Задание по математике.
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему
Комплекс заданий по математике, направленный на развитие логического мышления младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс заданий по математике, направленный на развитие логического мышления младших школьников
Деятельность – широкое понятие, содержание которого можно раскрыть описательно, назвав его существенные свойства. Деятельность – процессы, которыми выражается активное отношение субъекта к действительности .
Деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение в мыслительных операциях. В психолого-педагогической литературе мыслительные операции принято называть логическими приемами мышления или приемами умственных действий.
Умственные действия — действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь .
Прием - это отдельные операции, умственные или практические действия педагога или детей, которые дополняют форму усвоения материала .
Приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления.
Разработанные упражнения позволят педагогам начальной школы, регулярно занимаясь с младшими школьниками, развивать у них логическое мышление.
Большие возможности развития операций мышления имеются на уроках математики. Данные задания были подобраны с учетом психологических закономерностей процесса усвоения знаний, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.
Комплекс заданий, направленный на развитие логического мышления младших школьников
- Развитие умения классифицировать
В качестве предмета усвоения выступает само действие классификации, когда учащемуся приходится самостоятельно разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
При проведении классификации надо помнить о следующих правилах:
- В одной и той же классификации необходимо применять только одно основание.
- Члены классификации должны взаимно исключать друг друга.
- Объем членов классификации должен равняться объему классифицируемых объектов.
1) Задание: даны числа:
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10.
Раздели их на две группы:
а) четные;
б) нечетные.
К какой группе следует отнести числа:
16; 31; 42; 18; 37?
2) Задание: даны числа:
2; 13; 3; 43; 6; 55; 18; 7; 9; 31.
Раздели на две группы:
а) однозначные;
б) двузначные.
3) Задание: числа 22; 35; 48; 51; 31; 45; 27; 24; 36; 20 разбиты на 2 группы: четные и нечетные. На какой строчке классификация проведена правильно?
а) 31; 35; 27; 45; 51; 22 48; 24; 20; 36.
б) 3; 35; 27; 45; 51 27; 20; 24; 36; 22; 48.
в) 27; 31; 35; 45; 51 20; 24; 22; 36; 48.
г) 26; 31; 36; 35; 45; 51 20; 24; 22; 48.
- Задание: какое число в ряду лишнее и почему?
25; 6; 37; 46.
- Развитие умения выделять существенные признаки предметов
Существенные признаки – это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.
Задание: выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:
Город (автомобиль, здание, толпа, велосипед, улицы)
Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)
Игра (игроки, шахматы, теннис, правила наказания)
Больница (сад, врач, радио, больница, помещения)
3. Развитие умения обобщать.
1) Задание: Назвать группу чисел общим словом:
а) 2; 4; 6; 8 ___________________.
б) 1; 3; 5; 7; 9 ___________________.
2) Задание: Назвать группу чисел одним словом:
а) 2; 4; 7; 9; 6 _________________.
б) 18; 25; 33; 48; 57 _______________.
в) 231; 564; 872; 954 _________________.
4. Развитие операции сравнения
Сравнивать пары понятий – это значит найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки каждого понятии, сравнить существенные признаки анализируемой пары понятий.
1) Задание: чем похожи числа:
7 и 71; 3 и 13;
31 и 38; 84 и 14.
2) Задание: чем различаются числа:
77 и 17; 24 и 624;
12 и 21; 5 и 15.
3) Задание: чем похожи числа; чем отличаются числа:
8 и 18; 5 и 50; 20 и 10; 17 и 170.
- Задание: найти общие признаки следующих чисел:
8 и 18; 20 и 10.
- Задание: чем похожи числа каждой пары:
5 и 50; 17 и 170?
5. Развитие умения устанавливать закономерности.
1) Задание: дан ряд чисел. Отметь особенности составления ряда и запиши следующее число:
16; 14; 12; 10; … .
Сравни числа и найди лишнее в каждом ряду (зачеркни его)
- 2, 3, 6, 7, 11, 8.
- 18, 12, 3, 29, 45, 28.
- 10, 20, 30, 36, 40, 50.
- 172, 162, 152, 145, 132, 182.
- 124, 129, 122, 137, 125, 128.
Найдите закономерность и заполните ряды чисел:
- 16, 17, 18, 26, 27, 28. 36, 37, 38, …, …, … .
- 12, 13. 14, 22, 23, 24, 32, 33, 34, …, …, … .
- 27, 34, 41, 48, …, …, …, … .
Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.
Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности".
6. Логические задачи
Логические задачи - особый раздел по развитию логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.
Развивая логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения.
1) Термометр показывает 100 тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра?
2) Ребята сидели на скамейке. В каком порядке они сидели, если известно, Маша сидела справа от Сережи, а Сережа справа от Иры? (см. приложение 5)
7. Магический квадрат
| 1 |
|
1 |
|
|
|
| 1 |
Задание: разместить числа 2; 2; 2; 3; 3 так, чтобы по всем линиям получить в сумме 6.
8. Геометрические задачи
Эффективным средством формирования приемов умственных действий выступает геометрический материал.
- Найди лишнюю фигуру. Почему она лишняя? Чем похожи все остальные фигуры?
2. Найди и покажи 3 спрятанных треугольника. Проведи в треугольнике 1 отрезок так, чтобы треугольник был разделен на 2 треугольника. Проведи отрезок так, чтобы большой треугольник был разделен на треугольник и четырехугольник. Проведи в большом треугольнике столько отрезков, чтобы получилось как можно больше треугольников.
3.Внимательно посмотрите на фигуру. Из каких геометрических фигур она состоит? Сколько треугольников? Сколько прямоугольников? Как по-другому можно назвать прямоугольник?
10. Задачи на смекалку
- На груше росло 37 груш, а на иве меньше. Сколько груш росло на иве?
- Сколько часов вместе длятся ночь и день?
- Последний дом на одной из сторон улицы имеет номер 27. Сколько всего домов на этой стороне улицы?
- Два лыжника выехали одновременно навстречу друг другу. Первый ехал до встречи 2 часа. Сколько времени ехал до встречи второй лыжник?
- Две девочки идут из школы домой, а навстречу им три мальчика. Сколько всего детей идёт домой?
- На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на земле?
11. Задачи на сравнение.
В основе этого типа задач лежит такое свойство отношения величин объектов, как транзитивность, состоящее в том, что если первый член отношения сравним со вторым, а второй с третьим, то первый сравним с третьим.
Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.
1. Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой веселой девочки.
Кто из девочек самый грустный?
- Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех? Покажи рост каждого мальчика.
- «В чем сходство и различие фигур?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по математике. 2 класс.
Готовый набор заданий для школьного тура олимпиады по математике во 2 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/03/picture-368-1670040933.jpg)
Тетрадь с заданиями по математике для старшего дошкольного возраста
Данная тетрадь с математическими заданиями предназначена для детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Дети смогут познакомиться с цифрами до 10, научиться их писать, соотнос...
Олимпиадные задания по математике
Олимпиадные задания по математике для учащихся 3 классов....
Олимпиадные задания по математике для 4 класса 2010 – 2011 уч.год
Олимпиадные задания по математике для 4 класса2010 – 2011 уч.год ФИ участника ____________________________________________________________________ Класс: 4 «__...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/12/picture-43146-1455280691.jpg)
Олимпиадные задания по математике 3-4классы
Задачи развивающие, задания на смекалку, задания с геометрическим материалом....