Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Математические ступеньки"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе ФГОС , программы духовно- нравственного воспитания младших школьников и авторской программы Моро М И, М., Просвещение, 2011 год
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия «Математические ступеньки» должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы факультатива, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии
Программа курса рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. 34 часа
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Содержание занятий в 3 классе
- Математика – царица наук.
- Как люди научились считать.
- Интересные приемы устного счёта.
- Решение занимательных задач в стихах.
- Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
- Учимся отгадывать ребусы.
- Числа-великаны. Коллективный счёт.
- Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
- Решение ребусов и логических задач.
- Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
- Загадки- смекалки.
- Игра «Знай свой разряд».
- Обратные задачи.
- Практикум «Подумай и реши.
- Задачи с изменением вопроса.
- Проектная деятельность «Газета любознательных»
- Решение нестандартных задач.
- Решение олимпиадных задач.
- Решение задач международной игры «Кенгуру»
- Математические горки.
- Наглядная алгебра.
- Решение логических задач.
- Игра «У кого какая цифра»
- Знакомьтесь: Архимед!
- Задачи с многовариантными решениями.
- Знакомьтесь: Пифагор!
- Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
- Задачи с многовариантными решениями.
- Математический КВН
Учебно-тематическое планирование на 3 класс
Наименование тем курса | Виды деятельности | Форма контроля | Дата | ||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | |||||
2. Как люди научились считать. | Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | ||||
3. Интересные приемы устного счёта. | Устный счёт | ||||
4. Решение занимательных задач в стихах. | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | ||||
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | работа с алгоритмами | ||||
6. Учимся отгадывать ребусы. | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус | |||
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. | решение теста -кроссворда | проверочный тест | |||
8. Упражнения с многозначными числами | работа с алгоритмом | контрольный тест | |||
9. Решение ребусов и логических задач. | самостоятельная работа | мини-олимпиада | |||
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | составление схем, диаграмм | ||||
11. Загадки- смекалки. | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку | |||
12. Игра «Знай свой разряд». | работа с таблицей разрядов | тест | |||
13. Обратные задачи. | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» | |||
14. Практикум «Подумай и реши». | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | ||||
15.Задачи с изменением вопроса. | инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи | |||
16. «Газета любознательных». | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету | |||
17.Решение нестандартных задач. | решение задач на установление причинно-следственных отношений | ||||
18.Решение олимпиадных задач. | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | |||
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | |||
20. Школьная олимпиада | решение заданий повышенной трудности | ||||
21. Игра «Работа над ошибками» | работа над ошибками олимпиадных заданий | ||||
22.Математические горки. | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» | |||
23. Наглядная алгебра. | работа в группах: инсценирование | ||||
24.Решение логических задач. | схематическое изображение задач | ||||
25.Игра «У кого какая цифра» | творческая работа | ||||
26.Знакомьтесь: Архимед! | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации | |||
27.Задачи с многовариантными решениями. | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | ||||
28.Знакомьтесь: Пифагор! | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина | |||
29.Задачи с многовариантными решениями. | Работа в парах по решению задач | ||||
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | составление знаковых систем | тест | |||
31.Задачи с многовариантными решениями. | индивидуальная работа | ||||
32.Математический КВН | работа в группах | ||||
33. Защита проектов по математике | конкурс на лучший проект | ||||
34. Круглый стол «Подведем итоги» | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
ИТОГО: 34 ч
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12. Волкова С И, Моро М И « Для тех кто лбит математику» тетрадь 3 класс М., Просвещение 2013 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических це...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по обще...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Логика"
Программа расчитана на четыре года обучения.Содержит диагностические материалы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Путешествие в Компьютерию»
Данная рабочая программа является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационным технологиям....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математические ступеньки", 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...