Математический КВН
план-конспект занятия по математике (3, 4 класс) на тему

Слатимова Галина Александровна

Внеклассное мероприятие  для учащихся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_kvn.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Математический КВН

Цели.

1.Расширить  знания учащихся по математике, развивать математический кругозор.

2. Учить применять знания в нестандартных ситуациях.

3.Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся.

4. Прививать интерес к математике.

5.Способствовать сплочению классного коллектива.

Оформление.

1.Плакаты:

А)  «В математике есть своя красота, как в живописи и в поэзии»

Б) «Ум да разум – надоумят сразу»

В) «Математика – царица наук»

Г) «Надо многое понять, чтобы математиком стать»

Д) «Математика ум в порядок приводит»

2. Плакаты с пословицами.

3. Карточки с ребусами.

4.Математические газеты.

Ход занятия.

      Учитель.

      Слово «математика» пришло к нам из древнего языка и обозначает учиться и приобретать знания. Математика развивает логическое мышление, внимание, память. Недаром её называют «гимнастикой ума».

      Первый в России печатный учебник «Арифметика», по которому обучались в цифирных школах России во времена царствования Петра 1, создал Леонтий Магницкий.

      Леонтий Магницкий – выходец из крестьянской семьи Телягиных. Однажды, беседуя с ним, Пётр1 сказал: «Да ты, братец, силён в наках, притягиваешь знания, как магнит, быть тебе по сему Магницким. Так Леонтий Филиппович Телягин стал Магницким. Написанная им «Арифметика» была лучшей математикой в петровской России.

      Великий учёный Михаил Ломоносов, отправляясь пешком в Москву за «Наукой» нёс в котомке  не краюху хлеба, а учебник «Арифметика» Леонтия Магницкого, которую заработал у дьячка. Из истории известно, что он знал «Арифметику» наизусть т называл её «Вратами учёности». В цифирных школах долгое время по учебнику Л.Магницкого обучались сложению, умножению, вычитанию, делению и устному счёту.

      Сегодня мы проведём математический КВН.

      Я хочу, чтобы вы убедились, что математика чудесная, а не сухая наука, и что ей заниматься так же увлекательно, как и играть в КВН или соревноваться в любых конкурсах.

     Чтобы нам в конкурсе не нарушать порядок,

     Приветствие ваши мы выслушать рады.

 Команда: «Квадраты»

  Девиз: Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать,

                Надо твёрдо на «5» математику знать.

Приветствие команды.

1.Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

И зовут его квадрат.

2. Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит!

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Команда: «Треугольники»

Девиз: «Учиться надо с радостью!

                Учиться будем весело,

                Чтоб хорошо учиться!»

Приветствие команды.

1.Все в нашем городе – друзья.

Дружнее не сыскать!

Мы треугольников семья,

Нас каждый должен знать!

2. Нас ждут задачи и примеры,

Смекалку будем развивать.

Мы готовы быстро складывать,

Делить и умножать.

Учитель.  Вот сейчас посмотрим, как вы можете быстро решать задачи и отвечать на вопросы.

Чтоб всё прошло  без запинки, его мы начнём, ну конечно с разминки.

Вопросы для команды «Квадраты»

1.Сколько хвостов у 8 коров?

2.Сколько ушей у 5 мышей?

3. Сколько пальчиков на руках у 4 мальчиков?

4. Сколько бабушек у Красной шапочки?

5. Дед, бабка, Жучка, кошка и мышка тянули- тянули и, наконец, вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?

6. Дыня весит 6 кг и ещё половину этого веса. Сколько весит дыня?

7. Лена с мамой по дороге из школы нашли 100рублей. Сколько рублей нашла бы Лена, если бы шла из школы одна?

8. Тройка лошадей пробежала 3 км. По сколько пробежала каждая лошадь?

Вопросы для команды «Треугольники».

1.Сколько носиков у 40 осликов?

2. Сколько шин у 20 машин?

3. Сколько рогов у шести коров?

4. Сколько блинов можно съесть натощак?

5. Сколько богатырей у дядьки Черномора?

6.В семье 5 дочерей, каждая имеет брата. Сколько детей в семье?

7. Петух на одной ноге весит 2 кг. Сколько будет весить, когда встанет на две ноги?

8. У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 впереди и 2 сзади. Сколько лап у собаки?

Как песня не может прожить без баяна, команда не может без капитана.

Конкурс капитанов.

Задачи для капитана команда «Четырёхугольники»

1.Серёжу угостили яблоками, половину он съел, оставшиеся 4 яблока отдал сестре. Сколько яблок было у Серёжи?

2.В кармане у Саши монетки звенели.

Когда он бежал они песенку пели.

По 10 рублей шесть было монет,

Сорок рублей ушло на обед,

 10 рублей он друзьям одолжил

Осталось в кармане лишь самая малость

Сколько рублей у Саши осталось?

3. В магазин привезли 4 одинаковые полные коробки: в одной – апельсины, в другой – мандарины, в третьей – яблоки, в четвёртой – вишни. В какой коробке больше всего плодов?

4.Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 4 грузовика и 5 легковых машин. Сколько всего машин ехало в село?

5. Что легче 100кг ваты или 100кг железа?

6. Два ученика играли в шашки 4 часа. Сколько играл каждый?

Задачи для капитана  команды «Треугольники».

1. У Буратино было 3 целых яблока, 4 половинки и 8 четвертинок. Сколько всего яблок у Буратино?

2. На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 5 руках?

3. Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы?

4. Шла старушка в Москву, а навстречу ей 3 старика. Сколько всего человек шли в Москву?

5.Бревно распилили на 5 частей. Сколько сделали распилов?

6. 4яйца варятся в кастрюле 4 минуты. Сколько минут варилось одно яйцо?

Сценка «Квадрат и треугольник»

Жили-были два брата

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

А у тебя же их четыре».

Но квадрат ответил:

«Брат, я же старше, я – Квадрат».

И сказал ещё нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь,

И к брату, натыкаясь на столы

Младший лезет воровато,

Срезать старшему углы.

(Срезает углы)

Уходя, сказал:

«Приятных я тебе желаю снов!

Спать ложился – был квадратным,

А проснулся без углов!»

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он – нет квадрата!

Онемел… Стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

-Какая фигура самая главная? В какую фигуру надо превратить квадрат, чтобы у него не было углов?

Конкурс смекалистых.

Задания для команды «Квадраты».

1.Сколько концов у 8 палок, у 4 с половиной палок?

2.На скамейку сели малыши. Дюймовочка занимает 1 см, Незнайка 6 см, Пилюлькин -8 см. Уместятся ли все они, если длина скамейки 2 дм.

3. Чебурашка, пока путешествовал в ящике с апельсинами, съедал по 1 апельсину на завтрак и обед  и 2 на ужин. Сколько он апельсинов он съел за неделю?

4.Вини-Пух съедает 4 банки по полкилограмма каждая. Сколько килограммов мёда он съел на обед?

5. Не смотря на то, что Баба Яга, как любая женщина, скрывает, сколько ей лет, стало известно, что её возраст выражается наименьшим трёхзначным числом, которое записывается различными цифрами Сколько лет Бабе Яге?

Задания для команды «Треугольники».

1.Вини- Пуху подарили в день рождения бочонок мёда массой 7 кг. Когда Вини-Пух съел половину мёда, то бочонок стал весить 4 кг. Сколько было мёда в бочонке первоначально?

2. Два отца и 2 сына съели 3 апельсина. Сколько съел каждый?

3. Произведение каких двух чисел равно их сумме

4. В доме 4 комнаты. Из одной сделали 2. Сколько комнат стало?

5. Буханка весит полкилограмма и полбуханки. Сколько весит целая буханка?

Конкурсы: «Таблицу знаю»

1.Ученик называет числа от 1 до 30. Вместо чисел, которые делятся на 3, говорить «Не скажу»

2.От каждой команды выходят по 9 человек. Дети получают карточки с цифрами. Учитель называет произведение из таблицы умножения. Из каждой команды должны выбежать дети, у которых цифры являются множителями этого произведения.

Учитель.

Число – как много в этом слове

Для математиков, друзья,

Но и в простой обычной жизни без чисел нам никак нельзя!

Инсценированный рассказ «Числа- великаны»

  1. Число 1 000 000 – это одно из числовых великанов. Чтобы убедиться в этом, приведём несколько примеров.
  2. Вам надо среди книг в библиотеке найти случайно оставленную записку. Сколько времени требуется, чтобы только перелистать миллион листов? Если каждую минуту перелистывать по 80 листов и работать ежедневно по 6 часов, то потребуется более месяца, при этом будете работать без выходных
  3. Сколько времени потребуется, если прочесть все эти книги, которые вместе содержат 1 миллион листов? Если каждый лист прочитывать за 6 минут и ежедневно читать по 8 часов непрерывно, кроме воскресенья, то миллион листов можно прочитать за 40 лет.
  4. Колонна, в которую поставить 1 000 000 школьников, имела бы длину 500 км.
  5. Если в класс посадить миллион учеников, поставить парты в 3 ряда и посадить за парту 2 ученика, тогда длина класса будет 160 километров. На машине надо ехать 2 часа от начала каждого ряда до конца. Вот что такое миллион!

Учитель. Древние люди считали число особым кодом, они придавали им сказочный смысл. Например, в русских число 3 играло особую роль: в них часто участвуют 3 брата, герой проходит 3 царства, а число 2 – число противоположностей (добро и зло, война и мир)

7- считалось магическим числом (7 цветов радуги, 7дней в неделе, 7чудес на свете) Позднее число 7 выступало в роли  много. Недаром  народ  сочинил много  пословиц и поговорок с числами.

Конкурс пословиц и поговорок, где есть числа.

Собери пословицы.  (Части пословиц написаны на листах разными цветами,  из частей нужно собрать пословицу или поговорку)

  1. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  2. Семь пятниц на неделе.
  3. Семеро одного не ждут.
  4. Один с сошкой, семеро с ложкой.
  5. Семь бед – один ответ.
  6. Лук от семи недуг.
  7. Один ум хорошо, а два лучше.
  8. Один в поле не воин.
  9. Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
  10. Семь пядей во лбу. Так говорят об умном человеке.
  11. Обещанного 3года ждут
  12. Век живи – век учись.
  13. Не имей 100 рублей, а имей 100 рублей.
  14. Старый друг лучше новых двух.
  15. За двумя  зайцами  погонишься – ни одного не поймаешь
  16.  Два  друга – мороз  да вьюга.

Конкурс болельщиков.

 Отгадайте ребусы.

  1. 100лица                    7) И100рия
  2. С3ж                             8) Ро100в
  3. Р1а                             9) Сви100к
  4. Ак3са                         10)  3буна
  5. По2л                           11)Ко100чка
  6. Смор1а                      12) Ла100чка

Подведение итогов. Награждение победителей

Использованная литература.

  1. Белякова О.И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. –Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Трутнев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. – М.: Просвещение, 1975
  3. ФГОС. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. Москва:  Просвещение, 2012 г.

4.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
5.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный математический журнал "Математический калейдоскоп"

Внеклассное занятие по математике в 4 классе в форме устного журнала. Включены творческие задания по математике, игры, логические задачи....

Занятие кружка "Математический калейдоскоп" для обучающихся 4 класса по теме " Математическое путешествие по легендам о Байкале"

Тема:       Математическое путешествие по легендам о БайкалеЦель:  обозначить экологическую проблему Байкала посредствоминтеграции фольклорного и математического материа...

Авторская разработка "Математическая цепочка. Математический диктант"

Очень удобно устный счёт на уроках математики заменять математической цепочкой. Математическая цепочка помогает организовать внимание детей, развивает навыки устного счёта, развить самоконтроль учащих...

"Путешествие в математическую галактику" математическое занятие

Математическое занятие в интересной игровой форме, предназначено для внеклассной работы,можно использовать в группе продлённого дня. Во время этого увлекательного путешествия повторяются многие темы:т...

Занимательные игры-шутки с элементами математического счёта Математические игры в 1-2-х классах

"Логические концовки"Вооружись логическим мышлением и закончи фразы1. Если стол выше стула. то стул .... (ниже стола).2. Если 2 больше одного, то один ....(меньше двух).3. Если сестра старше брата, то...