Компетентностно-ориентированные задания по математике
методическая разработка по математике
Компетентностно-ориентированные задания изменяют традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют их применения в практической деятельности. Использую для оценки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostno-orientirovannye_zadaniya.docx | 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностно-ориентированные задания по математике
Компетентностно-ориентированное задание к разделу: «Числа и величины»
Умение: составлять числовую последовательность по самостоятельно выбранному правилу.
Компетентность: информационная.
Аспект: извлечение первичной информации.
Источник: текст задания.
Текст задания:
Стимул: Петя договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10, 13,16.
Задачная формулировка: Какие ступеньки перепрыгнул Петя? Выбери верную последовательность пропущенных номеров ступенек и обведи букву верного ответа.
А – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15
В – 2, 5, 8, 11, 14
Г – 1, 4, 7, 10, 13,16
Д – нет верной последовательности
Инструмент проверки:
1 балл – Выбрана последовательность Б
0 баллов – Выбраны другие последовательности
Компетентностно-ориентированное задание к разделу: «Сложение и вычитание чисел в пределах 10»
Умение: выполнять устно сложение, вычитание однозначных чисел
Компетенция: самоорганизационная.
Аспект: идентификация проблемы.
Текст задания:
Стимул: Лена купила булочки для каждого члена своей семьи.
Задачная формулировка: Саша увидел на столе булочки и съел 3 штуки. Сколько членов семьи остались без булочек?
Источник информации:
Справка: Члены семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, Саша, Лена.
Бланк выполнения задания:
а | б | в | г | д | е |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Модельный ответ: Учитывая, что каждый член семьи должен съесть только одну булочку, то верным будет ответ «В».
Инструмент проверки (ключ):
Верно выбран вариант ответа В - 1 балл
Выбраны другие варианты ответа - 0 баллов.
Компетентностно-ориентированное задание к разделу: «Числа и величины»
Умение: устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность
Компетентность: самоорганизационная.
Аспект: определение проблемы.
Источник: текст задания.
Текст задания:
Стимул: В школе объявили сбор макулатуры. Коля со своим другом Петей собирали макулатуру в одном подъезде. Чтобы не заходить обоим в одну квартиру, Петя распределил квартиры (смотри справку).
Задачная формулировка: Определи закономерность, по которой Петя распределил квартиры. Ответь на вопросы:
1) В какую следующую квартиру зайдёт Коля?
2) В какую следующую квартиру зайдёт Петя?
Справка:
Обойти квартиры Коле: №1, №4, №7, №10, №13, …
Обойти квартиры Пете: №2, №3, №5, №6, №8, …
Бланк ответов
Коля | Петя |
Инструмент проверки:
2 балла – Записаны числа: Коля- 16, Петя- 9
1 балл – Верно записано хотя бы одно число.
0 баллов – Записаны другие числа на вопросы.
Компетентностно-ориентированное задание к разделу: «Арифметические действия»
Умение: выполнять устно сложение, вычитание однозначных чисел
Компетентность: самоорганизационная.
Аспект: идентификация проблемы.
Источник: справка, текст задания
Текст задания:
Стимул: Катя купила в магазине мороженое для вех членов семьи и убрала его в холодильник.
Задачная формулировка: Дома Коля увидел в холодильнике мороженое и съел 3 штуки. Сколько членов семьи остались без мороженого? Обведи верный ответ.
А – 1
Б – 2
В – 3
Г – 4
Д – 5
Справка:
Члены семьи: мама, папа, бабушка, Катя, Коля.
Инструмент проверки: ключ
1 балл – Верно выбран вариант ответа Б.
0 баллов – Выбраны другие варианты ответа.
Компетентностно-ориентированное задание к разделу: «Работа с текстовыми задачами»
Умение: устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом
Компетентность: самоорганизационная.
Аспект: идентификация проблемы.
Источник: текст задания.
Текст задания:
Стимул: У Пети намокла тетрадь по математике, и он не смог решить задачу, так как некоторых данных в условии не было видно.
Задачная формулировка: Помоги Пете решить задачу: «В коробке на 4 карандаша больше, чем в пенале. Сколько карандашей в пенале?» Выбери предложения, которыми можно дополнить условие задачи. Обведи букву верного предложения.
А – В пенале 7 карандашей.
Б – В пенале на 6 карандашей меньше.
В – В коробке 9 карандашей.
Г – Ни одно предложение не подходит.
Инструмент проверки: ключ
1 балл – Верно выбран вариант ответа В.
0 баллов – Выбраны другие варианты ответа.
Компетентностно-ориентированное задание к разделу: «Работа с данными»
Умение: читать несложные готовые таблицы
Компетентность: информационная.
Аспект: извлечение первичной информации.
Источник: режим дня.
Текст задания:
Стимул: Олю сегодня пригласила подруга в гости после уроков до 17.00 часов, пока родители не придут с работы. Оля пытается найти свободное время в своём режиме дня.
Задачная формулировка: Используя режим дня Оли, определи, в какое время Оля сможет прийти к подруге. Обведи букву верного ответа.
А – 13.00 – 14.00
Б – 14.00 – 15.00
В – 15.00 – 16.00
Г – 16.00 – 17.00
Д – 17.00 – 18.00
Режим дня
Время | Расписание дел |
7.00 – 7.15 | Подъём. Умывание. |
7.15 – 7.30 | Завтрак. |
7.30 – 8.00 | Дорога в школу. |
8.00 – 8.30 | Подготовка к урокам. Общение с одноклассниками. |
8.30 – 12.30 | Уроки. |
12.30 -13.00 | Дорога в кружок. |
13.00 -14.00 | Хореография. |
14.00 -14.30 | Дорога домой. |
14.30 -15.00 | Обед. |
15.00 -16.00 | Прогулка. |
16.00 -17.00 | Выполнение домашнего задания. |
17.00 -19.00 | Чтение книг. |
19.00 -19.15 | Ужин |
19.15 -20.30 | Просмотр телепередач. |
20.30 -21.00 | Приготовление ко сну. |
21.00 – 7.00 | Сон. |
Инструмент проверки:
1 балл – Верно выбран вариант ответа В.
0 баллов – Выбраны другие варианты ответа.
Компетентностно-ориентированное задание к разделу: «Арифметические действия»
Умение: выполнять действия с величинами.
Компетентность: самоорганизационная.
Аспект: определение проблемы.
Источник: справка.
Текст задания:
Стимул: Мама отправила Катю за квасом с банкой.
Задачная формулировка: Используя справки № 1 и 2, определи, сколько стаканов кваса сможет выпить каждый член семьи Кати? Обведи букву верного ответа.
А – 4
Б – 2
В – 3
Г – 1
Д – нет верного ответа
Справка № 1
Объём банки с квасом равен объёму четырёх бутылок.
Объём бутылки равен объёму двух стаканов.
Справка № 2
В семье Кати 4 человек.
Инструмент проверки: ключ
1 балл – Верно выбран вариант ответа Б.
0 баллов – Выбраны другие варианты ответа.
Компетентностно-ориентированное задание к разделу: «Геометрические величины»
Умение: вычислять периметр квадрата.
Компетентность: самоорганизационная.
Аспект: целеполагание и планирование деятельности.
Источник: текст задачи.
Текст задания:
Стимул: В подарок маме Оля вышила салфетку квадратной формы со стороной 20 см и решила украсить тесьмой.
Задачная формулировка: Какой длины Оле нужно купить тесьму. Обведи букву выражения, с помощью которого ты можешь узнать длину тесьмы.
А – 20 + 20
Б – 20 + 4
В – 20 + 20 + 20 + 20
Г – 20 + 2
Д – нет верного ответа
Инструмент проверки: ключ
1 балл – Выбран вариант ответа В.
0 баллов – Выбраны другие варианты ответа.
Компетентностно-ориентированное задание к разделу: «Арифметические действия»
Умение: выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение
Компетентность: самоорганизационная.
Аспект: определение проблемы.
Источник: текст задания.
Текст задания:
Стимул: Петя задумал число и предложил Коле его отгадать.
Задачная формулировка: «Я задумал двузначное число, разделил его на 6, к полученному числу прибавил 2, потом отнял 5 и получил столько же», - сказал Петя. Помоги Коле отгадать, какое число задумал Петя. Обведи букву верного ответа.
А – 18
Б – 24
В – 36
Г – 48
Д – нет верного ответа
Инструмент проверки: ключ
1 балл – Верно записан вариант ответа Г.
0 баллов – Записаны другие варианты ответа
Компетентностно-ориентированное задание к разделу «Величины действия над ними».
Тема: «Скорость, время, расстояние».
Задание направлено на формирование компетентности: разрешение проблемы, планирование, соотнесение информации.
Стимул. Ученик 4д класса Валера увлекается историей нашего края. В воскресенье он запланировал сходить в краеведческий музей. Но так же Валера очень любит смотреть фантастические фильмы. Как же ему совместить два любимых занятия.
Задачная формулировка. Расстояние от дома до музея 4 км. Туда и обратно Валера
решил идти пешком, туда со скоростью 4 км/ч, а обратно со скоростью 2 км/ч. В музее он планирует пробыть 2 часа, а вернуться хочет к 14 часам, что бы успеть посмотреть фильм по телевизору.
1 задание: Рассчитай, сколько времени уйдёт у Валеры на весь поход в музей.
Полученные данные запиши в таблицу
Время, потраченное на дорогу в музей | Время, потраченное | Время нахождения в | Общее время. |
2 задание: Закончи предложение:
Чтобы вернуться к просмотру фильма, Валера должен выйти из дома не позже ...
3 задание: Рассчитай, во сколько Валера должен выйти из дома, если бы он поехал в
музей на велосипеде со скоростью 8 км/ч (туда и обратно). Учти, что на остановки по дороге он потратил ещё 15 мин. Запиши свои рассуждения и вывод.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Инструмент проверки:
1. Правильно произведены расчёты потраченного времени - 10 баллов;
2. Верно закончено предложение – 10 баллов;
3. Произведены расчёты и сделан вывод – 15 баллов.
Максимальное количество баллов – 35.
Компетентностно-ориентированное задание к разделу:«Решение задач на нахождение периметра многоугольника».
Компетентность: самоорганизационная.
Стимул: В нашей школе объявлена акция по благоустройству школьного двора. Участники должны распланировать клумбу с цветами. Прими и ты участие в этой акции.
Задачная формулировка: Каждый класс имеет по 32 метра провода, которым нужно обозначить на земле границу клумбы. Форму клумбы предлагают выбрать из следующих вариантов.
1 задание: Обведи слово «Да» или «Нет» в таблице около каждой формы клумбы в зависимости, от того, хватит или не хватит участникам 32 метра провода, чтобы обозначить её границу.
форма клумбы | хватит ли 32 м провода, чтобы обозначить границу клумбы |
форма А | да/нет |
форма В | да/нет |
форма С | да/нет |
2 задание: Укажи на чертеже размеры сторон клумб, если известно, что на их разметку ушло 32 метра провода.
3 задание: Придумай свои формы клумб. Запиши размеры сторон. Помни, что на разметку каждой клумбы отводится только 32 метра провода.
Инструменты проверки:
- За каждый правильный ответ по 3 балла;
- Правильно рассчитаны размеры сторон – 5 баллов;
За выполнение творческого задания – 10 баллов.
Максимальный балл: 24
Приступая к выполнению задания, ученик должен:
а)внимательно прочитать задачную формулировку
б) изучить бланк для заполнения.
В процессе работы учащийся должен продемонстрировать следующие умения:
1)знание формулы нахождение периметра
2) нахождение периметра многоульника
3)аргументировать свой выбор.
Компетентностно-ориентированное задание к разделу «Задачи на нахождение цены, количества, стоимости».
Компетентность: разрешения проблем.
Стимул: Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые ингредиенты. Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала 500 рублей и отправила в магазин.
Задачная формулировка: Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 2 кг картофеля, банку солёных огурцов, пол килограмма лука, 250 г майонеза.
Источник информации: справка
Наименование продукта | Цена |
горошек | 65руб |
картофель | 40руб |
лук | 25руб50коп |
майонез | 35руб |
яйца | 40руб |
огурцы | 68руб |
Бланк для выполнения задания:
Наименование продукта | Цена | Количество | Стоимость |
горошек | |||
картофель | |||
лук | |||
майонез | |||
яйца | |||
огурцы |
Общая стоимость: __________________
Инструмент проверки:
- Таблица заполнена верно – 3 балла
- Верно подсчитана общая стоимость покупки – 1 балл
- Дан правильный ответ на главный вопрос – 1 балл
- Максимальная сумма баллов – 5 баллов..
Компетентностно-ориентированное задание к разделу «Решение задач на движение»
Ключевая компетентность: компетентность разрешения проблемы.
Стимул: Вы – диспетчер автопарка, сдаёте экзамен на профпригодность. Вам нужно во что бы то ни стало остаться на этой работе.
Задачная формулировка: Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для её решения? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой машины. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».
Бланк для выполнения задания:
Подчеркните правильный ответ:
1. Скорость грузовой машины.
2. Скорость легковой машины.
3. Время, которое была в пути каждая машина.
4. Место встречи грузовой и легковой машин.
Инструмент проверки: ключ
1 балл - ответ 3
0 баллов – другие ответы.
Компетентностно-ориентированное задание к разделу «Умножение и деление круглых чисел»
Компетенция: информационная.
Аспект: первичная обработка информации.
Стимул: У Юры Нефёдова есть 50 рублей. В школьном буфете пирожок стоит 10 рублей, а пирожное - 20 рублей. На сколько пирожков и пирожных хватит денег у Юры?
Задачная формулировка: Определите, сколько различных способов покупки может сделать Юра?
Источник информации: Картинки (рисунок пирожка и его цена; рисунок пирожного и его цена) на доске.
Бланк выполнения задания:
Количество пирожков | Количество пирожных | Стоимость пирожков и пирожных | |
А) | |||
Б) | |||
В) |
Модельный ответ:
Количество пирожков | Количество пирожных | Стоимость пирожков и пирожных | |
А) | 5 | - | 50 |
Б) | 3 | 2 | 50 |
В) | 1 | 1 | 50 |
У Юры есть 50 рублей. На эти деньги он может купить:
- 5 пирожков по 10 рублей (10 * 5 = 50);
- 3 пирожка по 10 рублей и 1 пирожное по 20 рублей (10 * 3 + 20 = 50);
- 1 пирожок по 10 рублей и 2 пирожных по 20 рублей (10 + 20 * 2 = 50).
Итак, Юра может сделать 3 способа покупки.
Критерии оценки выполненного задания:
1. Определены способы покупки - 1 балл за каждый способ.
2. Обоснован выбор ответа – 1 балл за каждый способ.
3. Выбран другой ответ – 0 баллов.
Максимально – 6 баллов.
Компетентностно-ориентированное задание к разделу: «Единицы измерения массы. Грамм»
Компетентность: информационная
Аспект: Извлечение информации.
Задачная формулировка. Мама попросила тебя приготовить манную кашу. Запиши, как с помощью ложек отмерить продукты для приготовления одной порции манной каши, если для неё надо 45 граммов манной крупы, 5 граммов сливочного масла и 5 граммов сахара.
Источник:
Название продукта | Масса в граммах | |
В 1 столовой ложке | В 1 чайной ложке | |
Сахар | 25 | 10 |
Манная крупа | 30 | 15 |
Овсяные хлопья | 15 | 5 |
Сливочное масло | 20 | 5 |
Бланк ответа:
Нужно взять…………… манной крупы,……………масла,…………… сахара.
Инструмент проверки (модельный ответ):
Нужно взять 1 столовую и 1 чайную ложку манной крупы (допускается ответ: 1 столовую и ½ столовой ложки манной крупы), 1 чайную ложку сливочного масла, полчайной ложки сахара (допускается ответ: ½ чайной ложки сахара) – 3 балла.
2 балла – если верно указаны только 2 компонента (например, манная крупа и масло).
1 балл – если верно указан только один компонент.
0 баллов – ответ не соответствует модельному ответу.
Компетентностно-ориентированное задание к разделу: «Периметр прямоугольника».
Компетенция: учебно-познавательная.
Аспект: применение знаний в нестандартной ситуации.
Стимул. Папа решил из куска проволоки сделать прямоугольник с соседними сторонами 30см и 10 см.
Задачная формулировка: Какой длины ему нужно взять проволоку. Найдите способы нахождения длины проволоки.
Инструмент проверки (модельный ответ):
1 балл – Для нахождения длины проволоки нужно найти сумму всех длин прямоугольника (30+10+30+10= 80 см).
2 балла – Длину проволоки можно найти таким способом: (30+10)*2 = 80 см, так как каждая длина стороны прямоугольника повторяется два раза, можно найти сумму 2-х соседних сторон и умножить на 2.
0 баллов – нет правильного ответа.
Компетентностно-ориентированное задание к разделу: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000»
Компетенция: информационная.
Аспект: первичная обработка информации.
Стимул: Нина пошла к Маше и Ване на день рождения. Она не знала, что им подарить. Куклу, мишку, раскраску, фломастеры, пазлы, зайчика. «Что же подарить?» - задумалась Нина.
Задачная формулировка: Укажите, сколько различных пар может составить Нина.
Источник информации: 1. Картинки на доске. 2. Демидова Т. Е., Козлова С. А. Математика 3 класс. Бланк выполнения задания:
- 3 комплектов 2) 6 комплектов 3) 9 комплектов
Модельный ответ: У Нины есть 6 предметов игрушек. Обозначим их буквами К, М, Р, Ф, П, З. Составим пары игрушек – 9 комплектов
Инструмент проверки:
Выбран ответ «3» - 1 балл.
Дано полное обоснование выбранного ответа «3» – 1 балл.
Выбран другой ответ – 0 баллов.
Максимально –2 балла.
Компетентностно-ориентированное задание к разделу: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении»
Компетенция: учебно-познавательная.
Аспект: первичная обработка информации.
Стимул: Пёс Шарик и кот Матроскин решили отправить посылку Дяде Фёдору. Они собрали для него подарки и отправились к почтальону Печкину.
- Отправьте нашу посылку дяде Фёдору! - попросили друзья.
- А сколько весит ваша посылка?
- Посылка весит 4 кг 500 г, как просил Дядя Фёдор.
- Вес посылки можно узнать при помощи разных гирь.
Задачная формулировка: На почте имеются гири разной массы (на картинке 100 г, 200 г, 500 г, 1 кг, 2 кг, 3 кг) Какими гирями можно уравновесить чаши весов, чтобы получилась масса посылки? Напишите возможные варианты.
Источник информации: картинки на слайде.
Модельный ответ: Нужно положить на одну чашу весов посылку, на другую будем ставить гири до тех пор, пока чаши весов не уравновесятся.
Например:
- Берём сначала крупные гири 3 кг и 1 кг, добавляем гирю 500 г.
- Берём две гири по 2 кг и одну 500 г.
- Берём 4 гири по 1 кг, 2 по 200 г и 1 по 100 г.
- Берём 3 кг и 1 кг и 5 гирь по 100 г.
Инструмент проверки:
- Составлен один вариант - 1 балл.
- Составлено два варианта - 2 балла.
- Составлено три варианта - 3 балла.
- Составлено 4 и более вариантов - 4 балла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностно-ориентированные тестовые задания для учащихся начальной школы
Компетентностно-ориентированные тесты – это комплекс заданий, основанных на работе с внешней информацией, ориентированные на развитие информационной, учебно-познавательной и коммуникативной компетенци...
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ....
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Единицы длины" 4 класс
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Единицы длины" 4 класс...
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Построение геометрических фигур в координатной плоскости " 4 класс
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Построение геометрических фигур в координатной плоскости " 4 класс...
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Решение задач " 3 класс
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Решение задач " 3 класс...
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Арифметические действия" 1 класс
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Арифметические действия" 1 класс...
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Чётные и нечётные числа" 2 класс
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Чётные и нечётные числа" 2 класс...