РП по математике 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Сохатюк Тамара Николаевна

Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_2_klass.doc865.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Масальская средняя общеобразовательная школа»

  «Рассмотрено»

 На заседании

методического

объединения школы

Руководитель МО

__________        Крутьева Е. В. Протокол № 1 от «_28» августа 2015 г.        

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

________Савельева М. П

     

«_28 » августа  2015 г.

«Утверждаю»

 Директор школы

___________Вакулина Т.И.

 Приказ                        от

«_» августа 2015 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Математика»

для 2 класса

 начального общего образования на 2015- 2016 учебный год

                 

                                           

  Разработана: Сохатюк Т.Н

                                                    учителем начальных классов  

( высшая квалификационная категория)

п. Масальский

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утвержденная приказом №   78/1      от 06.11.2013г.
  • Примерная программа начального общего образования. Москва. « Просвещение» 2010г
  • Учебный план МБОУ «Масальская СОШ» на 2015 - 2016 учебный год, утвержденный приказом №42/2   от 22.05.2015 г
  • Календарный учебный  график МБОУ «Масальская СОШ», утвержденный приказом №     58    от 31.08.2015г.
  • Положение о рабочей программе МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №     37   от 29.05.2015г.
  • Положение о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и  промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №     58/1         от 29.08.2104г
  • Положение о ведении классного журнала МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №    58/4          от 29.08.2014

Рабочая программа по математике для 2 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений Н.Б.Истоминой. Математика: Программа 1-4классы. Смоленск Ассоциация XXI век, 2013.

Используется учебник « Математика» для 2 класса общеобразовательных учреждений, автора Н.Б Истоминой в   2-х ч, Смоленск «Ассоциация XXI век» 2013. УМК включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, а также входит в утвержденный в образовательном учреждении список УМК.

Цель начального курса математики: обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учетом специфики предмета (математика), направленную на:

  • формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика» с учётом потребностей детей в познании окружающего мира и научных данных о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 – 11 лет): словесно – логического мышления, произвольной смысловой памяти, произвольного внимания, планирования и умения действовать во внутреннем плане, знаково – символического мышления, с опорой на наглядно – образное и предметно – действенное мышление;
  • развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности, формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки;
  • овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщёнными видами деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать полноту и правильность выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приёмы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правило, алгоритмы, прикидку результата), планировать решение задачи, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их

Календарный учебный график содержит 35 учебных недель, по 4 часа в неделю, 140  часов в год. Программа автора Н.Б.Истоминой  рассчитана на 136 часов. Тематическое планирование автора.   Н.Б.Истоминой рассчитано на 132 часа. Резервное время 8 часов. Данная рабочая программа рассчитана на 140 часов. Резервные часы будут использованы на повторение трудных тем в конце года, и на темы уроков, которые совпадают с праздничными днями. Последовательность изучения программного материала соответствует тематическому планированию автора Н. Б. Истоминой.

Основная форма организации учебного процесса – классно-урочная, но с широким использованием коллективных (парных, групповых), индивидуальных форм организации учебной деятельности.

Содержание

Проверка предметных и метапредметных умений, обеспечивающих базовый уровень готовности к обучению математи- ке во 2 классе.

Число и цифра. Состав чисел в пределах 10. Целое и части. Раз- рядный состав двузначного числа. Соотношение разрядных еди- ниц в десятичной системе счисления. Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Построение числового ряда по определённому правилу. Классификация чисел (однозначные, двузначные). Сравнение чисел (однозначные и двузначные). Не- равенства.

Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100 (± 1, ± 10; по частям без перехода в другой разряд). Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Построение суммы и разности отрезков. Вычислительные умения и навыки. Переместительное свойство сложения.

Величины. Взаимосвязь числа и величины. Единицы длины и их соотношение (1 дм = 10 см; 1 см = 10 мм). Измерение и построение отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков. Линейка. Циркуль. Единицы массы (килограмм). Построение ряда величин по определённому правилу. Классификация вели- чин. Сравнение величин.

Подготовка к решению задач. Предметный смысл действий сложения и вычитания. Отношения «увеличить на», «уменьшить на», разностное сравнение. Моделирование. Учебные модели: предметные, вербальные (тексты), графические (числовой луч), схематические (отношение величин), знаково-символические (выражение, равенство, неравенство), простейшие таблицы. Взаимосвязь между ними. Переход от одной модели к другой.

Точка. Прямая и кривая линии. Отрезок. Луч. Ломаная.

Новый материал во 2 классе и продуктивное повторение ранее усвоенных знаний умений и навыков класса в контексте нового содержания.

Взаимосвязь  компонентов  и  результата  действий  сложения и вычитания. Устные приёмы сложения  и  вычитания  в  пределах 100:

а) дополнение двузначного числа до круглых десятков; вычитание из круглых десятков однозначных чисел;

б)  сложение  и  вычитание  однозначных  чисел  с  переходом в другой разряд. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания однозначных чисел с переходом в другой разряд (состав чисел от 11 до 18). Формирование табличных навыков.

в) сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел с переходом в другой разряд;

г) сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд. Сочетательное  свойство  сложения.  Скобки.  Порядок  выполнения действий сложения и вычитания в выражениях.

Трёхзначные числа. Сотня как счётная единица. Структура трёхзначного числа. Разрядные  слагаемые.  Запись  трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Чтение и запись трёхзначных чисел. Сравнение трёхзначных чисел. Неравенства. Разбиение данных трёхзначных чисел на группы. Десятичный состав трёхзначных чисел. Устное сложение и вычитание трёхзначных чисел в пределах 1000. Прибавление (вычитание) к трёхзначному числу  единиц, круглых  десятков, сотен (без  перехода в другой разряд).

Величины. Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин (длина и масса). Единица длины метр. Рулетка – инструмент для измерения длины. Определение длины на глаз и проверка с помощью инструмента. Самоконтроль. Соотношение единиц длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр). Единицы времени (час, минута, секунда).

Текстовые задачи, при решении которых  используется смысл действий сложения и  вычитания;  отношения  «увеличить на ...», «уменьшить на ...», разностное сравнение.

Структура задачи. Взаимосвязь условия и вопроса задачи. Запись её решения.

Приёмы формирования умения решать задачи (анализ и сравнение текстов задачи; дополнение условия задачи; постановка вопросов к условию; выбор схемы к данному условию; переформулировка вопроса задачи; анализ решения  задачи;  построение схемы по данному условию задачи; объяснение выражений, записанных по условию задачи; решение задач разными способа- ми и др.). Простейшие логические и комбинаторные задачи.

Умножение. Смысл действия умножения. Терминология. Названия компонентов и результата действия умножения. Сравнение суммы и произведения. Замена умножения сложением. Замена сложения умножением. Умножение на 0 и на 1. Перемести- тельное свойство умножения. Понятие «увеличить в ...». Графическая интерпретация понятия «увеличить в …». Таблица умножения (случаи с числами 9 и 8).

Соответствие предметных, графических и символических моделей.  Закономерность.  Поиск   закономерностей.   Действие по правилу. Построение ряда чисел по правилу. План действий. Составление плана действий.

Анализ схемы. Анализ рисунка. Моделирование. Самоконтроль. Числовой луч как средство самоконтроля.

Угол. Прямой угол. Практическая работа. Острые и тупые углы. Обозначения углов. Угольник – инструмент для построения и измерения прямых углов. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. Периметр многоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге и с помощью циркуля и угольника. Периметр  прямоугольника.

Представления о плоских и объёмных геометрических фигурах. Геометрические тела: шар, пирамида, цилиндр, конус, куб, параллелепипед. Окружающие предметы и геометрические тела. Наблюдение и анализ свойств окружающих предметов. Выделение «лишнего» предмета.

Поверхности плоские и кривые.

Окружность, круг, шар, сфера. Существенные признаки окружности. Различия и сходство круга и окружности. Построение окружности. Центр окружности. Представления о круге, шаре и сфере. Круг – сечение шара. Сфера – поверхность шара.

Структура учебного предмета.

№п/

Содержание программного материала        

Количество часов

1

Проверь, чему ты научился в 1 классе        

12 часов

2

Двузначные числа. Сложение. Вычитание

24 час

3

Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки. Сочетательное свойство сложения        

2 часа.

4

Задача        

8 часов

5

Угол. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат        

 4 часа

6

Двузначные числа. Сложение. Вычитание

28 часов  

7

Трёхзначные числа        

11 часов  

8

Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин        

4 часов

9

Умножение. Переместительное свойство умножения. Таблица умножения с числом 9

11  часов

10

 Увеличить в несколько раз. Таблица умножения с числом 8        

10  часов  

11

Величины. Единицы времени        

2 часа

12

Геометрические фигуры: плоские и объёмные         

2 часа

13

Поверхности: плоские  и кривые

2 часа

14

Окружность. Круг. Шар. Сфера        

2  часа   + 1 ч контрольная работа

15

Проверь, чему ты научился в 1  и 2 классах        

 9 час + 8 часов  резерв

ИТОГО        

140 часов

Учебно – тематическое планирование учебного предмета « Математика»

4часа в неделю 140часов

№ п/п

п/п

темы

           Тема урока

Содержание, формируемые предметные умения

Основные виды деятельности учащихся

МТО

Проверь, чему ты научился в первом классе (12часов)

1

1.1

Число и цифра. Состав чисел в пределах 10.

Повторение понятий «число» и «цифра», состава каждого числа в пределах 10. Выявление умения переводить вербальную модель в предметную.

Читать, записывать и сравнивать однозначные и двузначные числа.

Записывать  разные  двузначные  числа,  используя данные две (три, четыре) цифры.

Записывать двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; в порядке убывания и возрастания. Складывать и вычитать двузначные и однозначные числа без перехода в другой разряд.

Находить закономерность (правило) в записи числовой последовательности и продолжать её по тому же правилу.

Обсуждать   результаты   самостоятельной   работы, обосновывать и корректировать, оценивать их. Оценивать правильность составления числовой последовательности по заданному правилу.

Выявлять правило, по которому составлены пары выражений, и составлять другие пары выражений по тому же правилу.

1–69

2

1.2

Единицы длины и их соотношение (1 дм=10 см). Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода в другой разряд. Подготовка к решению задач.

Повторение единиц длины и их соотношений (1 дм = 10 см); названий компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Выявление умения складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода в другой разряд. Работа по подготовке к решению задач.

Сравнивать,  складывать  и  вычитать  величины (длина, масса), используя соотношения единиц вели- чин и вычислительные навыки и умения.

Представлять текстовую информацию в виде схематического рисунка, графической, схематической и знаково-символической моделей.

1–4

3

1.3

Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

Совершенствование навыков табличного сложения и соответствующих случаев вычитания, умения складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода в другой разряд. Повторение названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

Записывать двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; в порядке убывания и возрастания. Складывать и вычитать двузначные и однозначные числа без перехода в другой разряд.

Находить закономерность (правило) в записи числовой последовательности и продолжать её по тому же правилу.

Обсуждать   результаты   самостоятельной   работы, обосновывать и корректировать, оценивать их.

Соотносить знаково-символические модели (число- вые выражения, равенства, неравенства) с их изображениями на схеме и пояснять, что обозначает на ней каждый отрезок.

Записывать неравенства с числами, которые соответствуют данным точкам на числовом луче. Выбирать схему, соответствующую тексту, и пояснять, что обозначает на ней каждый отрезок. Использовать схему для выполнения или для проверки простейших логических рассуждений.

5–11

4

1.4

Моделирование. Логические рассуждения. Линейка. Циркуль. Вычислительные умения и навыки.

Совершенствование вычислительных умений и навыков и умения пользоваться циркулем и линейкой для построения суммы и разности отрезков.

12–16

5

1.5

Вычислительные умения и навыки. Действия с величинами. Поиск закономерностей. Самоконтроль.

Совершенствование навыков табличного сложения и соответствующих случаев вычитания, умения складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода в другой разряд.

Выполнять  простейшие  рассуждения,  используя информацию, данную на рисунке.

Дополнять равенство пропущенными знаками сложения, вычитания; числами.

Дополнять математическую запись пропущенными знаками «больше»,  «меньше»,  используя  прикидку и вычисления.

Находить признак  (основание)  разбиения  данных объектов (предметов, чисел, выражений) на две группы.

17–23

6

1.6

Контрольная работа №1 по теме « Нумерация двузначных чисел, состав чисел в пределах 10)

Проверка усвоения нумерации двузначных чисел; состава чисел в пределах 10.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

Н.Б.Истомина, Г.Г. Шмырева Математика . Контрольные работы.

С. 10-17

7

1.7

Схема. Знаково-символическая модель.

Совершенствование вычислительных умений и навыков и умения сравнивать длины отрезков, используя знание о соотношении единиц длины (1 дм = 10 см).

Сравнивать длину предметов с помощью циркуля, с помощью линейки.

Записывать результаты сравнения величин с помощью знаков >,<<,=.

Увеличивать (уменьшать) длину отрезка в соответствии с данным требованием.

Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

32 - 37

8

1.8

Вычислительные навыки и умения. Числовой луч. Схема.

Совершенствование вычислительных умений и навыков и умения сравнивать величины.

38–46

9

1.9

Вычислительные умения и навыки. Закономерность. Схема. Сравнение длин отрезков.

Совершенствование вычислительных умений и навыков и умения сравнивать длины отрезков.

Знание правил сложения и вычитания чисел без перехода в другой разряд, таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. Умение выполнять сложение и вычитание чисел без перехода в другой разряд.

Сравнивать длину предметов с помощью циркуля, с помощью линейки.

Определять соотношение единиц длины, используя линейку как инструмент для измерения длины отрезков.

Обобщать приём сложения (вычитания) десятков («круглых» двузначных чисел).

47–55

10

1.10

Сравнение длин отрезков. Схема. Вычислительные умения и навыки. Основание для классификации объектов.

Совершенствование вычислительных умений и навыков и умения сравнивать длины отрезков. Правила сложения и вычитания чисел без перехода в другой разряд, таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. Умение выполнять сложение и вычитание чисел без перехода в другой разряд

Сравнивать длину предметов с помощью циркуля, с помощью линейки.

Определять соотношение единиц длины, используя линейку как инструмент для измерения длины отрезков.

Обобщать приём сложения (вычитания) десятков («круглых» двузначных чисел).

56–63

11

1.11

Контрольная работа №2, №3  (объединить) по теме «Сложение и вычитание чисел без перехода в другой разряд, сложение и вычитание отрезков, усвоение единиц длины»

Проверка сформированности  умений складывать и вычитать числа без перехода в другой разряд; усвоения единиц длины и соотношений между ними.

Использовать свои знания для нахождения верного решения.

Контрольные работы, с. 17-32

12

1.12

Вычислительные умения и навыки. Классификация. Сравнение величин.

Совершенствование вычислительных умений и навыков и умения сравнивать длины отрезков.

Знание правил сложения и вычитания чисел без перехода в другой разряд, таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. Умение выполнять сложение и вычитание чисел без перехода в другой разряд

Определять соотношение единиц длины, используя линейку как инструмент для измерения длины отрезков.

Обобщать приём сложения (вычитания) десятков («круглых» двузначных чисел).

64–69

Двузначные числа. Сложение. Вычитание (24 часа)

13

2.1

Дополнение двузначного числа до «круглого». Классификация. Продуктивное повторение.

Формирование умения дополнять любое двузначное число до «круглых» десятков.

Анализировать изменения цифр в записи двузначных чисел при их увеличении и уменьшении на несколько единиц или десятков.

70–79

14

2.2

Сложение и вычитание величин. Вычитание однозначных  чисел из круглых десятков. Продуктивное повторение.

Совершенствование умения складывать и вычитать величины, используя знания о соотношении единиц длины (1 дм = 10 см). Обсуждение приёмов вычитания однозначных чисел из «круглых» десятков.

Проверять ответы с помощью моделей десятков и единиц.

Выявлять признак разбиения двузначных чисел на группы и объяснять свои действия.

Сравнивать выражения и определять признаки их сходства и различия.

80–86

15

2.3

Вычитание однозначных чисел из круглых.

Формирование умения вычитать из круглого числа однозначное, используя знания о соотношении единиц длины.

Обосновывать данные равенства, пользуясь рисунками.

Моделировать способ действия.

Составлять план выполнения действий.

87–93

16

2.4

Подготовка к решению задач. Выбор схемы. Продуктивное повторение.

Знакомство со схемой. Подготовка к решению текстовых задач. Совершенствование вычислительных умений.

Использовать числовой луч для самоконтроля результата вычислений.

Выбирать равенства, соответствующие данному рисунку, и находить их значения.

94–100

17

2.5

Схема. Сравнение величин. Совершенствование вычислительных навыков.

Знакомство со схемой. Подготовка к решению текстовых задач. Совершенствование вычислительных умений.

Строить   отрезки   заданной   длины,   увеличивать и уменьшать их длину в соответствии с заданием. Находить сумму и разность длин отрезков. Проверять  истинность  утверждений  о  равенстве значений выражений и обосновывать свой ответ на предметных моделях.

Объяснять по данному тексту, что обозначает каждый отрезок на схеме.

101–108

18

2.6

Комбинаторные и логические задачи.

Подготовка к решению текстовых задач.

Выбирать схему, которая соответствует тексту. Объяснять в соответствии с текстом, что обозначает на схеме каждый отрезок.

109–111

19

2.7

Контрольная работа № 4 по теме « Усвоение вычислительных приемов. Сложение и вычитание величин»

Проверка сформированное умений складывать и вычитать числа без перехода в другой разряд; усвоения единиц длины и соотношений между ними (1 дм = 10 см).

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

Контрольные работы,

С. 32 - 39

20

2.8

Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд. Продуктивное повторение. Моделирование

Анализ контрольной работы, исправление ошибок, закрепление материала.

Знакомство с приёмом сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд.  Моделирование способа действия (вычисли- тельного приёма).

Выделять неизвестный компонент арифметического действия, находить его значение и записывать верные равенства.

Составлять верные равенства, используя заданные числа, рисунки или данные правила.

21

2.9

Состав числа 11. Моделирование. Анализ и сравнение выражений. Числовой луч как средство самоконтроля

Создание дидактических условий для непроизвольного запоминания числа 11. Числовой луч. Изображение сложения и вычитания однозначных чисел на числовом луче.

Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.

Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.

Выявлять правила записи ряда чисел и продолжать ряд по тому же правилу.

121–128

112–120

22

2.10

Состав числа 11 и соответствующие случаи вычитания. Выбор данных. Схема.

Запоминание числа 11 и рассматривание соответствующих случаев вычитания. Построение отрезка заданной длины.

Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

Записывать равенства, пользуясь таблицей. Сравнивать выражения без вычисления их значений. Осуществлять самоконтроль с помощью  вычислений.

129–134

23

2.11

Взаимосвязь

компонентами результата сложения. Действие по правилу. Вычитание из двузначного числа однозначного.

Обобщение знаний учащихся о взаимосвязи компонентов и результата сложения. Построение суммы и разности отрезков.

Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «... и/или..», «если..., то...».

Интерпретировать  информацию  в  виде  рисунка, схемы, заполнения готовой несложной таблицы.

135–143

24

2.12

Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания. Построение ряда чисел по правилу.

Обсуждение состава числа 12 и соответствующих случаев вычитания. Запоминание состава числа 12. Рассмотрение взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.

Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками. Проверять  правильность  вычислений  с  помощью обратного действия.

144–149

25

2.13

 Состав числа 12. План действий. Анализ схемы. Анализ рисунка.

Обсуждение плана действий при выполнении заданий, анализ схемы, рисунка.

150–156

26

2.14

Формирование табличных навыков. Состав числа 13 и соответствующие случаи вычитания. Соответствие предметных, графических и символических моделей.

Усвоение состава чисел 11, 12, 13. Запоминание состава числа 13. Соотнесение знаково-символической и схематической моделей.

Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «... и/или..», «если..., то...», «неверно, что...».

Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

157–164

27

2.15

 Состав числа 13. Составление плана действий. Устные вычисления.

Обсуждение плана действий при выполнении заданий, анализ схемы, рисунка. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих арифметические действия сложения    и    вычитания.

Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства. Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.

165–170

28

2.16

Состав числа 14. Поиск закономерностей

Рассмотрение состава числа 14. Совершенствование вычислительных навыков и умений.

Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.

Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками

171–177

29

2.17

Состав числа 14 и соответствующие случаи вычитания. Анализ текста. Построение схемы.

Создание дидактических условий для непроизвольного усвоения состава числа 14. Подготовка учащихся к решению задач. Запоминание состава числа 14 и соответствующих случаев вычитания.

Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «... и/или..», «если..., то...», «неверно, что...».

Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

178–184

30

2.18

Состав числа 14 и соответствующие случаи вычитания.

Запоминание числа 15. Подготовка учащихся к решению задач. Введение скобок для обозначения действий, которые нужно выполнять раньше других действий в выражениях.

Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «... и/или..», «если..., то...», «неверно, что...».

Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

185–194

31

2.19

Состав числа 15 и соответствующие случаи вычитания.

Таблица сложения в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания; знание математической терминологии.

Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.

Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками

195–201

32

1.20

Контрольная работа №5 по теме «Состав чисел второго десятка»

Анализ контрольной работы, исправление ошибок, закрепление материала.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

Контрольные работы,

с. 39 - 45

33

2.21

Анализ и сравнение выражений. Закономерность в записи ряда чисел. Сложение величин. Анализ данных.

Совершенствование вычислительных навыков и умений. Продолжить работу по подготовке учащихся к решению задач.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.

202–210

34

2.22

Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания.

Запоминание чисел 16, 17, 18. Рассмотрение соответствующих случаев вычитания. Подготовка детей к решению задач. Сочетательное свойство сложения. Группировка слагаемых.

Выявлять правило (закономерность), по которому составлены числа в ряду, и продолжать запись чисел данного ряда по тому же правилу.

Моделировать ситуации, содержащие отношения «меньше на...», «больше на...».

211–221

35

2.23

Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания.

Запоминание чисел 16, 17, 18. Рассмотрение соответствующих случаев вычитания. Подготовка детей к решению задач

Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.

Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.

36

2.24

Резерв

Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки. Сочетательное свойство сложения. (2 ч)

37

3.1

Порядок выполнения действий в выражениях. Подготовка к решению задач.

Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки. Подготовка к решению задач. Сочетательное свойство сложения.

Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устные вычисления с однозначными и двузначными числами, используя сочетательное свойство сложения; выполнять письменные вычисления.

Сравнивать числовые выражения.

Определять порядок действий в числовом выражении со скобками.

Обосновывать выбор порядка действий в выражении.

Пользоваться сочетательным свойством сложения при вычислении значений выражений

222–225

38

3.2

Сочетательное свойство сложения. Скобки. Вычислительные умения и навыки.

226–228

Задача (8часов)

39

4.1

Структура задачи. Запись ее решения.  Взаимосвязь условия и вопроса задачи.

Структура задачи. Запись её решения. Знание понятия «задача», её структуры, основных частей, способов записи условия задачи. Умение оформлять запись задачи; решать текстовые задачи арифметическим способом; отличать их от рассказа, преобразовывать с лишними и избыточными данными; находить в задаче вопрос, решение, ответ.

Сравнивать тексты с целью выявления, какой из них является задачей, а какой – нет.

Преобразовывать графическую модель в символическую.

Записывать равенства, соответствующие предметной модели.

229–230

40

4.2

Анализ и сравнение текстов задач.

Анализ и сравнение текстов задач. Анализ решения задачи.

Знание структуры задачи, основных частей, способов записи условия задачи. Умение оформлять запись задачи, выявлять взаимосвязь между условием и вопросом; решать текстовые задачи арифметическим способом, находить в них вопрос, решение, ответ; сравнивать тексты задач

Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Записывать равенства, соответствующие графической модели. Выбирать из данных выражений те, которые соответствуют предметной модели, и находить их значения.

231–233

41

4.3

Анализ решения задачи. Дополнение условия задачи.

Анализ и сравнение текстов задач. Анализ решения задачи.

Знание структуры задачи, основных частей, способов записи условия задачи. Умение оформлять запись задачи, выявлять взаимосвязь между условием и вопросом; решать текстовые задачи арифметическим способом, находить в них вопрос, решение, ответ; сравнивать тексты задач

Выбирать арифметическое действие (сложение или вычитание), которое нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос. Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.

234–239

42

4.4

Постановка вопросов к условию. Выбор схемы к данному условию задачи.

 Постановка вопросов к данному условию. Знание структуры, основных частей задачи, способов записи ее условия. Умение читать текст задач, находить вопрос, решение, ответ; сравнивать тексты задач, оформлять запись; решать текстовые задачи арифметическим способом; отличать их от рассказа; выбирать схему к условию задачи, моделировать текст с помощью отрезков.

Обосновывать выбор арифметического действия с помощью схемы или рассуждений.

 Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

240–244

43

4.5

Решение задач. Выбор схемы. Структура задачи. Переформулировка условия задачи.

 Построение (выбор) схемы к данному условию. Знание структуры, основных частей задачи, способов записи ее условия. Умение читать текст задач, находить вопрос, решение, ответ; сравнивать тексты задач, оформлять запись; решать текстовые задачи арифметическим способом; выбирать схему к условию задачи, моделировать текст с помощью отрезков.

Оформлять запись решения задачи по действиям или выражением.

Объяснять, что обозначает каждое число в равенстве, являющемся записью решения задачи.

Выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения.

245–250

44

4.6

Построение схемы по данному условию задачи

Пояснение выражений, записанных по условию задачи. Знание структуры, основных частей задачи, способов записи ее условия. Умение читать текст задач, находить вопрос, решение, ответ; оформлять запись; решать текстовые задачи арифметическим способом; преобразовывать задачи с лишними и избыточными данными; выбирать схему к условию задачи

Выбирать схему, которая соответствует задаче. Контролировать правильность решения задачи, используя анализ схемы.

Находить на схеме отрезок, соответствующий данному выражению.

Изображать в виде схемы данную ситуацию.

Пояснять схему, соответствующую данной ситуации.

251–257

45

4.7

Объяснение выражений, записанных по условию задачи. Сравнение текстов задач. Выбор схемы.

Знание приемов выбора схемы задачи. Умение читать текст задач, находить вопрос, решение, ответ; оформлять запись; решать текстовые задачи арифметическим способом; преобразовывать задачи с лишними и избыточными данными; выбирать схему к условию задачи, моделировать текст с помощью отрезков.

Пояснять   выражения,   записанные   по   условию задачи. Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует данной ситуации.

Моделировать ситуацию, данную в виде текста.

Записывать равенства, соответствующие данным рисункам.

258–263

46

4.8

Контрольная работа №6 по теме «Решение задач».

Проверка сформированности  умения решать задачи.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

Контрольные работы,

С. 46 - 51

Угол. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. (4 часа)

47

5.1

Прямой угол(практическая работа). Обозначение угла. Острые и тупые углы. Угольник.

Прямой угол. Обозначение угла. Острые и тупые углы.

Моделировать из бумаги прямой угол.

Обозначать углы одной буквой, тремя буквами, дугой, цифрой.

Строить углы при заданных  условиях.

264–267

48

5.2

Прямой угол(практическая работа). Обозначение угла. Острые и тупые углы. Угольник

Угольник – инструмент для построения прямых углов и для самоконтроля.

Многоугольник. Периметр многоугольника.

Выбирать изображение прямого (острого, тупого) угла на глаз и с помощью угольника.

Обозначать углы в многоугольнике (дугой, цифрой). Измерять длину сторон многоугольника и вычислять его периметр.

268–272

49

5.3

Многоугольник. Периметр многоугольника.

273–281

50

5.4

Прямоугольник. Квадрат. Построение прямоугольника.

Построение квадрата и прямоугольника на клетчатой бумаге и с помощью угольника. Периметр прямоугольника.

Выбирать с помощью циркуля и угольника треугольник, у которого: 1) равны длины двух сторон;

2)  равны  длины  трёх  сторон;  3)  все  углы  острые;

4) один угол тупой; 5) один угол прямой.

Двузначные числа. Сложение, вычитание (28часов)

51

6.1

Группировка слагаемых. Сочетательное свойство сложения. Подготовка к знакомству с приемом сложения двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Вычислительные навыки.

Группировка слагаемых. Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять прием прибавления по частям к двузначному числу однозначного с переходом через разряд.

«Открывать»  способы  действия  (вычислительные приёмы сложения и вычитания двузначного и однозначного чисел с переходом в другой разряд), используя предметные и символические модели. Сравнивать разные приёмы вычислений.

282–288

52

6.2

Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Вычислительные умения. Моделирование.

Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд.

Обосновывать выбор приёма вычислений. Выявлять правило, по которому составлена таблица, и в соответствии с ним заполнять её. Обобщать приём сложения. Выявлять закономерность в записи ряда чисел. Наблюдать изменение в записи двузначного числа при его увеличении на несколько десятков (единиц), используя предметные модели и калькулятор.

289–292

53

6.3

Совершенствование вычислительных умений. Решение задач

.

 Решение задач.

Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять письменные приемы сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд; решать текстовые задачи арифметическим способом.

Выбирать удобный способ вычисления суммы трёх слагаемых, используя переместительное и сочетательное свойство сложения.

Находить различные способы решения арифметических задач с помощью схемы.

Использовать схему при решении логических задач.

293–300

54

6.4

Решение задач. Вычислительные навыки и умения. Моделирование

 Вычитание суммы из числа.

Знание приемов сложения двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд, структуры, основных частей задачи. Умение выполнять письменные приемы сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд; решать текстовые задачи арифметическим способом.

Преобразовывать условие задачи в соответствии с данным решением.

Выбирать схему, соответствующую условию задачи. Строить схему, соответствующую  условию  задачи.

301–309

55

6.5

Решение задач. Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд.

Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом в другой разряд. Умение выполнять письменные приемы сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел е переходом в другой разряд; решать текстовые задачи.

Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует ситуации.

Моделировать ситуацию, данную в виде текста.

310–316

56

6.6

Контрольная работа №7  по теме «Вычислительные умения и навыки»

Проверка навыков сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания; умения складывать двузначные и однозначные числа с переходом в другой разряд.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

Контрольные

 работы,

51 - 57

57

6.7

Вычитание суммы из числа.

Знакомство с приёмом вычитания из двузначного числа однозначного с переходом в другой разряд. Формирование умений вычитать однозначное число из двузначного с переходом в другой разряд

Наблюдать изменение в записи двузначного числа при его уменьшении на несколько десятков (единиц), используя предметные модели и калькулятор.

323–329

58

6.8

Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом в другой разряд. Моделирование. Поиск закономерности в записи ряда чисел. Решение задач.

Совершенствование вычислительных навыков и умений. Формирование умения решать задачи. Умение решать арифметическим способом задачи и выражения изученных видов, задачи, содержащие косвенный вопрос.

Сравнивать и обобщать информацию, представленную с помощью предметных, вербальных, графических и символических моделей.

330–334

59

6.9

Сравнение текстов задач. Поиск закономерности в записи ряда чисел. Изменение текстов  задач в соответствии с данным решением.

Совершенствование навыков поиска закономерности в записи ряда чисел Умение выполнять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; решать арифметическим способом задачи и выражения изученных видов, задачи, содержащие косвенный вопрос.

Группировать числа, пользуясь переместительным свойством сложения.

Использовать приём сложения по частям.

335–340

60

6.10

Поиск закономерности в записи ряда  чисел. Совершенствование вычислительных умений. Постановка вопросов к данному условию.

Совершенствование навыков поиска закономерности в записи ряда чисел

Группировать числа, пользуясь переместительным свойством сложения.

Использовать приём сложения по частям.

61

6.11

Контрольная работа №8 по теме « Решение задач»

Проверка сформированности умения решать задачи.

Использовать свои знания для принятия верного решения.

Контрольные работы,

С. 57 - 62

62

6.12

Решение задач.

Умение проверять правильность выполненных вычислений; выполнять работу над ошибками.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.

341–347

63

6.13

Решение задач разными способами

Умение выполнять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; решать арифметическим способом задачи и выражения изученных видов, задачи, содержащие косвенный вопрос.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «... и/или..», «если..., то...», «неверно, что...».

348–353

64

6.14

Вычислительные умения и навыки. Решение задач.

Умение выполнять устные вычисления с однозначными и двузначными числами; выполнять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; выполнять вычисления с нулем; решать текстовые задачи арифметическим способом; проверять правильность выполненных вычислений.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану.

354–358

65

6.15

Устные вычисления. Решение задач разными способами. Выбор условия к данному вопросу.

Знание приемов вычитания двузначных чисел с переходом в другой разряд, таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. Умение выполнять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; решать текстовые задачи арифметическим способом.

Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует ситуации.

Использовать схему для решения простейших логических задач.

1–8

66

6.16

Объяснение выражений, записанных по условию задачи. Периметр прямоугольника..

Умение решать текстовые задачи на нахождение периметра прямоугольника.

Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

9–14

67

6.17

Решение задач разными способами. Выбор схемы.

Умение решать текстовые задачи арифметическим способом; проверять правильность выполненных вычислений.

Сравнивать и обобщать информацию, представленную с помощью предметных, вербальных, графических и символических моделей.

15–20

68

6.18

Построение схемы к задаче. Дополнение текста задачи.

умение строить схемы к задаче. Дополнение текста задачи

Вступать в диалог с одноклассниками и учителем, высказывать своё мнение, аргументировать его.

21–28

69

6.19

Сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд. Продуктивное повторение.

Знание приемов сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд. Умение выполнять сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд; решать текстовые задачи арифметическим способом.

Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «... и/или..», «если..., то...», «неверно, что...».

29–34

70

6.20

Сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд. Поиск закономерности в записи ряда чисел.

Формирование умения решать задачи; совершенствование устных вычислительных умений. Формирование умений складывать двузначные числа с переходом в другой разряд.

Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «... и/или..», «если..., то...», «неверно, что...».

35–38

71

6.21

Решение задач. Построение схемы. Разные арифметические способы решения задач. Дополнение текста задачи по данному решению

Умение решать текстовые задачи арифметическим способом.

Намечать самостоятельно пути решения.

Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию.

39–44

72

6.22

Решение задач  разными арифметическими способами. Дополнение текста задачи по данной схеме.

Умение решать текстовые задачи арифметическим способом.

Намечать самостоятельно пути решения.

Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию.

45–48

73

6.23

Устные вычисления. Решение задач. Сумма длин отрезков. Закономерность в записи ряда чисел.

Устные вычисления. Решение задач. Сумма длин отрезков. Закономерность в записи ряда чисел.

Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «... и/или..», «если..., то...», «неверно, что...». Намечать самостоятельно пути решения.

Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию.

49–57

74

6.24

Вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд. Решение задач. Выбор схемы.

Умение выполнять сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд, знать приёмы сложения и вычитания по частям.

Намечать самостоятельно пути решения.

Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию. Преобразовывать условие задачи в соответствии с данным решением.

Выбирать схему, соответствующую условию задачи. Строить схему, соответствующую  условию  задачи.

58–65

75

6.25

Устные вычисления. Сравнение текстов задач.

Совершенствование вычислительных умений (сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд) и умения выбирать схему, которая соответствует условию задачи.

Намечать самостоятельно пути решения.

Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию. Преобразовывать условие задачи в соответствии с данным решением.

Выбирать схему, соответствующую условию задачи. Строить схему, соответствующую  условию  задачи.

66–71

76

6.26

Устные вычисления. Решение задач.

Умение выполнять сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд, знать приёмы сложения и вычитания по частям.

Намечать самостоятельно пути решения.

Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию.

72–76

77

6.27

Поиск закономерности в записи ряда чисел. Решение задач.

Совершенствование вычислительных умений (сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд) и умения выбирать схему, которая соответствует условию задачи.

Намечать самостоятельно пути решения.

Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию.

77–81

78

6.28

Контрольные работы № 9 и № 10 по теме «Решение задач, сложение и вычитание двузначных чисел»

Проверка умения складывать и вычитать двузначные и однозначные числа; усвоения математической терминологии.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

Контрольные работы,

С. 63 - 75

Трёхзначные числа (11 часов)

79

7.1

Сотня как счётная единица. Структура трёхзначного числа.

Вычислительные умения и навыки. Моделирование. Самоконтроль.

Выявлять в ряду чисел те, запись которых содержит три цифры.

Строить модель трёхзначного числа из кругов (единиц) и десятков (треугольников).

82–87

80

7.2

Анализ структуры трехзначного числа. Понятия «цифра» и 2число».Разрядные слагаемые.

Знание названий разрядов, правил записи и чтения трехзначных чисел, последовательности чисел в пределах 1000. Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; пользоваться изученной математической терминологией; решать текстовые задачи арифметическим способом.

Наблюдать изменение цифр в разрядах трёхзначного числа при его увеличении на несколько единиц, десятков, сотен на экране калькулятора. Знакомиться        с названиями        сотен, записывать круглые сотни цифрами.

88–97

81

7.3

Чтение и запись трехзначных чисел. Решение задач. Выбор вопросов к условию задачи. Выбор схемы.

98–102

Формирование умения читать и записывать трёхзначные числа. Совершенствование умения читать и записывать трёхзначные числа и умения решать задачи.

Высказывать предположения  об  изменении  цифр в разрядах трёхзначного числа при его  увеличении   и   уменьшении.   Осуществлять   самоконтроль с помощью калькулятора.

82

7.4

Сравнение трёхзначных чисел.  

Знакомство с записью трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых и сравнение трёхзначных чисел.

Применять приобретённые знания об изменениях цифр в разрядах трёхзначного числа для сложения трёхзначных чисел с круглыми сотнями.

103–109

83

7.5

 Решение задач. Построение схемы. Числовая последовательность. Правило.

Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом.

Записывать решение задачи по действиям, выражением.

Представлять трёхзначные числа в виде суммы разрядных  слагаемых

110–114

84

7.6

Разбиение трёхзначных чисел на группы. Решение задач.

Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами.

Наблюдать изменение цифр в разрядах трёхзначных чисел при их уменьшении на несколько единиц, десятков, сотен. Записывать решение задачи по действиям, выражением.

Представлять трёхзначные числа в виде суммы разрядных  слагаемых

115–122

85

7.7

Неравенства. Десятичный состав трёхзначных чисел. Решение задач.

Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами.

 Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос. Записывать решение задачи по действиям, выражением.

Представлять трёхзначные числа в виде суммы разрядных  слагаемых

123–132

86

7.8

Решение задач. Чтение и запись трёхзначных чисел, их сравнение. Признаки разбиения трехзначных чисел на две группы.

Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом

Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос. Записывать решение задачи по действиям, выражением.

Представлять трёхзначные числа в виде суммы разрядных  слагаемых

133–139

87

7.9

Чтение и запись трёхзначных чисел.

Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; складывать и вычитать двузначные числа с переходом в другой разряд; решать текстовые задачи арифметическим способом.

Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос. Записывать решение задачи по действиям, выражением.

Представлять трёхзначные числа в виде суммы разрядных  слагаемых

140–145

88

7.10

Устное сложение и вычитание двухзначных чисел в пределах 1000.

Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом.

Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос. Записывать решение задачи по действиям, выражением.

Представлять трёхзначные числа в виде суммы разрядных  слагаемых

146–152

89

7.11

Контрольная работа №11, №12 по теме «Решение задач, нумерация трехзначных чисел, Сложение и вычитание двузначных чисел»(объединить)

Знание основных частей задачи. Умение схематически отображать краткую запись условия и решать задачи. Проверка сформированности умения решать задачи.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

Контрольные работы,

С. 75 - 87

Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин (4 часа)

90

8.1

Сравнение длин. Соотношение единиц длины(дециметр, сантиметр, миллиметр). Измерение длин отрезков

Знакомство с единицами длины: дециметр, сантиметр, миллиметр

Сравнивать длины отрезков визуально (длина меньше, больше, одинаковая) и посредством их измерения.

Измерять и записывать длину данного отрезка с использованием разных единиц измерения.

153–158

91

8.2

Единица длины метр.

 Рулетка. – инструмент для измерения длины. Определение длины на глаз и проверка с помощью инструмента. Самоконтроль.

Обучение пользованию рулеткой.

Преобразовывать единицы измерения длины. Анализировать   житейские   ситуации,   требующие умения измерять геометрические величины. Определять на глаз длину предметов. Осуществлять самоконтроль        с использованием измерительных инструментов.

159–166

92

8.3

Соотношение единиц длины (метр, дециметр, сантиметр)

Обучение сравнению величин, выраженных в единицах длины (метр, дециметр, сантиметр). Знание названий единиц длины и их соотношений. Умение сравнивать величины, выраженные в единицах длины.

Записывать результаты измерений в разных единицах длины.

Выбирать        инструменты        для измерения длины с учётом целесообразности их применения.

167–170

93

8.4

Решение задач.

Обучение использованию соотношений единиц длины при решении задач.

Намечать самостоятельно пути решения.

Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию.

171–175

Умножение. Переместительное свойство умножения. Таблица умножения с числом 9. (11 часов)

94

9.1

Определение умножения. Терминология. Предметный смысл  умножения.

Определение умножения. Терминология. Предметный смысл умножения.

Выбирать        рисунок,        соответствующий

знаково-символической модели.

Преобразовывать форму модели в соответствии с данной.

176–178

95

9.2

Сравнение произведений. Замена умножения сложением.

Замена умножения сложением.

Вычислять значения произведений, пользуясь данным равенством.

Заменять произведение суммой.

179–184

96

9.3

Замена сложения умножением. Умножение на 1 и 0.

Умножение на 1 и на 0. Знакомство с умножением на 1 и на 0. Усвоение смысла умножения.

Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их

185–188

97

9.4

Запись суммы в виде произведения. Терминология. Смысл умножения. Решение задач.

Запись суммы в виде произведения. Терминология. Смысл умножения. Решение задач.

Выбирать        рисунок,        соответствующий

знаково-символической модели.

Преобразовывать форму модели в соответствии с данной. Вычислять значения произведений, пользуясь данным равенством.

Заменять произведение суммой

189–195

98

9.5

Решение задач. Подготовка к усвоению табличных случаев  умножения с числом 9..

Умение выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом.

Намечать самостоятельно пути решения.

Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию. Выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения.

196–201

99

9.6

Переместительное свойство умножения.

Переместительное свойство умножения. Знание переместительного свойства умножения. Умение выполнять вычисления, используя переместительное свойство умножения.

Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос.

202–204

100

9.7

Таблица умножения (случаи 9*5, 9*6, 9*7).

Таблица умножения с числом 9. Решение задач.

Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.

205–210

101

9.8

Решение задач. Сравнение выражений. Продуктивное повторение.

Знание табличных случаев умножения числа 9. Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять умножение числа 9; решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения.

Выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения.

211–217

102

9.9

Периметр многоугольника. Решение задач. Таблица умножения ( случаи 9*2, 9*3,9*4). Продуктивное повторение.

Знание табличных случаев умножения числа 9. Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять умножение числа 9; решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения.

Выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения. Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос.

218–223

103

9.10

Таблица умножения ( случаи 9*8, 9*9). Вычислительные умения. Замена сложения умножением.

Знание табличных случаев умножения числа 9. Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять умножение числа 9; решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения.

Выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения. Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос.

224–230

104

9.11

Решение задач.

Умение выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом.

Намечать самостоятельно пути решения.

Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию.

Увеличить в несколько раз. Таблица умножения  с числом 8  (10 часов)

105

10.1

Решение задач. Устные вычисления

Знание табличных случаев умножения числа 9. Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять умножение числа 9; решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения.

Сравнивать рисунки.

Находить изменения и интерпретировать их с точки зрения известных и новых понятий.

Строить графические модели понятий

231–238

106

10.2

Понятие «увеличить в ...» и его связь с определением умножения. Предметный смысл понятия «увеличить в несколько раз» Продуктивное повторение.

Понятие «увеличить в …», его  связь  с  определением умножения. Знание смысла понятия «увеличение в несколько раз», структуры и основных частей задачи. Умение находить число, которое в несколько раз больше данного; оформлять запись задачи.

Моделировать ситуации, содержащие отношения «увеличить в …», «уменьшить в …».

239–243

107

10.3

Таблица умножения ( случаи 8*3, 8*5, 8*7). Решение задач.

Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять умножение числа 8; решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения.

Моделирование.        

Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.

244–248

108

10.4

Графическая интерпритация понятия «увеличить в ..»Устные вычисления. Продуктивное повторение. Решение задач. Схема.

Знание таблицы умножения чисел 8 и 9. Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять умножение чисел 8 и 9; решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения.

Выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения. Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.

249–253

109

10.5

Решение задач (различные способы). Таблица умножения (случаи 8*2, 8*4, 8* 6, 8*8)

Совершенствование умения соотносить решение задачи с её текстом. Решение задач, в которых используется понятие «увеличить в ...» Предметные, вербальные,графические        и

знаково-символические модели.

Выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения. Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос

254–258

110

10.6

Сравнение выражений. Числовая последовательность. Правило. Решение задач. Выбор схемы. Устные вычисления. Таблица умножения.

Поиск закономерности (правила). Продуктивное  повторение.  

Знание табличных случаев умножения числа 8. Умение пользоваться изученной математической терминологией; выполнять умножение числа 8; решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения

Моделировать ситуацию, данную в виде текста.

Записывать равенства, соответствующие рисункам.

259–263

111

10.7

Решение задач. Устные вычисления.

Решение задач   (сложение,   вычитание. Умножение). Сравнение длин отрезков ( больше в ..раз, меньше в…. раз)

Моделировать ситуацию, данную в виде текста.

Записывать равенства, соответствующие рисункам. Выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения. Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос

264–271

112

10.8

Контрольная работа №13,14(объединить) по теме  «Смысл умножения. Переместительное свойство умножения»

Проверка усвоения смысла умножения, переместительного свойства умножения, вычислительных умений и навыков, умения решать задачи, единиц длины и времени, математической терминологии

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

Контрольные

 работы,

С. 88 - 101

113

10.9

Сравнение длин отрезков(больше в...меньше в...). Объяснение выражений, составленных по условию задачи.

Умение проверять правильность выполненных вычислений Сравнение длин отрезков.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. Использовать различные способы доказательств истинности утверждений.

272–278

114

10.10

Устные вычисления. Решение задач.

Выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом.

Намечать самостоятельно пути решения. Анализировать и изображать в виде схемы заданную ситуацию

279–281

Величины. Единицы времени (2 часа)

ние, умножение). Сравне-

115

11.1

Единицы времени: час, минута, секунда0 Определение времени по часам. Продуктивное повторение (угол)

Единицы времени час, минута, секунда. Определение времени по часам со стрелками.

Преобразовывать одни единицы времени в другие. Комментировать  движение  минутной  и  часовой стрелок на часах.

282–284

116

11.2

Единицы времени в задачах.

 

Решение задач.

Определять время на часах со стрелками Анализировать различные

варианты выполнения заданий, корректировать их.

285–292

Геометрические фигуры: плоские и объёмные (2 часа)

117

12.1

Представление о плоских и объёмных фигурах. Геометрические тела: шар, пирамида, цилиндр, конус, куб, параллелепипед.

Представления о плоских и объёмных фигурах.  Уточнение представлений о понятиях: шар, пирамида, цилиндр, конус, куб, параллелепипед.

Умение выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; распознавать

изученные геометрические тела.

Различать и узнавать плоские и объёмные фигуры на окружающих предметах, рисунках и их частях.

Намечать самостоятельно

пути решения.

Адекватно оценивать свои успехи и трудности.

293–296

118

12.2

Окружающие предметы и геометрические тела. Выделение «лишнего предмета»

297–300

Поверхности: плоские и кривые (2 часа)

119

13.1

Представление о плоских и кривых поверхностях. Наблюдение и анализ окружающих предметов

Представления о плоских и кривых поверхностях.

Различать и узнавать плоские и кривые поверхности на окружающих предметах, рисунках и их частях

120

13.2

Представление о плоских и кривых поверхностях. Наблюдение и анализ окружающих предметов

Уточнение представлений о понятиях поверхности

Различать и узнавать плоские и кривые поверхности на окружающих предметах, рисунках и их частях

Окружность. Круг. Шар. Сфера. (2 часа)

121

14.1

Существенные признаки окружности. Построение окружности. Центр окружности.

Существенные признаки окружности. Построение окружности. Радиус. Диаметр.

Различать и узнавать окружность, круг, шар, сферу

304–306,

308

122.

14.2

Представление о круге, шаре, сфере.

 Представление о шаре, сфере, круге. Умение чертить с помощью циркуля круг, окружность; распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге.

Различать и узнавать окружность, круг, шар, сферу.  Намечать самостоятельно

пути решения.

Адекватно оценивать свои успехи и трудности

307,

309–311

123

15.1

Контрольная работа № 15 по теме  «Смысл умножения. Переместительное свойство умножения»

Проверка усвоения смысла умножения, переместительного свойства умножения, вычислительных умений и навыков, умения решать задачи, единиц длины и времени, математической терминологии.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

Контрольные работы,

С. 101 - 107

Проверь себя! Чему ты научился в первом и втором классах? ( 13 часов + 8 часа резервных))

124

16.1

Неравенства верные и неверные

См. раздел «Планируемые результаты обучения во 2 классе»

Умение выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; распознавать

изученные геометрические

фигуры. Совершенствование умения решать задачи.

Умение выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; распознавать

изученные геометрические

фигуры. Совершенствование умения решать задачи.

Умение выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; распознавать

изученные геометрические

фигуры. Совершенствование умения решать задачи.

Умение выполнять устные вычисления с однозначными, двузначными и трехзначными числами; распознавать

изученные геометрические

фигуры. Совершенствование умения решать задачи.

Читать, записывать и сравнивать однозначные и двузначные числа.

Записывать  разные  двузначные  числа,  используя данные две (три, четыре) цифры.

Записывать двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; в порядке убывания и возрастания. Складывать и вычитать двузначные и однозначные числа без перехода в другой разряд.

Находить закономерность (правило) в записи числовой последовательности и продолжать её по тому же правилу.

Обсуждать   результаты   самостоятельной   работы, обосновывать и корректировать, оценивать их. Оценивать правильность составления числовой последовательности по заданному правилу.

Выявлять правило, по которому составлены пары выражений, и составлять другие пары выражений по тому же правилу.

Сравнивать,  складывать  и  вычитать  величины (длина, масса), используя соотношения единиц вели- чин и вычислительные навыки и умения. Представлять текстовую информацию в виде схематического рисунка, графической, схематической и знаково-символической моделей.

Соотносить знаково-символические модели (число- вые выражения, равенства, неравенства) с их изображениями на схеме и пояснять, что обозначает на ней каждый отрезок.

Записывать неравенства с числами, которые соответствуют данным точкам на числовом луче. Выбирать схему, соответствующую тексту, и пояснять, что обозначает на ней каждый отрезок. Использовать схему для выполнения или для про- верки простейших логических рассуждений. Выполнять  простейшие  рассуждения,  используя информацию, данную на рисунке.

Дополнять равенство пропущенными знаками сложения, вычитания; числами.

Дополнять математическую запись пропущенными знаками «больше»,  «меньше»,  используя  прикидку и вычисления.

Находить признак  (основание)  разбиения  данных объектов (предметов, чисел, выражений) на две группы.

125

16.2

Составление и сравнение выражений.

126

16.3

Сравнение величин. Решение задач с величинами.

127

16.4

Контрольная работа №16 по теме «Проверь себя! Чему ты научился в первом и втором классах?»

Математика. Уроки математики. Методические рекомендации. С. 276 - 277

128

16.5

Табличные случаи умножения.

129

16.6

Решение задач.

130

16.7

Комплексная проверочная работа для оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального образования в общеобразовательных организациях

Итоговая проверочная работа по математике.

2 класс. Н.Б.Истомина. Ассоциация 21 век.

131

16.8

Продуктивное повторение. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

132

16.9

Повторение темы «Увеличить в несколько раз»

133

16.10

Повторение темы «Переместительное свойство умножения».

134

16.11

Сложение и вычитание величин.

135

16.12

Порядок выполнения действий в выражениях.

136

16.13

Решение логических и комбинаторных задач.

137 - 140

16.14- 16.17

Резервные часы

Планируемые образовательные результаты

Результаты формирования метапредметных умений

Личностные качества: положительное отношение к учению (к урокам математики), наличие элементов познавательного интереса.

Регулятивные  УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу;
  • планировать в сотрудничестве с учителем свои действия;
  • действовать по намеченному плану, осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной  или  письменной  (текстовой,  знаковой,  графической);
  • выполнять действия самоконтроля (по ходу и после завершения работы);
  • находить допущенные ошибки и корректировать их.

Познавательные  УУД:

  • понимать прочитанное;
  • находить в учебнике математики нужные сведения;
  • выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
  • выполнять действия анализа, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки;
  • выполнять задание различными способами;
  • моделировать способ действия; переходить от одного вида модели к другому виду;
  • научиться рассуждать, используя схемы;
  • анализировать и сравнивать различные виды учебных моделей; заменять один вид модели другим; использовать различные виды учебных моделей (вербальная, предметная, графическая, схематическая, знаково-символическая) для решения новых учебных задач, для проверки и доказательства своих утверждений;
  • анализировать рисунок, текст, схему для получения нужной   информации.

Коммуникативные  УУД:

  • участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке;
  • комментировать свои действия.

Предметные результаты освоения программы по  математике  (2  класс)

Большинство учеников научатся:

  • устно складывать и вычитать: однозначные числа с переходом  в  другой  разряд;  двузначные  и  однозначные  числа с переходом в другой разряд; двузначные числа с переходом в другой разряд в пределах 100;
  • читать, записывать и сравнивать и упорядочивать трёхзначные числа; записывать их в виде  суммы  разрядных слагаемых; увеличивать и уменьшать трёхзначные числа на несколько единиц, или десятков, или сотен без перехода в другой разряд;
  • узнавать острый, тупой и прямой углы, сравнивать углы  наложением;
  • узнавать многоугольники (треугольники, четырёхугольники, пятиугольники и т. д.), обозначать на них углы; измерять длину сторон многоугольников и вычислять их периметр;
  • заменять сложение одинаковых слагаемых умножением; заменять умножение сложением одинаковых слагаемых; умножать на 0 и на 1 любое натуральное число;
  • читать, понимать и сравнивать тексты задач на сложение и вычитание; выделять в них условие и вопрос; записывать их решение арифметическим способом (по действиям); выбирать схемы, соответствующие задаче или условию за- дачи; пояснять выражения, записанные по условию задачи; составлять различные вопросы к данному условию задачи; выбирать из данных вопросов те, на которые можно  ответить, пользуясь данным условием;
  • выявлять признак разбиения двузначных и трёхзначных  чисел  на  группы;
  • выявлять правило (закономерность) в записи чисел ряда и продолжать ряд по тому же правилу;
  • измерять и сравнивать величины (длина, масса), используя соотношение единиц длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр) и массы (килограмм);
  • соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами или их частями.

Ученикам будет предоставлена возможность научиться:

комментировать свои действия, пользуясь математической  терминологией  (названия  компонентов  и  результатов действий, названия свойств арифметических действий и т. д.);

  • применять переместительное и сочетательное свойства сложения для сравнения выражений и для вычисления их  значений;
  • решать арифметические задачи на сложение и вычитание  различными  способами;
  • проверять ответ задачи, решая её другим способом; дополнять текст задачи в соответствии с её решением;
  • дополнять текст  задачи  числами  и  отношениями в  соответствии  с  решением  задачи;
  • анализировать тексты  задач  с  лишними  данными и выбирать те данные,  которые  позволяют  ответить на  вопрос  задачи;
  • анализировать и дополнять тексты задач с недостающими   данными;
  • составлять  условие  по  данному  вопросу;
  • составлять  задачу  по  данному  решению;
  • самостоятельно строить схему, соответствующую задаче;
  • приобрести опыт решения логических и комбинапторных  задач;
  • чертить острый, тупой и прямой угол с помощью угольника;
  • строить сумму и разность отрезков, пользуясь циркулем и линейкой;
  • применять смысл умножения для решения арифметических   задач;
  • решать задачи на сложение и вычитание по данным, записанным в таблице;
  • составлять последовательность величин по заданному  или  самостоятельно  выбранному  правилу;
  • устанавливать правило, по которому составлен ряд величин;
  • определять длины предметов на глаз и контролировать  себя  с  помощью  инструмента  (рулетки,  линейки);
  • различать объёмные и плоские геометрические фигуры;
  • различать плоские и кривые поверхности;
  • определять  время  по  часам  со  стрелками

Нормы оценок (см. «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО»

                                Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса

  •  

Для учащихся

  1. Истомина Н. Б. Математика. Учебник для 2 класса. В двух частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2011 и послед.
  2. Истомина Н. Б., Редько З. Б. Тетради по математике

№ 1 и № 2. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2011 и послед.

  1. Истомина Н. Б. Учимся решать задачи. Тетрадь с печатной основой. 2 класс. –  М.: Линка-Пресс. – 2009

  1. Истомина Н. Б., Виноградова Е. П. Учимся решать комбинаторные задачи. 1–2 классы. Математика и информатика. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2009 и послед.
  2. Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г. Контрольные работы по математике. 2 класс (три уровня). – Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2009 и послед.
  3. Истомина Н. Б., Горина О. П. Тестовые задания по математике. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2009 и послед.
  4. Электронная  версия  тестовых  заданий.   Программа CoolTest. На сайте издательства «Ассоциация ХХI век». (www.a21vek.ru)
  5. Истомина Н. Б., Тихонова Н. Б. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика. 1–2 классы. – Смо- ленск: Ассоциация ХХI век. – 2010 и послед.
  6. Истомина Н. Б., Тихонова Н. Б., Немкина Е. В. Информатика. 1–2 классы. Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2012
  7. Истомина Н. Б. Итоговая проверочная работа. 2 класс. Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2013

Для учителя

  1. Истомина Н. Б. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2011 и послед. (электронная версия на сайте издательства)

Истомина   Н.    Б.    Методика    обучения    математике в  начальной  школе.  (Развивающее  обучение).  Пособие  для студентов педагогических факультетов. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2009

  1. Истомина Н. Б., Заяц Ю. С. Практикум по методике обучения математике в начальной школе. (Развивающее обучение). Пособие для студентов педагогических факультетов. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2009
  2. Гаркавцева Г. Ю., Кожевникова Е. Н., Редько З. Б. Методические рекомендации к тетради «Наглядная геометрия» для 2 класса / Под редакцией Н. Б. Истоминой. – М.: Линка- Пресс. – 2009
  3. Видеофильм «Учимся решать задачи. 2 класс» для про- смотра на DVD-плеере или компьютере. Авторы Н. Б. Истоми- на, З. Б. Редько. – М.: Линка-Пресс. – 2009
  4. Истомина Н. Б., Смолеусова Т. В. Оценка достижения планируемых результатов по математике в начальной школе. Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»

Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...

Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …

Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...