Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Математика».
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Математика».

      В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования учитель должен владеть современными образовательными технологиями. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. В результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. Решение по созданию данных условий предполагает следующее:

- активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

- организацию совместной деятельности, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;

- обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

      В данной статье представлен  урок  по формированию универсальных учебных действий.  «Математика» (2 класс) по программе «Перспективная начальная школа»

    Тема.  «Делимое и делитель»

    Цель: Формирование понятия о компонентах действия деления.

    Задачи:

    1.Способствовать усвоению математической терминологии, связанной с действием деление (понятия «делимое», «делитель»).

    2.Формировать умение конструировать математические выражения (частные).

    3.Развивать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, осуществлять самоконтроль, самооценку.

    4.Воспитывать культуру общения, работая в паре.

 

Ход урока

1.Организационный этап.

-Настройтесь на урок математики. Пожелайте друг другу удачи.

 

2.Актуализация опорных знаний.

-Начать урок предлагаю с работы в паре.

-Что надо помнить, чтобы работа с соседом была удачной? (Дети называют устно «Правила работы в паре», открыв в дневнике таблицу:

 

 

Правила работы в паре

1.Повернуться друг к другу.

2.Прочитать задание.

3.Рассказать друг другу какую учебную задачу надо решить.

4.Обсудить как выполнить задание.

5.Поочереди высказать точку зрения. Если есть разногласия, называть аргументы.

6.Договориться как представить работу.

 

 

 

-Начнём работать.

-Возьмите инструкцию на белом фоне и карточку на голубом фоне.

-Прочитайте инструкцию и рассмотрите карточку.

 

 

 

 

Инструкция

1.Рассмотрите запись действий.

2.Устно продолжите запись около каждого действия.

3.Назовите, чем является число 6 для каждого выражения.

 

 

 

 

Карточка

4+2=6  это запись действия…

8-2=6  это запись действия…

3х2=6  это запись действия…

12:2=6  это запись действия…

 

-Кому нужны уточнения?

-Выполните задания.

-Проверим работу. Сигнализируйте о своём согласии и несогласии. (Показывают руками «да» и «нет»).                                                                              

На доске:

   4+2=6

   8-2=6

   3х2=6

   12:2=6

Проверка: одна из пар выходит и представляет свою работу. (Мы договорились, что я буду называть продолжение записей: это запись действия сложения, это запись действия вычитания, это запись действия умножения, это запись действия деления.) Прикрепляются карточки: сложение, вычитание, умножение, деление. А я назову, чем является число 6 для каждого выражения: значение суммы, значение разности, значение произведения, значение частного. Прикрепляются карточки: значение суммы, значение Разности, значение произведения, значение частного.

-Кто справился с этой работой? Почему вам это удалось? (Это нам известно.)

-Молодцы!

-Кто не справился? Почему? (Не запомнили названия компонентов.)

-Надо выучить. Чем воспользуетесь?

-Возьмите карточку-опору. (В карточке указаны номера страниц из учебника-стр.77, стр.80, стр.82, стр.90.)

 

3.Постановка учебной задачи.

-Продолжим работать в паре.

-Возьмите инструкцию на жёлтом фоне. Прочитайте.

 

 

Инструкция

1.Назовите, как называется первое и второе число в сумме.

2.Назовите, как называется первое и второе число в разности.

3. Назовите, как называется первое и второе число в произведении.

4. Назовите, как называется первое и второе число в частном.

 

-Кому нужны уточнения?

-Выполните задание. Не забудьте о правильной работе в паре.

Проверка: -Тот, кто готов, встаньте.

-Почему, вы, не готовы? (Обращение к остальным.)  ( Не всё знаем. Не знаем, как называются числа в последней записи.)

Одна из пар представляет работу. ( Мы договорились, что будем отвечать по очереди. Первое число в сумме-это 1-ое слагаемое, а второе число-это 2-ое слагаемое,  Первое число в разности-это уменьшаемое, а второе число-это вычитаемое,  Первое число в произведении-это 1-ый множитель, а второе число-это 2-ой множитель,  Первое число в частном-это 1-ое делимое, а второе число-это 2-ое делимое.)

-Какое мнение у других пар?

Варианты ответа : первое число-это1-ое делящееся, 1-ый делитель, делящееся, уделяемое, поделённое, делимое; второе число-это 2-ое делящееся,                        

2-ой делитель, выделяемое, выделенное, делитель.)

-Кто прав?

-Можем ли мы сейчас дать точный ответ? (Нет.)

-Чего вы не знаете? (Мы не знаем как называется первое и второе число в частном.)

-У вас появилась проблема? Что будете делать? (Узнавать.)

 

4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

-Сформулируйте учебную задачу. (Узнать, как называется первое и второе число в частном.)

Учитель накладывает знаки ? на числа 12 и 2 в частном.

-Предложите как можно решить проблему. (Спросить у учителя, открыть учебник.)

-Кто хочет найти ответ в учебнике? Почему? (Я сам найду.)

-Ищите. (Дети называют номер страницы и название темы. Находят ответ.)

-Как называется первое число в частном? (Делимое.)

-Как называется второе число в частном? (Делитель.)

-Где это написано? (На голубом фоне.)

-Кто был прав? Молодцы!

-Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

 

5.Первичное закрепление.

-Найдите Задание№1.

-Прочитайте верхнюю часть задания.

-Выполните. (Дети записывают 12:4.)

Проверка: учитель записывает на доске 12:4.

-Какое число является делимым в частном 12:4 ?

-Подчеркните его красным цветом.

Проверка: ученик подчёркивает на доске.

-Почему это число так называется? Используйте рисунок. (Было 12 яблок. Это число стало делимым, его делили.)

-Какое число является делителем в частном 12:4 ?

-Подчеркните его синим цветом.

-Почему это число так называется? (Число 4 показывает по сколько яблок брали, чтобы разложить на тарелки.)

-Внесите дополнения, что мы узнали, в опорную запись.

Кружками закрываются знаки вопроса. Ставятся карточки с названием компонентов «делимое», «делитель».

-Вы ответили на вопросы, которые возникли у вас ранее? (Да.)

-Что будете делать теперь? (Закреплять, выполнять задания, учиться в других записях находить делимое и делитель.)

-Молодцы!

-Найдите Задание№2.

-Прочитайте самостоятельно задание.

-У кого достаточно знаний, чтобы выполнить это задание?

-У кого нет? Что неизвестно?

Учитель оказывает помощь.

-Выполните.

Проверка: Слушаем ответ и учитель записывает на доске 9:3.

-У кого такая же запись? Поставьте + и обведите его.

-У кого нет? Смотрите на опорную запись.

-Найдите Задание№3.

-Прочитайте задание самостоятельно.

-Что требуется сделать?

-Покажите делимое в опорной записи.

Ребёнок прикрепляет кружок с крестиком на место делимого в опорную запись.

-Выполним задание с комментированием по цепочке. ( Частное 24:2 выписываю, так как 24-это делимое, стоит на первом месте…)

-Какой компонент вы выделяли? (Делимое.)

Убрать кружок с крестиком с места делимого. Там остаётся белый кружок.

-Найдите Задание№4.

-Прочитайте задание самостоятельно.

-Чем отличается от предыдущего задания?

-Покажите делитель в опорной схеме.

Ребёнок прикрепляет кружок с крестиком на место делителя в опорной записи.

-Продолжим цепочку и комментирование. (Частное 6:2 не выписываю, так как на втором месте делитель 2, а должен быть 6…)

-Что теперь умеете делать? (Находить место делимого и делителя.)

-Молодцы!

-Закройте учебник.

 

Физминутка (комплекс  упражнений, составленный с учётом СанПиНов, с использованием карточек- моделей)

 

6.Самостоятельная работа.

-Возьмите «Тетрадь для самостоятельной работы».

-Как работать самостоятельно? (Пользоваться опорой, знаниями, контролировать свои действия.)

-Откройте тетрадь на той странице, где тема урока. (Страница 43, тема «Делимое и делитель».)

-Задание№1.(ТПО)

-Прочитайте задание.

-Кто считает, что справится самостоятельно? Почему?

-Кто нет? Почему?

-Выполняйте.

Проверка: самопроверка по образцу.

-Как будете проверять? (Сверять все записи, цвет линий.)

-Кто справился? Почему? (Знаю место делимого и делителя.)

-Молодцы!

-Задание№2.(ТПО)

-Прочитайте задание.

-С какими терминами будете работать? (Частное, делимое, делитель.)

 

 

-Расскажите соседу, используя опору:

Знак

1-ое число

2-ое число

 

                                                                                                                                       

 

-Выполните задание самостоятельно.

Взаимопроверка: -Как будете проверять? (Смотреть на знак, порядок чисел, сравнивать со своей записью.)

-Обменяйтесь тетрадями.

Проверка: по образцу.

-Ставьте + в тетради соседа, если эта запись есть.

1) 24:2, 24:4, 24:6, 24:12;

2) 12:6, 18:6, 24:6, 48:6.

-На полях (в тетради соседа) нарисуйте оценочную линейку. Подпишите букву П (правильность). Оцените правильность выполнения задания. На верху-без ошибок, по середине-1/2 ошибки, в низу-более трёх ошибок.

-Обменяйтесь тетрадями.

-На полях нарисуйте оценочную линейку и поставьте букву П (проверка). Оцените как вы проверили соседа. На верху-нашёл все ошибки, по середине-не заметил ½ ошибки, в низу-не заметил более трёх ошибок.

-Кто справился с заданием без ошибок?

-Поставьте + и обведите.

-Почему удалось выполнить задание без ошибок? (Запомнил место делимого, делителя, знаю  знак частного.)

-Кому удалось выполнить задание без ошибок?

-Встаньте.

-Молодцы!

-Кому не удалось? Почему?

-Молодцы, что поняли ошибку!

-Закройте ТПО.

 

7.Включение нового знания в систему знаний.

-Продолжим учиться? Чему? (Находить место делимого и делителя.)

-Откройте учебник и найдите Задание№6.

-О чём сообщает цвет номера задания? (Трудное задание.)

-Кто считает, что справится? Почему? (Сегодня я ни разу не ошибся.)

-Прочитайте задание.

-Выделите в условии опорные слова. (Частное, делимое в 2 раза больше, делитель, найти значение частного.)

-Смоделируйте условие задания, работая в паре. Не забудьте выполнять правила работы в паре.

У детей набор моделей. Сделаны на уроке технологии в начале года. Хранятся в фотоальбоме 9х12.

     Такой же набор на доске.

Проверка: одна пара представляет работу. (Мы договорились, что я буду рассказывать, а сосед будет прикреплять карточки. Мы выбрали эту карточку для показа частного. На место делимого мы поставили две дуги т.к. делимое в 2 раза больше делителя и поставили знак ? т.к. это неизвестно. На место делителя мы поставили одну дугу т.к. он меньше делимого. Знак ? т.к. делитель неизвестен. На место значения частного то же поставили знак ?)

Остальные дети сигнализируют о согласии/несогласии.

-Кто сможет составить частное?

-Почему нет?(Оказать помощь.)

Проверка: учитель записывает ответы всех пар на доске. (Может быть 13 записей, меньше, если составлены одинаковые частные.)

-Проверим правильность.

Учитель зачёркивает неверно составленные записи. Дети объясняют почему неверно. (Не соответствует условию.)

-Чья пара справилась с работой правильно?

-Встаньте.

-Молодцы!

-Кто понял свою ошибку?

-Молодцы!

С оставшимися правильными записями продолжается работа.

12:6=2      2:1=2         100:50=2

18:9=2      60:30=2     200:100=2

6:3=2        14:7=2       4:2=2            (возможные варианты частных)

8:4=2        10:5=2

40:20=2    16:8=2

-Что заметили? (Частные везде 2.)

-Это закономерность? Почему?

-Почему значения частных одинаковые? (Делимое в 2 раза больше делителя.)

-Кто понял решение этого задания?

-С каким заданием вам удалось справиться? (С трудным.)

-Молодцы!

  8.Рефлексия деятельности.

1) –Что вы не знали в начале урока? (Как называются компоненты частного.)

   -Чему научились на этом уроке? (Называть числа частного, составлять частное по условию.)

2)-Оцените свою работу: (может быть дети продолжают предложения, проговаривая в паре). Посмотрите, сколько  + поставили в тетради.

*Я доволен своей работой, потому что…

*Мне было трудно…

*Я знаю, что мне надо…

3)-Я предлагаю вам дома составить 10 частных, подчеркнув одним цветом делимые, а другим делители;

-Задание повышенной сложности ТПО, стр.43 №3. Найдите это задание. Прочитайте условие задания и сопоставив с теми, которые решали в классе, найдите аналогичные.

                                                      Приложение

 

 

Инструкция (на белом фоне)

  1.Рассмотрите запись действий.

  2.Устно продолжите запись около каждого действия.

  3.Назовите, чем является число 6 для каждой записи.

 

 

 

Карточка (на голубом фоне)

4 + 2 = 6 это запись действия…

8 – 2 = 6 это запись действия…

3 ∙ 2 = 6 это запись действия…

12 : 2 = 6 это запись действия…

 

 

 

Инструкция (на жёлтом фоне)

   1.Назовите, как называется первое и второе число в сумме.

   2. Назовите, как называется первое и второе число в разности.

   3. Назовите, как называется первое и второе число в произведении.

   4. Назовите, как называется первое и второе число в частном.

 

 

Заключение

 

Представленный урок соответствует требованиям ФГОС. Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся на уроке позволяет формировать такую ключевую компетенцию младшего школьника, как умение учиться. Организация учебной деятельности происходит благодаря регулятивным действиям: целеполагание ( учебная задача принята на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно); контроль (способность сличения способа действия и его результата с заданным эталоном); само регуляция (способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, запоминать и удерживать инструкцию во времени); коррекция (способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки); самооценка (способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознать уровень усвоения). Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность детей. Обще учебные, логические действия, а также знаково-символические позволяют формировать познавательные универсальные действия. УМК «Перспективная начальная школа» имеет свои теоретические и методические особенности, которые сказываются на технологии проведения урока. УМК является частью личностно-ориентированной развивающей системы «Перспективная начальная школа» и поэтому позволяет реализовывать требования ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bulay_i_g.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Математика».

      В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования учитель должен владеть современными образовательными технологиями. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. В результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. Решение по созданию данных условий предполагает следующее:

- активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

- организацию совместной деятельности, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;

- обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

      В данной статье представлен  урок  по формированию универсальных учебных действий.  «Математика» (2 класс) по программе «Перспективная начальная школа»

    Тема.  «Делимое и делитель»

    Цель: Формирование понятия о компонентах действия деления.

    Задачи:

    1.Способствовать усвоению математической терминологии, связанной с действием деление (понятия «делимое», «делитель»).

    2.Формировать умение конструировать математические выражения (частные).

    3.Развивать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, осуществлять самоконтроль, самооценку.

    4.Воспитывать культуру общения, работая в паре.

Ход урока

1.Организационный этап.

-Настройтесь на урок математики. Пожелайте друг другу удачи.

2.Актуализация опорных знаний.

-Начать урок предлагаю с работы в паре.

-Что надо помнить, чтобы работа с соседом была удачной? (Дети называют устно «Правила работы в паре», открыв в дневнике таблицу:

Правила работы в паре

1.Повернуться друг к другу.

2.Прочитать задание.

3.Рассказать друг другу какую учебную задачу надо решить.

4.Обсудить как выполнить задание.

5.Поочереди высказать точку зрения. Если есть разногласия, называть аргументы.

6.Договориться как представить работу.

-Начнём работать.

-Возьмите инструкцию на белом фоне и карточку на голубом фоне.

-Прочитайте инструкцию и рассмотрите карточку.

Инструкция

1.Рассмотрите запись действий.

2.Устно продолжите запись около каждого действия.

3.Назовите, чем является число 6 для каждого выражения.

Карточка

4+2=6  это запись действия…

8-2=6  это запись действия…

3х2=6  это запись действия…

12:2=6  это запись действия…

-Кому нужны уточнения?

-Выполните задания.

-Проверим работу. Сигнализируйте о своём согласии и несогласии. (Показывают руками «да» и «нет»).                                                                              

На доске:

   4+2=6

   8-2=6

   3х2=6

   12:2=6

Проверка: одна из пар выходит и представляет свою работу. (Мы договорились, что я буду называть продолжение записей: это запись действия сложения, это запись действия вычитания, это запись действия умножения, это запись действия деления.) Прикрепляются карточки: сложение, вычитание, умножение, деление. А я назову, чем является число 6 для каждого выражения: значение суммы, значение разности, значение произведения, значение частного. Прикрепляются карточки: значение суммы, значение Разности, значение произведения, значение частного.

-Кто справился с этой работой? Почему вам это удалось? (Это нам известно.)

-Молодцы!

-Кто не справился? Почему? (Не запомнили названия компонентов.)

-Надо выучить. Чем воспользуетесь?

-Возьмите карточку-опору. (В карточке указаны номера страниц из учебника-стр.77, стр.80, стр.82, стр.90.)

3.Постановка учебной задачи.

-Продолжим работать в паре.

-Возьмите инструкцию на жёлтом фоне. Прочитайте.

Инструкция

1.Назовите, как называется первое и второе число в сумме.

2.Назовите, как называется первое и второе число в разности.

3. Назовите, как называется первое и второе число в произведении.

4. Назовите, как называется первое и второе число в частном.

-Кому нужны уточнения?

-Выполните задание. Не забудьте о правильной работе в паре.

Проверка: -Тот, кто готов, встаньте.

-Почему, вы, не готовы? (Обращение к остальным.)  ( Не всё знаем. Не знаем, как называются числа в последней записи.)

Одна из пар представляет работу. ( Мы договорились, что будем отвечать по очереди. Первое число в сумме-это 1-ое слагаемое, а второе число-это 2-ое слагаемое,  Первое число в разности-это уменьшаемое, а второе число-это вычитаемое,  Первое число в произведении-это 1-ый множитель, а второе число-это 2-ой множитель,  Первое число в частном-это 1-ое делимое, а второе число-это 2-ое делимое.)

-Какое мнение у других пар?

Варианты ответа : первое число-это1-ое делящееся, 1-ый делитель, делящееся, уделяемое, поделённое, делимое; второе число-это 2-ое делящееся,                        

2-ой делитель, выделяемое, выделенное, делитель.)

-Кто прав?

-Можем ли мы сейчас дать точный ответ? (Нет.)

-Чего вы не знаете? (Мы не знаем как называется первое и второе число в частном.)

-У вас появилась проблема? Что будете делать? (Узнавать.)

4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

-Сформулируйте учебную задачу. (Узнать, как называется первое и второе число в частном.)

Учитель накладывает знаки ? на числа 12 и 2 в частном.

-Предложите как можно решить проблему. (Спросить у учителя, открыть учебник.)

-Кто хочет найти ответ в учебнике? Почему? (Я сам найду.)

-Ищите. (Дети называют номер страницы и название темы. Находят ответ.)

-Как называется первое число в частном? (Делимое.)

-Как называется второе число в частном? (Делитель.)

-Где это написано? (На голубом фоне.)

-Кто был прав? Молодцы!

-Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

5.Первичное закрепление.

-Найдите Задание№1.

-Прочитайте верхнюю часть задания.

-Выполните. (Дети записывают 12:4.)

Проверка: учитель записывает на доске 12:4.

-Какое число является делимым в частном 12:4 ?

-Подчеркните его красным цветом.

Проверка: ученик подчёркивает на доске.

-Почему это число так называется? Используйте рисунок. (Было 12 яблок. Это число стало делимым, его делили.)

-Какое число является делителем в частном 12:4 ?

-Подчеркните его синим цветом.

-Почему это число так называется? (Число 4 показывает по сколько яблок брали, чтобы разложить на тарелки.)

-Внесите дополнения, что мы узнали, в опорную запись.

Кружками закрываются знаки вопроса. Ставятся карточки с названием компонентов «делимое», «делитель».

-Вы ответили на вопросы, которые возникли у вас ранее? (Да.)

-Что будете делать теперь? (Закреплять, выполнять задания, учиться в других записях находить делимое и делитель.)

-Молодцы!

-Найдите Задание№2.

-Прочитайте самостоятельно задание.

-У кого достаточно знаний, чтобы выполнить это задание?

-У кого нет? Что неизвестно?

Учитель оказывает помощь.

-Выполните.

Проверка: Слушаем ответ и учитель записывает на доске 9:3.

-У кого такая же запись? Поставьте + и обведите его.

-У кого нет? Смотрите на опорную запись.

-Найдите Задание№3.

-Прочитайте задание самостоятельно.

-Что требуется сделать?

-Покажите делимое в опорной записи.

Ребёнок прикрепляет кружок с крестиком на место делимого в опорную запись.

-Выполним задание с комментированием по цепочке. ( Частное 24:2 выписываю, так как 24-это делимое, стоит на первом месте…)

-Какой компонент вы выделяли? (Делимое.)

Убрать кружок с крестиком с места делимого. Там остаётся белый кружок.

-Найдите Задание№4.

-Прочитайте задание самостоятельно.

-Чем отличается от предыдущего задания?

-Покажите делитель в опорной схеме.

Ребёнок прикрепляет кружок с крестиком на место делителя в опорной записи.

-Продолжим цепочку и комментирование. (Частное 6:2 не выписываю, так как на втором месте делитель 2, а должен быть 6…)

-Что теперь умеете делать? (Находить место делимого и делителя.)

-Молодцы!

-Закройте учебник.

Физминутка (комплекс  упражнений, составленный с учётом СанПиНов, с использованием карточек- моделей)

6.Самостоятельная работа.

-Возьмите «Тетрадь для самостоятельной работы».

-Как работать самостоятельно? (Пользоваться опорой, знаниями, контролировать свои действия.)

-Откройте тетрадь на той странице, где тема урока. (Страница 43, тема «Делимое и делитель».)

-Задание№1.(ТПО)

-Прочитайте задание.

-Кто считает, что справится самостоятельно? Почему?

-Кто нет? Почему?

-Выполняйте.

Проверка: самопроверка по образцу.

-Как будете проверять? (Сверять все записи, цвет линий.)

-Кто справился? Почему? (Знаю место делимого и делителя.)

-Молодцы!

-Задание№2.(ТПО)

-Прочитайте задание.

-С какими терминами будете работать? (Частное, делимое, делитель.)

-Расскажите соседу, используя опору:

Знак

1-ое число

2-ое число

                                                                                                                                       

-Выполните задание самостоятельно.

Взаимопроверка: -Как будете проверять? (Смотреть на знак, порядок чисел, сравнивать со своей записью.)

-Обменяйтесь тетрадями.

Проверка: по образцу.

-Ставьте + в тетради соседа, если эта запись есть.

1) 24:2, 24:4, 24:6, 24:12;

2) 12:6, 18:6, 24:6, 48:6.

-На полях (в тетради соседа) нарисуйте оценочную линейку. Подпишите букву П (правильность). Оцените правильность выполнения задания. На верху-без ошибок, по середине-1/2 ошибки, в низу-более трёх ошибок.

-Обменяйтесь тетрадями.

-На полях нарисуйте оценочную линейку и поставьте букву П (проверка). Оцените как вы проверили соседа. На верху-нашёл все ошибки, по середине-не заметил ½ ошибки, в низу-не заметил более трёх ошибок.

-Кто справился с заданием без ошибок?

-Поставьте + и обведите.

-Почему удалось выполнить задание без ошибок? (Запомнил место делимого, делителя, знаю  знак частного.)

-Кому удалось выполнить задание без ошибок?

-Встаньте.

-Молодцы!

-Кому не удалось? Почему?

-Молодцы, что поняли ошибку!

-Закройте ТПО.

7.Включение нового знания в систему знаний.

-Продолжим учиться? Чему? (Находить место делимого и делителя.)

-Откройте учебник и найдите Задание№6.

-О чём сообщает цвет номера задания? (Трудное задание.)

-Кто считает, что справится? Почему? (Сегодня я ни разу не ошибся.)

-Прочитайте задание.

-Выделите в условии опорные слова. (Частное, делимое в 2 раза больше, делитель, найти значение частного.)

-Смоделируйте условие задания, работая в паре. Не забудьте выполнять правила работы в паре.

У детей набор моделей. Сделаны на уроке технологии в начале года. Хранятся в фотоальбоме 9х12.

     Такой же набор на доске.

Проверка: одна пара представляет работу. (Мы договорились, что я буду рассказывать, а сосед будет прикреплять карточки. Мы выбрали эту карточку для показа частного. На место делимого мы поставили две дуги т.к. делимое в 2 раза больше делителя и поставили знак ? т.к. это неизвестно. На место делителя мы поставили одну дугу т.к. он меньше делимого. Знак ? т.к. делитель неизвестен. На место значения частного то же поставили знак ?)

Остальные дети сигнализируют о согласии/несогласии.

-Кто сможет составить частное?

-Почему нет?(Оказать помощь.)

Проверка: учитель записывает ответы всех пар на доске. (Может быть 13 записей, меньше, если составлены одинаковые частные.)

-Проверим правильность.

Учитель зачёркивает неверно составленные записи. Дети объясняют почему неверно. (Не соответствует условию.)

-Чья пара справилась с работой правильно?

-Встаньте.

-Молодцы!

-Кто понял свою ошибку?

-Молодцы!

С оставшимися правильными записями продолжается работа.

12:6=2      2:1=2         100:50=2

18:9=2      60:30=2     200:100=2

6:3=2        14:7=2       4:2=2            (возможные варианты частных)

8:4=2        10:5=2

40:20=2    16:8=2

-Что заметили? (Частные везде 2.)

-Это закономерность? Почему?

-Почему значения частных одинаковые? (Делимое в 2 раза больше делителя.)

-Кто понял решение этого задания?

-С каким заданием вам удалось справиться? (С трудным.)

-Молодцы!

  8.Рефлексия деятельности.

1) –Что вы не знали в начале урока? (Как называются компоненты частного.)

   -Чему научились на этом уроке? (Называть числа частного, составлять частное по условию.)

2)-Оцените свою работу: (может быть дети продолжают предложения, проговаривая в паре). Посмотрите, сколько  + поставили в тетради.

*Я доволен своей работой, потому что…

*Мне было трудно…

*Я знаю, что мне надо…

3)-Я предлагаю вам дома составить 10 частных, подчеркнув одним цветом делимые, а другим делители;

-Задание повышенной сложности ТПО, стр.43 №3. Найдите это задание. Прочитайте условие задания и сопоставив с теми, которые решали в классе, найдите аналогичные.

        Приложение

Инструкция (на белом фоне)

  1.Рассмотрите запись действий.

  2.Устно продолжите запись около каждого действия.

  3.Назовите, чем является число 6 для каждой записи.

Карточка (на голубом фоне)

4 + 2 = 6 это запись действия…

8 – 2 = 6 это запись действия…

3 ∙ 2 = 6 это запись действия…

12 : 2 = 6 это запись действия…

Инструкция (на жёлтом фоне)

   1.Назовите, как называется первое и второе число в сумме.

   2. Назовите, как называется первое и второе число в разности.

   3. Назовите, как называется первое и второе число в произведении.

   4. Назовите, как называется первое и второе число в частном.

Заключение

Представленный урок соответствует требованиям ФГОС. Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся на уроке позволяет формировать такую ключевую компетенцию младшего школьника, как умение учиться. Организация учебной деятельности происходит благодаря регулятивным действиям: целеполагание ( учебная задача принята на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно); контроль (способность сличения способа действия и его результата с заданным эталоном); само регуляция (способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, запоминать и удерживать инструкцию во времени); коррекция (способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки); самооценка (способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознать уровень усвоения). Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность детей. Обще учебные, логические действия, а также знаково-символические позволяют формировать познавательные универсальные действия. УМК «Перспективная начальная школа» имеет свои теоретические и методические особенности, которые сказываются на технологии проведения урока. УМК является частью личностно-ориентированной развивающей системы «Перспективная начальная школа» и поэтому позволяет реализовывать требования ФГОС

                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать...

Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В данной работе рассматривается вопрос о психолого-педагогических основах формирования УУД. Развитие УУД обеспечивает формирование новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь опре...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала

Выступление на МО. Тема "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала". Презентация....

Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...

: «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Русский язык» «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

Содержание, формы и методы работы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Несмотря на то, что чрезвычайно востребованным сегодня выступает результат обучения в виде «умения учиться», нельзя забывать и о фундаменте образования – знаниях, умениях и навыках, ...