МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе
рок математики в 1 классе
( система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Тема. Сравнение величин с помощью схем и формул.
Цель. Отработка способов фиксации результатов измерения с помощью схем и формул и подбор величин по указанным параметрам.
Тип урока. Урок решения частных задач.
Учебный материал:
Александрова Э.И. Математика. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы ( Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) В 2 – х кН. Кн. 1. – 4 – е изд. – М.: ВИТА - ПРЕСС, 2003
Александрова Э.И. Рабочие тетради по математике: № 3,4, 1 класс.- М.: ВИТА – ПРЕСС, 2008
Ход урока
А. - Ребята, сегодня мы опять отправляемся в удивительную страну величин.
- По каким признакам мы научились сравнивать предметы?
- Ответы детей ( длина, ширина, площадь, периметр, количество , масса, форма, цвет, объем и т.д.), при этом учитель вывешивает карточки с буквами, которыми обозначаются соответствующие величины.
- Какие из этих признаков принято называть величинами в математике?
- Ответы детей, по ходу учитель подчеркивает буквы.
- Почему такие признаки, как материал, цвет, форма и т.д. не являются величинами?
- Эти признаки нельзя измерить. Про них нельзя сказать, какой из них больше или меньше.
Б. Сравнение объемов жидкости в сосудах и фиксация результатов сравнения.
1. Посмотрите на эти сосуды.
- Учитель показывает два одинаковых по форме и размеру сосуда с разным уровнем жидкости в них.
- Сравните , пожалуйста, объем жидкости в этих сосудах. Для удобства объем жидкости в 1- м сосуде обозначен буквой А, а во 2- м сосуде – В.
- Ответ детей :объемы воды в сосудах неравны, величина А больше, чем величина В.
- Петя : надо поставить эти сосуды рядом и посмотреть, где воды меньше. Эти колбы одинаковые, значит там воды больше, где уровень больше. Это левый сосуд.
- Дети - «+»
- Почему мы сразу можем сказать, в каком сосуде объем жидкости больше?
- Эти сосуды одинаковы по высоте, по форме, размеру.
- Как нам зафиксировать на доске и в тетрадях результаты сравнения?
- Можно нарисовать эти сосуды и показать значком, в какой больше налили воды.
- А можно начертить схемы и записать формулы. В левом сосуде уровень воды выше , значит, и объем жидкости в нем больше.
- Дети записывают в тетрадях схему и формулу А > В.
- Ученики работают у доски. |
- Воды в стаканах одинаково. Стаканы одинаковые. Вода на одном уровне.
Значит, объемы воды в сосудах равны.
- Зафиксируйте результат сравнения схемой и формулой. Ребенок у доски. Оценивание. Т = О, О = Т.
- Учитель. Вы просто молодцы! Я приготовила еще сосуды для сравнения объема воды в них , но утром так торопилась, что забыла дома. Но задание мне кажется очень интересным, и не хочется его откладывать на завтра. Поэтому я сделала рисунок этих сосудов с жидкостью. Сравните объем жидкости в них.
3. Учитель показывает рисунок двух сосудов разной формы и ширины, одинаковых по высоте, с одинаковым уровнем воды в них. Зафиксируйте отношение этих величин с помощью схемы и формулы. Дети работают самостоятельно. Учитель вызывает для ответа ученика, у которого неверная схема.
- Петя: объемы жидкости в этих сосудах равны
- Дети показывают знак несогласия «-»
- Оля: Я с тобой не согласна. Правый сосуд шире и воды в него поместилось больше . Значит схема будет такой и формула такой: V < V, V > V
- Дети оценивают ответ.
4. Учитель показывает рисунок тех же сосудов, но с разным уровнем воды в них.
- В первом сосуде уровень воды намного выше, значит в нем воды больше.
- Но второй сосуд намного шире первого, воды может быть в нем больше.
- Если бы были одинаковые сосуды, мы бы тогда легко сравнили.
- Учитель: Как бы вы сравнили объем, если бы у вас были эти сосуды?
- Можно перелить воду из этих сосудов в одинаковые по форме и высоте.
- Можно отметить уровень воды в одном сосуде, слить из него воду в любую другую баночку, а содержимое другого сосуда влить на ее место. А сейчас мы ничего не можем сказать, это ловушка. V Л V
- Физкультпауза.
В.Определение , к каким длинам полосок какие формулы относятся.
- Молодцы! Вы научились сравнивать 2 величины, научились по схеме составлять формулы!
- А теперь попробуем сравнить 4 величины.
- Жили – были 4 величины А, В, С и К. (На доске - полоски, на парте – такой же комплект полосок). Каждый раз они спорили о том, кто из них длиннее, а кто короче. Полоски не сравнивали себя ни по цвету, ни по площади. Они сравнивали себя по длине. Один ученый - математик наблюдал за их действиями и решил записать историю о них в формулах.
(Вывешивается лист с формулами : A = B, B < C , C > K)
- Расположите полоски так, чтобы каждому стало ясно, какая из них длиннее, а какая короче.
На доске.
A = B
B < C
C > K
- У доски работает пара ребят. Оценивание работы. А у кого по – другому?
- «На глазок» трудно сравнивать длину полосок , если они не находятся рядом, один под другим, и у них не совпадают начала или концы.
- Учитель: нет возможности выполнить это задание?
- Выполнить можно. Надо наложить полоски друг на друга, чтобы один конец совпал с другим или приложить друг к другу.
- 2 ребенка выполняет эту работу у доски | |
- Какие формулы забыл записать ученый математик? |
- Да, вы, просто настоящие исследователи!
- На следующем уроке мы научимся по формуле строить схемы.
- Мне очень понравилось, как вы работали.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»
Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...
Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …
Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...
Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"
Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....
Предмет: Математика Класс: 2 класс Тип урока: урок изучения нового материала. Тема: Периметр многоугольника. Учитель : Кустова Наталья Алексеевна.
Урок математики по ФГОС. Технологическая карта....
Конспект урока по математике Класс: 1 «б» УМК: Начальная школа 21 века, В.Н. Рудницкая «Математика» , ч.2, стр.53-57 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Вычитание числа 3 (закрепление)
Конспект урока по математике...
Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)
Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...
Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"
Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...