школа» и поэтому позволяет реализовывать требования ФГОС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать...
Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий у младших школьников
В данной работе рассматривается вопрос о психолого-педагогических основах формирования УУД. Развитие УУД обеспечивает формирование новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь опре...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала
Выступление на МО. Тема "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала". Презентация....
Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников
В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...
: «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Русский язык» «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...
Содержание, формы и методы работы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Несмотря на то, что чрезвычайно востребованным сегодня выступает результат обучения в виде «умения учиться», нельзя забывать и о фундаменте образования – знаниях, умениях и навыках, ...