Внеурочная деятельность
план-конспект занятия по математике ( класс) на тему

Казакова Людмила Николаевна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyudmila_nikolaevna.docx61.48 КБ
Файл matem_prazdnik.docx20.84 КБ
Файл programma_vinogradovoy.docx49.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проект программы внеурочной деятельности

«Фактор роста в математике»

 Выполнила:

 Казакова Людмила  Николаевна,

 учитель начальных классов

МБОУСОШ № 46

Введение.

Проект программы курса «Фактор роста в математике» разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального образования. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, представляющая собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации. Цель настоящей Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом, поэтому одной из задач развития образования в регионе является изучение математики как системообразующей науки. Развивая познавательные способности, логическое мышление, математические знания влияют на изучение других дисциплин, в частности - инженерно-технических. Перемены, происходящие в современном обществе нашего региона, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Задачами развития математического образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре являются:

- модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики;

- обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;

- обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса

Пояснительная записка.

Проект программы по курсу «Фактор роста в математике» разработан с учётом задачи развития образования в регионе и городе.

Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.  

  Проект программы курса учитывает требования образовательной программы – закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. А обучение математике – это главная составляющая начального образования. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.  

Возраст обучающихся – 7-8 лет (1-2 классы). 

На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Проект программы составлен в соответствии с нормативно-правовые документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
  • Законом ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз;
  •  приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от   31.01.2013 №63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
  • Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • распоряжением Администрации города от 14.08.2012 №2368 «О разработке и внедрении модели сетевой организации внеучебной (внеурочной) деятельности в условиях введения  федерального государственного образовательного стандарта».

 Учитывая особенности начальной ступени образования проектом программы предусмотрен системно - деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. : устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; приобретут основы логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, необходимые вычислительные навыки.

Курс актуален для данного образовательного учреждения, т. к. в основной школе формируют классы с углублённым изучением математики. Программа внеурочной деятельности «Фактор роста в математике» направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета математики.

 Проект программы внеурочной деятельности «Фактор роста в математике» (далее – проект) составлен на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013г.

Цель - формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; повышение математической грамотности младших школьников  через внедрение системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательный процесс.

Задачи:

1.Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2.В метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности;

3.В предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

4.Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

5.Развитие  смекалки и сообразительности;

6.Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

7.Развитие интеллектуальных и творческих способностей, логического и критического мышления, нестандартного подхода к решению задач, умения четко и грамотно излагать свои мысли;

8.Развитие мелкой моторики рук, глазомера, пространственного представления, ассоциативного мышления.

Проект курса учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью  предусмотрены следующие формы занятий:

  • подвижные математические игры,
  • олимпиады, конкурсы и викторины;
  • защита авторских проектов и рефератов;
  • проектная деятельность;
  • неделя математики и творческие дни юных математиков;
  • школьная и классная математическая печать (включая и электронную);
  • изготовление и конструирование математических моделей;
  • математические экскурсии .

Проект предусматривает организацию самостоятельной работы.

 - самостоятельная работа по образцу;

- творческая самостоятельная работа;

- вариативная самостоятельная работа;

- конструктивная самостоятельная работа.

Предполагается, что такой метод обучения поможет учащимся усвоить знания и приобрести умения решать учебную задачу, проявляя усилия и активность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

В проекте планируется использование источников информации в форме электронных энциклопедий и коллекций текстов; Мат-Решка – удобная среда для обучения математике в начальной школе предоставляет каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями.

В ходе реализации программы предусматривается использование современных образовательных технологий.

Технологии, методы и формы организации деятельности

Содержание программы строится на основе системно-деятельностного подхода, который не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения математики. Системно-деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

— использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Каждый раздел проекта программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства математики.

В ходе реализации программы планируется использование здоровьесберегающих технологий, проблемного обучения (Дж. Дьюи), личностно-ориентированные технологии (И.С. Якиманская), технологию дифференцированного обучения (В.В. Фирсов), технологию системно-деятельностного подхода.

Система отслеживания и оценивания результатов

  1. Мониторинг личностных образовательных результатов участия учащихся в предметных олимпиадах, дистанционных конкурсах  по математике, в международном конкурсе «Кенгуру»;
  2. «Портфолио»;
  3. Математический праздник.

Обучение по программе «Фактор роста в математике» является безотметочным.

Стимулирование дальнейшей творческой деятельности, поощрение:

- создание мобильных стендов, посвященных победителям и призерам школьных, муниципальных и региональных олимпиад, конференций, конкурсов;

- публичное своевременное поощрение учеников-победителей (линейки, молнии-объявления, вручение грамот, дипломов, ценных подарков);

- вручение благодарственных писем родителям за их заслуги в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, линейках, выпускных вечерах.

3.Основное содержание программы

Темы 1-2. Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Темы 3-4. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Темы 5-6. Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

Темы 7-8. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Темы 9-10. Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

Темы 11-12. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

         Темы 13-14. Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

Темы 15-16. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Темы 17-18. Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;  12  + 13 + 14 + 15 + 16 и др. Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

Темы 19-20. Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Темы 21-22. Математика – наш друг

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Темы 23-24. Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

Темы 25-26. Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

      Темы 27-28. Работаем над проектами.

Работа по созданию проектов  «Путешествие туда и обратно», «Мифы о числах».

Темы 29-30. Блиц-турнир « Решаем задачи»

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

Темы 31-32. Математическая копилка

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

Темы 33-34. Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

Основные виды учебной деятельности

Мир занимательных задач

1

Занимательные задачи.

Знакомство  с задачами со многими возможными решениями; с задачами с недостающими данными, с избыточным составом условия; с задачами на доказательство.

2

Задачи с недостающими данными. Задачи на доказательство.

Числовые головоломки

3

Решение и составление ребусов.

Учатся решать и составлять ребусы, содержащие числа.

4

Заполнение числового кроссворда.

Учатся работать  с числовыми кроссвордами (судоку, какуро).

Секреты задач

5

Задачи в стихах.

Учатся решать задачи повышенной сложности;  формулируют цели, искать и выделять необходимую информацию, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий

6

Задачи-смекалки.

В царстве смекалки

7

Сбор информации для  газеты «Математическая карусель»

Учатся искать и выделять необходимую информацию (Работа в группах) планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, находить способы решения конфликтов, владеть монологической и диалогической формами речи.

8

Выпуск математической газеты.

Математический марафон

9

Математика – это интересно.

Выполнение заданий международного конкурса «Кенгуру», самостоятельное выполнение творческой работы; выбор наиболее эффективных способов решения.

10

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

«Спичечный» конструктор

11

Весёлая геометрия.

Учатся действовать по шаблону; анализировать объекты; самостоятельное выполнение творческой работы.

12

Волшебная линейка.

Выбери маршрут

13

Единица длины километр.

Знакомство с единицей измерения длины; называют ситуации с использованием данной единицы

14

Карта путешествия.

Составление карты на определённом транспорте по выбранному маршруту. Учатся определять расстояние между городами и сёлами.

Интеллектуальная разминка

15

Числовые головоломки.

Учатся работать в «центрах» деятельности: используют конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки.

16

Уголки.

Математические фокусы

17

Прятки с фигурами.

Открывают способ быстрого поиска суммы; отгадывают задуманные числа.

18

Игра в магазин. Монеты.

Участвуют в сюжетно-ролевых играх с монетами, ведут счёт; делятся своими рассказами о старинных монетах своей семьи.

Математическая копилка

19

Математическая карусель.

Учатся составлению сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для создания задач; делятся своими рассказами о старинных монетах своей семьи.

20

Это было в старину.

Математика – наш друг

21

Занимательное моделирование

Учатся решать задачи перебором различных вариантов; задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

22

Дважды два — четыре.

Решай, отгадывай, считай

23

Секреты чисел.

Работа со знаками действий; использование скобок.

24

Волшебные переливания.

Составление различных числовых комбинаций; составление числового узора.

Мир занимательных задач

25

Задачи со многими возможными решениями

Учатся записывать решения в виде таблицы; находить цифровое значение букв в условной записи; выдвижению гипотез и их обоснование.

26

Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.

Работаем над проектами

27

Презентация проектов по заданной теме.

Учиться самостоятельно и в группе  выполнять творческие работы, участвовать в проектной деятельности; умение слушать и вступать в диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

28

Презентация проектов по заданной теме.

Блиц-турнир «Решаем задачи»

29

Математическая эстафета.

Решение логических, нестандартных задач; решение задач, имеющих несколько решений; задач геометрического характера.

30

Геометрический калейдоскоп.

Математическая копилка

31

«Часы нас будят по утрам…»

Выясняют связь математики и спорта; учатся решать ребусы; выбирают основания и критерия для сравнения.

32

«Что скрывает сорока?»

Математический праздник

33

Математическое путешествие.

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Игра «Задумай число». Задачи в стихах.

34

Геометрия вокруг нас.

Учатся открывать секреты задач; видеть геометрические фигуры в окружающем нас мире.  

10. Данная программа предусматривает сотрудничество с социальными партнерами: Станция юных техников, МБОУ ДОД «Центр детского творчества», Сургутская ГРЭС. Цель данного сотрудничества – ознакомление с творчеством юных техников, с профессиями, требующими математических и инженерно-технических знаний. Формы проведения – экскурсии на данные объекты, проведение занятий с приглашением на них специалистов организаций.

Предполагаемые результаты освоения проекта программы 

«Фактор роста в математике»:

Личностными результатами изучения данного курса являются:

1.Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

2.Развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

3.Воспитание чувства справедливости, ответственности.

4.Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметными результатами являются:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметными результатами являются:

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

— выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

— составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;

— воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

— находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

— выступать перед одноклассниками;

Литература для учителя

  1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.
  2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
  3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
  4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
  5. Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
  6. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
  7. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
  8. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.
  9. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.  
  2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
  3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
  4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы

Матрица для эксперта

Параметры анализа

Да

Нет

Проект программы:

  1. Содержит основные требования ФГОС

2

0

  1. Учитывает основные задачи развития образования в регионе

2

0

  1. Учитывает требования образовательной программы

2

0

  1. Учитывает особенности ступени образования, для которой он разработан

2

0

  1. Предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся

2

0

  1. Предусматривает использование современных учебных материалов

2

0

  1. Предусматривает использование современных образовательных технологий

2

0

  1. Предусматривает использование современных оценочных средств

2

0

  1. Предусматривает развитие образовательной среды школы 

2

0

  1. Предусматривает привлечение социальных партнеров

2

0



Предварительный просмотр:

Математический праздник-игра в 3 классе.

Цель. Закрепление знаний табличного и внетабличного умножения и деления.

Задачи. Развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, навыки быстрых вычислений, прививать интерес к изучению математики.

Оборудование.

Над  доске дорога с остановками  «Старт», «Финиш». У каждой команды  автомобили разных цветов. Автомобили двигаются на протяжении игры по мере выполнения заданий от старта к финишу; кубик с гранями от 1 до 6; 2 набора цифр от 1 до 9; 2 картины, разрезанные на части; на отдельных листах слова  пословиц «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут».

Ход занятия:

Учитель: У нас сегодня урок необычный,

Весёлый он, математичный,

Игры, конкурсы, соревнования –

Покажите всё своё старание.

Хочу всех вас приветствовать,

Успехов пожелать.

Всем, кто умеет задачи решать,

Быстро складывать и вычитать,

Считать, думать и размышлять,

Правильный ответ искать.

Ученица.

Всех, кто учит математике,

Всех, кто изучает математику,

Всех, кто любит математику,

Всех, кто не знает, что может любить математику,

С радостью приветствуем на игре-соревновании

«Математическое авторалли».

Ученик.

Что-то известное и новое встречает везде тебя.

Все внимательно рассматривай, на вопросы точный ответ подыскивай.

Чтоб ошибок избежать, нужно ум свой развивать.

Острый глаз, слух, терпение – и тогда придёт умение.

И про тебя, наконец, скажут: «Ты, молодец!»

Учитель:  Ребята! Сегодня у нас праздник интеллекта. Мы проводим его в форме соревнования между двумя командами на математическом авторалли. У каждой команды есть свой автомобиль, который двигается от старта к финишу, выполняя разные математические задания. Проверим, как вы усвоили таблицу умножения и деления.

Ученик.

Сегодня будем на нашем празднике приветствовать царицу всех наук.

Так мы можем гордо и по праву назвать математику.

Ученица.

Математика – наука точная и серьёзная

И прожить без неё нельзя даже дня.

Что-нибудь купить в магазине, деньги посчитать,

Задачку решить, гостей пригласить.

Нужно уметь складывать, умножать, вычитать,

Где больше и меньше определять, чертить и считать.

Учитель: Капитаны команд, представьте свои команды!

Представление и приветствие команд.

Учитель:За ходом нашего математического авторалли будут пристально следить члены жюри. (Представление жюри)

Учитель:Нас с вами ждут увлекательные задания на пути следования автомобилей. Вот какие препятствия впереди.

1.        Домашние задание (подобрать высказывания о математике). 2. Найти пару. 3.Не собьюсь. 4. Шифровальщики. 5. Лучшие эрудиты.  6.Математическая картина. 7. Магическая семёрка. 8.Кубик фортуны.

9. Заколдованный город.

1-конкурс. "Домашнее задание" Команды представляют заранее подобранные высказывания о математике. Например: Математика - это язык, на котором написана книга природы . (Г. Галилей)  Математика – царица наук, арифметика – царица математики . (К.Ф. Гаусс) Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов) Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский) Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (Д.Пойа) Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)

2-й конкурс. "Найди пару". Правила.

Каждая команда получает таблички с цифрами от 1 до 9. Для каждой команды стоит стул. Учитель называет число, которое является произведением двух одинаковых чисел. Игроки команд, у которых таблички с соответствующими числами, быстро занимают свой стул.

Например: учитель называет 49. Участники каждой команды, у которых табличка с числом 7, быстро занимают свой стул.

3-й конкурс. "Не собьюсь". Правила. Команды играют по очереди. Все учащиеся строятся в одну шеренгу. (Можно использовать одно задание, а если позволяет время, то оба).

Задание 1. Назвать все числа от 1 до 50 при условии: вместо тех чисел, которые кратны 5, ребёнок называет своё имя. Если учащийся ошибся, то выбывает из игры. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок.

Задание 2. В этой игре принимает участие по 5 участников из каждой команды. Учитель называет числа. Если число делится на 4, игроки поднимают руки вверх, если названное число делится на 5, хлопают в ладоши. Выигрывает та команда, которая сделает меньше ошибок.

8, 10, 12, 15, 24, 28, 32, 30, 40, 36, 25.

4-й конкурс. "Шифровщики". Правила. Каждая команда получает задание с примерами и ключом к ответу. Нужно записать зашифрованное слово, решая примеры нужно по очереди, передавая эстафету.

Задание для 1 команды.

м        а        т        е        м        а        т        и        к        а

36        80        7        16        36        80        7        22        49        80

М = 36  А = 80 Т = 7 Е = 16 М = 36 А = 80 Т = 7 И = 22 К = 48 А = 80

18 х 2 =    10 х 8=    14 : 2 =   8 х 2 =    40 х 2 =   63 : 9 =   11 х 2 =    88 : 4 =

24 х 2 =    20 х 4 =

Задание для 2 команды.

ц        а        р        и        ц        а        н        а        у        к

80        32        48        75        6        32        21        32        15        54

Ц = 80 А = 32 Р = 48 И = 75 Ц = 6 А = 32 Н = 21 А = 32 У = 15 К = 54

40 х 2 =  64 : 2 =  6 х 8=   15 х 5 =   54 : 9 =  16 х 2 =  84 х 4 =  65 – 23 =

45 : 3 =   9 х 6 =

5-й конкурс. "Лучшие эрудиты". Блицтурнир. Правила. Вопросы ставятся быстро, на размышление – 1 секунда. Вопросы для 1 команды.

1.        Четвёртый день недели. 2. Сколько сторон у треугольника?

3.        Наименьшее трёхзначное число. 4.        1 м – это … см.

5.        Сколько месяцев в году? 6.        Сколько весит сахар, если половина этого сахара весит 25 кг? 7.        Число при умножении называют …

Вопросы для 2 команды.

1.        Сколько десятков в сотне?  2.        Первый месяц нового года?

3.        Наибольшее трёхзначное число.  4.        В 1 км - … м.

5.        Числа при делении называют …6.        Сколько сторон у квадрата?

7.        Седьмой день недели.

6-й конкурс. "Математическая картинка". Правила.

- Примеры решите и картинку оживите. Для этого конкурса нужно подобрать интересную картинку, разрезать её по примеру пазлов и обвести на листе каждую деталь. На каждой части получившегося макета рисунка на листе написать результаты примеров, которые записаны на деталях разрезанной картины. Ребятам нужно решить пример на частях рисунка и положить их на своё место, согласно полученному результату.

7-й конкурс. "Магическая семёрка". Правила.

Из рассыпанных слов нужно собрать пословицу. «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут»

8-й конкурс. "Кубик фортуны". Правила.

Кубик, на котором записаны числа от 1 до 6. Игроки каждой команды кидают кубик по три раза. Каждый участник умножает число на три, полученные произведения складывают. Побеждает команда, которая наберёт больше единиц.

9-й конкурс. "Заколдованный город". Правила. Каждая команда получает лист с таблицей в 10 клеток по горизонтали и 2 клетки по вертикали. В нижней строке указаны числа от 1 до 10, верхняя строка для угаданных букв. Команды слушают вопросы и, найдя ответы на них, вписывают буквы в первую строку. В результате должно получиться название города в Европе.

Вопросы.

1.        Первая буква этого слова два раза повторяется в клубке. (К)

2.        Вторая буква есть и в озере, и в болоте. (О)

3.        Третья буква есть в премии, но не в мире. (П)

4.        Четвёртая буква три раза встречается в рецепте. (Е)

5.        Пятая буква чаще встречается в ананасе, чем в дыне. (Н)

6.        Шестая буква есть у гуся, но нет у утки. (Г)

7.        Седьмая буква больше двух раз встречается в слове математика. (А)

8.        Восьмая буква есть и в граде, и в грозе. (Г)

9.        Девятая буква встречается и в деревне, и в полене. (Е)

10.        Десятая буква больше одного раза встречается в одиннадцати. (Н)

Ответ. Копенгаген

Побеждает та команда, которая быстрее и правильно отгадает слово.

Слово жюри.

Награждение победителей.

Заключительная часть.

- Вот и закончилась наша игра. Игроки доказали всем, что они находчивые, наблюдательные, многое знают и много умеют. Желаем всем удачи!

МБОУ СОШ №46, г. Сургут



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Занимательная математике» составлена на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность

в своих силах.

Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено

на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть

использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Общая характеристика факультатива.

«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности1 в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся  один раз в неделю. Во 2-4 классах всего 34 часа в год.  1 классе всего 33 часа в год. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

 Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором

стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного

общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы факультатива.

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости,

умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры;

- действовать в соответствии с заданными правилами;

- включать в групповую работу;

- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;

- использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- воспроизводить способ решения задачи;

- сопоставлять полученный результат с заданным условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

- выбрать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

- конструировать несложные задачи;

 - ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1- 1/ т др, указывающие направления движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный результат с заданным условием;

- объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- моделировать объемные фигуры из различных материалов и из разверток;

- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек

на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так,

чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения — математические игры:

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными куби-

ками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,

«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай

задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи

друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки

с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,

«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом

заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной

доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»

Универсальные учебные действия:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять

ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недотаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных

и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических

средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в

условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять

условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся

в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования

ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать

из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,

«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;

число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки»

(на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его

описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры

в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии

с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по

собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,

призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная

пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,

«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного

учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол-

ков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали

в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при

заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Календарное планирование по урокам

1 класс

урока

№ урока

по теме

Дата

Тема

Коррекция

Вид

контроля

1

1

Математика – это интересно.

2

2

Танграм: древняя китайская головоломка.

3

3

Путешествие точки.

4

4

Игры с кубиками

5

5

Танграм: древняя китайская головоломка.

6

6

Волшебная линейка

7

7

Праздник числа 10

8

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

9

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

10

10

Игры с кубиками

11

11

Конструкторы лего

12

12

Конструкторы лего

13

13

Весёлая геометрия

14

14

Математические игры

15

15

Спичечный» конструктор

16

16

Спичечный» конструктор

17

17

Задачи-смекалки

18

18

Прятки с фигурами

19

19

Математические игры

20

20

Числовые головоломки

21

21

Математическая карусель

22

22

Математическая карусель

23

23

Уголки

24

24

Игра в магазин. Монеты

25

25

Конструирование фигур из деталей танграма

26

26

Игры с кубиками

27

27

Математическое путешествие

28

28

Математические игры

29

29

Секреты задач

30

30

Математическая карусель

31

31

Числовые головоломки

32

32

Математические игры

33

33

Математические игры

2 класс

урока

№ урока

по теме

Дата

Тема

Коррекция

Вид

контроля

1

1

«Удивительная снежинка»

2

2

Крестики-нолики

3

3

Математические игры

4

4

Прятки с фигурами

5

5

Секреты задач

6

6

«Спичечный» конструктор

7

7

«Спичечный» конструктор

8

8

Геометрический калейдоскоп

9

9

Числовые головоломки

10

10

«Шаг в будущее»

11

11

Геометрия вокруг нас

12

12

Путешествие точки

13

13

«Шаг в будущее»

14

14

Тайны окружности

15

15

Математическое путешествие

16

16

«Новогодний серпантин»

17

17

«Новогодний серпантин»

18

18

Математические игры

19

19

«Часы нас будят по утрам…»

20

20

Геометрический калейдоскоп

21

21

Головоломки

22

22

Секреты задач

23

23

«Что скрывает сорока?»

24

24

Интеллектуальная разминка

25

25

Дважды два — четыре

26

26

Дважды два — четыре

27

27

Дважды два — четыре

28

28

В царстве смекалки

29

29

Интеллектуальная разминка

30

30

Составь квадрат

31

31

Мир занимательных задач

32

32

Мир занимательных задач

33

33

Математические фокусы

34

34

Математическая эстафета

3 класс

урока

№ урока

по теме

Дата

Тема

Коррекция

Вид

контроля

1

1

Интеллектуальная разминка.

2

2

«Числовой» конструктор

3

3

Геометрия вокруг нас.

4

4

Волшебные переливания.

5

5

В царстве смекалки.

6

6

В царстве смекалки.

7

7

«Шаг в будущее»

8

8

«Спичечный» конструктор

9

9

«Спичечный» конструктор

10

10

Числовые головоломки

11

11

Интеллектуальная разминка

12

12

Интеллектуальная разминка

13

13

Математические фокусы.

14

14

Математические игры.

15

15

Секреты чисел

16

16

Математическая копилка.

17

17

Математическое путешествие.

18

18

Выбери маршрут

19

19

Числовые головоломки

20

20

В царстве смекалки.

21

21

В царстве смекалки.

22

22

Мир занимательных задач.

23

23

Геометрический калейдоскоп.

24

24

Интеллектуальная разминка.

25

25

Разверни листок

26

26

От секунды до столетия

27

27

От секунды до столетия

28

28

Числовые головоломки

29

29

Конкурс смекалки

30

30

Это было в старину

31

31

Математические фокусы.

32

32

Энциклопедия математических развлечений.

33

33

Энциклопедия математических развлечений.

34

34

Математический лабиринт.

4 класс

урока

№ урока

по теме

Дата

Тема

Коррекция

Вид

контроля

1

1

Интеллектуальная разминка

2

2

Числа-великаны

3

3

Мир занимательных задач

4

4

Кто что увидит?

5

5

Римские цифры.

6

6

Числовые головоломки

7

7

Секреты задач

8

8

В царстве смекалки.

9

9

Математический марафон.

10

10

«Спичечный» конструктор

11

11

«Спичечный» конструктор

12

12

Выбери маршрут

13

13

Интеллектуальная разминка

14

14

Математические фокусы.

15

15

Занимательное моделирование

16

16

Занимательное моделирование

17

17

Занимательное моделирование

18

18

Математическая копилка.

19

19

Какие слова спрятаны в таблице?

20

20

«Математика – наш друг!»

21

21

Решай, отгадывай, считай.

22

22

В царстве смекалки.

23

23

В царстве смекалки.

24

24

Числовые головоломки

25

25

Мир занимательных задач

26

26

Мир занимательных задач

27

27

Математические фокусы.

28

28

Интеллектуальная разминка.

29

29

Интеллектуальная разминка.

30

30

Блиц-турнир по решению задач

31

31

Математическая копилка.

32

32

Геометрические фигуры вокруг нас.

33

33

Математический лабиринт

34

34

Математический праздник

Материально-техническое обеспечение

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Электронные издания для младших школьников: «Математика

и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика»

и др.

6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

7. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для

закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:

на одной стороне — задание, на другой — ответ.

8. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

9. Набор «Геометрические тела».

10. Математические настольные игры: математические пирамиды

«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,

«Умножение», «Деление» и др.

11. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.

12. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»:

запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной

плёнке.

13. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-Граф, 2008.

14. Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. —

М. : Знаток, 2009.

15. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,

С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

16. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

Материалы для учащихся:

1.Кочурова Е. Э. Я учусь считать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф

2.Кочурова Е. Э. Дружим с математикой: комплект рабочих тетрадей для 2-4 классов.– М.: Вентана-Граф

3.Рудницкая В. Н. Математика: дидактические материалы. В 2 ч.: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф

Литература для учителя

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —

2009. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006.

8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

9. Нестандартные задачи по математике: 1 класс/ Т. П. Быкова. – М.: Экзамен, 2012

10. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/ Т. П. Быкова. – М.: Экзамен, 2012

11. Нестандартные задачи по математике: 3 класс/ Т. П. Быкова. – М.: Экзамен, 2012

12. Нестандартные задачи по математике: 4 класс/ Т. П. Быкова. – М.: Экзамен, 2012

13. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

14. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

15. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

16. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные

проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры

и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи

и задачки, фокусы, ребусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....