Памятки по русскому языку и математике
методическая разработка по математике (1, 2, 3 класс) на тему
Памятки по русскому языку и математике помогут вспомнить материал, изученный в 1-2 классах. Рекомендую распечатать и активно пользоваться данной информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_po_russkomu_yazyku_i_matematike.docx | 49.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка
по русскому языку
Составила учитель начальных классов
Москва 2016г.
В русском языке – 33 буквы
Гласных букв – 10, звуков – 6
Согласных букв –21, звуков – 36
Не обозначают звуков: ь, ъ
ГЛАСНЫЕ СОНОРНЫЕ ПАРНЫЕ
а | о | у | э | ы | л | м | н | й | р | б | в | г | д | з | ж | ь | ||||
я | е | ю | е | и | п | ф | к | т | с | ш | х | ц | ч | щ | ъ |
ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ
Обозначают твёрдость согласных звуков буквы а, о, у, ы, э
Обозначают мягкость согласных звуков буквы я, е, ё, ю, и Обозначают два звука – в начале слова - после Ь, Ъ - после гласной – буквы: е [йʼэ], ё [йʼо], ю [йʼу], я [йʼа]
Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]
Всегда мягкие: [йʼ], [чʼ], [щʼ]
Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [чʼ], [щʼ]
Алгоритм фонетического разбора слова:
- Выпиши слово. Прочитай слово так, как ты его произносишь. Поставь ударение.
- Подели слово на слоги. Прочитай ударный слог.
- Дай характеристику звукам по порядку:
Гласные звуки: ударные или безударные.
Согласные звуки: твердые или мягкие, звонкие или глухие, парные или непарные.
- Посчитай, сколько в слове букв и сколько звуков.
- Напиши фонетическую транскрипцию.
Делай так:
Я|ма - 2 слога, [й'ама]
я - [й'] - согласный, ,звонкий, непарный, мягкий
[а] - гласный, ударный
м - [м] - согласный, звонкий, непарный, твердый
а - [а] -гласный, безударный
––––––––––––––
3 б., 4 зв.
Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
Ударение всегда падает гласный звук в слоге.
Ударение может менять место при изменении формы данного слова: рекá - рéки
Запомни!
Знак ударения не ставится:
Если в слове один слог: слон, ночь
На букву Ё, она всегда ударная: ёлка, чёрный.
Правило:
Чтобы найти ударный слог, нужно произнести слово 3-5 раз очень быстро, а потом медленно.
Работа над ошибками
- Пропусти 2 рабочие строки после работы.
- На 3 строке напиши посередине:
Работа над ошибками.
- Начни с ошибок в оформлении предложений. Каждое предложение выписывай с новой строки.
- Выписывай слова без ошибок каждый раз с новой строки.
- Подчеркни исправленную букву и определи орфограмму.
- Найди эту орфограмму в списке памятки и следуй указаниям инструкций под таким же номером.
Количество исправлений учителем и количество строк в работе над ошибками должны совпадать.
Орфограммы, изученные в 1-2 классе
№ 1 Оформление предложения.
№ 2 Пропуск, замена букв или незнакомая орфограмма.
№ 3 Перенос слова
№ 4 Гласные после шипящих
№ 5 Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН
№ 6 Заглавная буква в именах собственных.
№ 7 Проверяемая безударная гласная
(а, о, е, и, я ) в корне слова.
№ 8 Непроверяемая безударная гласная в корне слова.
№ 9 Парные согласные.
№10 Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
№11 Разделительный мягкий знак.
№12 Разделительный твёрдый знак.
№13 Правописание предлога со словом.
№14 Правописание приставки со словом.
№15 Двойные согласные.
№ 1 Оформление предложения.
Запомни! Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.
Запомни! Первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится (.) или (!) или (?) или (…).
Работа над ошибками
- Выпиши предложение правильно .
- Подчеркни заглавную букву и знак в конце предложения.
Делай так: У тебя много друзей ?
№2 Пропуск, замена букв
или незнакомая орфограмма.
Запомни! Когда пишешь слово – диктуй его по слогам и медленно тяни каждый звук.
Работа над ошибками
- Выпиши слово правильно и поставь ударение.
- Подчеркни букву, где была допущена ошибка.
- Запиши ещё 2 раза, разделяя слово на слоги.
Делай так: Двéри, двé-ри, двé-ри
№ 3 Перенос слова
Запомни! Слово переносится с одной строки на другую по слогам. При переносе нельзя оставлять на строке или переносить одну букву. Буквы Й, Ь и Ъ нельзя отделять от стоящей впереди буквы. Слова с двойной согласной переносятся так: груп-па, а если в слове есть приставка, то так: пере-ехал
Работа над ошибками
- Выпиши слово, подчеркни гласные буквы и раздели слово на слоги.
- Подумай, как можно перенести это слово.
Делай так : Объ/яв/ле/ни/е, объявле-ние, объ-явление, объяв-ление
№ 4 Гласные после шипящих
Запомни! ЖИ – ШИ пиши с буквой И,
ЧУ – ЩУ пиши с буквой У,
ЧА – ЩА пиши с буквой А.
Работа над ошибками
- Выпиши слово правильно.
- Придумай и запиши еще 2 слова с этим сочетанием.
- Обозначь орфограмму.
Делай так: Малыши, карандаши, ушиб.
№ 5 Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН
Запомни! Сочетания ЧК-ЧН, ЩН, РЩ, НЧ, НЩ, –пиши без Ь.
Птичка, ночной, кончик, сварщик, мощный, обманщик.
Работа над ошибками
- Выпиши слово правильно.
- Придумай и запиши еще 2 слова с этим сочетанием.
- Обозначь орфограмму.
Делай так: Дочка, речка, ручка
№ 6 Заглавная буква в именах собственных.
Запомни! Фамилии, имена и отчества людей, клички животных, названия рек, городов, деревень, морей, планет, гор, названия газет и журналов пишутся с большой буквы.
Работа над ошибками
- Выпиши слово правильно, подчеркни заглавную букву.
- Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Кошка Мурка, река Волга, Петров
№ 7 Проверяемая безударная гласная
(а, о, е, и, я ) в корне слова.
Запомни! Для того чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
Работа над ошибками
- Выпиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень.
- Обозначь орфограмму.
- Подбери и запиши через тире проверочное слово.
Делай так: Водá – вóды
№ 8 Непроверяемая безударная гласная
в корне слова.
Запомни! Слова с непроверяемой гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.
Работа над ошибками
- Выпиши слово правильно, поставь ударение.
- Подчеркни букву, которую надо запомнить.
- Запиши ещё 2 раза или 2 однокоренных слова.
Делай так: Яʹгода, яʹгода, яʹгода, или Яʹгода, яʹгодка, яʹгодное.
№ 9 Парные согласные.
(б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш)
(При произношении парные звонкие согласные в конце слова заменяются глухими парными - оглушáются)
Запомни! Для того чтобы проверить парную согласную в конце слова, надо подобрать проверочное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная.
Работа над ошибками
- Выпиши слово правильно.
- Обозначь орфограмму.
- Подбери и запиши через тире проверочное слово.
Делай так: Мороз – морозы, нет мороза, морозец
№ 10 Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Запомни! Мягкий знак не обозначает звука. Пишется в конце слова после согласных букв и в середине слова между согласными буквами (Конь, тень, мальчик, коньки).
Работа над ошибками
- Выпиши слово правильно.
- Подчеркни Ь и согласную перед ним
- Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай так: Ель, морковь, пень или
Большой, пеньки, Ольга
№ 11 Разделительный мягкий знак.
Запомни! Мягкий знак не обозначает звука. Пишется в корне слова после букв согласных и перед гласными буквами е, ё, ю, я, и.
(Если в слове слышен звук [ йʼ] после согласного перед гласным ,то пишу букву Ь перед буквами е, ё, ю, я, и.)
Работа над ошибками
- Выпиши слово правильно.
- Подчеркни Ь и гласную после неё.
- Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай так: Ручьи, муравьи, соловьи
№ 12 Разделительный твёрдый знак.
Запомни! Твёрдый знак не обозначает звука. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
(Если в слове слышен звук [ йʼ] после приставки на согласный звук перед гласным ,то пиши букву Ъ перед буквами е, ё, ю, я.)
Работа над ошибками
- Выпиши слово правильно.
- Подчеркни Ъ и гласную после неё.
- Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай так: Подъезд, съезд, объезд
№ 13 Правописание предлога со словом.
Запомни! Предлоги – К, ПО, В, НА, НАД, ЗА, С, ПОД, ПО, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ, БЕЗ, ДЛЯ, О, ОКОЛО, ОБ …
Они служат для связи слов в предложении. Предлог со словом пишется отдельно. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
Работа над ошибками
- Выпиши слово вместе с предлогом.
- Обозначь орфограмму – пробел.
- Между предлогом и словом вставь другое слово или вопрос.
Делай так: К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу
№ 14 Правописание приставки со словом.
Запомни! Приставки – В, ВО, ВЫ, С, СО, ЗА, О, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ПРО, ПЕРЕ, ИЗ, НА, НАД, У … пишутся со словом слитно.
ПРИСТАВКА – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Работа над ошибками
- Выпиши слово.
- Выдели приставку и корень
- Образуй от этого слова ещё 2 с другими приставками.
Делай так: Убежала, прибежала, сбежала.
№ 15 Двойные согласные.
Запомни или проверяй по словарю.
пп – группа, грипп, аппликация, Филипп
кк – хоккей, аккуратный жж – дрожжи, жужжат
лл – аллея, коллектив, коллекция, Кирилл, Алла
мм – сумма, килограмм, грамм, Эмма, Римма
нн – осенний, весенний, ранний, утренний, длинный, ванна, Анна, Геннадий, Инна
сс – класс, рассказ, касса, шоссе, русский, Россия,
рр – терраса, территория бб – суббота
Работа над ошибками
- Выпиши слово, подчеркни удвоенную согласную.
- Запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай так: Класс – классный, Россия, шоссе.
Памятка
по математике
Основные правила натурального ряда чисел
- Любое натуральное число можно записать с помощью десяти цифр. Цифры служат для записи чисел.
- Каждое следующее число в натуральном ряду на 1 больше предыдущего, и наоборот.
- Самое маленькое натуральное число – 1, а самого большого натурального числа нет, так как к любому числу можно прибавить еще 1 (увеличить на 1).
Число 0 не является натуральным числом. Оно не обозначает количество, а только указывает на отсутствие предметов.
Числа бывают:
Однозначные(которые состоят из одного знака)
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Двузначные (которые состоят из двух знаков)
10, 11, 12, 13, 14, 15, … 99
Трехзначные(которые состоят из трёх знаков)
100, 101, 102, … 999
Круглые числа (которые оканчиваются на 0)
10, 20, 100, 130,…
Чётные (которые делятся на 2)
2, 4, 6, 8, 10, 12, …
Нечётные (которые не делятся на 2)
1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, …
В записи двузначного числа левая цифра показывает число десятков, правая цифра – число единиц.
Говорят так:
14 – 1 - цифра разряда десятков,
4 - цифра разряда единиц.
Так как это число равно сумме 1 десятка и
4 единиц, то это число можно записать в виде суммы разрядных слагаемых: 14 = 10 + 4
Число 14 содержит 1 десяток и 4 единицы.
В записи трёхзначного числа левая цифра показывает число сотен, вторая (средняя) цифра показывает число десятков, а правая цифра – число единиц.
Правила арифметических действий.
Выражение – это запись, составленная из чисел, букв и знаков арифметических действий.
Найти значение выражения – значит, выполнить действия, указанные в выражении.
Числовые выражения: 2 + 6
Буквенные выражения: a+b
Свойства сложения:
- Переместительное (Сумма не изменится, если слагаемые переставить местами)
a + b = b +a
- Сочетательное (Результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой)
a + (b + c) = (a + b) + c = a + b + c
Действие сложение
Сложить – значит объединить группы предметов в целое. Знак сложения: плюс (+).
1 слагаемое + 2 слагаемое = сумма
1сл + 2сл = С С – 1сл = 2сл С – 2сл = 1сл
Взаимосвязь между компонентами суммы
- Самое большое число в сумме – Сумма.
Сумма – целое, а слагаемые – его части.
- При увеличении (уменьшении) одного слагаемого на несколько единиц сумма тоже увеличивается (уменьшается) настолько же
Правила сложения
- Прибавить 1 – значит, назвать следующее число.
- От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.
Если одно из слагаемых равно 0, то сумма равна другому слагаемому.
a + 0 = a 0 + b = b
Действие вычитание
Вычесть – значит, удалить группу предметов (части) из целого. Знак вычитания: минус (-).
Уменьшаемое – Вычитаемое = Разность
Ум – в = р Ум – р = в в + р = Ум
Взаимосвязь между компонентами вычитания
- Самое большое число в разности – уменьшаемое. Уменьшаемое – целое, а вычитаемое и разность – его части.
- При увеличении уменьшаемого разность увеличивается, а при увеличении вычитаемого разность уменьшается.
Правила вычитания
- Вычесть 1 – значит, назвать предыдущее число.
- Если вычитаемое равно 0, то разность равна уменьшаемому. a – 0 =a
Если уменьшаемое равно вычитаемому, то разность равна 0. a – a = 0
Действие умножения
Сложение одинаковых слагаемых можно заменить действием умножения. Знак умножения – точка ( · ) или ×. 2 · 5 = 10
Запись читают так: по 2 взять 5 раз или 2 умножить на 5.
1-й множитель · 2-й множитель = Произведение
Взаимосвязь между компонентами умножения
- Самое большое число – произведение.
1-й множитель обозначает: какое слагаемое складывалось.
2-й множитель обозначает: количество слагаемых, т.е. сколько раз берётся это число. 9+9+ … +9 = 9 · n
Правила умножения
- От перестановки мест множителей произведение не изменяется.
a · b = c = b · a
- При умножении на 0 любого числа получается 0. a · 0 =0 или 0 · b = 0 0 · 5 = 0+0+0+0+0 = 0
- При умножении на 1 любого числа получается то же число. 1 · 5 = 1+1+1+1+1 = 5
Действие деления
Деление – это действие, обратное умножению.
Знак деления – две точки ( : ). 10 : 2 = 5
Запись читают так: 10 разделить на 2, получится 5
Делимое : Делитель = Частное
Взаимосвязь между компонентами деления
- Самое большое число – делимое.
- При увеличении (уменьшении) делимого частное тоже увеличивается (уменьшается).
- При увеличении делителя частное уменьшается.
- При уменьшении делителя частное увеличивается.
Правила умножения
- При делении 0 на любое число получается 0. 0 : b = 0
- При делении числа на 1 получается то же самое число. a : 1 = a
- При делении числа на то же число получается 1. a : a = 1
Выучить: на 0 делить нельзя! a : 0 ≠
Порядок действий
Внимательно рассмотрите выражение – есть ли в нём скобки, какие действия имеются, и только после этого начинайте выполнять вычисления.
Запомнить: Порядок действий
- Выполняем действия в ( )
- Возвращаемся к началу примера.
- Выполняем · или :
- Возвращаемся к началу примера.
- Выполняем + или –
4 1 2 5 3
Выражения без скобок 18 – 18 : 3 · 2 – 12 : 4
2 1 3 5 4
Выражения со скобками (18 – 18 : 3) · 2 – 12 : 4
Считаем письменно
Основное правило при записи примеров
на сложение «в столбик»:
- Единицы пишем под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями
Памятка:
Пишу: единицы под единицами и т.д.
1
Складываю единицы: … 48
+
Складываю десятки: … 24
111111111111111111111111111111
Складываю сотни: … 72
Получаю ответ: …
Если при сложении двузначных чисел сумма единиц (десятков) оказалась больше десяти, то из неё надо выделить десяток и добавить к десяткам суммы.
Считаем письменно
Основное правило при записи примеров
на вычитание «в столбик»:
- Единицы пишем под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями
Памятка:
Пишу: единицы под единицами и т.д.
• 10
Вычитаю единицы: … 70
--------------
Вычитаю десятки: … 24
111111111111111111111111111111
Вычитаю сотни: … 46
Получаю ответ: …
- Если при вычитании двузначных чисел из единиц вычесть нельзя , то нужно занять десяток. Ставлю над десятками точку. Над единицами пишу 10. Вычитаю единицы: 10-4=6.
Если над 0 стоит точка, значит, это не 0, а 9.
Решение уравнений
Уравнение – это равенство с неизвестным числом
Решить уравнение – значит, найти его неизвестное число: с помощью подбора или с помощью вычисления.
Виды уравнений:
5 + х = 7 → х = 7 – 5
Чтобы найти неизвестное слагаемое х, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
a – 3 = 7 → а = 7 + 3
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое a, надо к вычитаемому прибавить разность.
10 – с = 7 → с = 10 – 7
Чтобы найти неизвестное вычитаемое с, надо из уменьшаемого вычесть разность.
Сложение и вычитание в пределах 10
Выучить наизусть:
1+1=2 1+2=3 1+3=4 1+4=5
2+2=4 2+3=5
1+5=6 1+6=7 1+7=8 1+8=9 1+9=10
2+4=6 2+5=7 2+6=8 2+7=9 2+8=10
3+3=6 3+4=7 3+5=8 3+6=9 3+7=10
4+4=8 4+5=9 4+6=10
5+5=10
При вычитании рассуждай так:
9 – 4 9 состоит из 4 и 5, если вычесть 4, останется 5, значит 9 – 4 = 5
Сложение и вычитание с переходом через десяток
Выучи наизусть:
6+5=11 6+6=12 7+6=13 7+7=14
7+4=11 7+5=12 8+5=13 8+6=14
8+3=11 8+4=12 9+4=13 9+5=14
9+2=11 9+3=12
8+7=15 8+8=16 9+8=17 9+9=18
9+6=15 9+7=16
При вычитании можно рассуждать так:
12 – 5 5 раскладываю на сумму удобных слагаемых так, чтобы 12 уменьшить до 10 : 12 – 5 = 12 – 2 – 3 = 7
12 – 5 12 раскладываю на сумму разрядных слагаемых на 10 и 2, из 10 вычитаю 5 и прибавляю 2 : 12 – 5 = 10 - 5 + 2 = 7
ЗАДАЧИ
Задачи бывают простые и составные.
Простые задачи решаются одним действием.
Составные – двумя и более действиями.
Составные задачи можно решать:
- по действиям с пояснениями;
- по действиям с вопросами;
- выражением.
Многие задачи можно решать при помощи уравнения.
К задачам можно составить обратные задачи (задачи, которые отличаются от первоначальной только тем, что искомое и одно из данных поменялись ролями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки-памятки по русскому языку и математике
Карточки-памятки для детей по русскому языку и математике,которые можно раздать каждому ребёнку....
Памятки по русскому языку и математике 2 класс
Памятки по русскому языку и математике 2 класс...
Памятки по русскому языку и математике 2 класс
Десяток. Письменная нумерация в пределах 100 2 класс учебник М. И. Моро...
Памятки по русскому языку и математике
Памятки по русскому языку и математике для 1-4 класса подходят для любого УМК. Листы удобно распечатать и вставить в файлы А6 или в фотоальбом 10х15....
Памятки по русскому языку и математике для обучающихся 2-3 классов
Памятки можно распечатать и использовать как опорные таблицы по предметам....
Памятки по русскому языку и математике в начальной школе
Основные правила по русскому языку и математике в начальной школе...
Памятки по русскому языку и математике в начальной школе
Основные правила по русскому языку и математике в начальной школе...